Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самодостаточность и независимость бхакти



В пятой главе «Нектара преданности» Шрила Прабхупада говорит о том, что причиной самодостаточности и независимости бхакти, является духовная природа преданного служения. Поскольку изначально мы духовны, бхакти уже пребывает в нашей душе и, соответственно, любой из нас может начать практиковать преданное служение независимо от уровня, на котором он находится. Самодостаточность и независимость — неизменные характеристики души. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что преданное служение трансцендентно к материальному миру и не имеет причины, оно доступно всем и естественно для всех. Подтверждая это, Шрила Прабхупада приводит пример нитьянанда-вамши: потомки Господа Нитьянанды объявили себя единственными законными наследниками бхакти. Другие считают, что только брахманы могут заниматься бхакти. Все эти утверждения ложны, поскольку бхакти не имеет отношения к телу. Бхакти — атрибут души, имеющей единую с Богом природу сат-чит-ананда-виграха. В доказательство этого Рупа Госвами цитирует отрывок из «Падма-пураны»: «Дорогой царь, право заниматься преданным служением есть у каждого, как и право совершать омовение по утрам в месяц Магха».

Итак, с одной стороны, бхакти независима, с другой — чтобы заниматься бхакти, нужно отречься от любой цели, отличной от бхакти. Вывод из этого утверждения: каждый может отречься от бхукти и мукти, если осознает свою духовную природу. Наша природа в том, что мы — слуги Господа. Чтобы понять это, не обязательно обладать особыми качествами. Когда мы поймем, что мы слуги, бхукти и мукти сами покинут наше сердце.

Однако не стоит дожидаться, пока это произойдет само собой, утверждает Рупа Госвами, и если к материальным желаниям можно относиться с определенной долей снисходительности, то желание раствориться в брахмане нужно решительно вырвать из своего сердца.

Это очень хорошо демонстрирует стих, приведенный Господом Чайтаньей в беседе с Рамананда Раем, некогда произнесенный Господом Брахмой, суть которого в том, что человек должен отказаться от усилий по достижению освобождения, оставаясь при этом стхане-стхита — на том же самом месте. Отказаться от мокши, не значит сменить ашрам. Какое бы положение в системе варнашрамы ни занимал человек, он может сохранять привязанности, соответствующие своему положению, практикуя при этом бхакти. Этот стих определяет также цель варнашрама-дхармы в процессе духовного роста человека.

Однажды после лекции одна матаджи спросила меня: «Какой смысл говорить о мукти, если на Западе никто ничего не знает о подобных практиках?!»

Мне пришлось возразить ей: в одной только Калифорнии существует около четырех тысяч центров, представляющих различные школы, цель которых — освобождение. В Сан-Франциско, где Шрила Прабхупада осуществлял свою проповедь, на каждом шагу ему доводилось встречать рекламные объявления майавади, предлагающих услуги по телепортации в брахман. И в Россию это пришло не из Америки, а из нашего сердца. Что мы видим сегодня на книжных лотках в Москве? С одной стороны — порнография, с другой — имперсонализм. Поэтому не стоит недооценивать опасности, которую представляет мукти.

Универсальность преданного служения заключается в том, что человеку, практикующему бхакти, нет необходимости совершать специальные очистительные ритуалы, даже если он допускает ошибки в процессе практики. Преданное служение, в силу своей духовной природы, может очистить человека от всех последствий греховных поступков.

В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами приводит семь доказательств, подтверждающих универсальность бхакти, первое из которых — стих «Шримад-Бхагаватам» (11.21.2): «Разницу между добродетелью и пороком можно описать так: те, кто уже достиг высот в преданном служении, никогда снова не встанут на путь кармической деятельности или эмпирического философствования. Если человек неуклонно следует по пути преданного служения и придерживается регулирующих принципов, утвержденных авторитетными ачарьями, — это самая большая добродетель».

Сложно дать универсальное определение добродетели и порока. Что является добродетелью для одного, может быть пороком для другого. Однако Кришна говорит: «Исполнение предписанных обязанностей, соответствующих внутренней природе (варне, ашраму) человека, характеризует добродетель; уклонение же от своих обязанностей — порок».

Цитируя этот стих, Рупа Госвами дает нам понять, что, в конечном счете, предписанными обязанностями для любого человека являются принципы бхакти, поскольку преданное служение отражает внутреннюю природу живого существа, являясь неотъемлемым правом и обязанностью каждого. Человека, осознавшего свою духовную природу и ставшего на путь бхакти, следует считать благочестивым даже в том случае, если он не соблюдает обязанностей общества варнашрамы, поскольку он исполняет главный долг, отвечающий его природе. Такое положение не может служить оправданием для людей, не желающих исполнять своих обязанностей перед обществом. Человек свободен от всех остальных долгов ровно настолько, насколько он осознал свой главный долг — служение Кришне.

