Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Музыкальное воспитание в школе не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная музыкальная работа. Она должна быть тесно связана с работой групп продленного дня и тщательно спланирована. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Учитель же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.
Организуя внеклассную работу по музыке, следует помнить, что:
все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;
необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае.
Хоровые кружки объединяют учащихся по возрастам: младших школьников (I—IV классы) и подростков (V— VIII классы). Возможна организация и двух подростковых хоров из учащихся V—VI и VII—VIII классов. Большое воспитательное значение имеет создание общешкольного хора, объединяющего все коллективы для исполнения заранее намеченных произведений.
Организация хорового коллектива начинается с приема желающих. Учитель музыки обычно старается привлечь тех, кто, по его мнению, может успешно заниматься пением, но и не отказывает тем, кто сам изъявляет желание петь. Ведь практика показывает, что у каждого здорового ребенка можно развить музыкальные способности, включая и певческий голос, а настойчивость и устремленность ребят помогают достичь хороших результатов.
Поступающему в хор можно предложить спеть любимую песню без поддержки музыкального инструмента.. Если ученик затрудняется в выборе, то учитель напоминает ему самые популярные мелодии, соответствующие данному возрасту. Исполнение песни без инструментального сопровождения позволяет оценить качества его голоса и слуховые данные. Затем для более полного определения музыкальных способностей можно предложить пропеть эту же песню или часть ее мелодии от разных звуков, повторить за учителем какой-либо мотив, прохлопать заданный ритмический рисунок. Таким образом создается довольно объективная картина о возможностях ученика, что позволяет наметить пути его дальнейшего музыкального развития. Нужно отметить, что младшие школьники, как правило, стеснительные и немного скованные, поэтому их прослушивание лучше проводить небольшими группами.
Обычно в хор принимают 40—50 учащихся. Безусловно, число участников может быть разным, но не должно быть менее 25—30 и более 70—80 человек. При большом количестве участников учителю трудно осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Продолжительность занятий зависит от возраста школьников. С младшим хором целесообразно заниматься не более 45 минут два раза в неделю, а с подростками одно занятие может длиться два академических часа с перерывом. Каждое занятие нужно тщательно планировать, стремиться делать их разнообразными и увлекательными.
Для успешного развития музыкальных способностей и формирования певческих навыков учителю необходимо знать особенности механизма звукообразования у детей различного возраста. Ведь голос ребенка — чрезвычайно тонкий инструмент, требующий к себе бережного отношения и постоянного внимания. Необходимо иметь в виду, что в последние десятилетия часто наблюдаются случаи раннего физического развития детей, что влечет за собой и более быстрое становление голосового аппарата. Следить за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика поможет запись на магнитофон отдельного певца при коллективном исполнении (микрофон можно поднести в процессе пения к любому хористу), а также предложение кому-либо из учащихся отдельно спеть свою партию — учитель оценивает исполнение.
Поскольку характерные признаки низких и высоких голосов формируются к 10—11 годам, то у младших школьников это деление довольно условное. Чуткость педагога, его опыт могут подсказать, в какую хоровую партию в данное время лучше определить ребенка. Временные трудности голосообразования в период мутации не должны являться поводом для прекращения занятий в хоре. Практика доказала их целесообразность при максимальном внимании к охране детского голоса. Можно заниматься с подростками, но не утомлять их, давать задания в соответствии с их возможностями, учитывая тесситурные условия. Кроме того, при правильном режиме пения сам период мутации проходит более гладко.
Как отмечалось ранее, в вокально-хоровой работе значительное место отводится специальным упражнениям, которые применяются для совершенствования звучания голоса, формирования необходимых навыков и умений. У хористов важно воспитывать сознательное и заинтересованное отношение к исполнению упражнений, как и к работе над любимой песней. Это будет способствовать созданию благоприятных условий для успешного овладения певческими навыками, которые требуются для освоения музыкальных произведений.
В хоровой практике используются различные упражнения. Одни применяются для того, чтобы настроить певческий аппарат и подготовить хористов к активной работе. Это так называемые распевания, которые повторяются на каждом занятии, постепенно дополняются новыми и способствуют формированию единой манеры звукообразования, определенных навыков, например артикуляции, дыхания, двухголосия. Другие упражнения непосредственно связаны с разучиваемым репертуаром, т. е. строятся на его материале и направлены на преодоление конкретных трудностей.
