Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

27 страница



ная часть студентов была из разночинцев и обедневших дворян, которым необходимо было выучиться, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Поэтому и отношение к занятиям у них было серьезное.

 
Огромная работоспособность, усидчивость, прямота и искренность, независимость характера были присущи Ушинскому-студенту. Его выде- ляли среди товарищей легкость и быстрота понимания сложных научных понятий, отношение к различным теориям, самостоятель-

ность суждений.

Как и большинство других студентов, он вынужден был зарабатывать деньги частными уроками; но он видел, что не подготовлен к профессии учителя: «Нужно оставить приватные уроки! Но существовать на что?.. Проклятая бедность!»


 
 
402 История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
В 1844 г. блестяще окончил университет; на него обратил

 
внимание попечитель Московского учебного округа граф С.Г. Строганов и предложил ему место профессора в Ярославском Демидовском лицее. В течение двух лет Ушинский, зарабатывая на жизнь себе и младшему брату уроками, продолжал серьезные занятия наукой. Все дни недели рас- писаны им по минутам: в 4 ч — встает; с 5 до 8 — готовится к предстоя- щему магистерскому экзамену; потом — уроки; после обеда — «читать для ума», писать в журнал, готовиться к урокам. И так вся неделя; только в воскресенье подъем в 6 ч. На сон — часов.

Ушинский составляет для себя своеобразный кодекс поведения, кото- рый он записал в дневнике:

«Рецепт

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

 
4. Решительность. (...)

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не

 
С)

9. Ни разу не хвастаться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Никому не показывать этого журнала»1.

 
 
В эти же годы он много размышлял о своем долге перед народом, о цели и смысле жизни: Рассеивать

 
наше назначение... Отбросим эгоизм, будем трудиться для

 
ва! Пробудим требования, укажем разумную цель, средства, расшевелим энергию,дела появятся сами... Пренебрегая насмешка- ми, гонения, жертвуя всем... наслаждениями семейства, по-

 
 
честей, не где живут счастливее, отка-

завшись совершенно от самих себяработать для потомства»1. Так определил свой жизненный путь молодой Ушинский. И следовал ему до конца своих дней.

В 1846 г. Ушинский начинает трехлетнюю работу в Ярославском Де- мидовском лицее, читая в нем курс камеральных наук, включавших в себя гражданское право, основы политэкономии, науки о финансах, элементы истории и философии. Уже в первой своей лекции молодой лектор гово- рил о свободе личности, о том, что общество должно обеспечить ей такую

 
 
Ушинский соч. Т. 11. С. 11—12. Там же.


Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... 403

 
возможность, о большой ответственности молодого поколения будущее

общества. На других лекциях он ставил проблему создания правового го- сударства, в котором не было бы произвола и насилия.

Демократическая часть лицеистов восторженно принимала своего профессора, «студенты увлекались настолько, что не слышали звонка, так же как и сам лектор. Бывало часто так, что уже давно около дверей стоит другой профессор, и когда его терпение истощится, он обратится к скому, что пора заканчивать, а то он уйдет; тогда Ушинский смущенно просит извинения и выбегает из аудитории, провожаемый громом апло- дисментов очарованных его речью студентов»1.

Администрацию лицея стала настораживать эта популярность, осно- ванная на идеях свободолюбия. Попечитель лицея, давая отзыв об Ушинском как имеющем «большие дарования», тут же отметил, что он оказывает большое влияние на студентов и за ним необходимо «иметь постоянное наблюдение». В это время от профессоров университетов и Демидовского лицея также стали требовать на просмотр начальству по- дробные планы лекций, цитаты различных авторов, точное распределе- ние по часам всего курса лекций, против чего протестовал Ушинский. Все это создавало представление о нем как о беспокойном элементе в лицейской жизни. А тут еще были заменены директор и инспектор лицея и министерством внесено предложение администрации заменить ряд преподавателей лицея более надежными людьми. Ушинский вы- нужден был подать директору лицея прошение об увольнении ввиду

«необходимости поездки в Петербург или Москву для совещания с ме-

диками о болезни».

