Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Три формы бхакти



Процесс преданного служения начинается с момента, когда человек получает семя бхакти-латы. Как правило, это происходит по милости человека, который сам имеет вкус к преданному служению.

Во время одного из путешествий по Индии мне довелось присутствовать на собрании садху. Всего было около ста пятидесяти человек, причем большинство представляли майавади. Они если и имели вкус, то это был вкус спорить на разные философские темы. На собрании также находился один вайшнав Шри-сампрадаи. Этот преданный обладал таким вкусом, что в конце концов смог передать его всем присутствующим. Для других давалось десять — пятнадцать минут, но этот садху говорил полчаса на чистом санскрите, и все слушали его, затаив дыхание.

Так человек получает бхакти-лата-бхиджу, и с этого момента начинается его преданное служение. Мы говорим, что преданное служение человека начинается с сукрити. Но что подразумевается в данном случае под сукрити? Достаточно ли заниматься благочестивой деятельностью, чтобы получить бхакти? Вырыть колодец или, например, посадить дерево? Нет.

Сукрити (в нашем случае) это деятельность, связанная с великими духовными личностями, которая пробуждает в сердце обусловленной души желание заниматься практикой садхана-бхакти. Другими словами сукрити это любая деятельность, которая, так или иначе, связана с чистым преданным Господа. Если мы совершаем что-то для такого преданного, это порождает в нашем сердце желание заниматься садхана-бхакти. Шрила Прабхупада построил на этом принципе свое Движение. Он предоставлял людям возможность хоть что-то сделать для Кришны.

Есть знаменитая история о том, как Шрила Прабхупада пристраивал свои книги в косметический магазин. Кто-нибудь видел самые первые книги «Шримад Бхагаватам», которые Шрила Прабхупада издал в Индии — такие красные книги, где все строчки немного наперекосяк, и в каждой строчке примерно по пять ошибок?

Это был роскошный косметический магазин в самом центре Нью-Йорка, но Шрила Прабхупада пришел и сказал: «Поставьте мои книги на витрину».

Хозяин магазина был весьма удивлен: «Какое отношение мой косметический магазин имеет к вашим книгам?» Шрилу Прабхупаду такая реакция ничуть не смутила, — он не собирался отказываться от своего намерения, — стал приходить в этот салон каждый день и кормить хозяина самосами. В конце концов хозяин сдался и выставил книги Шрилы Прабхупады на витрину своего магазина. Впоследствии он стал преданным и всегда говорил с гордостью: «Эти книги я стал распространять раньше, чем вы все вместе взятые».

После того, как семя бхакти-латы попадает в сердце человека, оно начинает расти. Разумеется, в том случае, если мы культивируем этот вкус. И процесс культивации вкуса называется садхана-бхакти. По мере того, как человек переходит с одной ступени преданного служения на другую: от шраддхи к садху-санге, от садху-санги к бхаджана-крийе, от бхаджана-крийи к анартха-нивритти, от анартха-ниврити к ништхе и так далее, его вкус растет.

Слово садхана происходит от санскритских корней садх и сидх. Первый значит — достижение цели, второй — совершенство. Это значит, что садхана — это не просто деятельность, а высшая деятельность. Деятельность, которая приводит к совершенству, к достижению высшей цели. Есть еще одно значение слова садхана — логическое доказательство. Поэтому определение может выглядеть так: садхана — это деятельность, которая доказывает саму себя, подтверждает свою правоту.

Так или иначе, садхана — это метод для достижения цели. И нашей садханой является бхакти. Бхакти это цель и бхакти это средство для достижения цели. Мы достигаем бхакти с помощью бхакти. Точнее, мы достигаем према-бх акти или бхава-бхакти с помощью садхана-бхакти. На уровне садханыбхакти является средством для достижения цели, на уровне премы — целью.

Мы знаем, что существует три формы бхакти: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Не правильнее было бы сказать, что существует два вида бхакти: бхакти — средство и бхакти — цель?

В Одиннадцатой Песне «Шримад Бхагаватам» (11.3.31) есть замечательный стих, где говорится, что бхакти это и метод и цель. Бхакти порождает бхакти. Преданные постоянно напоминают друг другу о Кришне, что позволяет им самим помнить о Нем. При этом цепь греховных поступков разрывается. Господь Хари уносит все, что заставляет страдать человека. Таким образом, стараясь помнить о Кришне и напоминать о Нем другим, человек достигает ступени бхавы. Здесь описывается как этот процесс работает. То есть бхава, безусловно, в соответствии с этим стихом является целью. Согласно этого стиха, бхава, безусловно, является целью. Но можно ли достижение бхавы считать совершенством? С помощью регламентируемого преданного служения человек достигает уровня бхавы, но все еще считается садхакой. Он достиг предварительного очищения, но продолжает практиковать садхану чтобы сердце его очистилось полностью. И только на уровне премы он становится сиддхой –- достигает совершенства.

Итак, на начальном этапе преданное служение –- метод, садхана. Затем, достигнув цели садханы –- бхавы он продолжает заниматься преданным служением и достигает совершенства –- зрелой любви к Богу. Поэтому можно говорить о трех формах бхакти.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 857 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...