Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Определение чистого преданного служения



1.1.11

аньябхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам

анукульена кришнану шиланам бхактир уттама

анья-абхилашита — скрытый мотив; шуньям — свободный от; гьяна — эмпирическое знание; карма — кармическая деятельность; ади — и т.д.; анавритам — покрытое; анукульена — позитивная; кришна — Кришна; ану-шиланам — следование по стопам ачарьев; бхактир — преданное служение; уттама — самая высшая, чистая.

«Чистое преданное служение — это бескорыстная непрерывная деятельность, свободная от кармы, гьяны и йоги, направленная на удовлетворение Кришны».

В одиннадцатом стихе Восточной волны «Бхакти - расамрита - синдху» Рупа Госвами дает точное определение чистому преданному служению. Любая наука подразумевает точные определения, и бхакти — не исключение. Каждую главу Рупа Госвами начинает с определения, задавая таким образом ее тему. Одиннадцатым стихом (1.1.11) задается тема всей книги, поэтому стих аньябхилашита шуньям принято считать парибхаса-сутрой «Бхакти-расамрита-синдху». Из шести существующих видов сутр (самгья-сутра; парибхаса-сутра; видхи-сутра; нийама; атидеша и адихикара) парибхаса-сутранияме-нияма-карини — косвенное определение правила ) задает тему произведения, формулируя общий принцип, в то время как все остальные стихи являются толкованием парибхаса-сутры. В «Шримад Бхагаватам», к примеру, парибхаса-сутрой является 28-й стих 3 главы Первой Песни:

эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам

индрари-вйакулам локам мридайанти йуге йуге

«Все остальные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Кришна — изначальная Личность Бога…»

Когда мы даем определение какому-либо предмету, когда мы описываем что-либо, мы имеем дело с двумя составляющими: сварупа-лакшаной и татастха-лакшаной.

Главная характеристика, сварупа-лакшана, определяет суть рассматриваемого предмета. Второстепенная характеристика, татастха-лакшана, указывает на вторичные признаки, которые могут проявиться, могут нет, в то время как основные признаки проявлены всегда. Таким образом, татастха-лакшана помогает выделить уникальные качества предмета, тогда как сварупа-лакшана задает основные качества, при этом, возможно, упуская его уникальность. В рассматриваемом нами стихе сварупа-лакшана задает позитивную характеристику, — какой бхакти должна быть, в то время как татастха-лакшана говорит о том, какой бхакти быть не должна. Таким образом, к сварупа-лакшане относятся слова анукульена-кришна-анушиланам бхактир уттама — чистое преданное служение бескорыстно, непрерывно и направлено на удовлетворение Кришны. К татастха-лакшане: анья-абхилашита шуньям гьяна-карма-ади анавритам — карма, гьяна и йога несовместимы с чистым преданным служением.

Поскольку этот стих играет особую роль в «Бхакти-расамрита-синдху», попытаемся проанализировать значение каждого его слова. Первое слово, которое следует рассмотреть — кришна.

Рупа Госвами утверждает, что уттама-бхакти, чистая преданность должна относиться к Кришне. Значит ли это, что бхакти, направленная на любую другую форму Бога не будет являться чистым преданным служением? Если я, например, рама-бхакта, будет ли моя бхакти уттама-бхакти? Ответ на этот вопрос дает во Введении «Нектара преданности» Шрила Прабхупада: «Говоря о Кришне, следует иметь в виду Верховную Личность Бога вместе со всеми Его многочисленными экспансиями. Кришна включает в Себя все». Отсюда вытекает следующий вопрос: значит ли это, что теперь любая бхакти, например, любовь к Майклу Джексону, будет чистой, ведь Майкл Джексон — тоже частица Кришны?

