Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, учителю необходимо знать певческие возможности школьников. Так, у шестилетнего ученика они невелики. Это обусловлено тем, что его певческий аппарат еще не сформирован. Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми1—соль1, фа1—ля1. Поэтому в качестве материала для пения на первых занятиях используются несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному образу миниатюры, как, например, русская народная песня «Зайка», «Кукушка» Е. Тиличее- вой (построенные на I—III ступенях фа-мажорной тональности) или «Зови, звонок!» Н. Долматова, «Доброй ночи» М. Ройтерштейна (в основе которых лежит нисходящая терция V—III ступеней до мажора).
Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется. В работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада (например, русская народная песня «Дроздок»), в основе которых лежат более сложные интервальные соотношения. В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приемов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.
У второклассников наиболее естественно голос звучит и диапазоне ми1—си1. Этот диапазон благоприятен прежде всего для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, которые еще довольно тонкие и короткие. Поэтому на занятиях следует добиваться ненапряженного, легкого и светлого звучания. Развитие этих качеств рекомендуется именно в диапазоне ми1 — си1. Затем нужно постепенно распространять их на более широкий диапазон. К концу второго года, обучения середина певческого диапазона учащихся укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре1—ре2. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряженно. У некоторых школьников появляется красиво звучащее ми2.
С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всем диапазоне до1—ре2 (ми2). Часто наблюдаемые случаи раннего физического развития детей влекут за собой и более быстрое становление их голосового аппарата.
Сила голоса учащихся 7—10 лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков тР и /пТ7. Но эмоциональная отзывчивость, свойственная детям, позволяет при этом добиваться выразительности и яркости исполнения. Бесспорно, не на всем диапазоне возможно использование всей палитры динамических красок, свойственных голосам школьников. Так, большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого — на верхних. Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках певческого диапазона, которые наиболее удобны поющим. Частое использование в произведении низких или высоких звуков диапазона свидетельствует о неудобной тесситуре. Поэтому при определении репертуара учителю важно учитывать эти положения.
У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса. Поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя. У детей данного возраста тембр неровный, особенно при пении гласных. В связи с этим необходимо добиваться более ровного их звучания на всех звуках диапазона. Существенное значение в процессе развития тембра голоса имеет атака звука (твердая, мягкая). Умелое использование ее в вокальной работе (при примате мягкой атаки) положительно влияет на тембр, помогает избавиться от таких явлений, как «зажатость» голоса, носовой призвук и т. д.
У одиннадцатилетних подростков можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов, грудное звучание. При правильном режиме работы голос постепенно крепнет и расцветает.
В 12—13 лет певческий диапазон достигает обычно децимы (до1—ми2, фа2). Но на крайних звуках нужна большая осторожность, поэтому они используются редко.
Трудность работы учителя с подростками связана с тем, что голос у ребят начинает «ломаться», т. е. наступает мутация, переход детского голоса в голос взрослого. В последние десятилетия часто наблюдаются случаи, когда мутация начинается у мальчиков в 11 лет, а с 13 лет период мутации наступает фактически у всех учащихся, но протекает он у них неодинаково. Поэтому педагог должен хорошо знать каждого ученика, следить за индивидуальными изменениями голоса, предлагать ребятам петь в удобном для них диапазоне.
У мальчиков при резкой форме мутации гортань быстро растет в длину. Голосовые связки делаются длиннее в полтора-два раза, «звучащая зона» постепенно переходит в малую октаву. Резкая форма мутации протекает тяжело, мальчикам часто не хочется петь. Иногда из-за болезненных ощущений пение становится даже невозможным. При такой форме мутации приходится на время прекращать пение.
У девочек мутация выражена менее ярко, нет такого сильного роста гортани. Однако в их голосах исчезает звонкость, появляется сипота, усталость. С мутацией связано понижение устойчивости нервной системы. Ослабевает нервно-мышечная энергия не только гортани, но и всего певческого механизма. Все это требует неуклонного соблюдения щадящего режима в занятиях.
Последние педагогические исследования свидетельствуют о том, что в период мутации полезно предлагать школьникам играть на духовых музыкальных инструментах. Это обусловлено тем, что техника певческого дыхания аналогична технике дыхания в процессе игры на духовых инструментах. Поэтому использование на уроке блокфлейты, например, при исполнении вступления или элементов сопровождения к песням позволит привлечь учащихся к исполнению музыки в период острой мутации.
Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)
Важная роль в пении принадлежит дыханию. Навыки правильного певческого дыхания следует развивать у ребят, не акцентируя внимания на физиологическом моменте и не применяя упражнений без пения. Лучшая школа для развития певческого дыхания — сама музыка, пение. Поэтому работать над дыханием нужно в процессе разучивания песен, попевок. Перед учащимися ставят задачу спеть на одном дыхании короткие фразы, например в русской народной песне «Петушок». Важно добиться такого исполнения фраз, при котором ясно пропевается каждый звук, и особенно последний. Учитель должен сам показать, как активный вдох, задержка дыхания и постепенное его расходование помогут спеть красивым звуком; он объясняет, что при пении необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч. В процессе певческой практики школьники осознают, что правильное дыхание имеет исключительное значение для выразительного пения, так как способствует формированию красивого звука. Можно показать ребятам и обратный пример — как исчезнет выразительное звучание песни Г. Зингера «Зайка, зайка, где бывал?», если перед второй фразой не взять дыхание или в последующей фразе взять дыхание после слова «лужайке».
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1643 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!