Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Для педагогимеск 3 страница



Знание истории, прошлого помогает лучше разобраться в настоящем, предвидеть пути дальнейшего развития нау­ки и избежать открытия уже известного.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны в развитии методики музыкального воспитания дореволюционного периода.

2. В чем проявлялась музыкально-просветительская дея­тельность передовой русской интеллигенции в дореволюци­онный период?

3. Дайте оценку становления музыкального воспитания в послереволюционные годы.

4. Раскройте значение работы Б. М. Теплова «Психоло­гия музыкальных способностей» для развития методики музыкального воспитания.

5. Сравните научно-методические взгляды Б. В. Асафье­ва, Б. Л. Яворского, В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской и покажите, чем каждый из них обогатил методику музы­кального воспитания.

§ 4. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

Любая профессия имеет свои особенности. Есть свои «секреты» и у учителя музыки. Любовь к музыке, стремле­ние отдать себя детям, вера в то, что без настоящей му- 8ЫКИ нельзя стать гармонично развитым человеком, увле­ченность своим делом — этими чувствами постоянно живет педагог-музыкант. «Сложность этой профессии, — пишет известный педагог О. А. Апраксина, — определяется необ­ходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каж­дое из них в свою очередь многогранно. Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью в высоком общест­венном значении этого слова. Воспитывая детей средства­ми музыкального искусства, он является работником идео­логического фронта, и его мировоззрение, его взгляды, по­нятия, представления имеют первостепенную значимость».

Профессия учителя музыки требует от избравшего ее постоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей. Идеалы профессии меняются с развитием общества, зависят от его идеологии и культуры, и вместе с тем основой профессии учителя музыки всегда является гуманистическая устрем­ленность и неразрывная связь с музыкальным искусством.

Учитель музыки должен быть прекрасным музыкантом. Отличное владение музыкальным инструментом, голосом, тонкий музыкальный слух, умение читать с листа, импро­визировать во многом определяют успех его деятельности. По этому поводу Д. Б. Кабалевский писал: «Из всех уме­ний, которыми должен обладать учитель музыки, надо вы­делить владение инструментом. Без механической записи на уроке, конечно, не обойтись, особенно когда в классе должен прозвучать хор, оркестр, оперная сцена и т. п., но она должна быть дополнением к живому исполнению учи­теля, а не заменой его. Это очень важно по крайней мере с трех точек зрения: во-первых, живое исполнение всегда создает в классе более эмоциональную атмосферу; во-вто­рых, при живом исполнении учитель может, если надо, остановиться в любой момент, повторить любой эпизод, даже отдельный такт, вернуться к началу и т. д.; в-треть­их, учитель, играющий на музыкальном инструменте (и к тому же поющий), служит хорошим примером для своих питомцев, показывая на практике, как важно и интересно самому уметь исполнять музыку».

Владение инструментом, голосом, а также дирижерски­ми умениями представляет собой еще неполный «багаж» знаний, которые должен приобрести будущий учитель. В приобщении к музыкальной культуре важна и музыкаль­но-теоретическая подготовка. Как и любой грамотный му­зыкант, учитель должен хорошо знать музыкальную лите-



ратуру, историю музыки, уметь разбираться в особенностях и закономерностях музыкального языка. Необходимо пони­мать значение музыкального искусства в развитии общест­ва, его связь с литературой и живописью. Всесторонняя музыкальная подготовка дает будущему педагогу прежде всего знание своего предмета. Накопленный музыкальный опыт в сочетании с знаниями основ общественных наук, предметов психолого-педагогического цикла создает предпо­сылки для овладения методикой музыкального воспитания. Но это лишь начало пути, ведущего к мастерству, которое является результатом большого педагогического труда, по­исков и постоянного самосовершенствования.

В настоящее время профессия учителя музыки стано­вится предметом научного изучения. Ведутся педагогиче­ские исследования, появляются сборники, статьи, раскры­вающие особенности подготовки учителя, требования к его деятельности. Интерес представляют работы, содержащие воспоминания об известных педагогах-музыкантах и резуль­таты изучения их педагогического труда.