Исполнение упражнений не должно превращаться в их механическое повторение, которое не дает никаких поло-
12 Заказ 5267 1 77
жительиых результатов. Если цель каждого упражнении ясна учащимся, то они соответственно проявляют сознательность, активность и интерес к совместной работе. Развитие певческого голоса и музыкальных способностей учащихся во многом зависит от умения учителя выбирать музыкальный репертуар, видеть его воспитательные, развивающие возможности и трудности исполнения. В репертуаре обязательно должны быть произведения советских композиторов и народные песни, сочинения классиков и современных зарубежных авторов. В работу целесообразно включать несколько произведений разной степени сложности (безусловно, соответствующих возможностям ^хористов), различных по характеру, содержанию. Тогда учитель может гибко строить занятия, переключая внимание учеников и меняя нагрузку, избегать их переутомления и решать поставленные задачи.
Разучивание произведений в хоровом коллективе может происходить по-разному, но в любом случае в соответствии с принципом единства художественного и технического. Конечно, на первых порах работы над песней возможно в какой-то мерс преобладание технических задач, на более позднем этапе — творческих; формальное же разделение задач на технические и художественные всегда отрицательно сказывается на результатах.
При разучивании произведений учителю важно использовать различные методы, стимулирующие интерес и активизирующие певческую деятельность школьников. Например, в младшем хоре созданию необходимой эмоциональной атмосферы, поднимающей тонус маленьких певцов, помогают игровые ситуации. С накоплением опыта ннтерес к исполнению произведения усиливает анализ его выразительных средств, стремление к созданию собственного исполнительского плана и его воплощению. Приобщение ребят к анализу исполнения произведений необходимо не только на занятиях, но и после концертных выступлений. Осознавая впечатления, хористы сами могут отмечать достигнутые успехи и имеющиеся недостатки.
Игак, опыт учителя и его искренняя любовь к хоровому искусству во многом определяют успешное решение задач певческого развития школьников, их духовного обогащения.
Кружки обучения игре на инструменте (фортепиано, баян, аккордеон) в последние десятилетия получили широкое распространение. И это вполне понятно, так как индивидуальная форма работы учителя с учеником создает благоприятные условия для овладения навыками игры на инструменте, активного развития музыкальных способностей, воспитания музыкальных интересов и вкусов. Естественно, что учитель строит процесс обучения, ориентируясь на возможности учащегося, его личные качества, сложившиеся интересы. Однако, к сожалению, данные условия не всегда используются для решения задач музыкального воспитания школьников. Подчас цель занятий сводится лишь к техническому освоению определенного репертуара и овладению суммой навыков, необходимых для его исполнения. При этом недостаточное внимание уделяется методам, активизирующим слуховое внимание, развивающим творческое воображение. Их место занимает данный учителем «образец» исполнения. В результате у ребят угасает интерес к такой работе и они предпочитают искать себе более увлекательное занятие.
В настоящее время, когда обучение игре на инструменте стало доступно всем детям, независимо от способностей, следует особое внимание уделять их музыкальному творческому развитию, которое может успешно осуществляться благодаря умелому использованию различных видов работы: чтению с листа, импровизации, подбору по слуху. Например, у начинающих учеников часто проявляется стремление играть по слуху понравившиеся мелодии. Как правило, это мелодии популярных песен-шлягеров, которые довольно далеки от лучших образцов легкой музыки. Осознавая отрицательное влияние многих модных новинок на формирование вкуса, учитель, однако, должен не навязывать свое мнение, а, используя весь арсенал средств, подвести ученика к пониманию, что понравившаяся мелодия шаблонна и не представляет интереса. С накоплением опыта внимание учащихся привлекается к поиску лучшего варианта гармонизации мелодии с использованием разных видов фактуры.
Развитие творческих способностей с самого начала следует вести по пути формирования самостоятельности в интерпретации произведений, выполнения творческих заданий. Например, ученику предлагается заполнить пропущенные такты мелодии, досочинить окончание несложной пьесы, сыграть заданный мотив в зависимости от замысла с различными изменениями, сочинить вариации на ту или иную тему. Безусловно, на первых порах учащиеся бывают скованными и стремятся во многом подражать известным им образцам, однако важно, что у них формирует-
12*
ся интерес и сама потребность в творчестве, которое всегда можно совершенствовать.
С первых уроков нужно вводить игру в ансамбле, при умелом руководстве это способствует активизации деятельности детей, вызывает у них интерес и увлеченность. Желательно не ограничиваться игрой с учителем, хотя она полезна и необходима, а организовывать ансамбли, состоящие из учащихся. В них могут входить ребята с различной подготовкой и играющие на разных инструментах. Чувствуя себя участниками музыкального коллектива, они ответственнее относятся к исполнению порученных партий, а совместная деятельность, направленная на решение общих художественных задач, побуждает каждого к проявлению творческой инициативы и самостоятельности.
