знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конеч- но, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»1.
Такая горячая защита Ушинским родного слова была вызвана тем, что к живому
народному языку относились не только в
гимназии; и в народной школе он был представлен бедно, здесь учили правилам чтения, письма, религии, счету, но не открывали богатств род- ного слова.
Образцом того, как нужно изучать родной язык в начале обучения в школе или семье, стали учебные книги К.Д. Ушинского «Детский Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). Они содержат произведе- ния устного народного творчества, фрагменты из классической литерату- ры: Тютчев, Фет, Полонский, Майков, Некрасов, Никитин, Огарев, расска- зы о природе, жизни крестьян, т.е. родные картинки родной жизни.
Кроме родного языка в народной школе необходимо вести изучение основ наук: истории, географии, естествознания и др. Так образование будет вводить человека в жизнь родной страны, готовить для жизни твор- и плодородной.
Идея народности в воспитании еще при жизни К.Д. Ушинского при- обрела большую общественную поддержку.
I Преобразование народной школы
Характеризуя К.Д. Ушинского как реформатора школы, подчеркнем
прежде всего его деятельность в области начальной школы. В процессе практической педагогической деятельности и исследования воспитатель- ных систем, изучения реальных условий и факторов, благоприятствующих школьному делу в России, Ушинский наметил путь развития начальной школы. Благодаря ему начались преобразования в народной школе, кото- рые шли
снизу, от самих учителей и организаторов народного образова- ния, а не сверху, не от Министерства народного просвещения. К.Д. Ушин- ский производил эти изменения
опосредованно, благодаря своим учебным книгам, использованию их в преподавании, участию в общест- венной
Народная начальная школа до середины XIX в. продолжала обучать по старинке: ученики механически зазубривали «аз, буки, мучительно складывая из букв слова, читали Часослов; через содержание учебных по-
Собр. соч. Т. 2. С.
Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение...
собий проводились идеи самодержавия и православия. В 60-х гг. начали
развиваться новые земские школы, но для них еще не было создано соот- ветствующих их духу и назначению учебных книг.
«Детский мир. Хрестоматия» и «Родное слово» К.Д. Ушинского — учебные книги нового типа, ставшие на десятилетия эталоном подобных пособий.
Именно «Родному слову» суждено было стать самой известной книгой Ушинского и — на многие годы — основным учебником для начальных занятий русским языком с детьми лет. Всегда желая, чтобы мать
была первым учителем своего ребенка, он предназначил книги для школ и домашнего воспитания, имея в виду прежде всего «детей так называе- мого образованного класса, который испортил свой родной язык, лишив его цвета, красок поэзии и жизни».
Новаторство автора этих книг состояло в следующем:
— постановка и реализация развивающей цели обучения;
— подбор для ее достижения соответствующего содержания;
— решение задач воспитания;
— разработка методов общего развития детей при обучении родному языку.
Теоретическая идея, положенная в основу учебных книг, заключалась в том, чтобы реализовать в процессе обучения идею развития в единстве речи и мышления, развития мышления с опорой на чувственный опыт ребенка, осуществление через преподавание родного языка умственного и нравственного воспитания.
при самом начале учения должно не только учить читать и
писать, но еще более развивать, беседуя с ним о предметах, ему близких. В таких беседах дитя приучается, во-первых, наблюдать предмет или яв- ление, совершающееся перед его глазами; во-вторых, связывать свои на- блюдения и выводить из них по возможности идеальную мысль; в-тре- тьих, выражать эту мысль в словах...»
Достижению цели развития ученика служило содержание учебных книг: оно включало в себя значительное количество материалов естествен- но-научного характера, в них также были включены картины истории отечества, произведения русского народного творчества, художественные произведения. Рассказы, повести, стихотворения, сказки, пословицы, по- говорки были тщательно отобраны К.Д. Ушинским.
В книгах «Родного слова» около самых разнообразных текстов на- писаны самим Ушинским. Через небольшие описания природы и путе- шествий, рассказы о природе, животных и растениях («Четыре желания»,
«История одной яблоньки») он знакомил детей с родной страной.
Ушинский умел заинтересовать маленьких читателей самыми обык- новенными предметами и явлениями, большое внимание уделял статьям
14-4907
Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)
познавательного характера. Образцом является деловая «статейка» (тер- мин Ушинского) «Как рубашка в поле выросла», она знакомит детей со всеми этапами процесса производства ткани. Реальные знания и умения, изложенные в простой форме научной прозы, помогают детям ясно вы- ражать свои мысли, развивают логическое мышление, внимание, а про- стой язык, фольклорные приемы помогают сделать процесс обучения лег- ким и приятным. Эта статья и сегодня включается в школьные книги для чтения.
