Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Овладение музыкальным опытом позволяет подросткам проводить сравнительный анализ произведений. Например, сравнивая арию Сусанина из одноименной оперы М. Глинки и арию Кутузова из оперы С. Прокофьева «Война и мир», учащиеся видят их сходство в мужественном, героическом характере. Они отмечают, что обе арии написаны для низкого мужского голоса (баса), вместе с тем обращают внимание и на различие образов: чувствуют скорбный, трагический характер арии Сусанина и уверенный, величественный — арии Кутузова. Вопрос учителя: «Чем же можно объяснить отличие музыкальных образов?» — побуждает ребят искать причину и высказывать различные предположения. Положительно оценивая правильные ответы, педагог рассказывает учащимся о конкретных событиях, происходящих с героями каждой из этих опер, помогает воссоздать ситуации, определяющие их состояние. В результате учащиеся глубже воспринимают переживания героев, понимают, в чем их отличие. Вызывая интерес к образам, учитель задает следующий вопрос: «Как же переданы особенности их переживаний в музыке?» — и тем побуждает ребят перейти к ее анализу и сравнению. Вслушиваясь в звучание основных тем, они сравнивают и осознают выразительность минора в музыке М. Глинки и мажора в музыке С. Прокофьева. Наблюдая за развитием мелодий, замечают, что в арии Сусанина преобладает нисходящее движение и опевание V ступени, передающие взволнованность и страдания героя, а в арии Кутузова по- ступенное движение мелодии с широкими ходами, подчеркнутое аккордовым сопровождением, воплощает твердую уверенность в будущей победе над врагом.
Сравнение основных тем и выявление их отличий еще не завершает анализа произведений. Вопрос учителя: «Почему же мы так ярко чувствуем сходство музыкальных образов, созданных разными композиторами?» — заставляет учащихся вновь обратиться к музыкальному материалу. Сравнивая произведения, они отмечают, что мужественный характер образов передан мелодиями, написанными в духе русских народных протяжных песен. Это подчеркивает связь героев опер с народом, его чувствами и мыслями. Ребята находят сходство и в построении арий. Обе они написаны в трехчастной форме, причем душевная борьба героев передана композиторами в средней части.
Проведение таким образом сравнительного анализа произведений обогащает представления учащихся о творчестве М. Глинки и С. Прокофьева. Логическая последовательность вопросов учителя активизирует процесс разбора произведений, способствует развитию музыкального восприятия и воображения учащихся.
Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки метод сравнения используется и иным путем: ситуация, вызывающая у учащихся интерес, создается при исполнении учителем знакомого произведения (его фрагмента) несколько иначе — с изменением одного из выразительных средств. Предлагая определить, изменился ли характер музыки и отчего, педагог заставляет ребят вслушиваться. Выполнение задания позволяет им ощутить выразительность используемых композитором музыкальных средств. Например, если учитель исполняет «Колыбельную» Г. Гладкова быстро, то младшие школьники отмечают, что музыка стала веселой, быстрой, «это совсем не колыбельная». После интересного «превращения» они уже несколько иначе воспринимают произведение, ярче ощущают мягкий, нежный, ласковый характер «Колыбельной». Исполнение русской народной песни «Вниз по матушке по Волге» с ровным ритмом дает возможность ребятам почувствовать, как с исчезновением пунктирного ритма пропадает упругость мелодии, ее внутренняя сила и воля. Они находят, что характер песни стал мягкий. Перевоплощение музыкального образа происходит и при исполнении русской песни М. Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» в мажоре. Сравнивая мелодии, учащиеся обращают внимание на выразительность минорной интонации (V—III ступени). Если в самой песне она ярко передает страдание и в ней слышится мольба молодой девушки, которую насильно выдают замуж, то в мажорной окраске мелодия приобретает жизнерадостное настроение. Возможности учителя в подобных изменениях и побуждении учащихся к сравнению в полном смысле слова безграничны. В каждом конкретном случае они помогают «освежить» восприятие и активизировать деятельность учащихся.