Шрила Прабхупада отвечает и на этот вопрос: «Обычно, когда говорят кришна, имеют в виду Кришну в Его личностных экспансиях. Кришна распространяет Себя в форме Баладевы, Санкаршаны, Васудевы, Анируддхи, Прадьюмны, Рамы… Кришна включает в Себя все эти экспансии, а также Своих чистых преданных». Поэтому, если Майкл Джексон является чистым преданным, то и бхакти по отношению к нему — уттама- бхакти. Чем прерывается связь этого мира или связь обычных людей с Кришной и преданными Кришны? Невежеством и забвением. Но те, кто непосредственно связан с Кришной, кто всегда помнит о Нем, представляют собой предмет для поклонения и любви еще более высокий, нежели Сам Господь. Поэтому о таком поклонении мы можем говорить как о чистом преданном служении. Поэтому Шрила Прабхупада и другие комментаторы утверждают, что, когда Рупа Госвами говорит кришнану шиланам, он имеет в виду Кришну, чистых преданных и все то, что связано с Кришной.

Следующее слово — анушиланам.

Слово ану значит, что мы должны следовать по стопам ачарьев. Какая в этом необходимость? Почему невозможно самому заниматься чистой бхакти?

Чтобы бхакти проявилось в нашем сердце, оно обязательно должно исходить от Кришны. Известно, что передача духовного знания осуществляется через парампару. Иными словами человек должен быть подключен к цепи, по которой передается сварупа - шакти Кришны. В зависимости от того, на каком этапе духовного развития находится человек, зависит степень его связи с парампарой. Так на уровне бхавы поток духовной энергии полностью нисходит на человека. Но даже на нашем уровне, до тех пор пока есть ану, следование ачарьям и своему духовному учителю, который находится в парампаре, можно говорить о непосредственной связи с парампарой и о чистом преданном служении на уровне садхана-бхакти.

Слово шиланам означает деятельность. Далее стоит кришна, а между ними ану. Чтобы наша деятельность в преданном служении была связана с Кришной, она должна обладать характеристикой следования — ану. Шрила Прабхупада замечательно пишет об этом во Введении: «У Господа есть три основные энергии: внешняя, внутренняя и пограничная. Живые существа относятся к пограничной энергии, а материальное космическое проявление представляет собой деятельность внешней, материальной энергии. Помимо этого, есть еще и духовный мир, представляющий собой проявление Его внутренней энергии. Когда живые существа, именуемые пограничной энергией, находятся под влиянием низшей, внешней энергии, они заняты материальной деятельностью. А когда их деятельность направляется внутренней, духовной энергией, ее называют деятельностью в сознании Кришны». Другой смысл слова ану — непрерывность. Чтобы бхакти была чистой, чтобы она не осквернялась, она обязательно должна быть непрерывной. Эти две характеристики — следование и непрерывность — сохраняют преданное служение в чистоте.

Итак, шиланам буквально значит — деятельность (культивирование, взращивание). Корень шил на санскрите также означает — характер, качество. Иными словами это целенаправленная деятельность, призванная развить в преданном определенные качества. Шрила Прабхупада подчеркивает, что слово шиланам усиливает активный момент в определении преданного служения как деятельности в сознании Кришны.

Любое действие — шила — всегда имеет два аспекта. Первый — действие как таковое; второй — результат, на который эта деятельность направлена, то, что доставляет человеку удовольствие от этой деятельности. С одной стороны усилие, с другой — эмоции как результат. На санскрите эти два аспекта находят выражение в определениях чешта-рупа и бхава-рупа. Чешта — значит усилие. Бхава — эмоции, вкус. Поскольку в данном случае мы говорим о преданном служении как действии, мы можем отметить две формы усилий: усилия на уровне практики, садханы, и усилия на уровне совершенства, бхавы. В разных случаях они будут выглядеть по-разному. На уровне садханы усилия направляются на достижение цели, причем различают два вида усилий. Шрила Прабхупада пишет, что есть два вида деятельности: деятельность, направленная на достижение какой-то цели, и деятельность, направленная на то, чтобы избежать неприятностей. На санскрите они называются правритти и нивритти. Правритти — это набор тех самых правил, которые регулируют наши действия, а нивритти — набор запретов. Помимо этого существует три другие деления деятельности на уровне садханы, — тело, ум и речь. Шрила Прабхупада говорит, что такая деятельность может быть физической, речевой и интеллектуальной. Деятельность на уровне садханы охватывает все эти три составляющие. Эмоции, которые испытывает человек от совершаемой деятельности, могут быть положительными и отрицательными, постоянными и временными. Это что касается садхана-бхакти.

