Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мангалачарана



Баладев Видьябхушана в комментарии к пятнадцатой мантре «Шри Ишопанишад» говорит, что для того, чтобы достичь и увидеть Господа, мало слушать о Кришне — шраванам, мало размышлять над услышанным — мананам, даже непрерывной медитации — нидидхьясанам, не будет достаточно, если в сердце преданного не будет молитвы.

Книгу «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами открывает мангалачараной. Мангалачарана — это молитва, просьба о милости, которая предшествует началу любого дела, — обращение к Кришне, гуру, вайшнавам, сопровождаемое прославлениями их качеств, деяний, — благоприятное начало, зачин.

Поскольку книгой «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами закладывает основы движения Господа Чайтаньи, каждое слово в ней исполнено глубокого смысла. Из шести стихов мангалачараны первый задает тему всей книги:

акхила-расамрита-муртих прасмара-ручи-руддха-тарака-палих
калита-шйама-лалито радха-прейан видхур джайати

«Слава Шри Кришне, Верховной Личности Бога, вместилищу всех рас! Действием Своих распространяющихся привлекательных качеств Он покорил гопи, чьи имена Тарака и Пали, и заставил погрузиться в мысли о Себе Шйаму и Лалиту. Он — очаровательный возлюбленный Шримати Радхарани. Он — источник наслаждения для всех вкусов преданности».

акхила расамрита мурти

Акхила — все, абсолютно все. Расамрита — бессмертные расы, мурти — воплощение всех рас. Главное слово в этом стихе безусловно — раса, поскольку именно раса отличает нашу философию от других. Именно раса, отношения с Господом, делает человека преданным. Мы привлекаемся качествами Кришны, которые описаны в этом стихе. Корень крш (от которого происходит имя Кришны) значит — тянуть, притягивать. Кришна притягивает, как магнит. Чем же Он так привлекателен?

В чем привлекательность, например, человека? Привлекательность человека в отношениях, которые он строит. Для нас не так важно, какими качествами обладает человек, как то, как он к нам относится. Человек может обладать возвышенными качествами, но если ему до нас нет никакого дела, если у нас нет с ним никаких отношений, его качества теряют для нас смысл. И привлекательность Кришны проявляется именно в отношениях, в расе. В том, что Он вступает в отношения со Своими преданными.

Этот стих описывает также то, каким образом Кришна влияет на преданных. Слово ручи, означающее вкус, также значит — сияние, блеск. Ручи рудха — Своим блеском Он покорил двух гопи — Тараку и Пали. Калита — Он заставил погрузиться в размышление о Себе Шьяму и Лалиту.

Почему Рупа Госвами в этом стихе называет Кришну — акхила расамрита мурти — вместилищем всех рас? Почему здесь речь идет именно о Кришне, а не, скажем, о Господе Рамачандре? Можно ли Господа Рамачандру назвать акхила расамрита мурти? Нет. У Господа Рамачандры отсутствует паракия-раса. Более того, даже сакхья у него не полная, поскольку нет никого, кто мог бы победить Его в дружеских состязаниях. Победителем всегда должен быть Сам Господь Рамачандра. Это значит, что полноты любовных отношений здесь нет. Господь Рамачандра не получает полного удовлетворения от отношений со Своими преданными, и те, кто связан с Ним, не получают того удовлетворения, которое получают преданные, связанные с Кришной во Вриндаване.

Какие отношения доставляют человеку наибольшее удовлетворение? Те, в которых мы раскрываемся в наибольшей степени, — дома или там, где нас больше любят. Когда Рупа Госвами называет Кришну акхила расамрита мурти, он говорит о Боге, который находится дома.

Бога, который находится на работе, называют Нарайаной. Нарайана — это Его должность. Как человек проявляет самое большое разнообразие отношений со своими близкими дома, так и Кришна во Вриндаване проявляет самое большое разнообразие отношений со Своими преданными.

В этом стихе также употребляются различные имена гопи: Тарака, Пали, Шйама, Лалита. Это неслучайно. Каждую из этих гопи связывают с Кришной различные отношения. Они как бы олицетворяют собой различные виды отношений с Кришной. О Тараке и Пали сказано, что их Кришна покорил. О Шьяме и Лалите говорится, что Он погрузил их в мысли о Себе. И только Радха Его покорила.

