Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
приложимы к практике, но их ценность безусловна, так как они развива- ют те общечеловеческие качества личности, которые важны для каждого. К.Д. Ушинский приводит в пример историю, знание которой помогает человеку уяснить ход исторического процесса человеческого общества, из- влечь из нее нравственные уроки; она может подействовать на характер и образ мыслей человека, отразиться в его поступках. Общечеловеческое образование, в отличие от узкоспециального, и ведет к гармоничному, це- лостному развитию личности, объясняет жизнь и вводит человека в нее.
В то же время, предостерегает Ушинский, не следует упускать из виду того, что ребенок, обучаясь в школе, будет готовиться жить в «индустри- альном веке» с его быстрым развитием наук и постоянно изменяющими- ся условиями жизни, к которым он также должен быть готов.
Воспитательные возможности обучения. Рассматривая современную ему практику обучения, К.Д. Ушинский отмечает, что наука используется часто в утилитарных целях и фальсифицируется. «Меркантильное направ- ление нашего века, постоянно усиливающее свой натиск, проникло не только во все слои общества, во все сферы жизни, но даже в науку и школу»1. Результатом «меркантильного направления» становится для уче- ника не получение знаний, а приобретение положения в обществе. «Как яда, как огня надо бояться, чтобы к мальчику не забралась идея, что он учится только для того, чтобы как-нибудь надуть своих экзаменаторов и получить чин, что наука есть только билет для входа в общественную
При отборе содержания школьных дисциплин необходимо руковод- ствоваться выбором тех, которые развивают мировоззрение и действуют
«не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Зна- ния, сообщаемые науками, должны выстроиться в «светлый и обширный взгляд на мир», а каждый ученик в соответствии со своим возрастом — иметь «округленное миросозерцание». Особую роль в этом процессе вы- полняют науки гуманитарные, которые помогают ученику осознать на- значение человеческой жизни и деятельности.
Хорошо продуманное и организованное обучение помогает достичь целей нравственного развития ребенка. К.Д. Ушинский подмечает, что жизнь общества дает ученику не только примеры истинной нравствен- ности. «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к обще- ственному благу, снисходительность к нарушению законов чести... — вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться»3.
Там же.
Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... 425
Через тексты книг проходят идеи добра и осуждения зла, даются кон- кретные примеры нравственных поступков.
ему возможность отыскать для себя труд в жизни»1. А чтобы человек ис-
кренне полюбил серьезный труд, нужно внушить ему серьезный взгляд на него. Для человека в детском и юношеском возрасте главный интерес в жизни должно составлять учение.
Собр. соч. Т. 2. С. 348, 355.
ный труд всегда тяжел, утверждает в статье «Труд в его пси-
хическом и воспитательном значении» и предлагает средства, спо- собные развить привычку к труду.
ника необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать воз- можность испытать наслаждение от своего труда.
3. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был спосо- бен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.
«Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невоз- можным то лакейское провождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность»1.
Необходимость использования учителем разнообразных методов. Ре- комендации о развитии жажды труда в воспитанниках тре-
бовали знания наставником соответствующих приемов, способов, методов.
1960. С.
Многие методические приемы, предложенные К.Д. Ушинским, из- вестны сегодня каждому из своей школьной жизни, так как составители учебников и учителя используют идеи Ушинского и в настоящее время.
Педагогическая наука и искусство воспитания
Что такое педагогика — наука или искусство? Этот вопрос поднимает К.Д. Ушинский в ряде своих работ. Определив, что предмет воспитания — это человек, Ушинский, исходя из этого, рассматривает и содержание пе- дагогической науки. Подвергнув критике современную ему педагогику за голословные утверждения и рецептурность, неприложимые к делу воспи- тания, он предлагает свое представление о ней. Педагогика — это наука, но наука особенная.
