Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 37: С. Т. Шацкий – педагог-новатор. Анализ статьи или фрагмента любой книги



Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934). В 1905 г. открыта детская летняя трудовая колония возле Москвы (Щелково). По инициативе Шацкого было организовано культурно-просветительское общество «Сетлмент», оно открылось в Сущевско-Марьинском районе г. Москвы, где жила беднота, дети которой росли безнадзорными, были неграмотны, имели дурные привычки, дрались. Вернуть детям детство, приобщить их к полезной деятельности, к творчеству, к труду и учению — это и предстояло сделать энтузиастам. Средства были собраны среди знакомых, опыт этой работы описан Шацким в книге «Дети — работники будущего». Там в жизнь колонистов вошли труд, хоровое пение, чтение сказок, прогулки, экскурсии, занятия физикой (опыты), игры. Осенью 1905 г. Шацкий и его товарищи организовали первый в России клуб для детей и подростков в Марьинском районе Москвы. Вскоре сложилась сеть клубных кружков: физики, химии, литературы, рисования, пения, рукоделия. Но при этом руководители клуба стремились к тому, чтобы его члены были активными участниками общего дела. Кружок педагогов открывает детский сад на двадцать мест. Количество детей, занимавшихся в клубе, все росло: в 1906 г. их было 120; весной 1907 г. уже 250 детей. В это время деятельность общества была поддержана и Министерством народного просвещения: были выделены небольшие денежные средства. В 1907 г. специально для клуба был построен дом с комнатами для занятий, библиотекой, студиями для живописи, мастерскими. После революционных событий 1905—1907 гг. работа общества объявлялась революционной. Клуб был закрыт.

Колония «Бодрая жизнь». В 1909 г. Шацкий возобновляет колонию. Угроза закрытия учреждения была постоянной. Идея создания детской сельскохозяйственной колонии, где бы дети могли, занимаясь трудом, всесторонне развить свои способности, не оставляла Шацкого. В 1911 году в Калужской губернии создана колония «Бодрая жизнь», а ее (описана супругами Шацкими в книге «Бодрая жизнь»). В 1914—1915 гг. Шацкий думает об организации детского опытно-показательного учреждения, где решались бы две задачи — отработка воспитательной системы и практическое обучение молодых педагогов. Удалось получить субсидию от городской Думы и Министерства народного просвещения. Задачи опытной станции: создание сети воспитательных учреждений — ясли, детский сад, начальная и дополнительная школа, курсы для взрослого населения, мастерские, библиотеки, местный музей; Экономическая и культурная отсталость населения, корыстные интересы людей, наживающихся на бедности, забитости и необразованности крестьян затрудняли деятельность Шацкого.

Советское время. Шацкий считал большевиков разрушителями культурных ценностей и идеалов, выступал противником идеи классового воспитания. В 1919 г. Наркомпрос одобрил его проект о создании Первой опытной станции по народному образованию.

Первая опытная станция включала в себя два отделения:

1. Калужское - школа-колония «Бодрая жизнь» (центральное учебное заведение), 14 школ 1-й ступени, школа 2-й ступени, 5 детских садов, 4 дошкольные летние площадки, 3 районные библиотеки, школьный музей, педагогическая выставка.

2. Московское — район Марьиной Рощи, включало: детский сад, Первую трудовую школу, педагогическую выставку, педагогическую библиотеку, педагогический техникум.

Первая опытная станция была автономной и получила право самостоятельно определять содержание своей работы.

В содержание детской жизни Шацкий включал:

· самоуправление,

· материальный труд,

· игру,

· искусство,

· умственную жизнь,

· социальную жизнь.

В основу воспитательной системы Первой опытной станции был положен труд детей. Дети активно участвовали в работе по улучшению жизни в окружающей социальной среде. Опыт такого участия изложен Шацким в его работе «Деревенские дети и работа с ними». Виды труда детей: самообслуживание, общественно-пропагандистская работа среди населения, занятия по труду в школе, в мастерской, сельскохозяйственный труд и др. Еще один аспект трудовой деятельности школьников — занятия их с дошкольниками. Организация обучения в школе исходила из следующих утверждений Шацкого. «Мы все убеждены, что из целого ряда наук можно выбрать специально школьные науки: таковыми почитаются грамматика, география, арифметика, история», они имеют «законченный вид». Но наука изменяется, развивается. Поэтому в школе нужно дать возможность ученикам самим добывать знания. Все, чему нужно учить в школе, — это учить работать. Школа есть место, где обрабатываются, систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого» (статья «На пути к трудовой школе»).

