Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В четвертой главе «Нектара преданности» Шрила Прабхупада говорит о трех формах привязанности: 1) к материальному благополучию — бхукти; 2) имперсональному освобождению — мукти и 3) Вайкунтхе — месту, где можно наслаждаться айшварьей. Все эти формы привязанностей являются препятствиями на пути к Кришне.
Ученик и последователь Рупы Госвами Рагхунатх дас Госвами в четвертой главе «Манахшикши» говорит о существовании трех препятствий, мешающих человеку достичь высшей цели жизни — бхакти, и у которых, в свою очередь, есть три причины: 1) заставить человека, ставшего на путь бхакти, вернуться к бхукти может общение с материалистами, а именно — разговоры на мирские темы, праджалпа. Он сравнивает праджалпу с женщиной легкого поведения: подобно тому, как проститутка обворовывает человека, праджалпа лишает разума, сосредоточенного на Господе; 2) на путь мукти человека возвращает асат-санга, общение с имперсоналистами; 3) на путь айшварьи становятся те, кто общается с практикующими айшварью.
Чтобы опровергнуть ценность айшварьи, Рупа Госвами один за другим приводит двадцать семь стихов, убеждая нас в величии бхакти и правильности выбранной нами цели. Он вводит нас в общество преданных, которые, один за другим, отказываются от освобождения — Махараджа Притху, Шукадева Госвами, Вритрасура, Господь Шива, Индра, Прахлада Махарадж и Гаджендра.
В Девятой Песни «Шримад-Бхагаватам» Кришна повествует о существовании пяти форм освобождения: 1) слияния с Господом; 2) обитания на планете Господа; 3) владении богатствами Господа; 4) обладании телом, подобным телу Господа; 5) непосредственному общению с Господом. Мы уже говорили, что эти формы освобождения несколько напоминают пять существующих рас: саюджья — шанту; салокья — дасью; сарупья — сакхью; саршти — ватсалью; самипья — мадхурью.
Принципиальная разница между всеми этими формами освобождения и настоящими расами состоит в цели, которую ставит перед собой человек. В отличие от человека, который жаждет наслаждаться величием Господа, Его богатствами, славой и привилегиями пребывания рядом с Ним, преданного привлекает служение Господу. И того и другого привлекает Нараяна, но в первом случае — Нараяна в Его внешних проявлениях, в богатстве и славе; во втором случае привлекает непосредственно Личность Господа и взаимоотношениями с Ним.
Все эти формы освобождения свидетельствуют о том, что живое существо путем совершения множества аскез и очищения сердца от камы, кродхи, лобхи, мохи и матсарьи, достигло высокого духовного уровня — айшварьи. Однако, поскольку цель его определялась не любовью, ему не удалось развить в своем сердце чистой привязанности к Господу.
В четвертом стихе «Дамодараштаки» Сатьяврата Муни, обращаясь к Господу, выстраивает иерархию духовных ценностей:
варам дева мокшам на мокшавадхим ва
на чанйам врине хам варешад апиха
идам те вапур натха гопала-балам
сада ме манасй авирастам ким анйаих
Врине — выбираю; мокша-авадхим — высшее освобождение; вара-ишад — от Тебя; способного исполнить любое желание; авирастам — пусть войдет.
«О Господь, Ты можешь даровать любые благословения, но я не молю Тебя ни о безличном, ни о высочайшем освобождении (обретении вечной жизни на Вайкунтхе) и ни о каком благе, которое можно получить, следуя девяти принципам бхакти. О Господь, я хочу лишь, чтобы Ты в образе Балы Гопалы, находящегося во Вриндаване, всегда пребывал в моем сердце. Мне не нужны никакие другие дары, кроме этого».
Если человек ставит своей целью достижение освобождения — это высокая цель. Еще более высокая цель — достижение Вайкунтхи, но и это не предел: когда Кумары встретили на Вайкунтхе Нараяну, они сказали Ему, что готовы жить даже в аду, лишь бы иметь возможность практиковать садхана-бхакти. Но Сатьяврата Муни не хочет даже этого, его цель — ни на миг не расставаться к Господом Кришной в образе Гопалы. Это более высокая ступень, чем садхана-бхакти, поскольку, практикуя садхана-бхакти самое большее, чего можно достичь — Вайкунтха, имея же привязанность в своем сердце к Кришне, человек достигает непосредственно Кришны. Таким образом, именно Вриндаван и поклонение Радхе и Кришне на трансцендентной земле Вриндавана является высшей ценностью человеческого существования.
И в конце этой главы Рупа Госвами призывает нас поставить своей целью достижение Кришны, который является источником двенадцати рас, проявленных в самой высшей их форме.
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 910 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!