Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цель и задачиинструментальной деятельности. Характеристика детских музыкальных инструментов



Игра на детских музыкальных инструментах — один из видов коллективной исполнительской деятельности уча­щихся. Ее назначение на уроке — способствовать проявле­нию и развитию музыкальных способностей ребенка, обо­гащать художественный опыт младших школьников, раз­вивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музициро­ванию, целенаправленное восприятие и усвоение приемов игры.

Включение в урок игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач: 1) стимулировать исполнительскую деятельность детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье, в часы отдыха); 2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов; 3) воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; 4) акти­визировать развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной формы, тембровый, гармонический, мелодический слух); 5) способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной вы­разительности.

При выполнении учебно-воспитательных задач решаю­щее значение принадлежит репертуару, методам работы. Главная особенность музыкального материала — его уни­версальность. Она проявляется в том, что одни и те же произведения служат основой формирования ряда пред­ставлений, умений, навыков, чувств. Кроме того, музыкаль­ный материал должен быть доступным для совместного исполнения учеников и учителя и предназначен для фор­мирования творческих действий учащихся. По его образцу они могут обрабатывать и сочинять свои песенки, пьески. Игра на детских инструментах особенно полезна для му­зыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, кроме того, для всех это — хорошая подготовка к освоению более сложных инстру­ментов.

В результате занятий школьники должны:

знать названия инструментов и правила их хранения;

уметь различать на слух тембры инструментов и осо­знавать их выразительную сущность;

овладеть приемами и способами игры на каждом ин­струменте;

понимать выразительные особенности звуковедения, зву- коизвлечения;

осознавать выразительность музыкальных средств и ов­ладеть способами их передачи в инструментальном испол­нении;

овладеть навыками ансамблевого исполнения, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать каче­ство исполнения товарищами различных партий в неслож­ных хорошо знакомых произведениях;

знать расположение высоких и низких звуков на зву- ковысотных инструментах, названия нот и их место на нотном стане;

уметь ориентироваться в записи несложных партитур к песенным и инструментальным миниатюрам, а также к пьесам для слушания музыки;

уметь грамотно прочесть свою партию и предложить свою «оркестровку» с обоснованием собственного замысла.

Результаты работы на уроке во многом зависят от ин­струментария. Поэтому необходимо учитывать ряд требо­ваний к составу оркестра, качеству звучания отдельных инструментов, технике звукоизвлечения. В работе с уча­щимися начальной школы могут быть использованы, есте­ственно, лишь самые простые инструменты. Это музыкаль­ные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой тона (треугольни­ки, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, кси­лофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом, т. е. быть изящно оформленными, легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач. При игре на любом инструменте необходимо следить за свободным положением тела, шеи, головы.

Немелодические инструменты: клавес (де­ревянные палочки), блоки (коробочки), бруски, тамбурин (бубен), барабан, маракасы, треугольники, напалечные парные тарелочки, подвесная тарелка, парные ручные та­релки, грибок.

Клавес (деревянные палочки) — две палочки из хорошо звучащего дерева (палисандр). Ими ударяют друг о друга. Лучше держать палочки так, чтобы концы оставались сво­бодными (указательным и большим пальцами). Можно также положить одну палочку в левую ладонь, согнутую в форме тарелки, и стучать по ней другой.

Блоки — полая деревянная коробочка с щелью на од­ной из узких сторон. На блоке играют деревянными па­лочками, но не концами, а серединой. Во время игры блок кладется на прямую ладонь левой руки плоской стороной (поверхность, по которой играют, слегка выгнута). В за­висимости от места удара (ближе к щели или по противо­положной стороне) блок дает звуки разной окраски. По­очередные удары по этим точкам напоминают цоканье ко­пыт. Можно ударять поочередно по центрам двух блоков (большого и маленького), в этом случае их кладут рядом на ладонь левой руки. Разница в звучании блоков воспри­нимается как квинта.

Бруски — два деревянных бруска, ими легко ударяют друг о друга перед собой па уровне шеи, при этом кисти рук не должны быть зажатыми.

Тамбурин (бубен) — деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами сво­бодно прикреплены тонкие металлические тарелочки. Во время ударов по коже ладонью или пальцами они звучат как сопровождение. На бубне играют, сотрясая его в воз­духе, ударяя о колено (последний способ дает громкое созвучие кожи и колокольчиков).

Барабан издает звуки высокого региспра неопределен­ной высоты. Он представляет собой металлический ци­линдр, затянутый с обеих сторон кожей. Если барабан не имеет подставки, его нужно установить на высоте колен с наклоном в сторону играющего. Звуки извлекаются ко­лотушками или двумя деревянными палочками. Дети их могут держать обычным способом. Место удара — центр.

Маракасы — два пластмассовых шара, в которых пере­катываются камешки. Пользоваться ими следует осторож­но, так как их звук утомителен, он извлекается встряхи­ванием кисти или ее мягким, плавным движением из сто­роны в сторону на уровне чуть ниже груди.

Треугольники во время игры подвешивают или держат за один угол левой рукой (за петлю), а правой ударяют по ним металлической палочкой. Играть можно, ударяя по горизонтальной или двум другим сторонам. В быстром темпе, играя по двум сторонам внутри треугольника, мож­но исполнить тремоло. Звук у треугольника «блестящий», нежный, отрывистый.

