Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

34 страница. В университете Рачинского любили и студенты и Преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность



 
В университете Рачинского любили и студенты и Преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьей уни- верситетского суда, он оказывал материальную помощь бедным, особо одаренным студентам. Начиная с 1861 г. адъюнкты Сергей Александро- вич и его брат Константин Александрович Рачинские «изъявили жела- ние жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. се- ребром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета». На эти средства в 1862 г. был ко- мандирован за границу будущий известный физик Александр Григорье- вич Столетов В документах Московского университета

мы находим, что за счет этих сумм оставались при университете многие талантливые выпускники.

 
В Москве в доме С.А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались ученые, литераторы, ху- дожники. Здесь хозяин дома познакомился с Толстым, П.И. Чайков- ским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей В.Ф. Одоевского, истори- ком В.И. Герье и др. Беседы с Л.Н. Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. С.А. Рачинский стал помогать се-


 
454 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

стре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.

 
В 60-е гг. XIX в. в российской общественной жизни произошли важ- ные перемены. В области народного образования перемены привели к тому, что инициатива и руководящая роль этим процессом перешла в руки самого общества. Однако из-за нарушений Устава в совете универ- ситета произошел раскол Начались репрессии против молодых профессоров, что привело, по свидетельству В.О. Ключевского, к коллек- тивной отставке лучших преподавателей университета. Одним из профес- соров, подавших в отставку, был С.А. Рачинский. Перечитывая его педаго- гические сочинения и письма, мы видим, что любовь к народу и желание видеть грамотным российского крестьянина явились одной из причин, послуживших основанием для ухода Рачинского из университета. Он стал скромным сельским учителем. Это совпало со временем «хождения в народ» разночинной и дворянской интеллигенции.

 
Рачинский шел в народ с уже выношенной и глубоко продуман-

ной идеей народной школы, чему способствовали родовая связь с землей и желание послужить «темному люду». Он был не одинок. В разных кон- цах России находились образованные и состоятельные люди, которые от- крывали у себя в имениях школы, сами занимались с детьми или только принимали участие в занятиях и содействовали распространению народ- ных школ в окрестностях.

 
 
Друзья, знакомые и родственники татевского подвижника шли за ним, вовлекая все новых людей в «доброе дело» народного образования. и Рачинские открыли три школы в Тверской губернии, И.Д. Ка-

 
 
в Тверской губернии, О.Н. Новикова — в Тамбовской губернии,

 
 
Ю.А. Абаза — в Киевской губернии, Нечаев-Мальцов и В.О. Лутков- ский в Вельском уезде, А. Васильев — в Гжатском уезде Смоленской губернии. Успех их школ был обеспечен благотворительностью

 
части интеллигенции, их стремлением улучшить положение

крестьян.

Народный педагог и русский просветитель С.А. Рачинский обучил гра- моте несколько поколений крестьян; им подготовлены более 60 учителей, которые работали в сельских школах. Он создал сельскую школу, отвечаю- щую интересам народа, «школу благочестия и добрых нравов», школу ду- ховности.

 
Считая, как и Ф.М. что красота спасет мир, руководству-

 
ясь принципом «Не хлебом единым жив человек» (эти слова высечены на его С.А. Рачинский воспитывал крестьянских детей с позиций

гуманизма и альтруизма. Его школа, по мнению многих посетителей, была

«художественно-эстетической» и открывала возможности для полноцен- ного нравственного и духовного развития крестьянских детей. В школе


Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... 455

проводились съезды учителей, на которые приезжали работники народ- ного просвещения со всех концов России. Это была своеобразная лабора- тория сельского учителя С.А. Рачинского, имя которого уже в то время было широко известно. Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. Прошли «школу Рачин- ского» известные педагоги-ученые Н.М. Горбов, В.А. Лебедев, учителя А.Д. Воскресенский, А. Голицын.

§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИДЕИ О ВОСПИТАНИИ

 
С.А. стал народным педагогом в 42 года, в расцвете творческих

 
сил, с ясно определившимся мировоззрением, но все же в системе про- свещения он был новичком. Его обуревали сомнения, однако он вскоре убедился, что начальные школы нуждаются не в частных поправках, а в коренной реформе. В основе его школы лежали семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои. После лет учительства С.А. пришел к выводу, что родители-крестьяне

отдавали ребенка в школу не только для обучения грамоте и счету, а по- тому, что были уверены, что школа заложит в ребенке христианскую ос- нову: в народном понимании это идеал человека с присущими ему нацио- нальными чертами — теплотой и сердечностью отношений, нравственностью, бескорыстием, гражданственностью, патриотизмом и православной верой.

