Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Квалификация преданного



Какие качества определяют готовность человека к практике садхана-бхакти?

Шрила Прабхупада утверждает: чтобы человек мог начать заниматься преданным служением, ему не нужны материальные качества, — бхакти не зависит от возраста, пола, национальности, варны или ашрама. Единственным условием для обретения бхакти является вера. Отличительная особенность людей, которые приходят к вере в Кришну, — сочетание разочарования в материальной жизни и сукрити, запаса благочестия, связанного с бхакти. Такая комбинация внешних обстоятельств приводит к появлению в сердце человека шраддхи. Кроме того, человек должен встретить преданного Господа. Все это вместе Рупа Госвами называет удачей. А человека, в ком эти составляющие нашли прибежище — очень удачливым человеком, а тибхагьена:

йах кенапйа-атибхагьена

джата-шраддхосйа севане

нати-асакто на ваирагйа

бхагасйам адхикарйасай

Итак, первый элемент — большая удача. Далее Рупа Госвами говорит о двух других элементах: человек не должен быть слишком привязан к материальному миру, как и слишком безразличен к нему. Ваидхи - садхана-бхакти — это деятельность чувств, и если наши чувства абсолютно равнодушны к объектам, мы не можем использовать их в служении Кришне. Иными словами, смысл данного Рупой Госвами определения квалификации человека, пригодного для практики бхакти, состоит в следующем:

1) человеку должно повезти — он должен встретиться с махатмами;

2) он должен разочароваться в материальном мире, но не слишком, иначе он станет гьяни;

3) он не должен быть слишком привязан к материальному миру, иначе он станет карми (более благочестивым, чем прежде, но все же карми).

Определяя чистое преданное служение, мы говорили о сварупа - лакшане и татастха - лакшане, — о главных и второстепенных признаках определяемого предмета. В данном случае сварупа-лакшаной является садху-санга, встреча с преданным.

В Одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам» (11.20.9) Кришна говорит Уддхаве, что человек должен исполнять свои обязанности в системе варн и ашрамов до тех пор, пока не утратит к ним интереса и не обретет веру в шастры и слушание повествований о Господе. Подтверждая определение квалификации преданного, Рупа Госвами цитирует другой стих из Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам» (11.20.8):

йаддриччхайа мат-катхадау

джата-шраддхасту йах пуман

на нирвинно натисакто

бхакктийогосйа сиддхидах

«Привязаться ко Мне может только тот, на чью долю выпала редкая удача. Даже если человек не до конца избавился от привязанности к кармической деятельности и не очень сильно привязан к преданному служению, его служение быстро принесет плоды ».

Эти стихи «Шримад-Бхагаватам», произнесенные Самим Кришной, объясняют нам, каким образом возникает и растет вера. Кришна говорит, что шрадха не зависит ни от чего, она рождается сама собой, при этом давая понять, что Его безграничная милость проливается на тех, кто исполняет предписанные обязанности, изучает шастры и слушает повествования о Нем. Причем милость Господа проявляется через общение с преданными Господа, садху-сангу.

Вера в шастры и повествования о Кришне — это особая форма веры. Занимаясь преданным служением, человек может сохранять материальные привязанности, поскольку основным ее элементом является вкус. Этот вкус, предшествующий глубокой вере, основанной на знании, — одно из проявлений независимой природы бхакти.

Итак, уровень духовной квалификации человека определяется двумя факторами: верой и знанием. Кроме них, существует еще один фактор — милость преданного. Наше положение на лестнице бхакти может сильно зависеть от милости, полученной нами от садху. Даже если мы сами не обладаем знанием шастр, благодаря милости вайшнава мы можем легко подняться над своим преждним положением.

Квалификация для начала ваидхи-садхана-бхакти носит название шастра вишвасамаи-шраддха. Вишвас — уверенность; шастра вишваса — уверенность в шастрах, рожденная кришна-катхой. В редких случаях возникает другая разновидность веры — бхава-мадхурья-лобхамайи. Это более сильная вера: у человека вдруг появляется страстное желание, лобха, пережить определенные отношения с Кришной, однако это происходит в исключительных случаях.

Вера шастра-вишвасамаи делает человека готовым к практике ваидхи-садхана-бхакти, тогда как вера бхава-мадхурья-лобха — квалификация для рагануга бхакт. До тех пор, пока такая вера не зародилась в сердце человека, он не готов к тому, чтобы приступить к рагануга-садхана-бхакти. Сам факт возникновения такой веры означает, что человек в прошлой жизни уже достиг определенного духовного уровня. Бхакта, практикующий ваидхи-садхану, со временем может развить в себе такую веру. Это происходит на уровне ручи, и выражается в том, что у человека возникает глубокое желание направить все свои усилия на усиление духовного вкуса.

