Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 25: школа и педагогика в России в 19 веке



В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». В соответствии с ними вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа:

1. бесплатность,

2. бессословность (кроме крепостных крестьян),

3. преемственность учебных заведений.

Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя: приходские училища — 1 год обучения; уездные училища — 2 года; гимназии в губерниях — 4 года; университеты.

В гимназию и университеты по-прежнему не допускались дети крепостных крестьян и девочки. Все университеты в России возникли преимущественно как светские учебные заведения. Православная церковь имела свои духовные академии: Московскую, Петербургскую, Киевскую и Казанскую. Гимназия давала законченное среднее образование и готовила к поступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопедичностью: изучение иностранных и латинского языков, математики, географии и истории, философии, экономики, изящных искусств, технологии и коммерции. Не было родного языка, отечественной литературы и Закона Божьего. Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. Приходские училища могли открываться в губернских, уездных городах. Они имели две цели: готовить к обучению в уездном училище и давать детям общеобразовательные знания.

Возрождение сословности осуществлялось таким образом. В 1827 г. было определено назначение каждого учебного заведения. Это деление основывалось на убеждении высших чинов, что каждое сословие есть звено в государственной цепи и разрывать ее опасно. Поэтому каждому сословию нужно такое образование, которого требует его положение и обязанности.

· приходские училища — для детей крестьян, мещан и ремесленников;

· уездные — для детей купечества, промышленников и дворян, которые по бедности не могут воспитывать их в других заведениях;

· гимназии — для детей дворян и чиновников преимущественно, но не запрещалось учиться за плату и другим детям, кроме детей крепостных и казенных крестьян.

По Уставу 1828 г. было предоставлено право создавать училища для государственных крестьян за счет сборов средств с них же. Гимназии стали средними общеобразовательными заведениями со сроком обучения в семь лет. Главное внимание в них уделялось изучению иностранных языков, латинского и греческого, античной литературе и истории. В начале XIX в. было открыто несколько лицеев для дворянских детей: Царскосельский, Ришельевский в Одессе, Демидовский в Ярославле, Нежинская гимназия (потом лицей); в середине века они расширяются и укрепляются.

Начало второй половины XIX в. в России характеризовалось великим обновительным движением. Отмена крепостного права (1861) вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. В 1864 г. открываются платные или бесплатные Народные училища. Предметы преподавания: Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение. В тот же год учреждались два типа гимназий: классические (общее образование, право поступления в университет) и реальные (нет права поступления в университет). В 1860 г. устанавливалось бессословные женские училища. Их цель — сообщить ученицам религиозно-нравственное и умственное образование. В 1863 г. предоставлялась некоторая автономия университетам: выборность ректора университетским Советом; этот же Совет руководил всей учебной работой. Женщины в университет не допускались. В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический (с естественным отделением), юридический и медицинский. Земства разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники. В середине 80-х гг. снова возник вопрос о социальном составе учеников средних учебных заведений. (В гимназиях могли за плату обучаться все, без различия сословий и вероисповеданий). В 1887 г. появился тайный циркуляр министерства о кухаркиных детях. Необходимо освободить гимназии от детей кучеров, лакеев, мелких лавочников, которых не следует выводить из своей среды. В этом же году — распоряжение об ограничении приема евреев в гимназии и прогимназии. Поступление в гимназию проводилось на основании испытаний, а подготовиться к ним могли только дети из богатых семей, занимаясь с домашними учителями. Правительство не без основания усматривает в просвещении опасность распространения крамольных идей. В развитии народной начальной школы было заинтересовано все общество. За открытие народных школ принялись земства, общественные организации, частные лица. Министерство народного просвещения начинает оказывать материальную поддержку церковным школам и притеснять земские школы. Земства же продолжали активную деятельность по развитию народной школы.

Учебный план церковно-приходской школы (1902)

· Закон Божий (изучение молитв, Священной истории, краткий катехизис и пр.);

· церковное пение;

· чтение книг церковной и гражданской печати и письмо;

· начала арифметики.

Картина обучения в земских школах отличалась тем, что наряду с религиозным обучением в ней был расширен объем научных знаний по географии, истории, естествознанию.