Учителю важно заботиться и о концертнйх выступлениях учеников, поощрять их участие в школьных праздниках, тематических вечерах, смотрах художественной самодеятельности. Формируемая таким образом музыкально- просветительская деятельность всегда способствует воспитанию положительных личностных качеств учащихся, стимулирует интерес к занятиям в кружке.
В последнее время большой интерес привлекают к себе детские фольклорные ансамбли. Их создание требует от учителя знания народного творчества, богатства его жанров и региональных особенностей. Само обращение к на-1 родной песне имеет огромное воспитательное значение. Ее активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что в свою очередь является важным условием воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, родному краю. Кроме того, исполнение народных песен — это по своей природе творческая деятельность, где воплощение художественного образа связано с варьированием и импровизацией текста, мелодии, движений.
Ансамбль может быть сформирован из учащихся младшего либо подросткового возраста. Уже в 6—7 лет дети с удовольствием воспринимают попевки, потешки, прибаутки, которые преподносятся в игровых ситуациях, создающих необходимый эмоциональный настрой, а использование с первых занятий простейших движений при их исполнении является началом формирования творческих умений.
В репертуар ансамбля входят доступные народные песни, характерные для того или иного региона, а также авторские сочинения, воплощающие в себе яркие народные традиции. Они должны быть понятны детям по содержанию, вызывать у них интерес и вместе с тем соответствовать исполнительским возможностям. Известно, что использование трудных произведений отрицательно сказывается на формировании навыков звукообразования, зву- коведения и в конечном счете может привести к серьезным нарушениям в работе органов дыхания и речи.
Для формирования необходимых певческих навыков в практике применяются различные упражнения, помогающие достичь естественного, звонкого пения в народной манере. Учителю, начинающему работу в данной области, следует особо обратить внимание на то, чтобы активное пение не переходило в форсирование звука, не имеющее ничего общего с народными певческими традициям^. При освоении музыкального фольклора учащимся даются различные задания, выполнение которых развивает необходимые для исполнения творческие способности. Например, ребята сочиняют тексты на заданные ритмы, варьируют мелодии, импровизируют под музыку движения. Развитию творческого воображения помогают такие приемы: обращение к известным образам народных сказок, проведение аналогий с повадками разных зверей и птиц, являющихся персонажами произведений. Овладение творческими умениями способствует достижению органического единства слова, напева и движения в создании художественного образа. С накоплением опыта учащиеся осваивают более сложные танцевальные движения, приступают к сочинению подголосков, составлению плана исполнения песен.
Воспитанию у ребят слушательской культуры, музыкального вкуса, расширению кругозора способствует посещение концертов народной музыки, а также слушание произведений в грамзаписи с их последующим разбором и обсуждением исполнения.
Работа с фольклорным ансамблем требует от учителя тщательного анализа песенного материала, прослушивания и изучения записей народных песен, поиска средств и методов активного освоения репертуара — все это является залогом успешного приобщения школьников к духовной культуре народа.
Аналогичные задачи музыкального воспитания, но другими средствами решает школьный оркестр или ансамбль народных инструментов. К сожалению, сегодня таких коллективов существует не так много, однако опыт показывает, что они могут играть важную роль в пропаганде музыкальной культуры. Так, благодаря конструктивным особенностям русских народных инструментов возможно довольно быстрое их освоение и при этом активное развитие музыкальных способностей учащихся. Еще в свое время В. В. Андреев (организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов) обращал внимание на то, что усовершенствованные русские народные инструменты отличаются доступностью и даже люди с ограниченными природными данными могут успешно приобщаться к музыке.
Современные русские народные оркестры как профессиональные, так и самодеятельные в большинстве своем имеют одинаковый инструментальный состав: семейство трехструнных домр, семейство балалаек, баяны, клавишные (реже звончатые или щипковые) гусли, различные ударные инструменты. В некоторых случаях вводятся также аккордеоны, оркестровые или тембровые гармоники. Данный набор инструментов является наиболее распространенным. Вместе с тем в последнее время для тембрового обогащения, расширения технических и художественных возможностей народных оркестров все чаще в их состав вводят деревянные и медные духовые инструменты симфонического оркестра: флейту, гобой, кларнет, фагот, трубу, трамбон; народные духовые инструменты: жалейку, брёлку, владимирские рожки, свирели,— а также фортепиано, гитару (или электрогитару), смычковый контрабас и другие инструменты.