Из приведенных примеров очевидно, что рассмотренные методы музыкального воспитания применяются в сочетании со словесными. «Восприятие музыки, — писал Б. М. Теплов, — возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания». Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение) помогают раскрыть содержание произведений, подготавливают осознанное их исполнение, направляют эстетические переживания учащихся. Применение словесных методов всегда зависит от возрастных особенностей учащихся, их музыкальной подготовки, а также от своеобразия музыкального произведения. Рассказ учителя может быть использован для того, чтобы настроить учащихся на восприятие музыкального произведения, сообщения интересных сведений из жизни композитора, событий, связанных с его творчеством. Применительно к первоклассникам такой рассказ всегда должен быть лаконичным. Привлекая внимание детей к музыке «Океан — море синее» из оперы Н. А. Римского-Корса- кова «Садко», учитель рассказывает: «Известный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков жил давно. Он не только сочинял музыку, но и был морским офицером, поэтому часто путешествовал. Николай Андреевич очень любил море, каким бы оно ни было: тихим, спокойным или взволнованным, грозным, суровым. А каким он передал его в своем произведении? Послушайте внимательно». Задавая в конце рассказа вопрос, педагог кон- центрнрует и направляет внимание первоклассников.
Если учащиеся знакомятся с новым для них сочинением композитора, чью музыку они уже слушали на предыдущих уроках, то целесообразно напомнить им фрагменты уже известных произведений. Это способствует закреплению музыкальных впечатлений, а живое ощущение образов, стиля композитора помогает создать творческий на-, строй, необходимый для восприятия нового. При знакомстве учащихся с произведением сложной формы может быть проведена развернутая беседа, переходящая в рассказ. Например, перед слушанием увертюры Л. Бетховена «Эгмонт» учитель спрашивает подростков о том, какие произведения этого замечательного немецкого композитора они знают. Из названных произведений, услышанных ребятами не только на уроках, но и по радио, телевидению, он обращает внимание на одно из них — Пятую симфонию Л. Бетховена. Слушая в исполнении учителя ее фрагменты, ученики узнают «мотив судьбы», певучую, нежную Побочную тему и торжественную, неумолимую мелодию 3-й части, вспоминают и кратко выраженную идею Пятой сим^ фоинн: «От тьмы к свету, через борьбу к победе». Далее учитель рассказывает, что героические образы всегда привлекали Л. Бетховена и вполне естественным был интерес к трагедии «Эгмонт», написанной его современником, великим немецким поэтом И. В. Гёте, В ее основу легли исторические события XVI века, связанные с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанского гнета. Эгмонт — вождь фламандцев — стал жертвой коварных. замыслов врагов, поддержавших испанского короля Филиппа II. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей родины. Образ Эгмонта был близок идеалам и настроениям Л. Бетховена. Всю силу своих чувств он выразил в увертюре. Ведущими в ней являются две темы: одна воплощает образ испанского владычества, другая — страдающий народ. Исполняя обе темы, педагог предлагает ученикам определить, какой образ воплощает каждая. Слыша их контрастность, ребята говорят, что грозная, суровая по звучанию музыка характеризует образ испанского владычества, а скорбная — образ народа. Тут нужно непременно обратить внимание учащихся и на интонацию «вздохов», которые пронизывают мелодию и как бы подчеркивают страдания народа; объяснить, что не случайно суровая, властная тема напоминает испанский придворный танец сарабанду с его синкопированным ритмом. Сарабанда часто сопровождала торжественные траурные шествия. Столкновение и развитие контрастных образов определяет содержание увертюры.
Итак, подготавливая учащихся к восприятию произведения, учитель использует словесные методы в сочетании с наглядно-слуховыми, с методами сравнения и анализа. Их выбор определяется спецификой произведения и общим направлением его последующего разбора. Сосредоточив внимание ребят на основных темах, педагог дает им ориентиры для «вхождения в действие образов», оставляя простор для творческого восприятия произведения.
