Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

33 страница. Иногда проведение акта совпадало с чествованием великих русских писателей и поэтов



 
Иногда проведение акта совпадало с чествованием великих русских писателей и поэтов. К проведению такого праздника учащиеся готови- лись особенно серьезно: писали сочинения, разучивали песни и стихотво- рения того писателя, юбилей которого отмечался. Для примера приведем программу вечера, посвященного памяти ВТ. Белинского в г.

 
I. Торжественная часть: отчеты школы и выдача свидетельств и наград. Художественная часть. Выступления детей.

а) «ВТ. Белинский» — сочинение ученика Дочкина.

б) «Пир Петра Великого» — стихотворение Пушкина с предисловием и словами Белинского — ученик Сезин.

в) «Над Невою резво вьются...» — хоровая песня.

г) «Казачья колыбельная песня» — стихотворение Лермонтова с пре- дисловием и словами Белинского — ученик Поздняков.

д) «Спи, младенец мой прекрасный...» — хор.

е) «Косарь» — стихотворение Кольцова с предисловием и словами Бе- линского — ученик Гуров.

ж) «Ах ты, степь моя, степь широкая...» — хор.

з) «Тебе поем мы славу и славу воздаем тебе, печатное учительское

 

Примерно так же отмечались юбилеи Пушкина, Лермонтова, Кольцо-

ва, Крылова, Ушинского, Песталоцци...

Наряду с проведением традиционных и юбилейных праздников в школе устраивались музыкально-литературные вечера и народные чтения. Важную роль в нравственном воспитании учащихся играл также народ- ный театр.

Наконец, надо отметить и такое воспитательное средство, как классное чтение. Для домашнего чтения учащиеся получали художествен- ные и научно-популярные книги из школьной библиотеки, в которой на- считывалось до 800 книг, в том числе произведения Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова. Характерно, что обмен книг Бунаков проводил лично сам, систематически проверяя понимание и усвоение детьми содержания прочитанных книг. Если выяснялось, что ученик воз- вращал непрочитанную книгу, Николай Федорович его предупреждал о том, что при повторном случае он будет лишен права пользоваться кни-


 
IV. Педагогические теории и их воплощение... 447

 
гами из школьной библиотеки. Такая мера считалась строгим

 
так как с большим интересом читали книги из школьной биб- лиотеки...

Вся учебная и воспитательная работа Петинской народной школы осуществлялась под непосредственным руководством и при активном участии Н.Ф. Бунакова. При выпуске в 1887 г. Бунаков говорил о том, что для него эти первые петинские грамотеи особенно дороги, потому что в обучении детей, получивших свидетельства об окончании курса, он в те- чение всех трех лет принимал непосредственное участие.

 
К крестьянским детям Бунаков относился с большой любовью и ува- жением. Для них он был не только учителем, но и самым близким чело- веком, лучшим другом, продолжавшим внимательно следить за всей пос- ледующей жизнью своих питомцев после выхода их из школы. Прощаясь со своими учениками, Бунаков напутствовал их: «Беда ли какая случится, горе ли посетит вас, понадобится ли вам помощь или дружеский совет, приходите к нам, мы всегда для вас чем богаты, тем и рады. Двери учили- ща и сердца наши всегда будут открыты для вас, как родных детей».

И надо сказать, что бывшие ученики действительно встречали самый ра- душный прием в своей школе.

 
 
Отеческая забота Н.Ф. Бунакова о своих воспитанниках и любовное отношение стороны других учителей привлекали крестьянскую моло- дежь к школе, с которой были связаны ее самые лучшие воспоминания и впечатления. Многие из бывших учеников продолжали посещать школь- ные праздники, принимали активное участие во внешкольных мероприя- тиях, выступали в народном театре. За постоянную активную помощь школе Бунаков неоднократно награждал бывших ценными по-

дарками.

На своих воспитанников Бунаков смотрел как на значительную куль- турную силу, распространявшую в крестьянских массах свет научных зна- ний, полученных ими в школе.

Как видим, в основе педагогической деятельности Бунакова лежало понимание исключительной важности образования для народа. Принци- пами его школы были гласность и открытость, тесная связь с семьей, на- учная насыщенность обучения, всестороннее развитие детей. Все это не совпадало со взглядами властей на народное образование.

