Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
тук тук, мо_лот_ком мы по. стро.им но.вый дом
записывается таким образом:
^______ J____ | П 1 I Л Л| Л ] II
зо ви зо зо ви зо зо ви ви зо зо ви
Однако надо сказать, что зрительное ее восприятие не способствует осмыслению звуковысотности, а лишь дает представление о ритмическом движении.
Фиксация звуковысотных и метроритмических соотношений осуществляется в нотной записи. Поэтому ее освоение помогает формированию музыкально-слуховых представлений.
Знакомство с нотными знаками следует начинать с записи длительностей. Обычно это четверти и восьмые. Изображение ритма с помощью фигурок заменяется схемой с обозначением длительностей. Например, «Два кота»:
Л ]_________________________________________
та _ та два ко_та
ГЗ «Н________ I
два о_бо_ дран _ ных Хво.ета
Й
Ш
Приведем другой пример изображения на «лесенке» мелодии русской народной песни «Уж как по мосту, мосточку».
J
Использование подобных рисунков облегчает переход к нотной записи, который осуществляется на основе выученных попевок, несложных песен, построенных на характерной ладовой интонации мажора (чаще на V и III ступенях). Как правило, сначала школьников знакомят с нотой соль. Им объясняют, что она записывается на второй линейке нотного стана (нотоносца). Некоторые учителя начинают знакомство с нотоносцем с двух линеек. Место ноты соль на нотном стане показывает детям учитель, а где пишется нота ми (второй звук песни), они определяют сами. При этом учащиеся уже знают, что ноты пишутся на линейках и между ними. Если соль находится на второй линейке и является V ступенью, то ми, будучи -III, расположена на первой линейке. Нотной записи должно сопутствовать цифровое обозначение ступеней лада, например:
т
Зо _ ви зво _ нок на.чи - на _ ет _ ся у.рок 5 3 5 35533 5 5 3
В процессе пения по нотам важно использовать ручные знаки-символы, соответствующие обозначению ступеней лада, или предлагать школьникам пользоваться пятью пальцами левой руки как нотоносцем. Каждый палец со-
5 Заказ 5267
ответствует нотной линейке (пять пальцев — пять нотных линеек): Так, ученик поет знакомую мелодию, читает нотный текст, импровизирует на ступеньках характерной ладовой интонации и одновременно показывает правой рукой движение мелодии на «своем нотоносце». При этом учащиеся активно «пропускают через себя» ритм мелодии.
Знакомство с другими нотами (например, ля) осуществляется на основе слухового анализа знакомой песни, построенной на характерной ладовой интонации (сочетании V и VI ступеней). Примером такой песни может служить русская народная прибаутка «Лиса». Зная, что она начинается с ноты соль (V ступени), дети выявляют, куда движется мелодия («топчется» на месте, направляется вниз или вверх, поднимается плавно или скачком). Исходя из этого они определяют ее место на нотоносце и запоминают «имя» (название) ноты.
Далее ребятам можно предлагать песни, построенные на совокупности этих интонаций. Они уже смогут читать их по нотам самостоятельно, опираясь на интонационный запас, приобретенный при освоении песен «Лиса», «Зови, звонок!». Перед сольфеджированием нового материала следует помочь школьникам увидеть в нем знакомые интонации, затем под нотными знаками поставить цифры, соответствующие их ладовому порядку, воспроизвести мелодию знаками-символами, дать ладовую настройку и выстроить первый звук. Далее учащиеся поют мелодию по нотам.
Активизация звуковысотного, ладового и ритмического чувства идет в тесной связи с развитием чувства целого (чувства формы). При анализе мелодий песен внимание школьников следует обращать на их микроструктуру (элементы повторения, варьирования, выявления нового и др.). Это мобилизует внимание, активизирует процесс запоминания, способствует координации слуха и голоса и в тоже время формированию у учащихся представлений о выразительности приемов музыкального развития. Использование ритмических партитур (например, построенных на фиксации кульминаций фраз, песен, их нач-ала и окончания; на передаче пульсации, остинатной фигуре в пьесах для слушания) развивает чувство ритма, а также чувство музыкальной формы (чувство целого).
Приведенные выше примеры активизации музыкальности младших школьников включают в себя и методы стимулирования их интереса, увлеченности. Это игровые ситуации, применение красочной графической записи, рисунков-схем, фиксирующих направление движения мелодии и ее ритмическое развитие; использование различных движений, игры на простейших музыкальных инструментах.
Игровые ситуации можно создавать во всех видах музыкальной деятельности. Например, для ощущения характера колыбельной и средств ее выразительности первоклассникам предлагают убаюкать под музыку любимую куклу. Дидактические игры (например, «Подбери картинку», «Море», «Кто поет?») акцентируют внимание детей на изобразительных возможностях музыки и стимулируют их эмоциональную отзывчивость на произведения различного характера.
Интерес, эмоциональная отзывчивость зависят и от используемого на уроке музыкального материала. Песни, пьесы должны оказывать на детей соответствующее эмоциональное воздействие. Этому способствуют творческие задания. Например, учащимся предлагается передать в ритмическом сопровождении к песне М. Ройтерштейна «Зайка» монотонные капли непрекращающегося дождя и выразить в пении грустное настроение несчастного зверюшки.
Итак, музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активизировать в единстве. Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Таким образом:
развитие музыкальных способностей является важным условием воспитания музыкальной культуры;
музыкальное развитие — сложный процесс, который осуществляется в определенной системе;-
последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной музыкальной деятельности;
планируя работу на уроке, учитель должен опираться на систему развития музыкальных способностей школьников.
Вопросы и задания
5*
1. Охарактеризуйте комплекс музыкальности. При каких условиях он может развиваться наиболее успешно?
2. Продумайте последовательное развитие музыкальных способностей у первоклассников в течение первой четверти и подберите конкретный музыкальный материал.
3. В чем проявляется сущность принципа музыкального воспитания о единстве развития ладового, ритмического чувства и чувства музыкальной формы?
4. Подготовьте и проведите с группой товарищей фрагменты уроков, где будут использованы приемы и методы активизации музыкальности.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 446 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!