Опытные учителя, способные предвидеть, как произведение будет воспринято школьниками, их реакции, ответы на поставленные вопросы (в том числе и проблемные), могут мастерски проводить беседы, увлекающие ребят и углубляющие их восприятие музыки. В таких беседах педагог, гибко используя разнообразные методы (проблемные ситуации, сравнение, анализ), ведет учащихся по пути самостоятельных эстетических открытий. Для учителя главное состоит не в конечных выводах (хотя и они, безусловно, нужны), а в процессе движения к ним. Он не идет «мимо произведения», не превращает беседу в разговор по поводу него, а привлекает внимание ребят к деталям, выразительным средствам, помогая раскрыть своеобразие содержания музыки, ее неповторимость. Выразительно исполняя эпизоды произведения, он помогает детям находить точные и поэтические характеристики образов, яркие эпитеты, сравнения, жизненные аналогии. Вызывая у учащихся интерес и активное восприятие музыки, педагог создает условия, необходимые для «общения» с композитором, благодаря этому происходит обогащение их внутреннего мира, порождающее чувство радости, удовлетворения.
Словесные методы применяются также при обучении игре на инструментах, при разучивании песни, танца. Например, обучая детей игре на металлофоне, учитель показывает и объясняет, что движения кисти должны быть мягкие; разучивая танец, разъясняет выполнение музыкально-ритмических движений, рассказывает об условиях игры; формируя у детей звонкое, легкое звучание голоса, он проводит сравнение, предлагая вспомнить, как звучит колокольчик или поет птичка. Таким образом, сочетание словесных и наглядно-слуховых методов является необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков, приемов игры на детских музыкальных инструментах, навыков музыкально-ритмических движений.
Известно, что формирование навыков не самоцель, а средство, необходимое для выразительного исполнения. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы количество упражнений (практический метод) было минимальным, не отвлекающим от эстетических переживаний, а направленным на их воплощение.
От учителя требуется умение сочетать разнообразные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта учащихся. Например, при разучивании первоклассниками русской народной песни «А я по лугу» педагог чередует вокально-хоровую работу с различными заданиями, способствующими активному усвоению и выразительному исполнению произведения. Он предлагает учащимся определить, повторяется ли мелодия. Вслушиваясь, они находят одинаковые и различные фразы, выкладывают их мелодии на фланелеграфе нотами-кружочками. Более долгие звуки фиксируются кружочками большой величины, а самый долгий, который нужно протянуть, — другим цветом, привлекающим к себе внимание. Наглядное представление мелодии используется для более точного ее воспроизведения и правильного распределения певческого дыхания.
Достижению и закреплению «чистого» интонирования мелодии первой фразы способствует и разучивание ее на металлофонах. Для выразительного исполнения учитель предлагает наметить исполнительский план песни. Учащиеся определяют изменение настроения каждого куплета в зависимости от текста и стараются передать его в пении. С таким же интересом они выбирают детские музыкальные инструменты, разучивают с учителем и исполняют ритмическое сопровождение к каждому куплету.
На последующих этапах работы можно предложить учащимся инсценировать песню, найти движения, характеризующие музыкальные образы. Дети сами предлагают различные варианты, оценивают выразительность движений и выбирают лучший из них. Таким образом, применение различных (в том числе и творческих) заданий активизирует деятельность ребят, побуждает вслушиваться, глубже чувствовать и ярче передавать характер музыки в исполнении. Работа над песней становится для них интересной и увлекательной.
Итак, решение задач музыкального воспитания школьников требует от учителя оптимального выбора методов в зависимости от своеобразия произведения, особенностей музыкальной деятельности и возможностей учащихся. Поэтому ни одна даже самая хорошая разработка не может быть использована механически. Успех сопутствует педагогу, который, учитывая реальные условия, творчески подходит к делу — обдумывает варианты последовательности совместной деятельности с учащимися, умеет включать в работу не только активную часть класса, но и малоинициативных учеников. Если учитель хорошо представляет план действий, то свободнее ориентируется в неожиданных ситуациях, возникающих на уроке, и переходит к импровизации. Творческий подход позволяет ему каждый раз по-но- вому проводить работу над одним и тем же произведением (он варьирует и перестраивает ее в зависимости от обстоятельств), чтобы достичь реализации его воспитательных, образовательных, развивающих возможностей и успешного решения задач музыкального воспитания школьников.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основные методы музыкального воспитания.