Опираясь на современные исследования психологии педагогического труда, можно назвать следующие важней­шие стороны деятельности учителя музыки:

исследовательская (анализ музыкальных произведений и произведений других видов искусства; изучение опыта коллег, учащихся, анализ собственной работы; изучение научной и методической литературы с целью ее примене­ния в своей работе);

проектировочная (планирование, распределение учебно- воспитательных задач, решение которых направлено на нравственно-эстетическое воспитание учащихся, усвоение ими знаний, формирование навыков и умений, их музы­кальное и творческое развитие);

конструктивная (построение уроков, внеклассных музы­кальных занятий);

коммуникативная (установление с учащимися взаимо­отношений на основе уважения и доверия; завоевание ав­торитета у учеников);

организаторская (практическое решение учебно-воспи­тательных задач).


Безусловно, все это взаимосвязано в работе учителя и направлено на решение задач музыкального воспитания школьников. Отсутствие необходимых умений отрицатель­но сказывается на результатах педагогической деятельно­сти, которая в таких случаях не приносит желаемого удовлетворения. Остановимся немного подробнее на этих умениях.

Для учителя музыки важно овладение некоторыми на­выками исследовательской работы. Он анализирует, отби­рает музыкальные произведения, определяя их эмоцио­нальное воздействие; изучает музыкальное восприятие школьников в зависимости от их возрастных и индивиду­альных особенностей. Чтобы совершенствовать его, анали­зирует активность учащихся в исполнительской, творче­ской деятельности, исследует их музыкальные способности. Центром внимания учителя является духовный мир ребен­ка, его проявления в различных ситуациях, под влиянием педагогического воздействия. Исследовательская деятель­ность учителя музыки чрезвычайно обширна, она охваты­вает всех учащихся с I по VIII класс.

Благодаря постоянным наблюдениям учитель приобре­тает педагогическое чутье, которое позволяет мгновенно оценивать ситуацию, определять внутреннее состояние уча­щихся, интуитивно находить правильный способ педагоги­ческого воздействия.

Обогащая свой опыт в творческом планировании музы­кальных занятий, учитель приобретает проектировочные, конструктивные умения. К ним относятся: видение пер­спективы учебно-воспитательных задач и определение це­лей, задач каждого урока; умение мысленно проигрывать возможные способы их решения и находить оптимальное сочетание средств и методов, сосредоточивая внимание прежде всего на активности учащихся; рассматривать себя и свой предмет как средства их духовного обогаще­ния, воспитания музыкальной культуры.

Учитель должен владеть искусством общения. Его лич­ность на занятиях раскрывается глубоко и полно: учитель не только исполняет произведение, но и рассказывает о ■нем, передавая свое отношение к композитору, музыке и усиливая ее эмоциональное воздействие. Проявление при этом чуткости, внимания к переживаниям учащихся по­рождает ответное чувство доверия и уважения. Авторитет учителя зависит от его умения быть требовательным и од­новременно заботливым. Учащимся всегда нужны его по­мощь, поддержка, внимание, теплое отношение, без кото­рых невозможно переживание чувства радости от достиг­нутых успехов.

Несомненно, большую роль в работе учителя играют и организаторские способности, умение заряжать своей анергией и включать учащихся в различные виды музы-

3 Заказ 5267 кальной деятельности. Особенно это касается вокально-хо­ровой работы; где многое зависит от воли и целеустремлен­ности педагога, хотя результаты определяются и его опы­том, и предварительной подготовкой к занятию.

Творчество учителя, его педагогические находки начи­наются с первых самостоятельных шагов в школе. Овла­дение педагогическим мастерством требует от него знания своих достоинств и недостатков, умения «властвовать собой», способности к самооценке и самовоспитанию. Ду­шевное богатство, многогранность личности учителя, его ум, обаяние, нравственная чистота сильно влияют на фор­мирование у учащихся желания и готовности работать с наибольшей отдачей. Поэтому с полным правом можно сказать, что личность учителя определяет судьбу музыки как учебного предмета.