Напалечные тарелочки надевают на большой и сред- иий пальцы и стучат ими один о другой; их можно дер­жать за шнурки (в каждой руке по одной) и ударять при сближении кистей рук, движущихся ритмично в противо­положных направлениях вертикально от подбородка до груди (одна идет вверх, а другая вниз). Важно, чтобы соприкосновение тарелочек всегда было коротким, легким.

Подвесная тарелка прикрепляется к барабану или дер­жится левой рукой на весу; играть можно двумя деревян­ными палочками одновременно (тремоло), колотушкой и щеточкой. Звук резкий, звенящий, меняется в зависимо­сти от предмета, которым он извлекается.

Грибок — маленькая металлическая шапка, закреплен­ная на деревянной ножке. Держится левой рукой чуть вы­ше груди. Звук прозрачный, нежный, возникает при лег­ком, мягком ударе по краю шапки металлической палоч­кой.

Мелодические инструменты: металлофон и ксилофон альтовые Сі—Сг, металлофон и ксилофон сопра­новые Сг—Сз (ноты пишутся на октаву ниже). Колоколь­чики альтовые Сг—С3 (ноты пишутся на октаву ниже).

Основная настройка инструментов — С сіиг. Сменные пластинки дают возможность играть в близких тонально­стях. Самый низкий тон всегда тоника тональности, в ко­торой поется или играется произведение. Во время игры плоскость инструментов должна быть на высоте пояса уче­ника. Палочки следует легко держать между большим и указательным пальцами. Нельзя пальцы сжимать в кулак. Правильное движение руки — свободное от локтя до ки­сти. Сначала надо предлагать детям извлекать звук дву­мя руками и следить за тем, чтобы высота отскока обеих рук была одинаковой. Каждому инструменту соответству­ет свой тип палочек: на ксилофоне играют твердыми (проб­ковыми) палочками, на металлофоне — резиновыми, на колокольчиках — деревянными. Если на деревянные па­лочки наклеить полотно, то «блестящее» звучание коло­кольчиков приблизится к звуку металлофона — светлозве- нящему.


Целесообразно с первых занятий одновременно исполь­зовать инструменты обоих типов: ритмические и звуковы- сотные. Усвоение навыков игры на звуковысотных инстру­ментах идет параллельно с ладовым развитием. Постепен­но усваивая лад через его характерные интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто ин­тонировать, импровизировать голосом на ступенях, обра­зующих конкретную ладовую ячейку, но и музицировать на них. Для этого необходимы звуковысотные инструмен­ты со съемными пластинками. Давая учащимся творчес­кие задания, педагог оставляет на инструменте только те пластинки, которые соответствуют осваиваемым ступеням лада.

• Варианты игры на ограниченном количестве ступеней различны: исполнение несложных мелодий песен, напри­мер русской народной песни «Лиса»; музицирование в иг­ровой форме, например в играх «Эхо», «Перекличка птиц». Игры, сказки, музыкальные истории гармонично вписы­ваются в занятия инструментальной деятельностью. Их правила и содержание служат удобной ориентировкой для ученика в творческих действиях.

Ладовые и ритмические представления учащихся раз­виваются при выполнении разнообразных творческих за­даний в работе над песней: сочинение ритмического со­провождения, вступления, выбор соответствующих инстру­ментов, звучание которых наиболее подходит для переда­чи своеобразия произведения, обоснование своего выбора и замысла. Задания такого рода могут выполняться с по­мощью ритмических инструментов, а также с привлече­нием звуковысотных.

Разучивать партитуру следует, используя различные приемы: с помощью нотной, ритмической записи; по руч­ным знакам-символам, заимствованным из системы отно­сительной сольмизации; по слуху или, наконец, зрительно запоминая игру исполнителя. Ускорить процесс запомина­ния партий ударных инструментов помогает устный ана­лиз общих и различных моментов ритмического рисунка каждой партии. Например, важно разобраться, дублирует ли конкретная партия ритмическое движение мелодии или построена на самостоятельной (возможно — остинатной) ритмической фигуре, передает ли инструмент пульсацию всех долей или подчеркивает только сильную. Благодаря такому анализу ученики быстрее запоминают партитуру, а в процессе игры на инструментах и закрепляют важные музыкальные представления. Заметим, что, полученные вне инструментальной практики, такие представления ос­ваиваются труднее.

Большое значение имеет детское музицирование и как деятельность, активизирующая и углубляющая восприя­тие музыки. Так, при исполнении простейших ритмических партитур ребята получают и закрепляют представления о средствах музыкальной выразительности, их использо­вании в соответствии с художественным образом конкрет­ного произведения. Этому способствует самостоятельное или совместное с учителем сочинение сопровождения к пьесам. Таким образом (в игре партитур, предложенных учителем или составленных детьми самостоятельно) школь­ники приобретают элементарные знания о строении музы­кальной формы, принципах развития музыки.

Итак, необходимо подчеркнуть, что, обучая игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать уча­щимся художественно-поисковые задания и активно фор­мировать у всех музыкально-творческое мышление. При­митивность детских сочинений не должна настораживать, так как качество их зависит от музыкального опыта школь­ников и со временем становится более высоким. Для учи­теля важно то, что в процессе инструментальной деятель­ности у учащихся активно формируются музыкальные, творческие способности.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 2902 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...