 
Многолетняя работа Н.Ф. Бунакова по обучению и воспитанию крес- тьянских детей была частью разносторонней просветительской дея- тельности среди народа. В течение 19 лет существования Петинской на- родной школы в ней обучалось свыше 300 детей. Школа давала детям прочные и основательные знания. Как отмечали и сами бывшие ученики Николая Федоровича, приобретенные ими в школе знания оказывали не- оценимую помощь во всей их дальнейшей жизни.


 
 
448 История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
народная школа просуществовала до 1902 г., сыграв важ-

 
 
ную роль в просвещении населения. Вместе с тем творческая работа Н.Ф. в Петинской школе давала ему возможность проверить пе- дагогические выводы, совершенствовать учебники и методические посо- бия. В результате непосредственной практической работы в народной школе Бунаковым были значительно переработаны его книги для чтения, в частности «Живое слово» а также был написан целый ряд педа- гогических статей, вошедших позднее в сборник «Сельская школа и на- родная жизнь» (1906).

 
В 1888 г. Бунаков организовал в Петино самодеятельный «крестьян- ский театр». В нем были заняты бывшие ученики школы, а руководил им Бунаков.

На сцене этого театра шли пьесы А. Островского «Не так живи, как

 
«Не в свои сани не садись», комедия Н. Гоголя «Женитьба», с некоторыми сокращениями «Борис Годунов» А, Пушкина и т.д. Спектак- ли очень нравились местному населению и стали вскоре известны и за пределами Петино. А пример оказался хорошим — драматические круж- ки стали возникать и в других местах.

Учительские съезды и курсы

Они, как и многие другие начинания 60-х гг. XIX в., были организова- ны по инициативе общественности и проводились передовыми земства- ми. Съезды и курсы пользовались большой популярностью среди народ- ных учителей, так как предоставляли им возможность пообщаться друг с другом, обменяться опытом, услышать интересные лекции, принять учас- тие в практических занятиях. В организации и работе съездов и курсов активно участвовал Н.Ф. Бунаков.

 
Позиция Бунакова в работе с учителями — максимальное их творчества, но оно невозможно без теоретических знаний. Он считал необходимым предоставить каждому участнику курсов как знания тео- рии, и возможность самореализоваться в практических занятиях. Эту мысль о необходимости теоретической подготовки для творческой учи- тельской деятельности Бунаков постоянно развивал на съездах учителей.

Его лекции перед учителями опирались на живой опыт работы в Пе- тинской школе. Там было так много хорошего, что опыт школы, теорети- ческое обоснование обучения и воспитания детей вызывали у учителей много вопросов, будили желание последовать за ним в своей работе.

 
Кроме лекций и докладов, Бунаков проводил на съездах и курсах практические уроки. Они всегда поражали учителей своим творческим подходом, умением Бунакова провести свои теоретические положения в


 
Раздел Педагогические теории и их воплощение... 449

 
Лекции и уроки оказывали огромное влияние на участников съездов и курсов, так как им передавался тот энтузиазм, то умение отдавать делу всего себя, какими отличался Бунаков. Близость в общении, его товари- отношение к коллегам еще больше привлекали к нему. Учителя

уезжали с таких встреч окрыленными, более уверенными в правильном выборе своего жизненного пути. На курсах обучались более четырех тысяч учителей.

Высоким авторитетом пользовался Бунаков среди участников съездов и курсов, об их любви к нему свидетельствуют письма ему учителей. Одна учительница, участница учительских курсов, писала: «Вы показали нам, каким должен быть истинный народный учитель... Вы вдохнули в нас новые силы, вселили бодрость, энергию и веру в свое дело... С какими чуд- ными планами и светлыми надеждами я поеду теперь в свой глухой, от- даленный уголок, в свою бедную, но дорогую мне школу».

В 1875 г. по распоряжению властей Бунакову было запрещено руково- дить съездами, это было для него большим горем: «Руководство съездами народных учителей у меня было отнято, и это было для меня тяжелым уда- ром не в материальном, а в нравственном отношении, мне предстояло лето без той живой работы, без того симпатичного общества молодежи, рабо- тающей в народных школах, без тех сладостных волнений, которые стали самым дорогим интересом моей жизни», — пишет он в «Моей жизни».

 
Этот запрет был вызван тем, что в г. учительские съезды были заменены учительскими курсами, на которых учителя могли только слу- шать лекции, а не заниматься свободным обменом мнениями.