 
С.А. видел, что 90% сельских учеников северо-западного

 
края не могут ходить в школу каждый день, а вынуждены жить в ней из-за отдаленности от дома. Для таких детей построил новое

 
здание школы с общежитием, с комнатами для учителей, обустроил в ней все так, как в лучшей крестьянской семье. Даже внешний вид школы на- поминал крестьянский двор заботливого хозяина: чистый двор, огород, цветник, высокое красивое здание с большой террасой, в теплое время увитой диким виноградом. Внутри школы просторные классные комнаты, украшенные картинами Н.П. и В.М. Васнецова, фо-

тографиями, рисунками учеников. В комнате для рукоделия была большая коллекция русских вышитых полотенец, изделий народных промыслов. В правой части здания надстроен второй этаж для певческой и венной мастерских, где одна из стен была застеклена, а в ней — выход на балкон, с которого открывался прекрасный вид.

Весь день Рачинскии вместе с учителями проводил среди детей: учил, обедал, отдыхал, трудился, играл, молился. Особенность работы школы с общежитием требовала от него и особенной постановки учебно-воспита- тельного процесса, поэтому стали необходимы вечерние занятия и расши- рение программ. Треть его учеников были сиротами, что не позволяло


 
456 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

закрывать школу на лето, и она работала круглый год, а это была еще одна возможность готовить одаренных детей к будущей профессии, в первую очередь учителя, живописца, священника.

 
В школе с общежитием усиливалось воспитательное влияние школы, стал возможен индивидуальный подход в воспитании и обучении учени- ков. Личность ребенка раскрывалась в обстановке внимания, сердечности, доброты со стороны всех сотрудников школы. Сергей Александрович счи- тал существенным недостатком в воспитании крестьянских детей отсут- гуманного отношения к ним окружающих. Воспитывал детей, учи-

телей, родителей-крестьян и пример высоконравственной личности С.А. Рачинского. В первую очередь он был опекуном, воспитателем, отцом, для которого все равны и любимы, а потом уже учителем.

Дети болезненные и с физическими недостатками (горбуны и заики) не ощущали своей неполноценности. Педагог старался обучить их таким ремеслам и специальностям, которые помогли бы им жить и работать среди здоровых людей. С.А. Рачинский лечил заикание у детей средствами народной логопедии, дававшей положительные результаты в условиях сельской школы. Рядом со школой была построена больница, где за больными ухаживали сестра Сергея Александровича, он сам и врач. Работа врача оплачивалась из средств С.А. Рачинского. Ученики приходили играть с выздоравливающими, читали им книги. В школе старшие дети дополнительно занимались с отстающими, играли с млад- шими, опекали их в походах, помогали новичкам освоиться с условиями жизни в школе. Забота детей друг о друге, по мнению педагога, приоб- ретенная в семье и развиваемая в школе, проявлялась во всем и сопро- вождалась изумительным терпением и умением обращаться с детьми младшего возраста.

Особого внимания заслуживает кропотливый труд Рачинского с ода- ренными детьми. Он помог получить дальнейшее образование трем талантливым художникам: Т. Никонову, И. Петерсону, Н.П. Богданову- Бельскому. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художе- ственные способности у него проявились рано. Особенно легко ему дава- лись изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С.А. Рачинский заметил в нем нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нем трудолюбию, Т. Никонов закончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. С.А. Рачинский направил его учиться в иконописную мастерскую в Троице-Сергиеву лавру. После ее окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Тамбовской губернии.


 
IV. Педагогические теории и их воплощение... 457

Но наиболее яркий талант открыл и воспитал Рачинский в пастушке Богданове, сыне одинокой батрачки, к которому он относился как к род- ному. (Всю жизнь посвятив детям, Рачинский так и не создал собственной семьи; у него не было своих детей.)

В доме Рачинских для Н.П. Богданова-Вельского была устроена мас- терская. Татевская школа, ее ученики и учителя были запечатлены на его известных полотнах: «У дверей школы», «Устный счет», «Сочинение»,

«Ученицы», «Новички» и др.