Каждый инструмент оркестра имеет свою ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности. Их знание необходимо руководителю для обучения оркестрантов, инструментовки пьес.
Если в школе уже существует оркестр русских народных инструментов, то с начинающими учащимися целесообразно заниматься отдельно. Их обучение проходит в так называемой подготовительной группе. При распределении на инструменты необходимо учитывать прежде всего физические и музыкальные данные каждого ученика. Например, игра на басовых инструментах (домра басовая, балалайка-бас, балалайка-контрабас) требует больших физических усилий, нежели на других струнных инструментах, а для овладения баяном нужна не только физическая выносливость, но и хорошие музыкальные данные. Конечно, нельзя оставлять без внимания и желание играть на том инструменте, который больше нравится. Однако, как правило, это приводит к тому, что большинство учащихся стремится играть на баяне или аккордеоне. Не считаться с этим нельзя, но нужно попытаться переориентировать
интересы с одних инструментов на другие, объяснить, как важны, например, партии балалайки-секунды, балалайки- альта для оркестра. Многие, получив правильное представление о значении инструмента, с удовольствием учатся играть на нем. Если же убеждения не помогают, то обычно предлагают играть на двух инструментах, например на баяне и домре альтовой, на аккордеоне и балалайке-бас. В крайнем случае, нужно дать возможность заниматься на инструменте по желанию, а затем приступить к освоению другого, необходимого в оркестре.
Правильно подобрать репертуар для оркестра русских народных инструментов—дело непростое. Прежде всего, важно исходить из художественных и технических возможностей коллектива. Произведения должны быть достаточно разнообразны и интересны для участников оркестра. На начальном этапе легче осваивать несложные пьесы, мелодичные народные песни, танцы в легкой обработке, а также популярные песни советских композиторов. Более трудные художественно-исполнительские задачи стоят при освоении произведений русской и советской классики. При разучивании пьес необходимо обращать внимание на своеобразие их содержания, выразительность музыкального языка; рассказывать о композиторах, знакомить с их творчеством. Интересно построенные занятия и умелый выбор репертуара способствуют воспитанию у учащихся интереса и любви к музыкальному искусству.
Одной из форм внеклассной работы в школе может быть организация вокально-инструментального ансамбля.
Интерес подростков к ВИА объясняется многими причинами. Это прежде всего безудержное желание следовать моде, позволяющее чувствовать себя «современным человеком» и утверждаться среди сверстников. Кроме того, популярная музыка доступна для восприятия и привлекает своей внешней оригинальностью. Подчас подростков увлекает сам процесс игры, а не художественные достоинства исполняемых произведений, что отрицательно сказывается на формировании их вкусов, а интересы ограничиваются лишь пустым подражанием популярным рок-группам. Увлечение модными новинками, звуковыми эффектами и неумение видеть в музыке подлинно ценное духовно обедняет, а порой и опустошает еще не сформированную личность.
Вместе с тем практика работы в самодеятельных ВИА показала, что интерес к современной легкой музыке мож но использовать и для приобщения подростков к музы-
кальной культуре. С этой целью в репертуаре ВИА параллельно с популярными новинками включаются советские песни патриотической тематики, песни протеста, лучшие образцы современной легкой музыки, народные песни. В данном случае увлеченность подростков во многом зависит от умелого и тактичного подхода к их интересам. Не навязывая те или иные произведения, важно расширять музыкальный кругозор учащихся, привлекать их внимание к своеобразию музыки, ее выразительным средствам (особенностям мелодии, ритмической структуры, динамики и т. д.).
Для развития музыкального восприятия и вкуса участников ансамбля важную роль играют разнообразные творческие задания. Например, ребятам предлагается сравнить с оригиналом эстрадную аранжировку русской народной мелодии и ее обработку композитором-классиком или сопоставить разные эстрадные аранжировки одной и той же народной песни и выбрать лучший вариант. Благодаря освоению языка народной музыки, учащиеся в дальнейшем смогут создавать и собственные аранжировки народных мелодий.
Таким образом, приобщение к лучшим образцам музыкального искусства оказывает на подростков воспитательное воздействие (особенно на «трудных»), а решение образовательных и развивающих задач способствует их ду- ■ховному росту.
В детский музыкальный театр можно привлечь широкий круг школьников, имеющих различные интересы, так как для постановки оперного спектакля необходимы солисты, хор, танцевальные группы, участники массовых сцен, художники, декораторы, осветители и т. д. Каждый ученик, принимая участие в постановке спектакля и занимаясь любимым делом, вместе с тем приобщается к музыкальному искусству.