Этот стих указывает также на то, что путь кармы и гьяны не ведет к бхакти. Прежде Рупа Госвами объяснял нам, посредством чего мы можем обрести бхакти, сейчас же — посредством чего бхакти обрести нельзя. На это необходимо обратить особое внимание, поскольку даже в нашем обществе существует множество людей, которые убеждены, что карма и гьяна, как методы, необходимы для достижения бхакти.

Достичь дхармы, артхи, камы и мокши можно, практикуя бхакти, а потому бхакти является главной садханой, тогда как карма и гьяна — второстепенные средства для достижения второстепенных целей. Бхактивинода Тхакур говорит, что если мы ставим перед собой какую-либо цель, главной садханой является метод, ведущий непосредственно к достижению цели. Бхакти как садхана, является основным средством достижения бхакти как цели, тогда как карма и гьяна являются второстепенными средствами, поскольку сами по себе они не могу привести человека к бхакти.

Например, смысл жизни обычного человека в том, чтобы быть счастливым, — «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Большинство людей видят счастье в дружной семье, отдельной квартире, хорошей работе. Чтобы достичь цели жизни, человек вначале идет в институт, получает диплом. В этом случае его садханой является учеба. Сами по себе учеба и диплом, не приносит человеку счастье, но чтобы дойти до конца, человек вынужден ставить промежуточные цели, приближающие его к заветной мечте. Соответственно, метод для достижения промежуточной цели также не является главным. Получив диплом, человек ставит перед собой цель заработать деньги, жениться, затем купить дом… На пути к главной цели существует множество промежуточных целей и все средства к достижению этих промежуточных целей являются второстепенными. Однако человек может стать счастливым значительно быстрее, если, например, у него отыщется богатый родственник. Он сможет сразу же поселиться в его доме и ждать пока дом не перейдет к нему по наследству — это будет основной садханой.

Гьяна и карма помогают человеку достичь промежуточных целей на пути к высшей цели — бхакти, но бхакти при этом остается главной садханой преданного, поскольку только она может привести человека к преме.

Итак, преданный Господа освобождается от всех долгов перед обществом ровно в той степени, в которой он осознал свою духовную природу, т. е. перестал отождествлять себя с материальным телом. Такое понимание происходит посредством общения с истинным духовным учителем. Человек понимает, что он душа, а значит, не имеет отношения к варнашраме, поскольку обязанности, предписанные варнашрама-дхармой, предназначены для обусловленных живых существ и выполнение их не является прямым способом обретения любви к Богу.

Еще одна цитата, приведенная Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» из «Агастья-самхиты»: «Как освобожденной душе не обязательно соблюдать регулирующие принципы, указанные в писаниях, так и человеку, занятому служением Господу Рамачандре, ни к чему совершать ритуалы, описанные в приложениях к Ведам».

Неоднократно Рупа Госвами напоминает нам о том, что для тех, кто встал на путь бхакти варнашрама не нужна. Наряду с этим Господь Чайтанья в беседе с Рагхунатхой Дасом Госвами говорит, что человек, преждевременно оставивший предписанные обязанности, подобен обезьяне (мараката-вайрагья). В этих двух утверждениях нет противоречия: действительно, чтобы обрести бхакти, достаточно одной бхакти, но прежде чем отказаться от выполнения предписанных обязанностей, необходимо полностью очистить свое сердце от вожделения. До тех пор, пока человек полностью не очистится от камы, ему следует выполнять правила и предписания садхана-бхакти, одновременно исполняя свои обязанности в системе варнашрама-дхармы.

Однажды Ситадеви спросила у Господа Рамачандры, по каким признакам можно узнать человека, который избавился от вожделения. Господь Рамачандра назвал три таких признака: 1) внимание человека, избавившегося от вожделения, целиком поглощено Верховной Личностью Бога (в этом случае он полностью избавляется от потребительского отношения к любым другим объектам); 2) такой человек никого не ругает без необходимости (раздражительность свидетельствует о внутренней неудовлетворенности); 3) он никогда не лжет (человек лжет, если хочет выглядеть лучше, чем он есть на самом деле).

Бхактивинода Тхакур говорит, что в случае отсутствия в обществе принципов варнашрамы (это наш случай), человек должен полностью принять прибежище садхана-бхакти, при этом, хорошо понимая, что кама все еще живет в его сердце и придется много поработать, прежде чем он обретет устойчивый вкус в преданном служении Кришне.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1106 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...