Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Главное требование к певческому репертуару — его высокая художественность, доступность для исполнения учащихся. Освоение певческого репертуара в классе должно быть тщательно продумано учителем. Перед разучиванием песни он анализирует ее, учитывая певческие возможности учащихся, их интересы, выявляет трудности и определяет пути их преодоления.
Разучиванию песни предшествует вступительное слово учителя или беседа с учащимися. Их цель — создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. Затем следует показ произведения, он непременно должен быть выразительным. На практике можно использовать несколько вариантов показа песни: исполнение песни самим учителем, одним или несколькими хорошо поющими учащимися (в этом случае педагог заранее готовит их к выступлению); прослушивание грам- ваписи (солист или детский хор), которую можно дать После исполнения учителя. Если показывается два варианта исполнения, дети могут их сравнить.
При восприятии двух-, трехголосных песен полезно использовать нотную запись, которая способствует более быстрому запоминанию музыкального материала.
После прослушивания песни учитель спрашивает, понравилась ли она ребятам. В ходе последующей беседы определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа. Все это подготавливает учащихся к разучиванию песни и выявляет, насколько глубоко они поняли произведение.
Главное требование к разучиванию — соблюдение принципа единства художественного и технического. Например, Н. Орлова и Ю. Алиев отмечали: «Разучивание песни на уроке—процесс музыкально-художественный, где сочетаются буквально с первого момента эмоциональность и логика, сознательность и художественность. При этом задача художественного раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения».
Обычно хоровое произведение разучивается отдельными фрагментами, имеющими относительную законченность. При этом желательно использовать нотную запись, которая, как известно, помогает более быстрому усвоению мелодии.
Общими приемами разучивания песни являются показ учителем отдельных фраз и пояснения к их исполнению (например, он обращает внимание на характер звуковеде- ния, объясняет непонятные слова); выстраивание первого звука, с которого начинается фраза; разучивание мелодии в рабочем темпе, активным звуком при плавном звуковеде- нии. В процессе разучивания песни осуществляется работа над чистотой интонирования мелодии, правильным воспроизведением ее ритмического рисунка. Перед каждым повторением фразы необходимо давать ученикам конкретное задание и активизировать слух детей на его результат, что способствует развитию слухового самоконтроля. Затем куплет исполняется полностью.
В процессе разучивания песни важно уделять внимание не только усвоению мелодии, но и осмыслению текста как важного средства создания музыкального образа. Поэтому выявляются логические вершины в тексте, проводится работа над его ясным и четким произношением.
После запоминания песни необходимо продумать с учащимися ее исполнительский план, чтобы передать развитие музыкального образа.
Кроме этих приемов, разучивание песни у младших школьников и подростков имеет свои особенности. Так, с первоклассниками песню обычно разучивают на слух. Иногда учителю надо выразительно прочесть текст, чтобы дети правильно его поняли, запомнили и не искажали слова. После разучивания первого куплета песни можно выбрать солиста, который споет отдельные фразы или мелодию целиком, а класс повторит за ним. Прислушиваясь к каждому, учитель выявляет тех, кто неверно интонирует, и обращает их слуховое внимание на ошибки. При разучивании песни с младшими школьниками используется метод наглядности (изображение на доске направления движения мелодии, показ ее рукой и т. д.). Поскольку учащиеся не могут долго удерживать свое внимание на чем-то одном, нужно использовать в работе одновременно несколько различных по характеру и трудности песен.
С подростками песни разучивают по нотам. При пении двухголосных песен нотная запись помогает им в освоении своей партии и формировании представлений о соотношении голосов. Работая с подростками, педагог должен быть особенно внимателен и чуток к тем, у кого проходит мутация голоса. Учащиеся-подростки проявляют больше самостоятельности и активности при осмыслении выразительности исполнения песни. Например, при составлении исполнительского плана песни Э. Колмановского «Алеша» ребята определяют изменение характера каждого куплета и общую кульминацию всей песни. Воплощение замысла активизирует работу по формированию вокально-хоровых навыков и способствует достижению выразительного исполнения произведения.
Таким образом, в процессе разучивания песен учитель развивает музыкальные, творческие способности учащихся, формирует их вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа.
В заключение отметим еще раз, что хоровое пение —
самый доступный вид коллективного исполнительства. Приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры. Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определенной системе и последовательности. Успех работы зависит от умений учителя, знания и учета им возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к учащимся при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных, творческих способностей.
Вопросы и задания
1. Какие задачи музыкального воспитания решаются в певческой деятельности школьников?
2. В чем проявляются особенности певческого голоса младших школьников и подростков? Как учитель учитывает эти особенности при отборе музыкального материала?
3. Назовите вокально-хоровые навыки, раскройте их значение для выразительного исполнения песен.
4. Назовите причины фальшивого пения детей и расскажите о методах их устранения.
5. Раскройте этапы работы над песней-игрой. Проиллюстрируйте их на примере разучивания народных песен для младших школьников с группой товарищей.
6. В чем заключаются особенности вокально-хоровой работы с младшими школьниками и подростками?
7. Раскройте этапы работы над песней (значение каждого из них), пути реализации принципов единства эмоционального и сознательного, художественного и технического при разучивании песни.
8. Составьте поурочный развернутый план работы над двухголосной песней, разучите ее с группой товарищей.
9. Подготовьте и проведите разучивание песни, предназначенной для подростков, с группой товарищей.
§ 5. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Характеристика деятельности
Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные дейст- < вия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
Из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится незначительное место, используются лишь их отдельные элементы. Однако наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.
В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.
Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления.
Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.
Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные); кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестроения; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского — хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; украинского — голубец, припадание боковое, кружение; белорусского — основной ход танцев «Лявониха», «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка»; бального—боковой галоп, шаг польки, вальсообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца).
Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т. д.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 3741 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!