Педагогика как наука. В «Педагогической антропологии» Ушинский подчеркивает, что необходимо выделить в ней два пласта: педагогику в
«обширном смысле» как собрание знаний, необходимых и полезных вос- питателю, и педагогику в «тесном смысле» как собрание воспитательных правил. Первый пласт — это научные знания о человеке по разным отрас- лям наук и осознание на основе знания наук цели воспитания. Последнее особенно важно в педагогической деятельности, так как без определения цели (а она во многом подсказывается философией), трудно рассчитывать на успех воспитания. Так же как архитектор, принимаясь за строитель- ство здания, представляет себе, что он будет возводить: дом для жилья или торжественные ворота, или сарай, или гостиницу, так и воспитатель не
следует помнить, что они сами по себе не означают опытности в воспи- тательной деятельности. Факты ценны тогда, когда они анализируются, обобщаются, осознаются и складываются в теорию. В теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроиз- вести повторно.
Призывая педагогов изучать педагогическую теорию, Ушинский предостерегал от стремления педагогов получить готовый рецепт воспи- тания. Нельзя ограничиться изучением педагогических рекомендаций, так же как и знаниями, вынесенными только из опыта, так как «одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в меди- цине*-.
«Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; но говорим им:
изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управ-
лять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельст- вами, в которых вы хотите их приложить... Мы советуем педагогам изу- чать... физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства, изучать историю раз- личных педагогических мер... выработать себе ясную положительную цель воспитания и идти неуклонно к достижению этой цели, руководствуясь приобретенным знанием и своим собственным благоразумием».
Педагогика как искусство. Педагогику нельзя назвать наукой в том смысле, какой считается математика, естествознание и др. Только знания основ наук о человеке недостаточно для достижения успеха в воспитании, необходимо, быть творцом в созидании личности ребенка, быть искусным воспитателем. Поэтому педагогическая деятельность — это искусство —
«искусство самое обширное и сложное, самое высокое и самое необходи- мое из всех искусств». Оно опирается на множество обширных и слож- ных наук; как и любое искусство, оно требует, кроме знаний, наличия способностей и наклонностей и, как искусство, оно стремится к идеалу,
«вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совер- шенного человека. Педагогическая деятельность — это первое и высшее искусство потому, что она стремится практически «удовлетворить вели- чайшей из потребностей человека и человечества — их стремление к усо- вершенствованиям в самой человеческой природе»1.
К.Д. Ушинский был педагогом энциклопедического склада, трудно найти какую-то область воспитания и обучения, которая не была бы рас- смотрена им. Он был первым профессиональным педагогом в России, за- нимавшимся теоретическими исследованиями, педагогической практи- кой и одновременно реформой школы.
В фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» Ушин- ский синтезировал научные знания о развитии человека и, исходя из них, разработал задачи и определил содержание педагогики.
Ушинский заложил основы национального образования, обосновав
идею народности воспитания. Школа и воспитание должны строиться в
430 История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)
соответствии с потребностями и особенностями данного народа; подра- жание в деле воспитания одного народа другому выведет на ложную почву, принесет больше вреда, чем пользы. Источник народности — исто- рия и культура народа.
Одной из важнейших сторон воспитания Ушинским признано нрав- ственное, в аспекте которого рассматривается и трудовое воспитание.
Невозможно даже просто перечислить те педагогические проблемы, которые поднимает Ушинский в своих работах, они собраны в 11 томах (изданы в 1952 г.).
рев, В.П. Вахтеров, П.П. Блонский и другие — все они считали себя пос- ледователями и сторонниками Ушинского; многие из них развили его идеи, воплощали их в своей педагогической практике. И все это не благо- даря, а скорее вопреки Министерству народного просвещения. Теорети- ко-методическая деятельность Ушинского вызывала в официальных кру- гах большую настороженность. Постоянные неприятности и нападки ожидали его и на этом поприще.
Целая плеяда педагогов-единомышленников Ушинского появилась у других народов России. Многие его идеи были восприняты грузинскими, армянскими, казахскими, татарскими, чувашскими, мордовскими деятелями просвещения и проводились ими в жизнь. По образцу
Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение...
школьных книг Ушинского разрабатывались учебники для других наро-
дов. Этот факт явился свидетельством общечеловеческого смысла его идей.
К.Д. Ушинский стал живым воплощением лучших черт отечественной интеллигенции своего времени; он стал гордостью отечественной культу- ры и педагогики и остался ею.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 286 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!