Какой деятельностью будет заниматься человек, достигший уровня бхавы? Есть несколько видов бхав — вибхава, анубхава, стхайи-бхава, саттвика-бхава, вйабхичари-бхава. Если на уровне садхана-бхакти человек следует садхане — правилам и ограничениям для тела, ума и речи, то на уровне садхьи (цели) человек не следует никаким правилам и ограничениям. Он любит Кришну, и эта деятельность проявляется в том, что он общается с Кришной в форме анубхавы, при этом на его теле проявляются признаки саттвика-бхавы. Для полноты нашей схемы можно добавить, что стхаи-бхава бывает двух уровней: на уровне бхавы и на уровне премы. Таким образом сочетание слов кришнану шиланам задает весь этот огромный спектр деятельности, который может совершать человек в преданном служении. В последующих главах Рупа Госвами будет более подробно объяснять, что такое стхаи-бхава, санчари-бхава, саттвика-бхава, анубхава, вибхава, но сейчас он просто говорит кришнану шиланам. Произнося эти слова, Рупа Госвами утверждает, что, в первую очередь, мы должны определить свою цель и увидеть весь путь, который отделяет нас от нее.

Следующий элемент — анукульена — значит, что деятельность, о которой идет речь, должна сопровождаться желанием удовлетворить, в данном случае, Кришну. Не является ли слово анукульена излишним в этом стихе? И не подразумевает ли кришану шиланам само по себе удовлетворение Кришны? Анушиланам подразумевает, что Кришна уже доволен нашей деятельностью.

В комментарии к этому стиху Джива Госвами говорит, что слово анукульена необходимо, поскольку в противном случае, в определение чистого преданного служения, данного Рупой Госвами, подпала бы и деятельность Камсы. Камса тяжело трудился, постоянно думая о Кришне. Причем, о Кришне во Врадже. Тем не менее, его деятельность нельзя назвать чистым преданным служением, поскольку он хотел убить Кришну. Камса не желал доставлять Ему удовольствие. С другой стороны, мы можем видеть, как иногда мама Йашода наказывает Кришну, и Кришна на нее сердится. Она кормит Кришну, а затем сбрасывает Его со своих колен и бежит на кухню, где стоит на огне молоко. Кришна думает: «Что такое? Почему она Меня бросила? Что за безобразие?» Кришна сердится. Является ли эта деятельность преданным служением? Она как бы и не удовлетворяет Кришну, и связь с Кришной прервана, нет анушиланам. Тем не менее, это — чистая преданность, поскольку главный мотив — анукульена — желание удовлетворить Господа.

Для нас с вами слово анукульена тождественно цели. Можно увлечься деятельностью, выполняя предписания садханы, но, если мы забудем при этом, ради чего прилагаем усилия, если мы перестанем помнить, что главное в нашей деятельности — удовлетворить Кришну, ее нельзя будет назвать чистым преданным служением. С другой стороны, если человек будет думать о том, чтобы удовлетворить Кришну, но при этом не будет выполнять предписаний садханы, его деятельность также не будет чистым преданным служением, поскольку в этом случае выпадает элемент следования, ану.

Следует обратить особое внимание, что анукульена — осознанное желание. В этом случае, даже если мы ошибаемся, если делаем что-то неуклюже, но нами движет желание удовлетворить Господа, этот мотив возводит нашу деятельность в ранг чистого преданного служения, уттама-бхакти.

Все, о чем мы говорили выше, разбирая стих, касалось сварупа-лакшанам — позитивного описания преданного служения. Теперь мы перейдем к татастха-лакшанам. Не совсем правильно называть эти признаки вторичными, поскольку они также описывают уникальные качества преданного служения. В каком-то смысле эти признаки даже важнее для нас с вами.

Анйабхилашита шунйам — этими словами Рупа Госвами начинает свое определение. Слово анйа значит другие, посторонние. Слово абхилашита — желание. Вместе — аньябхилашита — посторонние желания, от которых — шуньям — нужно избавиться. Анйабхилашита шунйам значит, что у нас не должно быть иных желаний, кроме желания бхакти. То есть бхакти — это наша цель и, одновременно, средство к достижению цели.