Вопросы и задания

1. Раскройте основные требования, предъявляемые к личности учителя музыки.

2. Какими профессиональными умениями должен вла­деть учитель музыки?

§ 5. УРОК МУЗЫКИ

За годы работы учитель дает тысячи уроков и к каж­дому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда. Урок — это порой невидимая с первого взгляда напряженная работа, требующая от учи­теля больших волевых усилий и концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой реакции в различных педа­гогических ситуациях. Неудавшийся урок, просчеты, ошиб­ки подчас долго не дают покоя, заставляют мысленно воз­вращаться и искать причины, породившие неудачу.

Урок музыки — основная форма организации, музыкаль­ного воспитания в школе. И хотя имеются еще музыкаль­ные кружки, ведутся факультативные занятия, но урок му­зыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения.

Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Для разучивания песни, танца или слу­шания музыкального произведения требуется несколько

Р4 уроков, поэтому на одном и том же занятии происходит Знакомство с новыми музыкальными произведениями, про­должение разучивания частично усвоенных ранее, повторе­ние пройденных. Например, на уроке в I классе учащиеся исполняют русскую народную песню «Кукушка», продол­жают разучивание песни А. Филиппенко «Бравые солда­ты», слушают уже знакомое по прошлому занятию вступ­ление к опере Н. Римского-Корсакова «Садко» «Океан — море синее», принимают участие в музыкально-дидактиче- ской игре «Догадайся, кто поет», разучивают игру «Пле­тень». Семиклассники на одном из уроков продолжают разучивать русскую народную песню «Милый мой хоро­вод», слушают произведения С. Рахманинова «Островок» и «Весенние воды». Получается, что каждый после­дующий урок, решая часть задач, продолжает преды­дущий.

Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь му­зыка — «язык чувств». Она волнует, вызывает у ребят Определенные настроения и переживания. Полученные впе­чатления усиливаются под воздействием учителя, который передает свои чувства не только в выразительном исполне­нии произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концент­рируя внимание учащихся на звучании музыки и развивая их воображение, он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность.

Несмотря на общие черты, каждый урок отличают своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в его замысле. Известно, что хорошая организация любого дела — половина его успеха, и это в полной мере относится к уроку музыки. В нем все должно быть продумано — цель и задачи, содержание и структура, средства и методы, иначе невозможно достичь никаких положительных ре­зультатов. Подготовка к уроку зависит от педагогических умений, мастерства учителя, обеспечивающих выявление Воспитательных, образовательных и развивающих возмож­ностей музыкального материала, а также путей их реали­зации. Действительно, для успешного решения задач му­зыкального воспитания требуется глубокое изучение про­изведений, их отбор в соответствии с возрастными особен­ностями учащихся, их музыкальной подготовкой.

3*

В содержание урока входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить его структуру: последова­тельность различных видов музыкальной деятельности.


Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремится под­держать необходимый эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания учащихся. При построе­нии урока важно учитывать также степень физической, умственной и эмоциональной нагрузки ребят, особенности каждого класса. Например, из-за непродолжительности сосредоточенного внимания младших школьников целесо­образно своевременно менять виды их деятельности, чтобы не снижался интерес и увлеченность детей на уроке; слож­ную песню, танец эффективнее разучивать в течение не­скольких уроков, а не за счет увеличения нагрузки и вре­мени на одном-двух занятиях; после разучивания трудных музыкально-ритмических движений учителю не стоит пе­реходить к пению, которое требует спокойного, уравнове­шенного дыхания и сосредоточенности. Безусловно, надо учитывать и место урока в расписании, идет ли он первым, третьим или шестым в этот день. На последних уроках заметна усталость ребят, поэтому требуется обратить вни­мание на чередование различных видов работы, применять методы, стимулирующие интерес. Имеет значение и после какого предмета идет урок музыки. Занятие, следующее за уроком труда и особенно физкультуры, лучше начинать с деятельности, которая позволяет снять возбуждение уча­щихся и настроить их на вдумчивую работу. В каждом конкретном случае педагогу необходимо иметь в виду и особенности класса, интерес ребят к той или иной музы­кальной деятельности, уровень их подготовки.