В 10-й Песни «Шримад Бхагаватам» Шукадева Госвами рассказывает, что случилось с гопи, когда Кришна уезжал из Вриндавана. Одни из них просто застыли, замолчали, побледнели... Другие — срывали с себя одежду и со слезами бросали ее в пыль. Третьи погрузились в медитацию. Четвертые потеряли сознание. В этом стихе как раз упомянуты четыре группы этих гопи. Тех, кто застыл и погрузился в медитацию, представляет Шьяма и Лалита, — это гопи левого крыла. Гопи правого крыла Тарака и Пали — из тех, что упали в обморок и рвали на себе одежду.

Мы слышали, что Радхика относится к левому крылу гопи, а Чандравали — к правому. Обе гопи привязаны к Кришне, но привязанность — снеха — у них разная. Привязанность одних называют грихита снеха, что значит, что она подобна топленому маслу. Привязанность других — маду снеха — меду. Чем топленое масло отличается от меда? И то, и другое — вкусно, но мед — слаще. Однако основное их отличие в том, что мед вкусен сам по себе, а масло лучше есть с чем-то. Гопи правого крыла чувствуют наслаждение только в непосредственной близости с Кришной, но гопи Шримати Радхарани всегда хорошо. Они счастливы независимо от того — рядом Кришна или где-то далеко. В разлуке они тоже испытывают наслаждение.

Итак, Кришна является источником всех рас. Почему же тогда Рупа Госвами приводит пример только мадхурья-расы? Почему Он ничего не говорит о маме Йашоде или о Шридаме? Потому что мадхурья-раса включает в себя и ватсалью, и сакхью. Друг может выступать в роли друга и в роли слуги. Родители могут выступать в роли родителей, в роли друзей и в роли слуг. Но могут ли они выступать в роли возлюбленных? Нет. А вот возлюбленные могут выступать в роли родителей, друзей, слуг, и всех остальных. Таким образом максимальную полноту отношений гарантирует только мадхурья - раса. Именно поэтому Рупа Госвами говорит, что Кришну связывает с преданными бесконечное разнообразие отношений, которое в наибольшей степени проявляется в мадхурья-расе.

Мы уже сказали, что Кришна покорил и привлек всех гопи, но Шримати Радхарани Сама привлекла и покорила Кришну. В то время как другие гопи плакали, падали в обморок, рвали на себе одежды и бледнели, в то время как они застывали и погружались в медитацию, думая: «Как мы без Него?», Шримати Радхарани думала: «Как Он без нас?» Она совсем не думала о Себе, она думала только о Нем.

Следующий стих мангалачараны Рупа Госвами обращает к своему джагат-гуру — Шри Чайтанье Махапрабху. Может возникнуть вопрос: ведь в первом стихе уже говорилось о Господе Кришне, вместилище всех рас и отношений, какой смысл в повторном обращении? Кришна Сам приходит в образе Господа Чайтаньи, чтобы в полной мере ощутить природу расы, поэтому без упоминания Его в образе Господа Чайтаньи это обращение было бы неполным.

Третий стих мангалачараны посвящен духовному учителю Шри Рупы — Санатане Госвами. Здесь Рупа Госвами говорит: «Пусть эта книга доставит удовольствие Санатане Госвами». Что это значит? Это значит, что, прежде всего, Рупу Госвами беспокоит мнение его духовного учителя. Все наши поступки также должны быть основаны на желании удовлетворить своего духовного учителя.

Рупа Госвами продолжает: «Пусть эта книга будет вишрама мандир. Вишрам — значит «отдыхать», мандир — храм. В действительности, у этого стиха есть двойной смысл, поскольку слово санатана, вечный — эпитет Кришны. То есть санатана в данном случае может быть и Кришна, а может быть и Санатана Госвами. И смысл метафоры, которую Рупа Госвами использует в этом стихе. «Пусть Санатана Госвами отдыхает в этом океане бхакти» или «Пусть Кришна отдыхает в этом океане». Всем известно, что Кришна отдыхает в океане, лежа на Ананта-Шеше. Ему нравится отдыхать посреди волнующегося океана, так пусть Он отдыхает в океане «Бхакти-расамрита-синдху», в океане вечно блаженных отношений со Своими преданными.