В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил за- нятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э.А. Дмитриев-Мамонтов, и художник, который специально приглашался летом для занятий с учениками.

Занятия музыкой и пением в школе вели Варвара Александровна и

 
Сергей Александрович Рачинские. Во время Татева со школь-

 
ным хором занимался музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы СВ. Смоленский. Он же отбирал лучших из

школы для учебы в хоре Синодального училища. В Татевской школе учили игре на пианино, скрипке, фисгармонии; музыка заполняла школу вече- рами и в дни праздников.

 
 
Вместе с учениками С.А. Рачинский собирал песни и сказки Смолен- ского и Тверского края, использовал материалы фольклора на уроках и внешкольных занятиях, на праздниках. Он знакомил учеников с историей и культурой древней Русской земли, возрождал угасающие народные ре- месла и традиции. По его разработкам проводились детские праздники с народными играми и хороводами. Наиболее любимыми были рождест- венские праздники у новогодней елки и праздник славянской письмен- ности, посвященный славянам-просветителям Кириллу и Мефодию, с окончанием учебного года — (24) мая. На него соби-

рались выпускники всех школ С.А. Рачинского, около 200 мальчиков и девочек; каждый из них уходил с праздника с подарками. В школе Рачин- ского учились дети разных национальностей.

СА. Рачинский видел в образованной женщине-матери «хранительни- цу добрых заветов минувшего и носительницу добрых чаяний будущего» и отводил ей главную роль в семейном воспитании детей, в передаче жиз- ненно необходимых навыков и знаний. Поэтому он первым открыл в своем уезде школы для девочек, ввел совместное обучение девочек с маль- чиками в своей школе, считая это первоочередной задачей.

Весьма серьезные требования СА. Рачинский предъявлял к подготовке учителей, приравнивая ежедневную учительскую деятельность к подвигу. Он считал, что учитель начальной школы должен уметь хорошо рисовать, петь, владеть несколькими ремеслами, нужными в крестьянском быту. Но кроме этого, учитель должен любить свой труд, и только тогда его резуль-


 
45S История воспитания, образования и мысли в России (до XX в.)

таты будут ощутимыми. Учить не для экзамена, а для жизни — основное дидактическое требование С.А. Рачинского.

 
Закону Божию и языку С.А. Рачинский отводил

 
немало места в учебном процессе. Закон Божий он поручал вести только священнику и в форме задушевной беседы, язык вел

 
сам, считая, что чтение на языке — это прямой путь

 
к осознанному чтению на русском языке, т.е. путь к прочной грамотности. Высокая грамотность, прочность знаний, умении и навыков учеников от- личали его школу от других. Что же касается преподавания Закона Божия в школах Рачинского, то основное внимание уделялось не столько сообщению массы религиозных сведений, сколько его нравственному и воспитательному значению. Следует отметить, что Рачинский построил около 30 школ и ни одной церкви.

 
 
В обучении русскому языку С.А. Рачинский использовал «Новую азбу- ку» и «Книгу для чтения» Л.Н. Толстого, «Родное слово» К.Д. Ушинского, произведения Пушкина, В.А. Жуковского, Аксакова. «Родное

 
 
 
слово» Ушинского ценилось им за легко применимую систему. Учеб- ные книги Толстого пригодны во всех школах, так как «ни в одной европейской литературе ничего подобного не существует, потому что ве- ликий писатель несколько лет своей жизни сельской школе, где

много учил и многому в ней

Вместо сухого, формалистического изучения школьниками чисел по- явились предпосылки для живого развития их математических способ- ностей. При обучении устному счету педагог учил думать, рассуждать. Каждый его пример и каждая задача носили аналитический характер.

«В быстроте устных вычислений состязаться с его учениками было нелег- ко даже взрослому и образованному человеку», — вспоминал выпускник С.А. Рачинского — учитель А.А. Серяков. Не будучи удовлетворенным су- ществующими учебниками но арифметике, С.А. Рачинский издал пособия по математике: «1001 задача для умственного счета», «Арифметичекие за- бавы» и «Геометрические забавы».

 
Желание расширить кругозор школьников, пробудить интерес к самообразованию привели Рачинского к необходимости расширения учебных программ. В учебный план им были введены геометрия, основы физики, черчение, география, Зная бедность народных

школ России и весьма несовершенную подготовку учителей, Рачинский понимал, что очень нескоро придет то время, когда станет возможным преподавание этих предметов, необходимых, по его мнению, в начальной школе, но пытался пробудить инициативу среди деятелей народного об- разования.

