Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вы» зывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание — всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать.
Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания (слушать произведение до конца, в полной тишине), умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию.
Учитель разными средствами стремится внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых на уроке произведений. Мы уже говорили, что они должны быть художественно ценными, образно-увлекательными, близкими детям по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным.
У каждого ребенка с его особым внутренним миром свои интересы. В то же время в определенном возрасте детей объединяют и общие увлечения. Младшие школьники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Они с интересом воспринимают произведения, посвященные героической тематике. Их привлекают пьесы, выражающие их, детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы. Такие произведения, как «Прогулка» и «Сказочка» С. Прокофьева, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Считалка» С. Слонимского, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Развлечение» Б. Бартока, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, вызывают у учащихся I—II классов непосредственный интерес.
Девятилетних школьников больше интересуют в музыке образы пионерии, героической тематики прошлого и настоящего, музыка разных народов. Учащиеся, например, с удовольствием слушают мужественную музыку Л. Бетховена, революционные песни, их привлекает героический образ Ивана Сусанина, народная музыка в произведениях русских, зарубежных и советских композиторов. Это свидетельствует о развитии их познавательных интересов, о стремлении к познанию окружающего мира.
Подростки проявляют интерес к произведениям, выражающим сложный внутренний мир человека, раскрывающим проблемы современности средствами музыки. Им близка героика и сатира. Особенно остро ребята чувствуют музыку XX века с ее своеобразным ритмом. Старших подростков привлекают образы любви, например в симфонических произведениях П. Чайковского, борющегося героя и враждебного ему рока в Пятой симфонии Л. Бетховена, идеи торжества гуманизма над механической, тупой, враждебной ему силой в Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Предлагая вниманию школьников музыкальный материал для слушания, важно учитывать объем их слухового внимания. Например, дети шесги-семи лет способны внимательно слушать музыку одну-полторы минуты; учащиеся III класса — около трех минут, а четвероклассники уже могут охватить вниманием музыкальный образ, звучание которого длится четыре-пять минут. Подростки внимательно слушают произведения, звучащие до пятнадцати — семнадцати минут.
Слушание знакомых пьес в новом звучании (оркестровом, в исполнении известных пианистов, певцов и т. д.), сравнение различных трактовок, аранжировок одного и того же произведения активизируют и обогащают восприятие. Особенно яркое воздействие на учащихся оказывает «живое», выразительное исполнение произведения учителем. Однако не всякое произведение учитель может исполнить сам. Если музыка написана для хора или оркестра, то ее необходимо слушать в грамзаписи. При этом важно качество технических средств обучения, грампластинок, а также умение учителя обращаться с ними. Шипение, исчезновение звука, неоднократные попытки точно найги начало звучания того или иного произведения на диске, сосредоточенность учителя на ТСО и отсутствие его сопричастности к звучащей музыке отвлекает ребят от восприятия произведения.
Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными методами и приемами. К ним относятся вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусств, вокализация тем инструментальных сочинений.
О музыке рассказывать трудно. Для вступительного слова важно найти образные сравнения, яркие выражения, например объясняющие идею симфонии или глубину и палитру человеческих чувств, переданных в сонате. Это способствует созданию эмоционального настроя, необходимого для восприятия произведения, вызывает интерес к нему. Вот педагог выразительно читает стихи К. Оленина!
И дышит ласково земля. Завидуя самозабвенью Неутомимого певца, Я у него учусь уменью И петь, и радовать сердца —
Как щедро льются эти звуки И солнце ласково смеется,
Из необъятной вышины, Я к ним протягиваю руки — Ладони музыкой полны. Замрет на миг и снова льется Живая звонкая струя,
П это эмоционально настраивает школьников на восприятие романса М. Глинки «Жаворонок». А отрывок из стихотворения И. Сельвинского:
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!