Кришнадас Кавирадж Госвами в «Чайтанья-Чаритамрите» определяет веру как твердое убеждение в том, что, занимаясь кришна-бхакти, человек достигает результатов всех остальных форм деятельности.

Мы говорили о том, что стимулом к началу ваидхи-садхана-бхакти является страх смерти. Когда у человека появляется глубокая вера и знания, страх уходит. Иными словами, человек избавляется от страха настолько, насколько он предается Кришне. Шраддху, возникающую в начале духовного пути, можно укрепить, изучая священные писания.

Бхактивинода Тхакур утверждает, что только слабая вера зависит от шастр. Если вера слаба, и при этом человек не изучает шастры, он обречен на падение, причина которого — дурное общение. Человек не в силах сам справиться с обилием различных мнений и аргументов, но, опираясь на шастры, он сохраняет устойчивое положение на лестнице ваидхи-садхана-бхакти. Поэтому очень важно в самом начале духовного пути принять авторитет человека, который знает шастры.

Знать шастры значит знать семь аспектов истины, таттвы: 1) кто такой Кришна; 2) что представляют собой и как действуют энергии Кришны; 3) какие отношения связывают Кришну с другими живыми существами; 4) кто эти дживы, с которыми Кришна связан вечными взаимоотношениями; 5) каким образом живое существо попадает в материальный мир; 6) как может освободиться из уз самсары; 7) в чем суть философии ачинтья бхеда-абхеда таттвы.

В зависимости от того, насколько человек хорошо знает семь составляющих истины, его называют: уттама, мадхйама или каништха-адхикари. Слово уттама переводится как самый высший, мадхйама — находящийся посередине, каништха — мизинец.

Вера уттама-адхикари непоколебима, а знание священных писаний — совершенно, шастра-йукти-нипунау. Уттама-адхикари не просто знает шастры, он владеет логикой шастр (использует знание шастр в любых обстоятельствах). Важно отметить, что вера уттама-адхикари это вера в таттва-вичар — в семь вышеперечисленных аспектов истины, в абхидейа-вичар — в процесс преданного служения, и в ценности, определяемые шастрамипурушартха-вичар.

Шрила Прабхупада утверждает, что уровень уттама-адхикари это уровень гуру: «У ттама-адхикари глубоко убежден, что конечной целью жизни является достижение трансцендентного любовного служения Кришне и что Кришна — единственный объект поклонения и любви». Знание самбандхи, абхидеи и прайоджаны определяет качества духовного учителя.

О мадхьяма-адхикари говорят — шраддхаван, обладающий верой. Вера мадхьяма-адхикари — это вера в гуру. И хотя он не обладает совершенным знанием священных писаний, вера его достаточно сильна.

Вера каништха-адхикарикамала-шраддха, пластичная или гибкая. На такую веру очень легко влияют внешние обстоятельства. Тем не менее, несмотря на то, что вера каништха-адхикари слаба, он понимает: «Я не хочу ничего, кроме Кришны». И этого достаточно для начала занятий ваидхи-садхана-бхакти.

Согласно Бхактивиноде Тхакуру, на лестнице бхакти адхикари располагаются следующим образом: каништха — с уровня шраддхи до уровня анартха-нивритти, включительною. До тех пор, пока в сердце человека присутствуют анартхи, его одолевают сомнения, и вера его слаба. Уровень мадхьяма-адхикари начинается с ништхи; уровень уттама-адхикари — с ручи.

Следует также отметить, что адхикар — относительное понятие. Человек может быть в высшей степени квалифицированным для занятия одним видом деятельности, при этом оставаясь каништхой в другом. Как, например, есть два пути — бхагавата-марг и панчаратрика-марг. Человек может быть в высшей степени квалифицированным, чтобы идти по пути панчаратрика-марга, и оставаться каништхой для бхагавата-марга. В случае с рагануга-садханой уровень мадхьяма-адхикари начинается уже с ручи, а уровень уттама-адхикари — с асакти. В «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанье-Чаритамрите» приводятся другие определения уттама, мадхьяма и каништха-адхикари. Но эти определения также весьма условны.