ВОПРОС 26: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н. И. ПИРОГОВА. АНАЛИЗ СТАТЬИ «ВОПРОСЫ ЖИЗНИ»

В статье “Вопросы жизни” Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил тогдашнему образованию идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении человека (о вопросах общественной жизни, о жизни человека в обществе, об его взаимоотношениях с другими людьми). “В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы?”. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В решении этих вопросов заинтересованы и общество, и каждая отдельная личность. Разоблачая пошлость, господствующую в привилегированном обществе, Пирогов показал бессилие школы и воспитания его времени в деле преобразования общества. Возникал серьезный вопрос о смысле и назначении всей системы воспитания и образования. Очевидно, школа и воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах.

Высказывания Пирогова о дурном влиянии торгового направления в обществе крайне точно характеризуют сегодняшнее положение общества, особенно положение молодежи. На протяжении всей своей жизни он осуществлял одну основную идею: боролся с сословно-крепостническим строем в системе образования и стремился к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу потребностям нашей страны во всех областях культуры. Наибольший интерес и ценность представляет система образования, выдвинутая им. Принцип этой системы заключается в переходе из одной ступени в следующую, высшую, и в то же время в законченности образования в каждой ступени. Главное в воспитательной работе, по Пирогову, это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи,школы, общества и государства.

Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике воспитательной работы. Пирогов выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей, объединенных в педагогических советах средних учебных заведений. Постановления педагогических советов приобретали в глазах учащихся больший авторитет. “Опыт доказывает, - пишет Пирогов, - что заключения и определения педагогического совета несравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решения одного лица ”. Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения к учащимся. Он требовал от учителей “при обсуждении каждого поступка” учащегося не формально юридического отношения, а “хорошо вникнуть в те обстоятельства”, которыми вызывается поведение ученика. Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых бы они отмечали для себя все замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п.

ВОПРОС 27: ПРОБЛЕМА НАРОДНОСТИ И ИДЕЯ РУССКОЙ ШКОЛЫ В УЧЕНИИ К. Д. УШИНСКОГО. АНАЛИЗ РАБОТ «О НАРОДНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ», «О НЕОБХОДИМОСТИ СДЕЛАТЬ РУССКИЕ ШКОЛЫ РУССКИМИ», «РОДНОЕ СЛОВО»

К. Д. Ушинский (1824-1870) закончил Московский университет, юридический факультет. В 1859 г. был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Ушинский ввел новый учебный план: главные предметы - русский язык, литература, естественные науки, применял наглядность. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. В 1857 г. появилась статья «О народности в общественном воспитании». Статья состоит из 8 глав, в каждой из которых рассматриваются образовательные системы разных стран и факторы, оказывающие влияние на образование.

Выводы:

· общей системы народного воспитания для всех народов не существует ни в практике, ни в теории.

· у каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательной системы является невозможным

· наука не должна смешиваться с воспитанием, она является общей для всех народов;

· общественное воспитание следует за историей.

В статье «О необходимости сделать русские школы русскими» Ушинский с горечью писал, что ни гимназии, ни университеты не озабочены изучением отечественной истории и культуры. Не то в заграничной школе: человек западный более всего и ближе знаком со своим отечеством, с родным языком, литературой, географией, историей. «Только русский,...изумляя иностранца своим безукоризненным выговором на иностранных языках, в то же время часто говорит плохо на своем отечественном и почти всегда пишет с грубыми ошибками, знает подробно историю французской революции и в то же время глубокомысленно задумается над тем, в котором столетии жил Иоанн Грозный...». В школе, создаваемой на началах народности, необходимо основательное знание России, знание, проникнутое любовью к ней. Подлинная народность в воспитании и образовании выражается и проявляется в родном языке. Родной язык — это лучшее средство развития, познания и самопознания. Поэтому родной язык есть основа обучения; вместе с языком усваиваются и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, познается история России.

Родное слово связывает ребенка со своим народом. Ушинский в статье «Родное слово» пишет: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова… множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года». Родное слово — это удивительный педагог, оно объясняет ребенку природу, оно знакомит его с характером людей, с обществом, с его историей; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию. Образцом того, как нужно изучать родной язык в начале обучения в школе или семье, стали учебные книги К.Д. Ушинского «Детский мир. Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). Они содержат произведения устного народного творчества, фрагменты из классической литературы: Тютчев, Фет, Полонский, Майков, Некрасов, Никитин, Огарев, рассказы о природе, жизни крестьян, т.е. родные картинки родной жизни.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 4326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...