Значит ли это, что у нас не должно быть никаких желаний уже на уровне садхана - бхакти? Мы говорили, что в понятие кришнану шиланам включается садхана, то есть самые начальные этапы преданного служения, начиная с уровня шраддхи. Значит ли это, что уже на уровне шраддхи у нас не должно быть никаких желаний?

Четвертый стих Шикшаштаки описывает состояние, когда духовный вкус перекрывает материальный. Главное желание человека, находящегося на уровне ручи — удовлетворить Кришну

на дханам на джанам на сундарим кавитам ва джагад-иша камайе

мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твайи

«Я не желаю ни богатства, ни семьи, ни женщин, ни последователей, ни образования, ни высоких слов, ни искусства. Я желаю только преданного служения Тебе». Почему? Потому что я от него получаю гораздо большее удовлетворение, чем от всего остального. Значит ли это, что чистое преданное служение начинается только с уровня ручи? Нет. Хотя грубые материальные желания уходят только на уровне ручи, преданное служение на уровне шраддхи может относиться к категории уттама-бхакти.

Секрет заключается в суффиксе. Абхилаш — желание. Но Рупа Госвами произносит абхилашита. То есть к слову абхилаш прибавляется два суффикса. Абхилаш + ин + та. Получается — абхилашита. В отличие от просто желания, аньябхилашита — глубокое желание, определяющее вторую натуру человека. Аньябхилашита значит мотив, который указывает направление, цель.

Таким образом, произнося аньябхилашита, Рупа Госвами выдвигает более сильное и одновременно более простое требование к действиям, которые можно будет определить как уттама-бхакти. Избавиться от поверхностных желаний недостаточно, нужно избавиться от глубинной, укоренившейся привычки действовать корыстно. Мы привыкли действовать инстинктивно, и инстинкт «мое» или «хочу» сидит в нас очень глубоко. С другой стороны, когда мы избавляемся от привычки действовать корыстно, то желания, время от времени возникающие в нашем уме, не прерывают чистоты преданного служения.

Что нужно для того, чтобы человек избавился от привычки действовать на основе корыстных мотивов?

Я знаю одного преданного, который после каждого круга мантры вместо привычного шри кришна чайтанья прабху нитьянанда читает — на дханам на джанам на сундарим кавитам ва джагад-иша камайе мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твайи.

Мы можем выработать в себе привычку действовать ради удовлетворения Кришны. Для этого нужно постоянно напоминать себе о цели служения, прилагать усилия, чтобы избавиться от привычки действовать корыстно. До тех пор, пока это не произойдет, наше служение не может относиться к категории уттама-бхакти.

Гьяна-кармади-анавритам. Ади — и так далее, анавритам — непокрытое.

Почему в случае с аньябхилашита Рупа Госвами применяет слово шуньям, в то время как в отношении кармы, гьяны и ади говорит — анавритам? Не слишком ли мягкое слово? Может, было бы правильным заменить его на шуньям? Тогда первое, что пришлось бы отменить вслед за этим — чтение книг. Потому что гьяна шунйам значит полное отсутствие гьяны, карма шуньям — полное отсутствие кармы.

Рупа Госвами использует другое слово — анавритам. Гьяна и карма не должны скрывать бхакти. «Чтобы сохранить чистоту в деятельности сознания Кришны, — пишет Шрила Прабхупада, — нужно быть свободным от всех материальных желаний и склонности к эмпирическому философствованию». Иными словами, какая гьяна приемлема? Бхакти-гьяна. Гьяна, которая ведет нас к бхакти. Без нее мы не обойдемся. Какая карма приемлема? Кришна-карма. Карма, связанная с Кришной. «Очень многих людей привлекают ритуалы, описанные в Ведах. Однако если человек просто привязан к ритуалам, не понимая при этом Кришну, его деятельность неблагоприятна для сознания Кришны». Гьяна и карма нужны нам, чтобы мы могли заниматься преданным служением полноценно. Однако у гьяны, как и у кармы, есть один недостаток, который заключается в том, что они имеют склонность покрывать бхакти. Когда Рупа Госвами говорит гьяна карамади анавритам — не должны покрывать бхакти, он имеет в виду, что ни карма ни гьяна не должны становиться нашей целью. Целью всегда должна оставаться бхакти.