Через несколько месяцев после увольнения Ушинского в Петербург из Ярославля была отправлена губернатором депеша:

«Министерство внутренних дел. Начальник Ярославской губернии... Конфиденциально.

Господину товарищу министра народного просвещения.

Обращаясь к прошедшему времени (не более полугода тому назад), я находил: в студентах лицея большое своеволие, а в начальниках их нечто похожее на потачку... Впрочем, отзыв этот... следует отнести ис- ключительно к профессорам Ушинскому и Львовскому, которые подали слишком невыгодное о себе понятие за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея... Хотя в настоящее время Ушинский и Львовский переведены в другие места, но не остался ли в этом заведе-

К.Д. Ушинский. Киев, 1974. С. 29.


 
 
 
404 История воспитания, образования и мысли в России (до XX в.)

 
хотя в самой малой мере, дух своеволия, тем паче непокорности

Вот она истинная причина увольнения, вот он тот дух, атмосфера, ко- торые насаждались в учебных заведениях официальными властями.

 
 
 
Ушинский оказался в тяжелом положении, без к сущест- Он был согласен на любую, но педагогическую работу. А пока приходилось тянуть лямку чиновника в Петербурге.

Но были в эти годы и радостные события. В 1851 г. он женится на подруге своего детства Надежде Дорошенко.

 
жизнь в душе моей проснулась.

 
f
1ризыву милому откликнулась она, Весельем сердце встрепенулось,

И снова счастьем грудь полна, И нет тоски, и убежало горе, И снова цель видна

В безбрежном море...

Это отрывок из стихотворения Ушинского, записанного в ее альбом. Над ним она написала: «Я согласна».

 
Вернувшись в Петербург, кроме своей чиновничьей рабо-

ты, сотрудничает в журнале «Современник», в журнале «Библиотека для чтения», публикует свои литературные произведения.

 
гг. — время увлеченной деятельности Ушинского в Гат-

чинском сиротском институте в качестве преподавателя словесности, а позже — инспектора классов2.

Этот период отмечен любопытным эпизодом в жизни Ушинского.

В Гатчине долгое время инспектором классов был выдающийся педагог Егор Осипович Гугель. Он вел поиск новых принципов, методов воспита- ния, опубликовал множество работ об умственном развитии детей. Но в

40-е гг., когда Николай I мечтал превратить всю Россию в казарму, где самостоятельное мышление представлялось опасным для государства, его идеи не были поддержаны учебным начальством.

Ко времени прихода Ушинского в Гатчинском институте о Гугеле почти забыли и вспоминали о нем как о чудаке-мечтателе. Этот чудак, в конце концов заболевший душевным расстройством, оставил в институте два с книгами. Лет двадцать стояли они запечатанными, к ним прикасаться из-за того, что случилось с их хозяином.

Когда же Ушинский открыл шкафы, он нашел там редкое собрание педагогических сочинений. «Этим двум шкафам я обязан в жизни очень

 
 
 
по: Егоров С.Ф. Ушинский. М., 1977. С. 36.

 
Инспектор классов — помощник начальника по учебной работе в средних учебных заведениях в РОССИИ ДО


Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... 40 5

многим, от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы позна- комился с этими шкафами прежде, чем вступил на педагогическое по- прище!..»

 
В Гатчинском институте, дети воспитывались с малолетства, Ушинский провел большие преобразования в учебной работе, имел боль- шое влияние и на постановку воспитания.

 
В эти годы КД. Ушинский продолжает сотрудничество в литератур- ных журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», публикует в них свои статьи. «Поездка за Волхов» и «Труды Уральской экспедиции» интересны тем, что в них уже видна идея, которая станет

 
основной в педагогикеидея народности и родного языка.

В «Журнале для воспитания» были опубликованы его статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в об- щественном воспитании». Им я Ушинского становится известным среди педагогов.

