Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Использование инструментов с целью развития ладового чувства обусловлено рядом причин. Среди учащихся младших классов есть немало детей со слабо развитым музыкальным слухом, плохой координацией между слухом и голосом. Для них усвоение ладовых представлений только в певческой деятельности составляет определенную трудность. Игра же на детских музыкальных инструментах с использованием разнообразных наглядных приемов и методов эмоционального стимулирования чрезвычайно активизирует музыкальное развитие детей.
На уроке учащимся предлагается музыкально-дидактический материал, который они могут играть и петь. На его основе школьники последовательно знакомятся со ступенями мажора, минора и их характерными интонациями.
Первые песни и пьесы должны отличаться яркой образностью и в то же время ясностью и простотой интонаций, небольшим звуковым диапазоном. Они строятся на
• Заказ 5267 чередовании и повторах V и III или V и VI ступеней мажора. В каждой последующей миниатюре объединяется по нескольку характерных ячеек лада (V, VI и V, III, I, III; V, III и I, III; I, II и I, III; V, VIII и V, I; VIII, V и V, I; VIII, V и VI, V; VIII, VII и VIII, V). Например, песенка М. Ройтерштейна «Дядя Федя-Федосей» (в этом параграфе приводятся произведения из кн.: Дмитриева Л. Г., Рой тер штейн М. И. Школьная музыка.— М., 1984).
Далее можно включать произведения, способствующие закреплению у учащихся представлений об отдельных фрагментах лада. Их мелодиям свойственна поступен- ность и движение по устойчивым звукам.
Сущность ладового развития заключается в том, чтобы дети на собственной практике убедились и почувствовали, что любая мелодия состоит из совокупности ладовых интонаций. Формированию этих представлений способствует игра на детских музыкальных инструментах. Она сосредоточивает внимание ребенка на ладовом значении звуков мелодии. Это происходит благодаря: а) конструкции зву- ковысотных инструментов; б) принципу построения каждого произведения и всего материала в целом; в) используемым методам. Последние должны быть направлены на то, чтобы учащиеся не только слышали те или иные характерные ладовые соотношения, играли, стремились чисто интонировать, но и использовали их в своем, пусть пока примитивном, творчестве.
На музыкальном материале учащиеся знакомятся с конкретным элементом лада. Первые представления о той или иной интонации мажора, минора дети приобретают в процессе восприятия, пепия и слухового анализа мелодии песни. Как только они смогут ее узнать в нотной записи или по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им сыграть мелодию песни на звуко- высотных инструментах. На первом этапе используется прием игры мелодии на полном звукоряде инструмента, так как «музыкальная лестница» металлофонов и ксилофонов способствует формированию представлений о соотношении ладовых ступеней, на которых она построена. По результатам таких заданий учитель может судить о степени развития слуха у детей, особенно у непоющих.
В период закрепления музыкально-слуховых представлений роль звуковысотных инструментов состоит в том, чтобы активизировать и направить внимание учащихся на слуховое запоминание ячеек лада, на анализ высотных со-
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1151 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!