Важной составной частью воспитательной работы в детских учреждениях супруги Шацкие считали развитие у детей эстетического начала. Музыкальным образованием детей занималась жена Шацкого. Ставились спектакли, инсценировки событий жизни, дети сами придумывали сюжет и делали костюмы и декорации. Проводилась большая работа по физическому и интеллектуальному развитию детей.

Сегодня приобрели особую актуальность проблемы, которые успешно решал Шацкий:

1. самоуправление, самодеятельность, активность детей;

2. ненасилие в воспитании, гуманизм, признание ценности каждой личности;

3. прочная опора учебной и воспитательной работы школы на потребности социальной жизни;

4. исследовательское и самостоятельное начало в учебной работе школьников;

5. трудовое воспитание;

6. нравственная чистота в жизненных помыслах и деятельности исследователей, воспитателей, детей,

6.

ВОПРОС 38: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ А.С. МАКАРЕНКО. АНАЛИЗ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА», «ФЛАГИ НА БАШНЯХ», «ЛЕКЦИИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ», «КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

«Педагогическая поэма» — о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии. Антон Семёнович Макаренко в сентябре 1920 г. направляется заведующим для создания колонии малолетних преступников. В стенах плохо приспособленных для жизни появляется первая шестёрка ребят. Поначалу подростки от работ в колонии отказываются. Однажды на просьбу Макаренко воспитанник Задоров нагрубил. Антон Семёнович ударил его сильно по щеке. После педагог сильно переживал по поводу случившегося, так как он впервые ударил человека. Макаренко начинает организовывать трудовую деятельность ребят и создаёт отряды во главе с командирами. Колония постоянно пополняется новыми подростками и постепенно переходит на самообеспечение. В колонию наробразом были присланы «педагоги», Дерюченко и Родимчик, но они не имели желания заниматься воспитанием детей, Макаренко их уволил. Главные помощники – Калина Иванович – завхоз, Екатерина и Лидия – воспитатели; позже появляется агроном Шере и разнорабочий Силантий. В 1923 году колония перебирается в бывшее имение братьев Трепке. В колонии появляется театр, ставший любимым развлечением жителей соседних деревень. Имение преображается, сад становится ухоженным, возделываются воспитанниками клумбы с цветами. Во второй колонии начинается переписка с Максимом Горьким. Вскоре Антону Макаренко предлагают перевести колонию Горького в бывшую Куряжскую колонию. Он решает вынести решение о переезде на обсуждение в колонии. После рассказа о бедственном положении их товарищей-куряжан решено было ехать. Макаренко едет в Куряж и знакомится с колонистами, осматривает запущенную территорию колонии. Куряжане работают неохотно, отлынивают. Воспитатели их заставляют словом, а находчивые горьковцы, разыгрывая сценки спасения или иронически подшучивая над лодырями. К концу мая уже разрушена монастырская стена, стоят скамейки, полностью облагорожена территория, почти достроился свинарник и расчистился ребятами пруд. На воспитательный процесс в Куряжской колонии всё чаще и чаще обращает пристальное внимание начальство. Уставший от постоянного нравоучения теоретиков Макаренко подаёт заявление об уходе. Заканчивается книга рассказом о том, кем выросли воспитанники: людьми достойными и полезными обществу. Их не купить не за какие материальные богатства, на каждого можно положиться в трудную минуту. Макаренко относился к колонистам как к обычным людям и, как он пишет, забывал их преступное прошлое. Это дало толчок к воспитанию новых личностей, готовых к любому труду на благо общества.

«Флаги на башнях». Во «Флагах на башнях» Макаренко хотел изобразить коллектив, в котором работал, его внутренние движения, его судьбу, его окружение. Это — счастливый коллектив в счастливом обществе. Писатель показал коллектив воспитанников в постоянном движении вперед, в процессе активного развития. Повесть раскрывает воздействие уже сложившегося коллектива на формирование самых разнообразных индивидуальностей. Одни из детей радостно входят в жизнь коммуны (Ваня Гальченко), готовно подчиняются строгому распорядку и правилам колонии и вскоре сливаются с коллективом. Другие долго сопротивляются и высмеивают порядки сложившегося коллектива (Игорь Чернявин), но постепенно учатся уважать коллектив и раскрывают лучшие свои качества. В колонии 1 Мая, где были собраны осуждённые дети, никто их преступниками не считал: не припоминали и не дразнили их прошлым, а помогали начать новую жизнь в коллективе и на благо коллектива и Советского Союза. Неисправных колонистов (Рыжиков) коллектив разоблачал и отсекал, если попытки направить их духовное развитие оканчивались неудачей. Дети в колонии жили полной и яркой жизнью: наряду с железной дисциплиной у них имелся театр, библиотека, пруд, цветники, разнообразные кружки, а совместная работа и высокая цель сплотили их коллектив.

