Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Санатана-дхарма — высшая религия



Тел. (095) 261-77-91, 261-69-32.

РЕЛИГИЯ КАК ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕЛАНИЯ

САНАТАНА-ДХАРМА — ВЫСШАЯ РЕЛИГИЯ

Религию или закон, который принес Господь Чайтанья в век Кали, называют санатана-дхарма или парам-артхика дхарма. Артха — это богатство, ценность, цель. Парамартха — высшее богатство, высшая цель. Для преданного Господа Чайтаньи высшей целью является према, или любовь к Богу.

В данном контексте уместно поговорить о месте, которое занимает парамартхика дхарма в общей системе различных видов дхарм.

В сущности, любая религиозная система — это эволюция желаний человека. И суть любой религиозной практики в том, чтобы очистить свои желания. В наставлениях Рупе Госвами Чайтанья Махапрабху говорил, что процесс осознания взаимоотношений с Господом начинается с дикой нецивилизованной формы жизни. Инстинкт веры живет в сердце каждого и любой человек, даже дикарь, имеет веру. Дикие племена индейцев, например, могут поклоняться горе, молнии или кораблю, однажды увиденному в океане; так ребенок имеет простую наивную веру в Бога.

Если мы рассмотрим психологию такой веры, то отметим одну особенность: вера примитивных людей удивительно эгоцентрична. Мужчины одного полинезийского племени ежедневно проплывают тысячи миль на своих каноэ, при этом они абсолютно уверены, что, гребя веслами, двигают землю. Каноэ стоит на месте, а земля при этом перемещается. Человек ставит в центр Вселенной себя, и потому его вера в крайней степени эгоцентрична. Эгоцентризм — это невежество, которое привело нас в материальный мир. Оно проявляется в желании быть Богом и властвовать над материальной энергией, что полностью извращает изначально чистую склонность человека к религии и преданному служению.

Следующая ступень — цивилизация. Цивилизованного человека от дикаря отличает владение логикой. Однако это — кутарка — лукавая, ложная логика. Когда у эгоцентричных дикарей появляется логика, их религия превращается в атеизм. Бога никто не видел, поэтому его нет. Тем не менее, даже в атеистическом обществе люди обращаются к Богу.

Почему это происходит?

При устройстве материального мира Кришна проявил все Свое милосердие, определив для него цель — подтолкнуть людей к преданию себя Кришне через страдания и страх смерти. Помимо страданий, Бхактивинода Тхакур отмечает еще три причины, по которым человек обращается к Богу и начинает служить Ему: 1) желание материального процветания и благополучия, 2) чувство долга и благодарность по отношению ко Всевышнему, и 3) рага, спонтанная привязанность к Богу, лишенная каких-либо мотивов.

Вышеперечисленные причины переходят из одной формы в другую по мере того, как меняется сознание человека: страх постепенно превращается в желание благополучия, благополучие — в чувство долга и признательность. Когда в так называемом цивилизованном обществе начинает развиваться наука, атеизм принимает форму материализма. Если атеизм — это просто отрицание Бога, то материализм — это признание Богом материи. С развитием морали, которая стоит над наукой, у человека появляются более теистические теории — различные формы имперсонализма: шуньявада, агностицизм, солипсизм… Все эти формы извращенной религиозности далеки от изначальной дхармы живого существа.

В чем же заключается изначальная, чистая дхарма души? В любви к Богу. Дхарма — это любовь. Но поскольку желания души преломляются в нашем оскверненном сознании, и разум обманывает нас, появляются три формы ложных религий, три формы адхармы: атеизм, материализм и имперсонализм.

Что нужно, чтобы человек, тем не менее, пришел к настоящей дхарме? Чтобы эволюция желания возвышала его до уровня немотивированной привязанности? Чтобы в обществе утверждалась настоящая религия, независимо от уровня сознания людей? Ответ на эти вопросы — варнашрама, общество, в центре которого стоит Кришна. И хотя, по мнению Рупы Госвами, для развития бхакти варнашрама не нужна, поскольку даже в этом обществе присутствуют: страх, желание благополучия и чувство долга, а преданность Кришне, как известно, лишена мотивов, тем не менее Шрила Прабхупада ставит своей целью восстановление в современном обществе принципов варнашрама-дхармы, поскольку варнашрама вовлекает людей в садхана - бхакти, которая, в свою очередь, дает человеку вкус к преданному служению.