Прежде всего учителю необходимо выбрать для постановки детскую оперу, которая вызывала бы у учащихся интерес и в то же время соответствовала их возможностям. Если произведение найдено, то следует тщательно продумать, как лучше преподнести его учащимся: увлекательно рассказать о содержании, композиторе, его творчестве, а после прослушивания произведения привлечь внимание детей к музыкальным характеристикам героев. Анализ средств музыкальной выразительности, определение характера основных тем позволяют учащимся выявить идею оперы. Она становится более близкой и понятной, если ребята запоминают главные мелодии и представляют гебе произведение в целом.
Затем участники будущей постановки вместе с учителем обсуждают и подбирают исполнителей ролей. В каждом конкретном случае учитывается своеобразие музыкального образа, ведь исполнителю важно уметь петь, двигаться на сцене, а иногда и танцевать в соответствии с характером персонажа. В спектакле могут быть заняты учащиеся различных классов, что зависит от содержания оперы, ее героев и определенных художественных задач. После распределения всех ролей и дублеров на них необходимо продумать и дальнейшую организацию подготовки спектакля, поскольку для него нужны еще костюмы, декорации.
Сначала учащиеся создают их эскизы, подбирают материал и, найдя лучшее художественное решение, переходят к изготовлению. Здесь нередко требуется и помощь родителей. Известно, что небрежно выполненные декорации и плохие костюмы отрицательно влияют на восприятие спектакля, а хорошее оформление не только помогает создать целостное художественное впечатление, но и поднимает настроение у артистов.
Деятельность учителя при подготовке спектакля чрезвычайно разнообразна, он разучивает партии с каждым исполнителем, готовит дуэты хоровые, танцевальные номера, организует сводные репетиции. Хорошо, если сопровождение могут исполнить сами учащиеся, тогда особое внимание уделяется достижению ансамбля исполнителей. Постигая основы режиссуры, педагог должен стремиться, чтобы репетиции имели творческий характер. -В таком случае игра в театр становится для ребят увлекательной. Она способствует живому, искреннему восприятию музыкального произведения и пробуждает желание поделиться своими переживаниями. Проявляя интерес к произведению, учащиеся могут по-своему выразительно исполнить даже трудные роли.
На завершающем этапе работы над спектаклем создаются яркие, красочные афиши, привлекающие внимание зрителей. Безусловно, подготовка к спектаклю требует большой, напряженной работы, однако его успех приносит радость и удовлетворение не только зрителям, но и участникам постановки. Чрезвычайно важно, что участие в оперных спектаклях развивает творческие способности ребят, их фантазию, воображение. Одни совершенствуют свои исполнительские возможности, овладевают певческими, танцевальными навыками, сценическими умениями;
другие, занятые оформлением, также приобщаются к музыке, решая свои художественные задачи. Необходимо отметить, что учащиеся с интересом посещают спектакли оперных театров, активно участвуют в их обсуждении, ведь теперь им есть чему поучиться.
Ребята с увлечением приступают к постановкам новых оперных спектаклей, если чувствуют, что их коллектив совершенствуется и способен решать более трудные задачи. Театр может стать центром широкой и действенной воспитательной работы средствами искусства. В нем постепенно формируется постоянный состав (режиссерская группа, исполнительский Коллектив, декораторы, художники, осветители), который пополняется новыми любителями театра.
Учителю важно иметь в виду, что к подготовке оперного спектакля можно привлекать ребят и из других кружков. Например, хоровые номера могут исполнять участники хора; сопровождение готовится инструментальным ансамблем; костюмы, декорации делают учащиеся из кружка «Умелые руки», а в постановке детских опер, написанных на основе русских народных сказок, свои достижения представляется возможность продемонстрировать фольклорному ансамблю. Объединяя усилия ребят, можно создавать спектакли более высокого художественного уровня, вызывающие интерес и увлеченность, оказывающие глубокое эмоциональное воздействие.
Таким образом, музыкальные кружки создают большие возможности для проявления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей учащихся. Расширяя рамки урока, они имеют важное значение в воспитании интересов и вкусов школьников.
Вопросы и задания
1. Подберите репертуар для начинающего хора младших школьников.
2. Каковы особенности творческого развития учащихся в фольклорном ансамбле?
3. Как может происходить приобщение подростков, участвующих в ВИА, к художественно ценной музыке?
4. Выберите детскую оперу и спланируйте знакомство с нею ребят.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 5076 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!