Итак, чтобы структура будущего урока была гибкой, рассчитанной на реальные условия, нужен творческий под­ход учителя, это и делает каждый урок неповторимым. Ведь от одного урока до другого проходит целая неделя, наполненная другими уроками, впечатлениями, не имею­щими никакого отношения к усваиваемым музыкальным произведениям, но надо стремиться, чтобы у ребят оста­лось целостное впечатление и интерес к ним.

В принципе урок должен проходить по заранее проду­манному плану, но совместная деятельность учителя и учащихся — это всегда живой процесс, который невозмож­но предусмотреть во всех деталях. Невозможно предвидеть некоторые неожиданные ситуации, да и нельзя дать совет по каждому конкретному случаю. Иногда из-за непредви­денных обстоятельств требуется перестроить урок на ходу. Профессиональный опыт позволяет учителю не теряться и в каждом случае принять необходимое решение. В резуль­тате цель урока достигается благодаря вариативности на­меченной структуры.

Опытные педагоги владеют ссобым мастерством по­строения целостного урока, они умеют вести его на одном дыхании — так, что различные элементы урока переплете­ны и тесно связаны между собой. Используя различные методы (сравнение произведений, их фрагментов, проблем­но-поисковые, игровые ситуации), они проводят учащихся через лабиринт творческих заданий, выполнение которых активизирует ребят и позволяет достичь желаемых резуль­татов.

Всем известно, что качество современного урока в значительной мере определяется активностью учащихся. Проблема активности решается не только благодаря инте­ресному построению урока и применению методов, вызы­вающих у ребят живой интерес. Многое зависит и от инди­видуального подхода учителя к каждому ученику. Несом­ненно, что это одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогом. Ведь он встречается с учащимися всего лишь раз в неделю, а сам урок музыки представляет собой фронтальную работу с классом. Поэтому учителю важно знать своих учеников, помнить об их сильных и слабых сторонах, интересах и склонностях, уметь проникнуть в мир ребенка, оптимистически оценивать возможности каж­дого. На уроке необходимо стремиться к непосредственно­му общению, используя такие приемы, как наводящие во­просы, подсказки вполголоса, вопросительный или недо­умевающий взгляд, одобряющий кивок. Чрезвычайно дей­ственными средствами являются также жесты и мимика учителя.

Возможности для индивидуального подхода к учащим­ся имеются в разных видах музыкальной деятельности, но особенно благоприятны они при разучивании двух-, трех­голосных произведений, сопровождения на детских музы­кальных инструментах, когда учитель дает самостоятель­ные партии в соответствии с возможностями ребят. Диффе­ренцированные задания пробуждают интерес, а их успеш­ное выполнение способствует активному музыкальному развитию ученика. Оценивая результаты, помогая чище спеть или правильно исполнить ритмическое сопровожде­ние, учитель развивает у ребенка самоконтроль. Чтобы ученики, у которых возникают трудности (особенно это касается «гудошников»), поверили в свои силы, необходи­мо отмечать и всячески подчеркивать их даже самые не­значительные успехи в работе.

Индивидуальный подход к учащимся способствует в то же время и воспитанию чувства коллективизма. Ощущая ответственность за качество выполнения задания и свою причастность к совместному исполнению произведения, каждый ученик заинтересован в результатах общего дела При непосредственной заинтересованности удачное испол­нение вызывает у всех ребят чувство радости и удовлетво­рения.

