Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Из океана эти волны льются!



Бетховена волна —

Из глубины французской революции —

помогает учащимся ярче почувствовать пафос героической музыки Л. Бетховена.

Эмоционально настроить ребят на восприятие тонких чувств, переданных в «Лунной сонате» Л. Бетховена, помо­гут слова Д. Кабалевского: «Вслушайтесь... в эту музыку! Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем сво­им сердцем! И, может быть... вы услышите в первой части такую безмерную скорбь, какой никогда раньше и не слы­шали; во второй части — такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали, и, наконец, в финале — такое бурное кипение страстей, такое неимоверное стремление вырваться из оков печали и стра­даний, какое под силу только подлинному титану».

Созданию эмоционального настроя способствуют умело подобранные отрывки из литературных, не только поэти­ческих, произведений — рассказов, романов. Так, пафос Шестой симфонии Н. Мясковского будет лучше воспринят ребятами после чтения отрывка из романа В. Гюго «Девя­носто третий год»: «...Каждая улица выставляла по ба­тальону. Повсюду мелькали знамена округов, каждое со своим девизом. На одном знамени было написано: «Никто не одолеет нас». На другом — «Благородство в сердцах, другого нам не дано».... Все в один голос кричали: «Да здравствует республика!»... Маленькие дети лепетали при- йев «Карманьолы». Эти дети олицетворяли собой необъят­ное будущее».

В некоторых случаях используются произведения жи­вописи. Н. Л. Гродзеиская считала, что этот метод может иметь место, когда речь идет о темах, далеких от непосред­ственного жизненного опыта учащихся. Например, перед слушанием русской народной песни «Эй, ухнем!» она пока­зывала детям картину И. Репина «Бурлаки на Волге». Аналогичный прием активизации восприятия эффективен и при знакомстве школьников с музыкой И. Стравинского из балета «Петрушка». Детям предлагают посмотреть репро­дукцию картины Б. Кустодиева «Масленица», которая на­страивает их на образное восприятие типичных народных мелодий, национального колорита в музыке, множество самых разных действующих лиц. А восприятию «Богатыр­ской симфонии» А. Бородина способствует знакомство учащихся с репродукцией картины В. Васнецова «Бога­тыри».

Иногда для создания необходимого эмоционального на­строя педагог использует и выразительное слово, и произ­ведения живописи. Так, отрывок из стихотворения В. Гюго «Возмездие» и репродукция картины Э. Делакруа «Свобо­да, ведущая народ» способствуют подготовке ребят к вос­приятию Шестой симфонии Н. Мясковского.

Однако использование на уроке произведений других видов искусства может привести учащихся к ошибочному пониманию содержания музыки, когда они начинают искать в ней конкретный литературный сюжет или собы­тия, отраженные в картине. Поэтому использование на уроке произведений других видов искусства требует от учителя довольно высокой искусствоведческой культуры и педагогического мастерства.

Во вступительном слове может быть и определенная установка на восприятие музыки. Например, ученикам I класса учитель говорит: «Послушайте пьесу П. Чайков­ского «Камаринская» в новом для вас исполнении. Поста­райтесь почувствовать, как звучание русских народных ин­струментов помогает ярче передать ее плясовой, задорный характер и создать впечатление перехода от широких тан­цевальных движений к веселым, быстрым».

К подросткам учитель может обратиться так: «Послу­шайте произведение М. Глинки — М. Балакирева «Жаворо­нок» и постарайтесь определить, что сохранил и изменил М. Балакирев в своей пьесе по сравнению с романсом М. Глинки». Сравнение произведений способствует внима­тельному вслушиванию в музыку, формированию умения следить за развитием музыкального образа.

Создание установки на восприятие музыкального про­изведения не только направляет внимание учащихся, но и помогает им раскрыть его образное содержание. При этом в каждом конкретном случае учитывается своеобразие произведения и музыкальный опыт школьников.

Ценным приемом активизации эмоционального отноше­ния к музыке является вокализация доступных тем и ме­лодий из инструментальных и вокальных произведений, с которыми школьникам предстоит познакомиться. Так, ре­бята, исполняют темы из произведений: «Утра» Э. Грига, 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена, 1-й части Третье­го фортепианного концерта С. Рахманинова и др. Особое внимание усвоению мелодий уделяла в своей практике Н. Л. Гродзенская. Она предлагала школьникам, напри­мер, петь тему Концерта для скрипки с оркестром Л. Бет­ховена:





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 448 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...