Мы уже говорили о том, что существует множество ложных форм бхакти. Все эти формы возникают в результате того, что чистое преданное служение покрывается кармой, гьяной или ади — сиддхами, которые могут развиться у человека в процессе духовной практики. Позже мы остановимся более подробно на том, как карма и гьяна разрушают преданное служение.

1.1.12

cарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам

хришикена хришикеша-севанам бхактир-учьяте

сарва-упадхи-винирмуктам — свободное от всех желаний, возникающих из ложного самоотождествления; тат-паратвена — с единственным мотивом служить Богу; нирмалам — неоскверненное последствиями спекулятивных философских изысканий или деятельностью ради ее плодов; хришикена — посредством очищенных чувств, освободившихся ото всех внешних обозначений; хришикеша-севанам — служение господину чувств; бхактир учйате — называется бхакти.

«Чистое преданное служение — это вовлечение чувств в служение хозяину чувств Кришне, очищенное от всех желаний, возникающих из ложного самоотождествления».

Рупа Госвами ставит знак равенства между этим определением чистого преданного служения из «Нарада-Панчаратры» и определением, данным им самим в предыдущем стихе. Попробуем сопоставить элементы обоих стихов.

Что значит сарвопадхи-винирмуктам? В стихе 1.1.11 этому элементу будет соответствовать — аньябхилашита шуньям. Упадхи и есть та самая привычка отождествлять себя с телом, умом, чувствами, мыслить категориями «мне» и «мое», та самая глубинная природа человека. К примеру, человек считает себя мужчиной не только потому, что у него мужское тело, а потому, что он хочет наслаждаться определенным образом. Привычки — это не просто желания, а именно упадхи, глубинная природа.

Следующий элемент — тат-паратвена — желание служить Богу. Этому соответствует — анукульена. Нирмалам — абсолютно чистое — значит, что преданное служение должно быть чистым, свободным от кармы и гьяны.

Хришикена-севанам, в свою очередь, соответствует — кришнану шиланам.

Севанам, служение, подразумевает ану, следование. Говорится хришикеша хришикена-севанам — Сам Кришна является Господином чувств и направляет Своего преданного.

Рупа Госвами приводит еще несколько стихов, подтверждающих преимущество чистого преданного служения, над чем бы то ни было. В главе «Отличительные черты чистого преданного служения» Шрила Прабхупада цитирует стих из Третьей Песни «Шримад-Бхагаватам»: «Капиладева, наставляя Свою мать, дает следующую характеристику чистого преданного служения: «Дорогая мать, умы Моих чистых преданных, свободных от желания материальных благ и эмпирического философствования, настолько поглощены служением Мне, что им никогда не приходит в голову просить о чем-либо ином, кроме возможности заниматься этим служением. Они не просят даже, чтобы жить вместе со Мной в Моей обители».

Как и рассматриваемые нами выше стихи, этот стих «Бхагаватам» подтверждает самодостаточную, независимую природу бхакти. Преданные ни о чем не просят Кришну, кроме как о служении Ему. Когда Девахути спросила Капиладеву; каковы признаки бхакти. Он ответил, что, в первую очередь, бхакти проявляется в желании слушать трансцендентное имя и рассказы о Кришне.

Дальше Рупа Госвами цитирует стих из «Шримад-Бхагаватам» где говорится о пяти формах освобождения: саюджья-мукти (стать единым с Господом), сарупья-мукти (обладать той же формой, что и Господь), салокья-мукти (жить на одной планете с Господом), самипья-мукти и саршти-мукти (обладать теми же богатствами, что и Господь). Все эти формы освобождения являются искаженными проявлениями пяти мукхья-рассалокья (дасья), саршти (ватсалья), самилья (мадхурья), сарупья (сакхья) и саюджья (шанта).

Изначальная природа живого существа — находиться в одной из рас с Господом. Но если даже незначительная доля скверны все-таки проникает в нас, человек получает освобождение. Он может попасть на одну планету с Господом, может обладать той же формой, что и Господь, единственное, чего он не будет иметь — отношений с Господом. Он не будет иметь своей расы. Таким образом Рупа Госвами подчеркивает удивительную, независимую, самодостаточную и всепоглощающую природу настоящей бхакти, чистой бхакти, которая осмеивает даже освобождение.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 11153 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...