2. Посетите урок, проанализируйте его и определите, в каких сочетаниях использовал учитель методы музыкального воспитания.
49"
3. В чем заключается творческий подход учителя при выборе и реализации методов музыкального воспитания?
«Заказ 52В7
Рекомендуемая литература
Апраксина О. А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы//Музыкальное воспитание в школе,—М., 1986, — Вып. 17.
Апраксина О. А. О праве учителя на эксперимент// Музыкальное воспитание в школе. — М., 1978. — Вып. 13.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.
Данилевская Л. В. Уроки Надежды Львовны Гродзенской//Музыка в школе.— 1984. — № 3.
Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. — М„ 1984.
Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной шко- лы//Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1—3 классы (любое издание).
Хрестоматия по методике музыкального воспитания/ Сост. О. А. Апраксина —М., 1987.
Р у м е р М. А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса//Музыкальное воспитание в школе. — М., 1979. —Вып. 14.
Якубовская Т. Л. В. Н. Шацкая — музыкант, просветитель, педагог, ученый//Музыка в школе.— 1984.-— № 1.
Глава II
4*
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЙА ШКОЛЬНОМ УРОКЕ МУЗЫКИ
| 1. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УРОКУ МУЗЫКИ
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной-музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.
Однако само по себе количество видов музыкальной деятельности на школьном уроке еще не определяет успеха в решении задач музыкального воспитания. Для этого необходим комплексный подход к его организации, когда все элементы урока подчиняются его теме, теме четверти, года, а сам урок обеспечивает целенаправленное музыкальное развитие учащихся.
Реализация комплексного подхода к уроку возможна на базе хорошей методической подготовки будущего учителя. Она предусматривает осмысление всех видов музыкальной деятельности школьников так, чтобы развитие музыкальных способностей осуществлялось во взаимосвязи, один вид деятельности обогащал другой и каждый урок являлся неотъемлемым звеном целостного процесса музыкального воспитания.
Например, в системе уроков по изучению темы «Построение (формы) музыки» одно из занятий может иметь тему «Вариационная форма». На этом уроке важно сформировать у учащихся эмоционально осознанное восприятие произведений, написанных в форме вариаций, расширить представления о музыкальной форме как средстве выражения образного содержания произведения.
Готовясь к уроку, учитель анализирует музыкальный материал, выявляет, в каких видах деятельности и каким образом на его основе можно сформировать у детей названные музыкальные представления. В качестве музыкального материала используются, например, следующие произведения: «Марш» С. Прокофьева из «Детской музыки», русские народные песни «Во поле береза стояла», «На зеленом лугу», «Тень-тень» В. Калинникова, «Камаринскую» П. Чайковского из «Детского альбома», «Маленькую польку» Д. Кабалевского, фрагмент финала Четвертой симфонии П. Чайковского.
В целом музыкальный материал позволяет раскрыть тему урока в разнообразной музыкальной деятельности учащихся. Так, русскую народную песню «Во поле береза стояла» можно исполнить с солистом и всем классом, а русскую народную песню «На зеленом лугу» — каноном или с элементами движения (припев сопровождается первый раз хлопками перед собой, второй раз — над головой, а третий — с боков, слегка согнувшись в коленях). При работе над песней В. Калинникова «Тень-тень» целесообразно использовать простейшие музыкальные инструменты. Смена тембра ритмических инструментов для портретных характеристик ее персонажей дает возможность ребятам закрепить представления о принципе варьирования и формообразующей роли тембра. Исполнение «Камаринской» совместно с учителем, где учащимся предлагается ритмическое сопровождение, позволяет им выявить варианты музыкальной темы и их характерные особенности.