Необходимость включения естественно-научных материалов мотиви- ровалась К.Д. Ушинским тем, что они помогут познанию объективных законов развития мира. При чтении статей о смене времен года и связан- ных с ними изменениях в жизни животных и растений дети будут осоз- навать причинно-следственные связи в природе, учиться наблюдать и передавать в связной речи свои впечатления; все это приучает ум к стро- гой
Включая в «Детский мир» и «Родное слово» художественные произве- дения, К.Д. Ушинский исходил из таких мыслей: «На нравственное чувст- во должно действовать непосредственно само литературное произведе- ние, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравствен- ную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое ис- креннее наслаждение есть уже само по себе источник нравственного чув- ства»1. Этой же цели разностороннего развития детей служит и внесение в книги произведений народного творчества — загадок, сказок, песенок, шуток и т.п. При этом Ушинский не просто отбирал, но творчески обра- батывал фольклорные тексты, брал из сказок «понятное для детей и не оскорбляющее их нравственного и эстетического чувства», довольно сво- бодно с ними обращаясь: сокращал, дописывал, смягчал излишний нату- рализм деталей, работал над языком — так, что «в них мораль стала прозрачной, сюжет острым, содержание доступным, язык разговорно-на- родным». «Я
позволил себе кое-где сокращать сказки... Имея педагогичес- кую, а не литературную я не боялся делать подобные перемены,
но везде, где можно, держался воззрений и выражений народа». Для двух книг «Родного слова» Ушинский отобрал 24 сказки, многие из которых («Репка», «Колобок», «Теремок» и др.), бытовавшие в разных вариантах, сейчас печатаются главным образом в пересказе Ушинского и остаются лучшими обработками для детей. Порой его версии становились по сути оригинальными произведениями («Дедушка и внук»).
Собр. соч. Т. 5. С.
IV. Педагогические теории и их воплощение...
Перед изучением родного языка поставлены три задачи, решаемые
одновременно:
— развитие дара слова;
— созидательное обладание сокровищами родного языка;
— усвоение логики языка.
К.Д. Ушинский был первым, кто заявил, что упражнения ребенка в языке — необходимое условие развития. Это различные устные и пись- менные работы, которые должны быть по возможности самостоятельны- ми, систематическими и логическими. Введение ребенка в родной язык означает введение его в мир народной мысли, народного чувства, народ- ной жизни, ведь природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражены в слове.
В развивающем обучении, по мнению автора учебных книг, особое место занимают занятия по грамматике, систематические упражнения в которой приучают ребенка к научной логической систематизации. Но здесь следует остерегаться таких упражнений, которые делают занятия
«для детей невыносимо скучными», способствуют механическому обуче- нию правилам.
Вышедшее в 1870 г. «"Родное слово". Год 3-й (Первоначальная прак- тическая грамматика с хрестоматией)» было первым опытом наглядного изложения грамматики, которую преподавали до этого лишь в старших классах. Основные законы языка Ушинский раскрывал через анализ живой речи, художественного текста. Не ограничиваясь грамматикой, книга учила детей рассуждать о знакомых предметах, выражать свои мысли. Именно благодаря Ушинскому в русской школе заговорили о праве учащихся на рассуждение, собственное суждение.
Если обратиться к практике школьного обучения того времени, можно увидеть, что схоластика, зубрежка, заучивание правил были харак- терными чертами и превращали учение в трудное, скучное занятие. К.Д. Ушинский придал начальному обучению совершенно иное направле- ние, включив методы активной работы: анализ и синтез, наблюдения и обобщения. Им был введен и новый метод обучения грамоте —
звуковой (используется в современной школе).
Введение
наглядности обучения, включавшего в себя использование картинок, собственные наблюдения ученика диктовались, по мнению Ушинского, тем, что детская природа требует наглядности, если
можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущения- ми вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе», — пишет он в «Книге для уча- щих». Эту идею К.Д. Ушинский воплотил в своих учебных книгах, снаб- женных в изобилии картинками, что сделало их необычными и привле- кательными для учащихся.
420 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)
Успех обучения Ушинский связывал и с тем, какой деятельностью занят ученик.
закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однооб- разием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет; лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту... Педагог должен прежде всего учиться у при- роды и из замеченного явления детской жизни выводить правила для школы; заметим же, что чем моложе возраст, тем более требует он раз- нообразия И этот «дар природы» — стремление к актив-
ности — необходимо использовать для развития и воспитания ребенка, опираться на него, только тогда обучение будет развивающим и воспиты- вающим. Активная учебная деятельность ребенка способствует его умст- венному, нравственному и эстетическому развитию, и важно научиться, призывал Ушинский, управлять ею, учитывая возрастные и индивидуаль- ные особенности учащихся.
При составлении учебных книг К.Д. Ушинский руководствовался своей научно-педагогической системой; в этом смысле его детские книги можно назвать
первыми в России, основанными на научном, психолого- фундаменте. Материалы книг интересны детям, они рас-
положены в соответствии с возрастанием трудности, каждая часть книги органично связана с предшествующей и последующей, учтены возрас- тные, психологические особенности детей.
В своем обширном руководстве по работе с книгой для начального обучения «Родное слово. Книга для учащих. Советы родителям и настав- никам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» (1864) Ушинский осветил основные стороны начального обучения: ор- ганизацию, содержание и методику преподавания изучаемых предме- тов, дидактические принципы, приемы обучения; развитие учащихся с опорой на их психофизиологические особенности и др. «Книга для уча- щих» была первой объемной работой в России по дидактике первона- чального обучения, заложившей ее основы и получившей претворение в практике начальной школы. В ней четко, ясно, предельно конкретно представлены задачи и методы обучения, даны главнейшие педагогичес- кие правила. Особая ценность этой работы Ушинского состоит и в ос- вещении в ней задач воспитания, взаимоотношений наставника и уче- ника.
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 3. С. 147.
Раздел IV. теории и их воплощение... 421
В течение нескольких десятилетий она оставалась для многих учите- лей и родителей самым необходимым и любимым пособием.
Появление учебных книг К.Д. Ушинского было большим событием в педагогической
жизни XIX в. С первых же дней у них появились востор- женные поклонники и ожесточенные враги. Следует заметить, что автор книг создавал их не для народной школы: так, «Детский мир» — для вос- питанниц Смольного института, «Родное слово» — для городских дворян- ских, мещанских, купеческих детей и для семейного изучения. Но неожи- данно для самого автора книга, предназначенная для городской семьи, получила очень широкое распространение, переступив порог и земских школ, чем Ушинский был тронут и удивлен. На первых порах после ее издания счастливый автор был засыпан благодарностями от учителей и родителей. «Перлом нашей педагогической литературы» назвал «Родное слово» Н.А. введя ее в 89 земских училищах своего уезда. При жизни К.Д. Ушинского было переизданий книги.
Появились и противники, первым и главным опасением которых было то, что книги, включающие естественно-научный материал, будут разрушать религиозные верования детей, особенно яростными были на- падки со стороны представителей духовенства. Результатом этой критики был
запрет Министерства народного просвещения в 80-е гг. на использо- вание «Родного слова» в школах, который продлился лет.
И словно
в насмешку над запретом в эти годы было 25 новых переиз- даний книги, что говорит о ее востребованности и широком распростра- нении вопреки мнению Министерства. На протяжении 50 лет (до г.) ни конкуренция со множеством книг аналогичного содержания, появившихся после учебников К.Д. Ушинского, ни прямое их запреще- ние, ни ожесточенная полемика вокруг них не остановили учителей на- родной школы, широко использовавших книги в практике первоначаль- ного обучения. «Родное слово» выдержало 146 переизданий, а тираж книги в XIX в. был более 8 млн. Такого количества изданий не имела ни одна учебная книга до г.
Благодаря книгам К.Д. Ушинского народная школа стала преобра- жаться: в нее вошло новое содержание обучения, стали использоваться новые педагогические методы и приемы, рекомендованные их автором. Особенно тепло были встречены книги общественными деятелями, с эн- тузиазмом занимавшимися земскими училищами.
Ушинского по- явилось много последователей, использовавших его теоретические идеи и создавших свои книги: Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, Н.А. Корф, Д.И. Тихо- миров и много др. И современная школа России многое черпает из тео- ретических идей К.Д. Ушинского, опирается на открытые им методы обу- чения. Начальная школа до сих пор предлагает детям чтение статей Ушинского и сказок, им переработанных.
