Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 32: педагогическая деятельность и философско-педагогические взгляды Л. Н. Толстого. Организация учебно-воспитательного процесса в Яснополянской школе



Лев Толстой в 22 года открывает в Ясной Поляне, родовом имении, школу для крестьянских детей. Толстой считал, что чиновники от просвещения не могут создать школьной системы, отвечающей интересам всего народа: «Чтобы народное образование пошло, нужно, чтобы оно было передано в руки общества». Свободу он называл «единственным критерием педагогики», защищая и развивая идеалы гуманистической педагогики. Толстой пользовался экспериментом, сравнивая эффективность различных способов обучения. Педагогические труды Толстого доказывали, что дитя больше мыслит образами, красками, звуками, что на первоначальных ступенях обучения мышление образами преобладает над логическим мышлением. Образное мышление имеет место и на последующих ступенях. Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьячков и отставных солдат. Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников. Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению. Ни за поведение, не за плохую успеваемость детей не наказывали. Принципиальным отличием Яснополянской школы было ее отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретенным детьми вне школы. Толстой считал, что ученики начальной школы должны получать широкий круг знаний. Толстой стремился также привить детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна». Программа его включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа. Толстой написал одиннадцать статей, в которых показал ошибочность системы народного образования в царской России. В 70-е годы Толстой создает «Азбуку» и «Новую азбуку».

ВОПРОС 33: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ П.Ф. КАПТЕРЕВА. АНАЛИЗ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС», «ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Петр Федорович Каптерев (1849—1922) —крупнейший российский педагог, историк образования и отечественной педагогической мысли. Заслуга его в развитии педагогической мысли состоит в том, что он целостно охватил педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогический аспекты. Каптерев ввел новое понятие — «педагогический процесс». Под педагогическим процессом он понимал единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка. Каптереву принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Он категорически выступал против профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая книжность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способствовать развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы человека, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолению трудностей. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться «в тесной связи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, она будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду.

Широкое признание П.Ф. Каптерев получил как теоретик семейного воспитания. С 1898 г. П.Ф. Каптерев вместе с передовыми отечественными педагогами начал издание «Педагогической энциклопедии семейного воспитания и обучения». Он был не только редактором этого предприятия, но и автором около 60 наиболее значительных в теоретическом плане статей. Интерес к проблемам семейного воспитания в России начала XX в. был вполне понятным. Развитие новых общественных отношений разрушало традиции семейного воспитания, и возникла настоятельная потребность ориентировать родителей на новые подходы к воспитанию детей в семье. Эта задача и была в центре внимания Каптерева. Он считал, что воспитание ребёнка должно начинаться с момента его рождения. Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребёнка - важнейшая задача первоначального воспитания. Рекомендовал использовать «дары Фрёбеля»: цветные мячики, шар, цилиндр, различные треугольники и палочки. Говорил о педагогическом и общественном значении детских садов и ратовал за их распространение. В развитии ребёнка большое значение отводил играм, особенно совместным. Товарищество – важнейшее условие детских игр. Считал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей. Необходима живая связь семьи с общественными организациями. Родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.

ВОПРОС 34: ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА (ДО 1917 ГОДА)

Этот период называется – ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПЕРИОД отечественной педагогики. В это время появляется мощное педагогическое движение. Издаются журналы: «Русский педагогический Вестник», «Учитель», «Педагогический Сборник» и др. В 60-х годах начинается образовательная реформа.

· 1860 – «Положение о женских училищах». Создаются женские училища, в них давалось среднее образование. В то время женщины не имели права поступать в университеты, но существовали платные высшие женские курсы (сфера медицины и образования).

· 1864 – «Положение о начальных народных училищах», всесословные, обучение бесплатное, мальчики и девочки обучались совместно. Цель: утверждение в народе религиозных и нравственных понятий; распространение знаний (чтение, письмо, счет, Закон Божий).

· 1864 – «Устав гимназий и прогимназий». Для мальчиков существовало 3 вида гимназий: классические (латинский, греческий язык), реальные (практико-ориентированное, научное обучение), полуклассические (один мертвый язык). В университет можно было попасть только через классическую гимназию.

· Появлялись земские школы, которые финансировались земствами и местными меценатами. Эти школы давали начальное образование.

· 1868 – «университетский устав» (новый). Вернулись свободы университетам.

· 1870 – «Положение о женских гимназиях». Поднялся вопрос о среднем образовании для женщин, так как женщины не имели права поступать в университеты, то для них были созданы: Мариинские гимназии и Министерские гимназии. Обучение платное, срок 7 лет.

· 1871 – новый «Устав гимназий и прогимназий». Появление реальных училищ вместо реальных гимназий. Обучение в них было специальное и общее, длилось 7 лет и было платным. Были стипендии для одаренных учеников

· 1872 – уездные училища преобразованы в начальные и городские училища. Церковная приходская школа была самой распространенной. Были созданы специальные учреждения для подготовки педагогов – «Учительские школы» (создавались государством).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2048 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...