Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методика применения статистических экранных пособий



Проекция – оптическое изображение объекта увеличенного размера на рас­сеивающей поверхности, служащей экраном.

К числу статистических экранных средств обучения и воспитания относятся диа­позитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты.

Технические средства статической проекции можно использовать практически на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации опорных зна­ний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание экранных посо­бий и методика их использования определяются дидактической целью того струк­турного элемента урока, на котором их будут применять. На уроке статические эк­ранные пособия редко используют самостоятельно, обычно комбинируют их с дру­гими техническими средствами (кино, звукотехника) или традиционными нагляд­ными пособиями.

Применение экранных средств на уроке требует определенной организации соот­ветствующего этапа урока. Прежде всего нужно подготовить учащихся к просмот­ру. Наиболее эффективная форма подготовки – беседа, в которой мастер умело по­ставленными вопросами помогает учащимся вспомнить все то, что они знают по данной теме. После демонстрации мастер проводит беседу, в ходе которой он вы­ясняет, как усвоен материал, уточняет и дополняет полученные представления.

Диапозитивы (слайды) – фотографическое позитивное изображение на прозрач­ной основе (стекло, пленка), рассматриваемое на просвет или проецируемое на эк­ран, предназначенное для учебных и воспитательных целей. Могут быть черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные.

Диапозитивы выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают более полное нагляд­ное представление об изучаемом объекте. Диапозитивы отличаются краткостью субтитров. Подпись под ними, как правило, не раскрывает его содержания, а лишь показывает, что изображено на нем. Отсутствие пояснительного текста или инфор­мационную незаконченность диапозитива можно использовать для создания про­блемной ситуации, когда соответствующий комментарий мастера не содержит полной информации. Поиск и дополнение этой информации на глазах у учащихся или самими учениками позволяет разрешить возникшую ситуацию. Проблемные вопросы и задания в сочетании с иллюстрациями заставляют учащихся анализиро­вать, сопоставлять, развивают логическое мышление, пробуждают творческую ак­тивность, приводят к самостоятельным рассуждениям и выводам.

Диафильм – это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последова­тельности.

Диафильмы чаще всего применяют в качестве основного источника информации при изучении нового материала. В этом случае мастер показывает фрагмент диа­фильма (несколько фрагментов, а иногда и диафильм целиком) и, подчиняясь логи­ке изложения учебного материала в диафильме, проводит объяснение. При демон­страции большинства диафильмов мастеру следует предложить учащимся провести сравнение материала диафильма с ранее изученным, опираясь на свой личный жиз­ненный опыт. Объяснение изображения на экране с помощью наводящих вопросов занимает больше времени, но оно эффективнее. Умело поставленные вопросы по­степенно подводят учащихся к самостоятельному пониманию материала и к пра­вильным выводам. Выразительность чтения текста диафильма мастером помогает учащимся лучше понять его содержание.

Диафильм позволяет лучше рассмотреть внешний вид, форму, представить отно­сительные размеры изучаемого объекта, так как в нем новые понятия раскрывают­ся путем детального показа с разных сторон. Для активизации учащимся задают вопросы во время демонстрации диафильма. Они должны быть конкретны и на­правлены главным образом на мобилизацию внимания, уточнение деталей изобра­жения, выявление их роли в раскрытии содержания изображения. Ответы на эти вопросы предполагаются краткие, односложные. В более редких случаях учащиеся дают развернутые ответы с места или с выходом к экрану.

Транспаранты (кодоскопия) – изображения на прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами или напе­чатанные на принтере, ксероксе. Применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или серии 2-6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные) или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте. Серии бывают трех видов: од­ни предназначены для демонстрации способом наложения, другие – способом сня­тия, третьи – способом смещения.

Использование прозрачной ленты освобождает мастера от работы с доской. На­ходясь лицом к аудитории, он фломастером, стеклографом или шариковой ручкой (при хорошем качестве пленки) делает необходимые записи и графические изобра­жения. Можно до урока прорисовать простым карандашом контуры наиболее сложных рисунков, схем. Кодопособия располагают на предметный столик графопроектора и ее отображение появляется на экране.

Транспоранты к графопроектору по своей структуре принципиально отличаются от диафильмов и диапозитивов. Каждый отдельно взятый кадр комплекта транспарантов дает на экране статичное изображение, но благодаря их последовательному наложению или снятию оно приобретает определенную динамичность. При накла­дывании кадров один на другой происходит поэтапное формирование понятия, по­следовательное раскрытие закономерности изучаемого процесса или явления, по­каз отдельных элементов целого. При постепенном снятии кадров учащиеся полу­чают объяснения от общего к частному, от целостного явления к отдельным его элементам или раскрытию каких-то процессов. Смешанное использование приемов наложения, снятия и смещения транспарантов позволяет вскрывать и детально изучать весьма сложные понятия и закономерности.

Эпиобъекты – изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции и т. п.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, выполненные в форма­те приемного окна эпископа, проецируемые на экран в отраженном свете. Эпипроекцию чаще всего применяют с целью иллюстрации учебного материала. Материалы для эпипроекции мастер подбирает сам, используя иллюстрации из книг, тексты, фотографии или чертежи, рисунки, таблицы, диаграммы, выполнен­ные специально для демонстрации. Методика работы с эпипроекцией аналогична работе с диапозитивами.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...