422 История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)
Огромным значение разработки идеи народности в обучении и
основанных на ней содержания и методов школьного образования для представителей педагогической общественности
многих народов России. Под влиянием трудов были разработаны учебники родного
языка для национальных школ: грузинской армянской
(Г. Агаян), казахской (И. Алтынсарин), татарской (К. Насыри). «Эти учеб- ные книги по содержанию стали передовыми для своего времени, стро- ились на современном материале, авторы их были горячими привержен- цами и последователями великого — так оценил их
Гончаров — исследователь педагогического творчества Ушин- ского.
Цели, методы школьного обучения
большом количестве педагогических статей, в «Педагогической ан- тропологии» Ушинский рассматривал проблемы школьного образования и предлагал их решение.
Цели и вытекающее из них содержание образования. Одним из самых острых и спорных во второй половине XIX в., как, впрочем, и в XX в., являлся вопрос о содержании школьного образования, так как, по выражению К.Д. Ушинского, педагогика мало заботилась о том, «для чего что-нибудь учится». При выборе предметов обучения, как правило, руководствуются рутиной,
«Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым человек не знает, что потом делать, тогда как в то же самое время самые образованные люди не знают того, что необходимо было бы им знать...»2 Школа при этом озабочена больше всего разви-
тием, т.е. развитием у ученика умственных операций, способностей к ум- ственной деятельности, обращает все внимание на «формальное разви- тие рассудка». Наиболее подходящими учебными дисциплинами, ведущими к достижению этой цели, представлялись Министерству народ- ного просвещения классические и иностранные языки, упражнения в ко- торых развивали формальные способности.
Считалось, что в процессе овладения школьными предметами у уче- ника необходимо развивать наблюдательность, умение анализировать факты, строить умозаключения. Это, безусловно, важная цель образова- ния, но недостаточная. Воображение, фантазия, способность к самосто- ятельному приобретению знаний не менее важны для человека и также должны развиваться при обучении. Отсюда и одной из целей образования,
Гончаров Н.К. Педагогическая система Ушинского. М., 1974. С. 182.
К.Д Собр. соч. Т. 10. С. 436.
Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... 423
как ее понимает Ушинский, можно назвать развитие мышления, общих умственных способностей человека, выступающее как развитие их многочисленных составляющих. Наряду с умственным развитием школа призвана помочь в развитии памяти, воли и других психических свойств личности ученика.
Однако достичь названной цели образования можно, лишь предложив школе
реальные, «материальные» знания, потребностям развивающейся жизни. «Каждая наука развивает человека, насколько хва- тает ее собственного содержания, и развивает именно этим содержанием, а не чем-нибудь другим»1. Но потенциальные педагогические возможнос- ти учебных дисциплин различны, и воздействие их на учеников будет либо ничтожно и малопригодно для жизни, либо оптимально. Поэтому, решая задачу подготовки для жизни новых поколений, школе необходимо ото- брать такое содержание обучения, при котором будет возможным осуще- ствить
главные цели
— развитие психики ученика, в числе умственных способностей;
— подготовка ученика к настоящей и будущей жизни;
— развитие мировоззрения и нравственных убеждений.
Вопрос о подготовке к жизни Ушинский рассматривает широко, включая в него такие аспекты, как обогащение учеников необходимыми знаниями и развитие личностных качеств детей: воли, характера, трудо- любия.
Школьные дисциплины. Необходимыми для изучения в школе
Ушинский считает те, которые дают
многообразные знания о приро-
де и обществе, способствуют
всестороннему развитию и подготавлива- ют жизни. Этой общей задаче целостного и всестороннего развития ученика должна быть подчинена вся деятельность школы и учителя. Ма- териалами, необходимыми для такого развития обладают
родной язык, география, история отечества, естествознание, математика, литера- тура, т.е. те дисциплины, которым придавали меньше всего значения в школе в те годы. Но важен не только перечень наук, так же существенны цели их изучения. К.Д. Ушинский возражает против утилитарного подхо- да к изучению наук, когда в них ищут «не мысли, не пищи духу, разви- вающей и укрепляющей его, не уяснения воззрений человека на самого себя и внешний мир, а только знаний, которые необходимы для той или другой практической жизни»2. Подготовка к жизни вовсе не означает не- медленной пригодности науки к ее применению в жизненной практике, т.е. ее утилитарности. Имеется целый ряд наук, которые не могут быть