Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВКУС — НЕЛЬЗЯ



Вторая волна восточной части «Бхакти-расамрита-синдху» описывает начальные стадии преданного служения.

В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада обращает наше внимание на три формы бхакти, которые определил в «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами: регулируемую практику — садхана-бхакти, преданное служение в экстазе — бхава-бхакти, и преданное служение в чистой любви к Богу — према-бхакти. Помимо трех форм бхакти Рупа Госвами выделил два качества садханы, четыре качества бхавы и шесть качеств премы. Мы говорили о них в предыдущих главах. Здесь имеются в виду три пары качеств бхакти (клешагхни и шубхада, мокша - лагхутакрит и судурлабха, сандарананда - вишешатма и шри кришнакаршини) — на каждом этапе преданного служения бхакти обретает два новых качества.

Следующее утверждение Шрилы Прабхупады В «Нектаре преданности» неправильно переведено на русский язык: «Рупа Госвами предлагает классифицировать людей по их наклонностям». Правильно перевод звучит так: «Рупа Госвами предлагает классифицировать людей по степени их готовности заниматься преданным служением, по степени их вкуса». В конце первой волны Рупа Госвами утверждает: «Чтобы понять бхакти-таттву (раса-татву), необходимо иметь хотя бы небольшой вкус». Т.е., предварительным условием для получения бхакти является вкус, ручи.

Когда мы говорим о начальных стадиях преданного служения, под вкусом мы понимаем веру, которая рождается в сердце живого существа. Вера имеет природу вкуса. Это относится не только к преданному служению. Чтобы заниматься любой другой деятельностью, человеку нужна вера.

Вам известно, на каком принципе построена реклама?

Реклама дает человеку вкус. Человек видит какой-то образ, слышит слова, у него возникает желание и вера в то, что, следуя советам рекламы, он будет счастлив.

Рупа Госвами говорит, что преданное служение в этой жизни — продолжение преданного служения, начатого в одной из предыдущих жизней. Тот, кто раньше никак не был связан с преданным служением, не может встать на путь бхакти. Иными словами, под вкусом подразумевается опыт. У нас должен быть опыт преданного служения. И в том, что этот опыт человек не утрачивает, переходя из жизни в жизнь, собственно и состоит милость Кришны. Даже небольшое продвижение по пути преданного служения, — говорит Кришна в «Бхагавад-гите», — освобождает человека от величайшей опасности.

Шрила Прабхупада пишет: «Людям, имеющим врожденную склонность к изучению таких книг как «Бхагавад-гита» и «Шримад Бхагаватам», преданное служение дается легче, чем философам». В «Нектаре преданности» для определения вкуса, Шрила Прабхупада использует слово «склонность».

У человека появляется склонность не просто к размышлению над идеями Канта или, например, Шопенгауэра, а именно к изучению священных писаний. Есть много различных форм спекулятивной философии, но вкус к преданному служению навсегда остается в душе человека.

В данном случае ручи — это представление о том, что бхакти-шастры — высшее знание, а «Бхагавад-гита» и «Шримад Бхагаватам» — высшие из священных писаний. И мы убеждены, что это так, поскольку логику всегда можно опровергнуть, вкус же опровергнуть нельзя. И вот эта убежденность, в свою очередь, дает нам веру — шраддху, которая позволяет нам постичь священные писания.

Далее следует практика, абхьярчи. Через опыт мы обретаем вкус к изучению священных писаний, потом веру в священные писания и затем мы начинаем практиковать принципы, изложенные в священных писаниях. Шрила Прабхупада определяет бхакти как активную деятельность. Бхакти — это обязательно действие. Если человек, говорит, что верит в Бога, но при этом он ничего не делает, можно утверждать что, у него нет вкуса к служению, нет веры. Шраддха всегда подразумевает энтузиазм. Это определение Рупы Госвами из «Нектара наставлений» — у тсахан нишчайад дхаирйат тат-тат-карма-правартанат.

Шрила Прабхупада однажды рассказал замечательную историю о том, какой должна быть шраддха. Это история о Чарли Чаплине.

Однажды Чарли Чаплин пришел на бал во фраке. Но его угораздило сесть в кресло, которое было намазано клеем. Когда он встал, фалды от его фрака оторвались, и он оказался в совершенно нелепом одеянии. При этом он нисколько не смутился. Взял стоявшую рядом даму и закружился с ней в вальсе с огромным энтузиазмом. Людей, которые были одеты прилично, привлек странный человек с оторванными фалдами. А Чарли тем временем бросил первую даму и стал кружиться со второй. Стоявших и наблюдавших джентльменов заразил энтузиазмом Чарли, и они один за другим стали отрывать у себя на фраках фалды. В конце концов этот вкус распространился на всех.

Проповедники должны действовать также. Если у нас самих нет вкуса, как мы можем вселить в других шраддху? И если у нас будет вкус, чтобы мы ни делали, все будет заразительным.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 735 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...