 
Так как Бунакову было запрещено руководить съездами, а не курсами, он ненадолго смог вернуться к учителям. Вскоре опять последовал запрет руководить и работой курсов, так как он нарушал «Правила» г. и вел занятия на курсах, как на съездах: допускал свободную дискуссию, выска- зывание слушателями своего мнения.

 
В г. вся просветительная деятельность Бунакова была пресечена властями. Это произошло после выступления Бунакова на заседании Ко- митета сельскохозяйственной промышленности, где он критиковал суще- ствующие порядки, Это вызвало его арест, а потом высылку в г. Остро- гожск. Петинская школа и театр были закрыты, а здание школы Бунаков пожертвовал для воронежского Народного дома. Разбитый, измученный преследованиями полиции Бунаков умер в 1904 г.

Педагогические и методические сочинения Н.Ф. Бунакова

Несмотря на отсутствие специального педагогического образования, Бунаков многого достиг благодаря самообразованию. Им были изучены труды классиков педагогики, о чем свидетельствуют ссылки на них в его

15-4907


 
450 /I. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

работах и его общее понимание педагогических проблем. Работа на съез- дах и курсах учителей привела Бунакова к необходимости обобщения и развития педагогических идей, подкрепленных его практическим опытом.

 
Бунаков разработал, опубликовал и постоянно использовал в ра-

боте ряд учебников. Вместе с учебными книгами К.Д. Ушинского они ши- роко были распространены в народной школе, не раз переиздавались, к ним были подготовлены и рекомендации учителям.

Перечень учебников и методических пособий Н.Ф. Бунакова:

1. Азбука и уроки чтения (1871).

 
Обучение грамоте по звуковому способу в связи с предметными уроками и первоначальными упражнениями в родном языке (1871).

3. Букварь для чувашей, составленный по способу Н.Ф. Бунакова

4. Уроки начальной русской грамматики для русских детей (1872).

5. Концентрический учебник русской грамматики для русских детей

Хрестоматия для изучения образцов русской словесности с приме-

чаниями, руководящими вопросами и биографическими очерками

 
7. В школе и Книга для чтения (1876).

8. Книжка-первинка (1881).

9. Наглядно-звуковые прописи к азбуке Бунакова. Пособие для посте- пенных упражнений в письме, состоящее из 460 немых картинок (1881).

 
Двадцать больших стенных таблиц для обучения грамоте без книг

(1882).

11. Грамматические и орфографические упражнения в начальной школе(1884).

12. Руководство для занятий учителя по книге для чтения «В школе и дома» (1886).

13. «Живое слово». Книга для чтения

 
Кроме учебных книг и пособий, Бунаков опубликовал около 120 пе- дагогических и литературных работ, в числе которых статьи о Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. о писателях и поэтах: И. Никитине,

 
В. Жуковском, Лермонтове, Н. Гоголе и др.

Таковы лишь отдельные штрихи биографии и педагогической дея- тельности учителя, общественного деятеля, педагога-теоретика Н.Ф. Бу- накова.

 
 
Основные жизни педагогической деятельности

1837 — Николай Федорович Бунаков родился.

 
 
— учитель Вологодского уездного

1866 — преподаватель русского языка в Воронежской военной гимназии.


Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... 451

 
— основатель и учитель начального народного училища в с Петино Воро-

нежской губернии.

 
— арест, ссылка под надзор полиции в г. Острогожск и запрет заниматься педа- гогической деятельностью.

1904 — Николай Федорович Бунаков скончался.

Основные работы

1871 — «Азбука и уроки чтения».

 
1872 — «Букварь для чувашей, составленный по способу Бунакова».

1872 — «Уроки начальной русской грамматики для русских детей».

1876 — «В школе и дома. Книга для чтения».

1881 — «Книжка-первинка».

 
— «Живое слово». Книга для чтения.

Глав а 17

С.А. РАЧИНСКИЙ И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

§ 1. Жизненный путь. § Педагогическая деятельность и идеи о воспитании

§ 1.

Имя профессора Московского университета, члена-корреспондента Рос-

сийской академии наук, ботаника и математика, писателя СА. Рачинско- го вошло в историю отечественной педагогики благодаря его многолетней педагогической деятельности в сельской школе.

 
Сергей Александрович Рачинский родился 14 мая в селе

Татево Вельского уезда Смоленской губернии в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских. С родовым поместьем была связана почти вся его жизнь; здесь начиналась, развивалась и закончилась его педагоги- ческая

Четыре брата и две сестры Рачинских росли в атмосфере добра, вни- мания, благотворительности; в семье ценилось всякое проявление таланта, будь то поэзия, музыка, пение, живопись, поощрялось трудолюбие.