Представление о вариантности темы и средствах музыкальной выразительности закрепляется в процессе выполнения учащимися творческого задания. Например, определяются средства музыкальной выразительности для предполагаемых вариаций на тему «Маленькой польки» Д. Кабалевского. Создавая игровую ситуацию, учитель поясняет, что вариации должны представлять собой заключительный танец на карнавале лесных жителей в мультфильме. Сочинение школьников учитель исполняет на фортепиано. Возможно и совместное исполнение вариаций учителя с детьми, которые играют ритмическое сопровождение.
В заключение урока целесообразно предложить ребятам послушать фрагмент финала Четвертой симфонии П. Чайковского, где они услышат вариационное развитие мелодии русской народной песни «Во поле береза стояла», исполненной ими в начале урока. Фрагмент уже знаком учащимся по предшествующим темам, и на данном уроке важно проследить за вариационным развитием мелодии, чему способствует фиксация начала каждого варианта темы поднятием рук школьников; показ учителем во время звучания музыки рисунков с изображением инструментов симфонического оркестра, исполняющих каждый вариант темы; графическая запись с помощью одинаковых по форме, но различных по цвету геометрических фигурок.
На приведенном примере виден комплексный подход к уроку. Он проявляется, во-первых, в организации единой направленности всей музыкальной деятельности учащихся, ориентированной на раскрытие темы урока. Ребята в процессе собственных действий должны почувствовать и осознать принцип построения вариационной формы, в которой одна и та же тема повторяется, но при этом каждый раз с изменениями. Во-вторых, комплексный подход проявляется в реализации триединой дидактической цели, когда в ходе урока решается комплекс задач. Он включает задачи образовательные (вводится новое понятие — вариации, закрепляются ранее полученные представления о жанрах, расширяются знания о музыкальных инструментах, народной музыке, ее связи с профессиональной), воспитательные (в различных видах музыкальной деятельности активизируются чувства сопереживания, коллективизма, любви к народной и классической музыке), развивающие (развивается чувство музыкальной формы, представление о ее связи с идеей произведения; совершенствуются певческие навыки при исполнении песен с сопровождением и без сопровождения, одноголосных и канонов; развивается чувство ритма в движении, игре на простейших музыкальных инструментах; активизируются эмоциональный отклик на музыку и творческие способности).
Умение комплексно ставить и решать задачи урока является одним из ведущих умений учителя. В основе этого лежат знания о закономерностях музыкального воспитания школьников, их музыкальном развитии.
Итак, организация урока музыки требует осмысления музыкальной деятельности школьников для подчинения всех ее видов теме урока четверти, года и решения комплекса задач — воспитательных, образовательных, развивающих.
Вопросы и задания
1. Продумайте единую направленность видов музыкальной деятельности урока на тему «Никто не забыт и
ничто не забыто» в связи с изучением темы четверти «Музыка моего народа».
2. Определите основную идею первого урока во II клас«се; сформулируйте его воспитательные, образовательные, развивающие задачи; продумайте единую направленность музыкальной деятельности ребят на этом занятии.
§ 2. РАЗНОСТОРОННЯЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Музыкальное развитие учащихся на школьном уроке музыки
Воспитание музыкальной культуры школьников невозможно без развития у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.
Напомним, что музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие — необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность.
Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают школьникам возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей.
Чтобы решать задачи музыкального воспитания, учителю нужно знать систему музыкального развития школьников. Это способствует видению перспективы их музыкального развития на протяжении всех лет обучения, установлению взаимосвязей между различными видами деятельности на уроке музыки, умелому отбору музыкального материала для последовательного решения развивающих задач.
Развитие музыкальных способностей школьников осуществляется в комплексе и тесной связи с решением образовательных задач. Рассмотрим это на примере развития чувства ритма. Так, на первых уроках музыки у ребят формируются общие представления о жанре марша. Одновременно у них активизируется ощущение равномерной пульсации метрических долей музыки, например, во время маршировки или игры аккомпанемента к маршу на простейших ритмических инструментах.