 
С.А. Сельская школа. М., С. 159.


Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение... 459

 
Особого внимания в системе обучения и образовательных программ С.А. Рачинского заслуживает его неутомимая деятельность в распростра- нении сельских школ, готовивших умелых земледельцев по специальным программам после окончания начальной школы. В школах же Рачинского с курсом обучения, где имелись средства содержать ремес-

ленные классы, ученики параллельно с обучением традиционным школь- ным дисциплинам приобретали профессию столяра, плотника, пчеловода, кружевницы, портнихи.

Культура огородничества и садоводства, разведение и районирование новых сортов овощей и фруктов в пришкольном саду и огороде в Татеве способствовали тому, что крестьянские хозяйства по всей округе перени- мали школьный опыт, поэтому Рачинский повсеместно рекомендовал земледельческие школы. Он, кроме того, советовал поднять кустарную промышленность, ввести новые отрасли сельскохозяйственного труда и предлагал возглавить это движение земству.

С.А. Рачинский верил, что посредством воспитания и образования можно вывести народ из нищеты и бесправия.

Л.Н. Толстой, состоявший в многолетней переписке с татевским про- светителем, в одном из писем признавался, что не только рад успехам Рачинского в народной школе, но «и немного завидует». До конца жизни Рачинский сохранял к писателю глубокую привязанность.

 
 
В либеральной печати («Вестник Европы». 1898. № Рачин-

 
ский подвергся критике как защитник школ грамоты, крайне нежела- тельных из-за бедности и непригодности учителей. Однако при обсужде- нии этого вопроса не следует упускать из виду того, что школы грамоты, открытые при его участии в Вельском уезде, по свидетельству Н.М. Горбо- ва, «были привлекательны и полезны». Говоря о руководстве школой со стороны тех или других общественных или административных организа- ций, Рачинский имел в виду руководство уже готовой школой, т.е.

речь шла не о создании школы нового типа, потому что народная школа,

по убеждению Рачинского, создается исключительно силой народного духа. Ее направления и формы вырабатываются под давлением требова- ний родителей учеников и условий их духовного существования, и с мо- гуществом этого влияния никто не в силах справиться. С.А. Рачинский твердо верил «в будущность этой бедной, темной, едва возникающей сель- ской школы, ощупью создаваемой на наших глазах безграмотным наро- дом».

 
Наблюдения за крестьянскими детьми, личный опыт работы в народ- ной школе легли в основу многих статей Рачинского, которые затем были собраны в книгу под названием «Сельская школа» (1891), явившуюся итогом его жизни и творчества. В Татево поступали письма со всех концов России с просьбой поделиться опытом и прислать книгу. Рачинский


460 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли Е РОССИИ (ДО XX в.)

выступает с новыми статьями о своей работе, которые вошли в третье издание «Сельской школы». За эту работу педагог С.А. Рачинский в октяб- ре 1891 г. был избран в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности Петербургской Академии наук.

Имя С.А. Рачинского и его труд в области народного просвещения в равной мере принадлежит как земской, министерской, так и церковно- приходской школе. Авторитет искреннего и преданного народной школе педагога С.А. Рачинского, его участие в выработке Устава

 
ходских школ способствовали росту этого типа школ после выхода ложения о школах» в 1884 г., но, как вскоре убе-

дился Рачинский, многие его предложения в документ не вошли, а те, что вошли, были искажены до неузнаваемости. Видный педагог Н.В. Чехов также указывал на это: «И как же далек этот образ народной школы, со- зданный С.А. Рачинским, от последующего типа тенденциозной и казен- ной церковно-приходской школы, забыто его указание, что большинство школ северной полосы должно иметь общежитие, где дети могли бы про- водить 6 дней в неделю, что делало школу воспитательным учреждением,

«школой добрых нравов».

 
 
Исходя из своего понимания духовных практических потребностей крестьянства, С.А. Рачинский особый тип национальной

школы. По его убеждению, народ с его на-

 
 
 
чалом нуждается, всего, в нравственном воспитании, это от- крывает возможности для духовного бытия. Задачу школы

 
он видел в формировании у детей целостного гармоничного мировос- приятия, основанного на нравственных идеалах христианства и гума- низма.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...