Отец Александр Антонович, майор в отставке, во время службы в Пе- тербурге был дружен с А.А. Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Он положил начало богатейшему татев- скому архиву и библиотеке. В 1861 г. построил школу для крестьянских детей, сделав ее попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями.

 
См.: Стрелкова Л.Ю. Народная школа СА. Рачинского // Рачинский СА. Сельская школа. 1991. С. 146.


 
452 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
Варвара Абрамовна, сестра поэта Е.А. Баратынского, знала не-

сколько иностранных языков, получила блестящее музыкальное образова- ние. Она привила детям любовь к поэзии и музыке, научила их понимать прекрасное, воспитала порядочными и глубоко нравственными людьми. Семья была религиозной, и в этом ключе воспитывались дети.

Дети Рачинских получили прекрасное домашнее образование. Кроме занятий естественными и гуманитарными дисциплинами, стар- шие братья и сестры много времени проводили с младшими, учили их ухаживать за цветами, разыгрывали кукольные представления, ставили спектакли.

 
В 1849 г. С.А. Рачинский поступил на медицинский факультет Мос- ковского университета, но, так как его больше интересовали естественные он перешел на физико-математический факультет. После оконча-

ния университета он недолго служил в Архиве иностранных дел, занимал- ся общественной деятельностью.

С.А. Рачинский был глубоко религиозным человеком, знатоком право- славия; он сторонник православия как ядра русской культуры. Перу С.А. Рачинского принадлежит несколько богословских работ: «Божествен- ная воля как источник существующего движения во Вселенной», «Религи- озные Воззрения Хомякова», «Христианство в Индии» (не были опубли- кованы).

 
 
 
характере религиозности С.А. Рачинского немаловажен тот факт, что она не противоречила изысканиям, кото-

 
рыми занимался до конца жизни. Разделяя основные положения тео- рии Ч. Дарвина о происхождении видов, он первым перевел его книгу

«Происхождение видов» (1864), предварив ее научно-популярным очер- ком «Цветы и насекомые». Русский перевод труда Ч. Дарвина трижды переиздавался (1864, 1865, 1871) и был единственным до 1895 г., выдер- жав как восторженные отклики, так и нелицеприятные нападки светских и духовных журналов.

 
 
Во время путешествия по Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции, изучая вопросы народного образования, в частности педагогическое на- следие И.Г. Песталоцци, С.А. Рачинский приходит к выводу, что наступило время возрождения педагогики, время смелых опытов в воспитании. Более подробно Рачинский знакомится с деятельностью немецкого педа- гога профессора университета К. Стоя основате-

ля нескольких учебных заведений, в частности, народной школы и педа- гогической семинарии. «Институт Стоя в Йене»первая статья Рачинского на тему педагогики.

Изучив слабые и сильные стороны педагогики К. Стоя, С.А. Рачинский задается вопросом, до какой степени воспитание должно быть националь- но и современно, до какой степени в нем должен быть развит общечело-


 
Раздел IV. теории и их воплощение... 453

веческий элемент. Он приходит к выводу, что воспитание должно быть глубоко индивидуальным, потому что «всякая индивидуальность имеет полное право на самобытное развитие» и «подведение всех личностей под неизменный уровень — нестерпимое насилие». Всякое насилие, считает педагог, не может принести действительной пользы в воспитании, един- ственный нравственный способ ограничения личности есть самоограни- чение, и ему нужно учить детей для их блага и блага общества. Именно эти идеи С.А. Рачинского стали впоследствии его главной педагогической концепцией в Татевской школе.

После защиты магистерской диссертации «О движении высших растений» (1859) С.А. Рачинский основал и возглавил кафедру физиоло- гии растений в Московском университете. В 1866 г. он успешно защи- щает докторскую диссертацию «О некоторых химических превращени- ях растительных тканей». К этому времени имя ученого становится известно за пределами России. До конца жизни он не оставлял повсе- дневную работу ученого-естествоиспытателя: изучал климат средней по- лосы России, за что был утвержден Императорской академией наук корреспондентом Главной физической обсерватории с выдачей свиде- тельства (1898), составлял гербарии дикорастущих растений, словарь ботанических и зоологических терминов на трех языках. В статье «Цер- кви и школы» он предостерегал от неразумного использования природ- ных богатств.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...