ВОПРОС 39: МАКАРЕНКО ОБ ОБЩИХ ОСНОВАХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. АНАЛИЗ КНИГ «ЛЕКЦИИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ», «КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

«Лекции о воспитании детей». А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь, иметь в глазах детей заслуженный авторитет

Авторитеты бывают:

· Авторитет подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры.

· Авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям.

· Авторитет любви. Макаренко осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая.

· Авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным, осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. Такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

·

А. С. Макаренко подчеркивал, что авторитет родителей — важнейшее условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами. А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал произведения, в которых раскрывается путь воспитания нового советского человека.

Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.

ВОПРОС 40: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В. А. СУХОМЛИНСКОГО. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «МУДРАЯ ВЛАСТЬ КОЛЛЕКТИВА», «ПАВЛЫШСКАЯ ШКОЛА», «РОДИТЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) убежден, что духовную полноту могут дать только широкое, разностороннее образование, активное стремление к знанию. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Возникающее у детей нежелание учиться происходит от перегрузки. Перегрузка ученика — следствие и недостаточного мастерства педагога. «Учитель в ходе изложения должен быть щедрым на факты и скупым на обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно проанализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и торжество ученика. Научить ученика думать — самая важная задача учителя. Сухомлинский не ставил детям двоек: отсутствие оценки по предмету показывало ребёнку, что он не доработал, и он старался исправить положение. Как сделать учение радостным — это одна из главных проблем образования. В Павлышской школе дети жили в мире творчества. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Уникальным был своеобразный эксперимент Сухомлинского — «Павлышские сказки» (45 рукописных томов, несколько тысяч сказок). Детей учили придумывать сказки. Ребята в этой школе постоянно строили и мастерили: станки, движущиеся модели, приборы для физического кабинета, радиоприемники. Многое в школе было создано руками школьников. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что сказывалось и на его учебе. В школе Сухомлинского была создана «Комната мысли», где собраны «самые умные» книги. Она располагалась в тихом уголке школьного сада. Здесь учитель читал детям стихотворения, и у них возникало желание выучить их и самим, в результате школьники знали их много. В «Уголке мечты» читали «с продолжением». Сухомлинский считал, что «Конечной целью изучения литературы является становление внутреннего мира человека — морали, культуры, красоты.

Таким образом, сделать процесс учения для ученика радостным можно, если:

· ученик будет изучать факты, делать из них самостоятельные выводы, а не заучивать обобщения из учебника;

· ученик будет находиться в постоянном поиске и творчестве;

· обучение будет побуждать ребенка заниматься самообразованием;

· ученика и учителя связывают доверительные, деловые и спокойные отношения;

· оценка не угнетает ученика.

Нравственный идеал в понимании Сухомлинского включает в себя такие черты личности:

1. умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями;

2. гармоническое единство общественного и личного;

3. богатство духовного мира, интересов и потребностей;

4. потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;

5. чувство человеческого достоинства — уважение себя, стремление к совершенству;

6. любовь к труду, высокая нравственность трудовых отношений;

7. открытость сердца радостям и горестям других людей.

В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Уже в детские годы ребенка педагогу нужно добиваться того, чтобы у воспитанника вырабатывалось чувство гражданской ответственности. Программа моральных привычек, выработанных в Павлышской школе: доводить начатое дело до конца; выполнять работу только хорошо; не перекладывать свою работу на других; помогать старым, слабым, одиноким; согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей; не скрывать своих предосудительных поступков. Сухомлинский ценил любовь детей к мамам, ввёл в Павлышской школе ежегодный осенний праздник матери. Каждый ученик приносил матери в этот день то, что создал своим трудом: яблоки, цветы, колосья пшеницы. «Берегите своих матерей» — такой стенд встречал детей сразу при входе в школу. Такой же другой стенд напоминал и матери о том, что она главный педагог. Так возникало единение школы и семьи. Сухомлинский разработал методику нравственного воспитания, в которой выделил разделы: любовь к Родине, гражданственность; отношение к людям и долг перед ними; отношение к родителям и близким; понимание добра и др.

Но нравственное развитие ребенка не изолированная задача, которую можно решить как-то особо, только педагогическими методами. «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом». Каждое из занятий ребенка оставляет свой отпечаток в его душе и определяет его жизненную устремленность, поведение среди людей. В Павлышской школе каждый учебный год начинался праздником «Первого хлеба», который проводили дети, перешедшие из начальных классов в средние, как праздник прощания с детством и вступления в пору Отрочества. Хлеб, выращенный руками детей, ложился на праздничные столы рядом с яблоками, грушами, виноградом, сливами, медом — все из школьного сада, выращено самими детьми.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2893 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...