Затем учащимся даются задания, направленные на формирование представлений о различной тяжести долей (сильная и слабая). Как только первоклассники смогут воспроизвести это чередование в движении, хлопках, игре на инструментах (сопровождая исполнение маршевой музыки учителем), им можно предложить графически записать «пульс» конкретного марша.
Следующий этап в развитии ритмического чувства у ребят связан с различением долгих и коротких звуков, знакомством с двумя ритмическими единицами: четвертью и восьмой. Далее учащиеся осваивают простейшие ритмические мотивы, формулы, которые лежат в основе музыкального материала, хорошо знакомого им по урокам музыки.
В третьей четверти у первоклассников формируются представления о характерной особенности маршевой музыки — ее остром, пунктирном ритме. Почувствовать его позволяет выразительное исполнение, например, песни М. Ра- ухвергера «Октябрята» с использованием ритмических инструментов во вступлении. Игра на простейших музыкальных инструментах активизирует чувство ритма и способствует осознанию ритма как важного средства музыкальной выразительности маршевой музыки.
Представления о характерных ритмических мотивах маршевой музыки, чередовании сильных и слабых долей целесообразно закрепить в следующих классах, например, при сообщении ребятам знаний о простейших музыкальных формах. Так, активизация ритмического чувства и чувства формы может осуществляться в процессе выполнения слег дующего задания: ребятам предлагается подчеркнуть контрастное сопоставление частей в «Марше» С. Прокофьева, используя ритмическое сопровождение, построенное на ритмической пульсации в части «А» и характерном ритмическом мотиве в части «В».
Данный пример показывает, что развитие чувства ритма осуществляется в определенной последовательности, каждый этап которой опирается на предшествующий и готовит последующий. Развитие чувства ритма не является самоцелью и происходит не формально, а в связи с решением образовательных задач. Наряду с ритмическим чувством развиваются музыкально-слуховые представления, чувство музыкальной формы и ладовое чувство. Это отвечает ведущему принципу музыкального воспитания — единству развития ладового, ритмического чувства и чувства формы в различных видах музыкальной деятельности, который обусловливает системный подход к постановке и решению развивающих задач на уроке музыки.
Система развития музыкальных способностей
Хотя развитие музыкальных способностей осуществляется как единый процесс, необходимо рассмотреть последовательность формирования каждой из них в отдельности на конкретном музыкальном материале.
I. Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада. Восприятие выразительной сущности регистров в процессе слушания произведений (например, «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»).
Восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительной сущности направления движения мелодии (например, при пении прибауток, музыкальных загадок).
Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации (V и III, I и III и т. д.) на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковысотных инструментов.
Формирование представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попе- вок, простых по своим интонационным оборотам, например русские народные песни «Кукушка», «Лиса»),
Формирование представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ручных знаках-символах ладовых ступеней, нотной записи (примером музыкального материала, на котором можно успешно формировать эти представления, является песня-игра Е. Тили- чеевой «Наш дом»).
Формирование представлений о ладе и его разновидностях (лад — порядок; в музыке — это система взаимосвя- ш музыкальных звуков; у народов разных континентов сложились свои лады, например у европейских — мажоро- минорная система).
Определение лада и анализ его выразительной сущности на примере знакомого музыкального материала (Л. Бетховен. «Веселая. Грустная», С. Рахманинов. «Полька», А. Скрябин. Прелюдия. Соч. 5, № 4).
Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя (при многих, однако, отклонениях от этих сравнений). Примером могут служить прелюдии Ф. Шопена, пьеса Д. Кабалевского «Клоуны», сопоставление главной темы Седьмой симфонии Д. Шостаковича, звучащей в экспозиции и репризе (в репризе минор придает драматизм теме, ранее звучащей мужественно).
Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка (эти представления можно формировать на основе наблюдения за развитием, например, темы народа из увертюры Л. Бетховена «Эгмонт»),
II. Последовательность развития чувства ритма. Восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах).
Различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах).
Восприятие соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен.
Усвоение ритмических фигур, построенных на чередо-
вании двух различных ритмических единиц (
), при этом музыкальный материал должен быть
и
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 761 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!