Если мы посмотрим на средневековое европейское общество, то увидим, как сильно оно напоминает общество варнашрамы. Более того, Бхактивинода Тхакур утверждает, что всеми своими достижениями нынешняя западная цивилизация обязана только тому, что в средневековом обществе соблюдались некоторые из принципов варнашрама-дхармы. В то время существовала жесткая система сословий, во главе которой стояли религиозные монархи, строго следившие, чтобы каждый член этой системы занимался соответствующей его сословию формой садханы. Варнашрама, оказывая социальное давление на своих членов, дает людям вкус служения и возводит их на более высокий духовный уровень.

Госвами Вриндавана проповедовали в обществе, где принципы варнашрамы были осквернены так, что не давали людям возможности подняться над уровнем благости. Поэтому они говорили о том, что нет необходимости во всех этих ступенях, и что любые мотивы не являются истинными, поскольку преданность Кришне живет в сердце каждого живого существа. Действительно, чистая бхакти лишена всяких мотивов, но до тех пор, пока рага, спонтанная привязанность, не проявилась, один мотив все-таки следует оставить. И Госвами Вриндавана оставили самый чистый из мотивов — чувство благодарности к Богу, чувство долга перед Богом. Они сказали, что человек не должен оставлять поклонение Богу из чувства долга до тех пор, пока в его сердце не проявилась привязанность к Господу, лишенная любых мотивов. Это ответ на вопрос — почему практику сознания Кришны следует начинать с уровня садханы.

В нашей практике с самого начала присутствуют элементы раги, и тем не менее преобладающим настроением на уровне вайдхи является айшварья, представление о Боге как о всемогущем, всеведующем, и вездесущем Вишну. Для тех, кто находится на уровне мадхурьи, Господь Кришна — всепривлекающий, всемилостивый и… беззаботный. Кришна в образе мальчика-пастушка, полностью поглощен отношениями с коровами, пастушками, родителями и возлюбленными. Иными словами, Кришна Сам не помнит о том, что Он — всемогущий, всеведущий и вездесущий.

Вишванатха Чакраварти Тхакур задается вопросом: «Кто в таком случае принимает молитвы начинающего бхакты, обращенные к Говинде?» Кришна-пастушок или Кришна, который находится в нашем сердце? Понятно, что Параматма слышит нас, но ведь мы обращаемся не к Параматме, мы обращаемся к Говинде. Ответ на этот вопрос в том, что в любых лилах Господа есть как аспект мадхурьи, так и аспект айшварьи. Даже когда Господь приходит в образе, скажем, Курмы. В этой лиле также присутствует аспект мадхурьи, — когда Курма подставляет Свою спину, чтобы Мандара почесала ее. Просто в различных играх Господа один аспект преобладает над другим. Так, в Двараке преобладает настроение айшварьи, но, когда Кришна приходит к Уддхаве и советуется с ним, мы можем говорить о мадхурье. Находясь во Вриндаване, Кришна не помнит о том, что Он всемогущий, всеведущий и вездесущий. Мама Йашода наказывает Кришну и Он плачет, но значит ли это, что Его покрывает невежество? Нет. Его покрывает йогамайяпрема, любовь. При этом Кришна иногда осознает Себя Богом, в частности, когда Ему нужно защитить Своих преданных. В этом случае Кришна вспоминает, что Он — Бог. Тем не менее, преобладающим настроением Кришны во Вриндаване остается мадхурья.

ЛЮБОВЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ

«Главная причина нашей неудовлетворенности в том, что, несмотря на все достижения в материальной сфере жизни, дремлющая в нас потребность любить так и не была реализована».





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1624 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...