 
гг. — деятельность Ушинского в Смольном институте благородных девиц в качестве инспектора классов, куда он пришел с пла- нами преобразования учебно-воспитательной системы на новых принци- пах. И он смог за три года, преодолевая огромное сопротивление началь- ницы и почти всех преподавателей, произвести реорганизацию. Вот некоторые из его нововведений: уменьшение срока пребывания в нем с 9 до 7 лет; уравнивание объема знаний в «благородном» и «неблагородном» отделениях; введение отпусков девиц на каникулы к родителям; введение двухлетнего педагогического класса. Были пересмотрены учебный план и программы: введено преподавание естествознания и физики, увеличено преподавание родного языка за счет иностранных. А привлеченные для работы молодые преподаватели В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Л.Н. левский, Я.П. Пугачевский и другие преобразовали и содержание, и мето- ды обучения в Смольном. Развитие самостоятельности мышления, зна- комство с жизнью, активная умственная деятельность скоро стали признаками нового способа обучения. В Смольном произошли разитель- ные перемены.

Не только преподаватели, но и воспитанницы быстро поняли, что новый инспектор классов резко критически относится к постановке обу- чения и воспитания в институте. Столкнулись два подхода, два образа мышления, две противоположные морали. Начальница — «осколок ста- рины глубокой, особа с допотопными традициями и взглядами, с при- дворным высокомерием, с ханжеской моралью... и он, Ушинский — пред- ставитель новой жизни, носитель новых, прогрессивных идей, с энергией страстной натуры проводящий их в жизнь, до мозга костей демократ по своим убеждениям, считавший пошлостью и фокусами всякий этикет, всем сердцем ненавидящий формализм и рутину, в чем бы они ни прояв-


406 Чисть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
 
лялись!» — так Ушинского его ученица Е.Н. был честен, правдив и принципиален и своих убеждений

никогда не скрывал.

Священник Смольного института составил клеветнический донос на него, обвиняя Ушинского в безбожии, в нарушении институтских поряд- ков, неисполнении указаний начальства. Начальница на основе этого до- носа написала императрице жалобу на Ушинского.

Ушинскому казалось, что он без труда опровергнет клевету и докажет свою невиновность. «Несколько суток, — вспоминал Л.Н. Модзалев- ский, — почти не вставая, писал он обширное объяснение, значительно поседел и стал харкать кровью. Друзья серьезно были напуганы положе- нием неповинного страдальца, которому действительно угрожала беда вместе с его семьей»,

Ушинскому было предложено подать заявление об уходе из Смольно- го. Ему оставили прежнее содержание и отправили в длительную коман- дировку за границу «для изучения постановки женского образования» в Европе. Пять лет прожил он в Швейцарии, познакомился там и подру- жился с Н.И. Пироговым, тоже отстраненным от педагогической работы в Киевском учебном округе.

Ушинский болезненно переживал отставку от педагогической дея- тельности. «Здоровье мое с каждым днем становится все хуже и хуже, и швейцарский воздух не заменит мне недостающей деятельности», — пишет он в письме к Семевскому. «Страшно становится, как подумаешь, что через год или два и остальные тоненькие связи мои с Русью порвутся, и я останусь где-нибудь в Ницце или Женеве» — тоже из письма. На его моральном и физическом состоянии сказывалась и тоска по родине, тре- вога за Россию; он страдает на чужбине. «Что воздух для животного, то родина для человека, хотя бы эта родина была закрыта петербургскими туманами... Что я здесь такое? Зевало без роду и без племени; заживо по- хороненный человек, и живу только тогда, когда забываю, где я тружусь для моей родной страны» — это выдержка из письма И.С.

Ушинскому приходится все время ездить по Швейцарии, Франции, Германии, что не идет на пользу здоровью. Продолжается упорная работа по изучению западной школы, по составлению собственных проектов раз- вития народного просвещения в России. Там же и тогда были написаны Ушинским самые знаменитые его работы: «Родное слово» (впервые изда- но в 1864 г.) — книги для начальной школы, «Педагогическая антрополо- гия» («Человек как предмет воспитания»), первый и второй тома которой вышли в 1868—1869 гг.

