Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учет и оценка музыкального воспитания



Проблема учета и оценки музыкального воспитания и по сей день вызывает много споров. Вокруг нее разгорают­ся дискуссии, где высказываются самые различные точки зрения. Все это говорит о сложности решения проблемы и вместе с тем о ее важности. Действительно, могут ли быть определенные критерии, по которым оцениваются результаты музыкального воспитания, если совершенно не­возможно измерить воздействие музыки на внутренний мир ребенка, богатство его душевных переживаний.

Сложность учета обусловлена тем, что любая музы­кальная деятельность является творческой, поэтому при­общение к музыкальному искусству немыслимо без раз­вития творческого воображения, которое помогает учени­кам открыть для себя мир композитора: его чувства, мыс­ли, переживания, переданные в музыке. В процессе твор­чества формируется, создается нечто новое — в данном случае свое понимание музыкального образа, эмоциональ­ное восприятие его. Именно благодаря творческому вооб­ражению и происходит духовное обогащение.

В практике музыкального воспитания школьников ис­пользуются разные пути развития творческих способно­стей: создание исполнительского плана песни; сочинение ритмического сопровождения к произведению; вокальная и инструментальная импровизация; сравнение, сопостав­ление произведений. Однако формализовать процесс фор­мирования творческих умений невозможно, поскольку в каждом конкретном случае результат будет зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Таким образом, специфика урока музыки ведет учи­теля к тому, чтобы учитывать не только знания, навыки и умения, которые наиболее очевидны в результатах му­зыкальной деятельности, например в исполнении произве­дений или высказываниях учащихся о воспринятой музы­ке. Особое значение на уроке приобретает увлеченность ребят, их интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые важны на всех этапах дея­тельности учащихся и свидетельствуют о влиянии музыки на внутренний мир ребенка. При таком понимании учета хорошо видна его не только обучающая, но и воспитываю­щая функция.

В соответствии с усвоением тем и делением учебно- воспитательного процесса на четверти, полугодия учет мо­жет быть текущим и итоговым. Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучения темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся — их участие в коллективной работе, а также выполнение групповых и индивидуальных заданий. Текущий учет способствует про­верке правильности планирования и обусловливает введе­ние в него тех или иных корректив.

Итоговый учет невозможно осуществлять только в виде контрольных работ либо индивидуального опроса учащих­ся, потому что учитель не располагает таким количеством времени, да и полученные результаты не дадут полного представления о музыкальном росте школьников. В какой- то мере ощутить достигнутые успехи позволяют заключи­тельные уроки-концерты года, стимулирующие интерес ре­бят и закрепляющие положительные мотивы. Увидеть же динамику музыкального развития детей можно лишь бла­годаря данным текущего учета, поэтому, подводя итоги, учитель делает выводы, используя всю инфqpмaцию, по­лученную об отдельных учащихся и их совместной дея­тельности в процессе повседневных занятий (на уроках и во внеклассной работе).

Поскольку музыкальная деятельность на уроке осуще­ствляется коллективно, то возникает необходимость кол­лективного учета, который дает, например, представление о сформированности таких хоровых навыков, как ансамбль, строй, многоголосное пение. Кроме того, в практике бы­вают случаи, когда в хоре дети поют фальшиво, а инди­видуально — чисто, и наоборот, теряясь при пении по од­ному, вместе поют лучше. Следовательно, используя кол­лективную и индивидуальную формы учета, можно полу­чить более объективные результаты о музыкальном разви­тии школьников.

Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оцен­кой деятельности коллектива и отдельных учащихся. Важ­но, чтобы она стимулировала интерес, творческую инициа­тиву ребят. Поэтому успехи необходимо всегда поощрять, закрепив их хорошей отметкой, неудачи же можно обсу­дить, но оценка при этом необязательна. Коллективной отметкой поощряются удачи, достигнутые учащимися в со­вместной работе: исполнении песни, поиске лучшего ва­рианта сопровождения к произведению и др. Ее разумное сочетание с индивидуальной оценкой оказывает большое воспитательное воздействие как на отдельных учащихся, так и на коллектив в целом.

Вопросы и задания

1. В чем заключается сложность учета музыкального воспитания школьников?

2. Почему на уроке музыки необходимо сочетание кол­лективной и индивидуальной форм учета?

Рекомендуемая литература

Наши дискуссии//Музыка в школе.— 1987.— № 1, 2.

Кабалевский Д. Б. Еще о педагогических оценках на уроке музыки//Музыка в школе.— 1986.— № 4.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1029 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...