Современный урок музыки трудно себе представить без специального оборудования. Эстетическое оформление ка­бинета может быть самым разнообразным, но оно должно способствовать созданию атмосферы, необходимой для урока искусства. На уроке нужны детские музыкальные инструменты, технические, наглядные средства. От их ка­чества, своевременной подготовки и умелого применения во многом зависит успешное проведение урока.

Сегодня учителю трудно обойтись без грамзаписи, ко­торая позволяет познакомить ребят с музыкальными про­изведениями в различном исполнении (оркестр, хор, ансамбль), расширить их представление о звучании отдель­ных музыкальных инструментов и выразительности чело­веческого голоса. Фонохрестоматия помогает учителю сде­лать более интересным разучивание песен, так как в грам­записи даны их аккомпанементы, а также исполнение детскими хоровыми коллективами. При наличии магнито­фона педагог может на уроке фиксировать исполнение песен, детских импровизаций и сразу давать их учащимся прослушивать и оценивать. К числу технических средств, применяемых на уроках музыки, относятся также кино- и диапроекторы — показ диапозитивов, кинофрагментов по­могает усилить эмоциональное воздействие музыки.


В последнее время заметно больше стало использовать­ся на уроках музыки разнообразных наглядных средств. Это иллюстрации, репродукции картин, созвучные теме, образному содержанию музыкальных произведений. Они способствуют созданию определенного настроения, про­буждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходи­мых для восприятия музыки. Однако, обращаясь на уроке к другим видам искусства, учитель должен помнить, что перед ним произведения, имеющие свой язык и свои воз­можности, поэтому их использование требует особого ма­стерства и достаточно высокой искусствоведческой куль­туры. Чрезмерно обильное, неумелое применение нагляд­ных средств не только не приносит пользы, но может даже оказаться вредным. Оно уводит учащихся от восприятия музыки, побуждает к ее сюжетному толкованию, нарушает связь между учеником и музыкальным произведением, которое как бы уходит на второй план.

Очень важно использование на уроках наглядных посо­бий, способствующих развитию музыкального слуха детей. С помощью нотных таблиц происходит овладение навыка­ми пения по нотам, более быстрое разучивание песен, по- певок, мелодий. Нотная запись помогает добиться их чи­стого интонирования и запоминания. В I классе наглядные пособия применяются в музыкально-дидактических играх и специальных заданиях. Например, с помощью нот-кру­жочков дети выкладывают на фланелеграфе (доске, обтя­нутой фланелью, на которой легко держатся любые услов­ные карточки, также подклеенные фланелью) направление движения мелодии; определяя звучание детских музы­кальных инструментов, показывают карточки с их изобра­жением.

Применение на уроке технических и наглядных средств обучения должно быть глубоко продуманным и не превра­щаться в самоцель. Их разумное использование, соответст­вующая дозировка и качество обеспечивают успешное ре­шение задач музыкального воспитания и развития школь­ников.

Таким образом, подготовка и проведение урока всегда требуют от учителя творческого подхода, активного прояв­ления его знаний, умений, профессионального опыта. Буду­чи результатом творчества учителя, урок музыки обладает удивительной силой идейно-эмоционального воздействия на внутренний мир учащихся, пробуждает интерес к музыке, потребность общения с ней.

Вопросы и задания

1. Раскройте характерные особенности уроков музыки.

2. В чем проявляется творческий подход учителя при Подготовке и проведении урока?

.. 3. Посетите урок музыки и определите его структуру.. 4. Как осуществляется индивидуальный подход к уча­щимся на уроке музыки?

5. Каковы требования к использованию на уроке музы­ки наглядных и технических средств?

§ 6. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу. Разви­вая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкаль­ное мышление, учитель стремится, чтобы общение с искус­ством вызвало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявле­нию активности и самостоятельности.