 
 
См.: Е.Н. На заре жизни. М., 1934.


 
Раздел Педагогические теории и их воплощение... 407

Находясь за границей и вернувшись на родину, он много пишет и публикует свои работы, т.е. продолжает активно влиять на

педагогическое мнение, способствовать развитию школы. В г. Ушин-

ский возвращается в Петербург. Нужно было определить старших детей в учебные заведения. В семье у него было шестеро детей — три девочки и три мальчика, их воспитанием и первоначальным образованием зани- мался сам отец. В последние годы жизни он много делает для утвержде- ния педагогической науки, развивая новые идеи о воспитании.

 
Летом 1870 г. пережил тяжелое личное горе. Вернувшись

домой после летнего лечения в Крыму, он узнал, что старший 17-летний сын Павлуша на охоте смертельно ранил себя. Его похоронили накануне приезда отца.

После гибели сына здоровье Ушинского резко ухудшилось, поэтому он понимает, что нужно ускорить решение семейных дел. Покупает дом в Киеве, переводит дочерей из Смольного института в Киевскую гим- назию.

 
Осенью г. вместе с младшими сыновьями Ушинский отправился

в Крым для лечения, по дороге простыл. В Одессе он скончался — 22 де- кабря 1870 г. Гроб с его телом был перевезен в Киев и захоронен под каштаном возле Выдубицкого монастыря.

§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Человек как предмет воспитания

 
как предмет воспитания. Опыт педагогической антрополо-

 
 
гии»1 — так назвал свой капитальный труд в двух томах К.Д. Ушинский (в 1868 г. — I том, в 1869 г. — II). Он неоднократно переиздавался, в г. вышло издание. Но работа осталась незавершенной из-за кон-

чины Ушинского.

 
Антропологию Ушинский понимал широко, как совокупность

ряда наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психологии, ло- гики, истории, филологии, истории воспитания и др., изучающих чело- века и его деятельность. В этих науках излагаются и систематизируются факты о человеке — предмете воспитания. Особое значение имеют фи- зиология и психология, так как они могут объяснить по возможности те психофизиологические явления, с которыми имеет дело воспитатель.

 
Сам автор осознавал значение своего труда, когда писал, что предпри- нятая им попытка «антропологизации» первая, не только в

 
Антропология — от греческого — человек, наука о человеке, человеко-

знание.


 
408 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

отечественной, но и в «общей литературе». Она посвящена рассмотрению психофизиологических и социальных основ воспитания.

 
В «Педагогической антропологии» Ушинский исследовал физиологи- ческие стороны организма человека и обусловленные ими психические явления. Этот анализ понадобился ему для чтобы в самой челове- ческой природе отыскать средства воспитания, которые он

 
считал громадными; иметь возможность влияния на развитие ума, чувств,

 
«Мы не говорим педагогам — так ИЛИ иначе; но говорим:

 
изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управ- лять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятель- ствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников походят одна на

На основании изучения природных задатков и особенностей психики Ушинский определял педагогические закономерности, позволяющие от- крыть приемы, методы, средства воспитания и образования.

 
 
К.Д. Ушинский отмечал, что человек, его деятельность настолько многогранны, что никакая наука не в состоянии раскрыть эту проблему полностью, поэтому различные науки изучают отдельные стороны личнос- ти и сущности человека. В то же время важен целостный взгляд, обни- мающий физическую и психическую стороны человеческой природы. Пе- дагогическая и призвана осуществить эту задачу целостного рассмотрения человека, так как педагогическая деятельность требует многосторонних знаний о предмете воспитания. Зная законы физическо- го и развития ребенка, антропология предоставляет педаго-

гу возможности неисчерпаемого влияния на него.

 
 
Нельзя, конечно, требовать от воспитателя, чтобы он был специалис- том всех тех науках, из которых могут черпаться педагогические пра- вила, но «можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспита- ние которой берется», — пишет Ушинский в предисловии к своему труду (I т.).





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...