После того, как Рупа Госвами определяет разные уровни квалификации для занятия бхакти, он говорит о тех, кто находится ниже каништхи: попавшие в беду, желающие материальных богатств, любознательные и гьяни. Соответственно, цель этих людей (в отличие от цели каништхи, которая совпадает с целью священных писаний) — освобождение от страданий материального мира или обретение каких-либо материальных благ. Рупа Госвами приводит пример каждого из них. Примером попавшего в беду является Гаджендра; любознательного — мудрецы Наимишараньи во главе с Шаунакой Риши; желающего материальных богатств — Дхрува Махарадж, гьяни — четыре Кумара. Несмотря на то, что все они очень разные, Рупа Госвами отводит для них одну категорию — ниже каништхи. Эти люди могут стать каништхами благодаря сукрити и санге, общению с преданным Господа или Cамим Господом. Так, слон Гаджендра молил Вишну об освобождении, но, увидев Господа, он тут же отбросил корыстный мотив. Шаунака Риши и мудрецы Наимишараньи молились о райской жизни, но благодаря общению с Сутой Госвами, все они стали преданными. Санга — важный элемент в процессе предания себя Господу, однако основой, которая позволяет живому существу возвыситься до уровня преданности, является сукрити.

Сукрити — это деятельность, непосредственно связанная с Кришной и преданным служением Ему. Условно ее разделяют на деятельность, связанную с: 1) местом; 2) временем; 3) предметами. Когда мы говорим о деятельности, связанной с местом, мы подразумеваем посещение святых мест: храмов, мест паломничества. Время, в данном случае, указывает на соблюдение постов и дней экадаши. Предметы: вкушение прасада, служение туласи... Если человек, например, решил устроить «разгрузочный день», и этот день пришелся на экадаши, как результат он получает сукрити. Деятельность, дающая человеку агьята-сукрити, отличается от садхана-бхакти тем, что совершается неосознанно, поскольку садхана-бхакти подразумевает осознание славы и величия Господа.

Когда человек накапливает достаточное количество сукрити, слова садху доходят до его сердца. Общаясь с преданными, он развивает желание возвыситься до их уровня. В зависимости от того, сколько сукрити накопил человек, он поднимается до уровня каништхи, мадхьямы или уттамы. Ведическое общество хорошо именно тем, что позволяет каждому человеку накапливать сукрити. Если человек накопит его слишком много, то при определенных обстоятельствах он сразу возвысится до очень высокого уровня. Как, например, это случилось с Кумарами.

Различают три вида сукрити: бхакти-сукрити, брахма-гьяна-сукрити и карма-сукрити. По определению, они приводят соответственно: к бхакти, к освобождению или к материальным наслаждениям. Но говоря о сукрити, мы подразумеваем деятельность, непосредственно связанную с неосознанным бхакти.

Продолжая описание квалификации, необходимой для начала занятий бхакти, Рупа Госвами предостерегает нас от опасности, которая грозит нашей шраддхе: бхукти и мукти — желания материального наслаждения и имперсонального освобождения. Рупа Госвами сравнивает бхукти и мукти с пишачами, злыми духами (1. 2. 22):

бхукти-мукти сприха йават пишачи хриди вартате

тавад бхакти сукхасйатра бхудайо бхавета

Смысл этого сравнения в том, что злые духи водятся в грязных местах, и до тех пор, пока наше сердце будет открыто для них, в нем не поселится чистая любовь к Богу.

Бхактивинода Тхакур говорит, что, если не оградить нашу шраддху в самом начале духовного пути от влияния бхукти и мукти, она превратится в анартху. Он сравнивает шраддху с ребенком, едва появившимся на свет, который нуждается в уходе родителей. Подобно новорожденному, наша шраддха нуждается в опеке до тех пор, пока мы не достигли квалификации уттамы и не избавились от телесных представлений. В противном случае внешние соблазны материального мира уничтожат ее. Человек должен ставить перед собой цель — достичь уровня уттамы, изучая священные писания, тогда бхукти и мукти не будут представлять для него опасности.

Вывод, который можно сделать из всего сказанного следующий: бхакти не имеет иной причины, кроме самой бхакти, бхакти — беспричинна. Для занятий бхакти не нужно обладать предварительной квалификацией. Все что нужно — это оказаться в нужное время в нужном месте. Значит ли то, что, обретя крупицу шраддхи, мы должны успокоиться?

Для того, чтобы начать заниматься бхакти, человеку действительно не нужно обладать никакими качествами, однако, чтобы наша вера не погибла под влиянием внешних обстоятельств, она должна расти. Это происходит посредством изучения священных писаний, которые, в свою очередь, дают вкус продолжать следовать по пути садхана-бхакти, и в этом –- смысл третьей главы «Нектара преданности» Шрилы Прабхупады.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1408 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...