Далее Рупа Госвами выражает почтение вайшнавам, сравнивая их с акулами, макара. Звучит не очень лестно, но в «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Среди рыб, я — акула». Другой возможный перевод этого слова — крокодил, но более распространенное значение макара — царь всех рыб. Царь всех рыб носит на себе Камадеву, бога любви. Именно поэтому вайшнавов сравнивают с макарой, которые несут в своем сердце бога духовной любви Шри Кришну. Эти акулы живут в океане бхакти-расы и пренебрегают реками освобождения, ничтожными по сравнению с океаном бхакти.

Другой смысл этого сравнения (океан бхакти и реки освобождения): в реках освобождения живут имперсоналисты, которые думают, что реки их вынесут в океан, где они смогут раствориться в вечном блаженстве, потеряв свою личность, однако даже в океане рыба остается рыбой. Но не акулой. Акулы плавают так, что их невозможно поймать в сеть. Преданных Кришны невозможно поймать в сети самскары — рождения и смерти

В следующем стихе Шрила Рупа Госвами молит своего духовного учителя Санатану Госвами защитить «Бхакти-расамрита-синдху» от умствования спорщиков, которые непрошено вмешиваются в науку бхакти и чьи аргументы и логика подобны вулкану, извергающемуся посреди океана. В отношении этих людей Рупа Госвами использует слово мимамсака. Есть несколько философий мимамсыуттара - мимамса или гьяна - мимамса, и карма - мимамса. То есть в этом стихе Рупа Госвами просит Санатану Госвами защитить его от двух основных врагов бхактикармы и гьяны. Такой вулкан, по мнению Рупы Госвами, не может нарушить покоя великого океана, но для тех кто пытается возмутить спокойствие океана своими домыслами, как и для тех, кто пытается понять этот океан с помощью логики, опасность все-таки существует. Рупа Госвами предупреждает таких людей, что «Бхакти-расамрита-синдху» невозможно понять с помощью логики. Ключом к пониманию бхакти является вкус.

Тем не менее, в «Сат-сандарбхе» Джива Госвами объясняет науку преданного служения, используя именно логику, при этом в одном из первых стихов он проклинает любого, кто приступает к чтению его труда не для того, чтобы усилить свою веру в процесс преданного служения, а чтобы поупражняться в логике. Логику можно использовать как инструмент в проповеди, но она не должна превращаться в самоцель.

В последнем шестом стихе мангалачараны Рупа Госвами в своем смирении уверяет, что, создавая этот труд, он лишь пытается распространить сознание Кришны по всему миру. Таково умонастроение преданного — он никогда не считает себя великим проповедником и видит себя лишь орудием в руках своих учителей. Просто следуя по стопам великих ачарьев прошлого, мы получаем возможность сделать что-то во благо страждущего человечества. Положение преданных, положение всех, кто страдает в этом мире, беспокоит Рупу Госвами, и именно это определяет основную цель написания им «Бхакти-расамрита-синдху». «Я не достоин писать, но при этом я хочу принести благо». Эти два качества — смирение и сострадание ко всем живым существам — идут рука об руку. Только истинно смиренный человек может по-настоящему желать блага другим живым существам.

СТРУКТУРА «БХАКТИ-РАСАМРИТА СИНДХУ»

«Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами разделил на четыре части, которые назвал океанами: восточным, южным, западным и северным. Первый — восточный океан — он назвал «Бхагавад-бхакти-бхеда» или «Разновидности преданного служения». В этой части своей книги Рупа Госвами дает подробное описание трех основных форм преданного служения — садхана - бхакти, бхава - бхакти и према - бхакти. В свою очередь восточная часть «Бхакти-расамрита-синдху» делится на четыре волны: саманья - бхакти — общее описание преданного служения, садхана - бхакти — практика преданного служения; бхава - бхакти — экстатическое преданное служение и према - бхакти — преданное служение в любви к Богу. Основная часть восточного океана посвящена описанию регламентированного преданного служения — садхана - бхакти.

Южный океан знакомит нас с признаками трансцендентной расы. Западный океан рассказывает о непосредственных любовных отношениях с Кришной. Северный океан — о косвенных отношениях.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 4563 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...