Разнообразие методов музыкального воспитания опре­деляется спецификой музыкального искусства и особенно­стями музыкальной деятельности учащихся. Методы при­меняются не изолированно, а в различных сочетаниях. На­пример, знакомство подростков с музыкальным произведе­нием учитель начинает с беседы, задает им вопросы о ком­позиторе и его произведениях, пройденных ранее (словес­ный метод); по ходу беседы исполняет знакомые фраг­менты (наглядно-слуховой метод); сообщает интересные сведения об истории создания произведения или об обстоя­тельствах исполнения, впечатлении, которое оно оказало на слушателей (стимулирующий метод); учащиеся слуша­ют произведение в грамзаписи (наглядно-слуховой ме­тод); отвечают на вопросы учителя, делятся впечатления­ми (словесный метод); выполняют предлагаемые учителем творческие задания: слушая, сравнивают и анализируют отдельные фрагменты произведения (наглядно-слуховой метод, метод анализа и сравнения); определяют идею про­изведения (метод обобщения).

Методы стимулирования музыкальной деятельности применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для уроков музыки. В предыдущих параграфах уже упоминалось о методе эмоционального воздействия — умении учителя выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Например, его голос может эмоционально окрашиваться в зависимости от характера, настроения музыки: тепло, ласково и нежно рассказывает он о колыбельной; торжественно, с суровыми и мужествен­ными интонациями — о патриотической песне. Все вырази­тельные приемы учитель применяет для усиления эмоцио­нального воздействия музыки и обогащения впечатлений учащихся.

Широкое использование метода эмоционального воз­действия во многом определяет успех музыкальной дея- г—"

тельности учащихся, а владение им говорит о мастерстве учителя. Эффективность метода всегда зависит от тех от­ношений, которые складываются между учениками и учи­телем, от его авторитета: сильное эмоциональное воздейст­вие на ребят можно оказать только в обстановке доверия и взаимопонимания.

Интерес к музыке зависит от привлечения необычных фактов, создания эффекта удивления. Например, у уча­щихся вызывает интерес сообщение педагога о том, что русский композитор А. П. Бородин был одновременно и известным ученым-химиком, что В. Моцарт, будучи трех­летним ребенком, уже сочинял свои первые произведения. Ребята с большим интересом воспринимают Седьмую сим­фонию Д. Д. Шостаковича, когда узнают, в каких тяжелых условиях было написано это произведение и, несмотря на все трудности военного времени, исполнено в блокадном Ленинграде. Глубокие эмоциональные переживания испы­тывают они, узнав, что Л. Бетховен пережил большую трагедию: композитор потерял слух, однако любовь к му­зыке вселяла в него силы, благодаря которым он продол­жал сочинять свои гениальные произведения, заставляю­щие людей и по сей день радоваться, верить в счастье, победу добра и справедливости. Определенное влияние оказывает на учащихся и отношение выдающихся людей к музыке. Например, большое впечатление производит тот факт, что произведения Л. Бетховена, проникнутые духом мужества и героической борьбы, любил слушать В. И. Ленин. Ребята с особым интересом начинают отно­ситься к музыке, написанной этим замечательным компо­зитором.

Большим мастером создания ситуаций, вызывающих эффект удивления, была Н. Л. Гродзенская. Например, знакомя детей с «Детской песенкой» П. И. Чайковского («Мой Лизочек»), она увлекала их рассказом о необыч­ном сказочном содержании песни: «Была одна девочка. Звали ее Лизой. Она была такая маленькая, что все на­зывали ее Лизочек, была она ну прямо как Дюймовочка; могла даже сделать диванчик из одуванчика и на нем спа­ла, зонтик сделала из листика сирени, вставку для платья — манишку — из крыльев комаришки, а карету- фаэтон заказала из скорлупы яичной и поехала на бал, башмачки заказала из скорлупы рачонка, и получилось у нее не два, а четыре башмачка...» После такого рассказа дети с большим интересом и вниманием слушали эту пе­сенку П. И. Чайковского.

Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуаций успеха. Они особенно не­обходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют ста­рание, но испытывают затруднения, например из-за отсут­ствия координации между слухом и голосом не могут достичь чистого интонирования. Поощряя ребят, учитель создает ситуацию успеха, а переживание радости придает им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением песни. Некоторые учащиеся испытывают чувство неуверен­ности, боязни при выполнении творческих заданий, когда педагог предлагает «сочинить» свою песню или свой танец. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая не­обходима для творчества.

Развитию музыкального интереса детей способствуют игровые ситуации, которые обычно применяются в работе с младшими школьниками, и особенно с шестилетками. В игровых ситуациях легче организовать песенное творче­ство, инсценировки, драматизации. Например, учитель дает детям куклу, просит уложить ее спать и спеть колы­бельную. Играя в охотников и зайцев, одна часть ребят изображает смелых, решительных охотников, а другая — крадущихся зайцев. Игровые ситуации помогают также поддержать интерес детей к уроку, сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление.

К методам стимулирования музыкальной деятельности относится и создание проблемно-поисковых ситуаций, ко­гда перед учащимися ставятся различные творческие зада­ния. Например, при разучивании русского народного танца первоклассникам предлагается определить, как его лучше исполнить: парами или стоя в кругу. Можно предложить детям выбрать детские музыкальные инструменты, кото­рые, по их мнению, будут подчеркивать выразительность Музыкального образа при исполнении сопровождения к произведению. Подростки с интересом определяют лучшую интерпретацию или композитора произведения, чье твор­чество им уже знакомо. Проблемно-поисковые ситуации Активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рас­суждать, развивают творческие способности.

Известно, что у подростков стремление к самостоятель­ности и самоутверждению влияет и на их музыкальные интересы. Знание современных эстрадных направлений, Йодных исполнителей и рок-групп открывает возможности завоевать престиж у одноклассников и почувствовать себя более взрослыми. Поэтому, например, вопрос учителя: «Нужна ли нам классическая музыка?» — естественно вы­зывает споры. Столкновение различных точек зрения соз­дает проблемную ситуацию, которая разрешается в после­дующей дискуссии, буквально захватывающей весь класс, не оставляющей никого равнодушным. Процесс дискути- рования заставляет учащихся думать и, отстаивая свою точку зрения, активизировать весь музыкальный опыт. В умело организованных дискуссиях учитель помогает ре­бятам сравнивать, противопоставлять разные мнения, не навязывая своего. Он побуждает их делать выводы о пра­вильности той или иной позиции, приводить музыкальные примеры. Чрезвычайно важно то, что в активной дискуссии формируются взгляды и убеждения учащихся.

Метод сравнения является наиболее распространенным в практике музыкального воспитания не только потому, что его применение позволяет создавать ситуации, вызы­вающие у учащихся интерес. Выполнение творческих за­даний предполагает анализ музыки, заставляет ребят вслушиваться, следить за изменением звучания и развити­ем музыкального образа, осознавать свои впечатления й делать выводы.

Сначала у младших школьников, обладающих неболь­шим музыкальным опытом, интерес вызывает сравнение контрастных произведений. Например, сравнивая вальс П. Чайковского из балета «Спящая красавица» и вальс С. Прокофьева из балета «Золушка», дети затрудняются сказать, что между ними общего. Однако если предложить им сравнить тот же «Вальс» П. Чайковского и «Марш» С. Прокофьева, то они сразу ощущают их различие и осо* знают особенности каждого жанра: обращают внимание нД плавное, «кружащееся» движение мелодии вальса и чет* кость, упругость музыки марша. Найти сходство междФ «Маршем» Д. Шостаковича и «Маршем деревянных сол» датиков» П. Чайковского помогает их сравнение по кой* трасту с «Маршем веселых ребят» И. Дунаевского. Уча* щиеся ощущают их сказочность и отмечают большую чет«кость «Марша» П. Чайковского. Выполнение различны* заданий способствует формированию у школьников яр­ких эмоциональных впечатлений, представлений о музы­кальных жанрах, а постепенное сравнение менее конт­растных произведений — развитию более тонкого воспри­ятия.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1559 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...