Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Хо.дишь зря ты!
Учащимся предлагается выразительно спеть всю мелодию и постараться передать в пении диалог действующих лиц. Одновременно ведется работа над чистым, осмысленным и выразительным исполнением мелодии, над осознанием детьми звуковысотного соотношения между заключительным звуком одной фразы и начальным звуком другой, что крайне важно для последующего перехода к диалоги-
ческому пению. Позднее вводятся некоторые игровые моменты: движения рук, повороты корпуса, помогающие детям показать в пении смену действующих лиц.
3- й этап. Работа над диалогом двух хоровых партий. Каждой хоровой партии поручается исполнение роли одного из действующих лиц. Перед учащимися ставится задача передать в пении не только общий характер своего персонажа, но и смену его настроения. Отрабатывается своевременность вступления и чистота интонирования. Особое внимание обращается на исполнение начального звука каждой фразы. Только после того как дети чисто и выразительно исполнят диалог в целом, рекомендуется перейти к постановке игры.
4- й этап. Диалогическое пение солиста и хора. На этом этапе работы проверяется качество исполнения каждым учащимся своей хоровой партии. При оценке отмечается как чистота интонирования, так и выразительность исполнения. Это обсуждается со всеми учащимися, и в результате выбираются лучшие исполнители каждой роли.
5- й этап. Постепенный переход к самостоятельному исполнению всего диалога без дирижера.
Педагогическая практика показывает, что существует много подходов к обучению навыкам двухголосного пения. Некоторые педагоги считают целесообразным начинать с параллельного движения голосов. Их ученики уже в I классе с достаточной точностью и уверенностью поют простые песни и попевки в терцовом изложении. Свою позицию они аргументируют тем, что параллелизм облегчает детям слышать движение голосов, осознавать рисунок мелодии, ритмическую основу. Однако при терцовом изложении возникает и трудность, которая проявляется в чередовании больших и малых гармонических терций. Часто на практике это приводит к потере ориентации в одной или другой партии и к переходу на звучащую более уверенно.
Другая точка зрения — начинать двухголосие с самостоятельного движения голосов, где мелодические и ритмические линии верхней и нижней партий существенно отличаются одна от другой. Правда, разучивание таких партий требует большей затраты времени. Однако при твердом выучивании каждой партии дети поют уверенно и сознательно.
Обычно разучивание двухголосных песен с самостоятельным движением голосов начинается с освоения второго голоса. Свою партию школьники поют со словами, на разные слоги, с поддержкой инструмента и без сопровождения. Затем вторую партию поют и первые голоса. Далее они разучивают свою партию и повторяют ее с гармоническим сопровождением. Это делается для лучшего усвоения мелодии.
После того как выучены оба голоса, их предлагается спеть вместе. При этом внимание класса фиксируется на первом интервале совместного звучания голосов: он тщательно выстраивается (учитель напоминает ребятам о необходимости слушать друг друга). Далее при двухголосном исполнении на какое-то время преимущество уделяется второму голосу. С этой целью используются приемы: исполнение мелодии первого голоса с закрытым ртом, а мелодии второго — со словами; пение нижнего голоса громче, а верхнего — тише. Последующему закреплению двухголосного звучания помогает прием, когда учитель, например, поет вместе со вторыми голосами и одновременно играет мелодию первых голосов на инструменте. Впевание и дальнейшее совершенствование выразительного исполнения двухголосных произведений осуществляется на протяжении целого ряда уроков.
Если учащиеся владеют навыками двухголосия, пение на три голоса уже не представляет для них особой трудности.
Итак, работа над многоголосием должна вестись в определенной системе, включающей подготовительный этап развития гармонического слуха. Фундаментом, на котором строится многоголосное хоровое пение, является унисон. Учитель прежде всего добивается слитного, согласованного звучания класса в одноголосном пении.
Важную роль в развитии навыка многоголосного пения играет осознанное восприятие двух или нескольких самостоятельно движущихся голосов, а также пение без поддержки инструмента.
Пение без сопровождения (а сарреПа)
Пение без сопровождения является одним из ведущих средств развития и воспитания вокального слуха и голоса, так как заставляет подмечать малейшие оттенки исполнения.
Правильно поставленная вокально-хоровая работа предусматривает широкое применение в школьной практике пения без сопровождения. Оно способствует достижению чистоты интонирования, формированию у детей музыкально-слуховых представлений.
Воспитание навыка пения а сарреПа начинается с первых уроков. Вначале ребята учатся без помощи педагога и поддержки инструмента выстраивать первый звук отдельных интонаций музыкальных игр, разучиваемых песен. Затем исполняют всем классом несложные детские песни, музыкальные прибаутки, имеющие ясную ладовую основу и ритмическое развитие, удобную тесситуру и динамику. Далее поются без сопровождения специальные упражнения, фрагменты разучиваемых песен. После этого исполняются песни одноголосные, каноном, с самостоятельным развитием голосов.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 535 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!