Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как обрести бхаву



Есть два способа обретения бхавы: садхана и милость Господа.

Садхана — это путь духовного развития, на который мы можем опираться. Сложить руки и надеяться на милость Господа глупо. Шрила Прабхупада пишет: «Достичь экстаза можно либо общаясь с чистыми преданными, либо по особой милости Кришны или чистого преданного Кришны». Под общением с чистыми преданными Господа Шрила Прабхупада подразумевает преданное служение, поэтому в данном случае садху-санга — синоним садханы. Шрила Прабхупада особо подчеркивает, что, как правило, человек достигает бхавы посредством садху-санги. «Только в очень редких случаях человек достигает этой стадии по милости Кришны или Его преданного. То есть, чтобы наверняка достичь стадии экстаза, нужно неукоснительно следовать всем принципам преданного служения в обществе преданных <…> «Вот почему так важно постоянно общаться с чистыми преданными, которые по утрам и вечерам поют и повторяют мантру Харе Кришна».

Садхана, в свою очередь, делится на ваидхи-садхана-бхакти и рагануга-садхана-бхакти. В зависимости от того, какая из садхан привела человека к бхаве, будет отличаться качество бхавы. В начале книги говорилось о том, что для того, чтобы садхана приводила к бхаве, она должна обладать вкусом. Для определения вкуса Рупа Госвами употребляет слово садхана-абхинивеша (абхинивеша — погруженность). То есть, пока мы находимся в состоянии майа-абхинивеша, мы погружены в майу, и до тех пор, пока наша погруженность не перейдет в сферу садханы, мы ничего не достигнем. Садхана плодоносит только тогда, когда она совершается со вкусом. Примером преданного, достигшего бхавы посредством занятий ваидхи-садханой, является Нарада Муни. Бхава, которой он достиг, не имеет такого выраженного характера, какой достигает преданный посредством занятий рагануга-садханой. Бхава Нарада Муни зародилась в результате общения с преданными, а это одна из анг ваидхи-садхана-бхакти. Чтобы проиллюстрировать бхаву, возникающую в результате общения с преданными, Рупа Госвами цитирует Господа Капила Муни (ШБ, 3.25.25):

сататам прасангам мама вирйа-самвидо

бхаванти хрит-карна-расайанах катхах

тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани

шраддха ратир бхактир анукрамишйати

«Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так рождается истинная привязанность и начинается преданное служение».

В качестве иллюстрации того, как преданный обретает бхаву на пути рагануги, Рупа Госвами приводит пример из «Падма-пураны» с красавицей Чандракати, которая всю ночь танцевала перед Божеством Кришны, намереваясь таким образом выразить свою любовь к Нему. Чандракати практиковала каманугу, она шла по пути гопи, в результате чего достигла соответствующей своей практике бхавы.

Другой способ получения бхавыкрипа, милость. Ее можно получить либо от преданных Господа, либо от самого Кришны. Соответственно, есть три пути, с помощью которых эта милость передается: 1) вачика-дана, высказанные благословения; 2) даршана-дана, взгляд; 3) харда-дана, сердечные благословения (благословения, не высказанные вслух). Рупа Госвами приводит несколько примеров того, как это происходит: 1) через слова получил милость Нарада; 2) когда Кришна показался обитателям провинции Джангала, они сразу же обрели любовь к Богу; 3) Шукадева Госвами обрел бхаву во чреве матери, когда не мог ни видеть, ни слышать Кришну.

Однако здесь важно рассмотреть следующий момент. Кто может раздавать благословения, кому и каким будет результат этих благословений?

Сила благословения зависит от чистоты человека, который его дает. Говорится, что человек находящийся на уровне премы может раздавать благословения всем, кому пожелает, и подвести любого человека, независимо от уровня его восприимчивости, к уровню бхавы. Примером такого невосприимчивого человека является охотник Мригари, получивший благословения от Нарада Муни. Бхава-бхакты могут давать благословение тем, кто занимается практикой садхана-бхакти и неверующим людям. Результат таких благословений будет зависеть от уровня тех, кому они даны. С адхакам бхава-бхакта дает вкус к садхане (уровень ништхи), материалистам — шраддху, небольшой вкус к практике сознания Кришны. Ваидхи и рагануга-садхаки могут давать благословения материалистам. Результат их благословений — слабая шраддха. Благословения садхаков выражаются в наставлениях и личном примере.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 523 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...