Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

10 страница. 1. Закон Божий и катехизис



Возраст от 6 до 9 лет

Учение:

1. Закон Божий и катехизис.

2. Все части воспитания и благонравия.

 
3. Российский

 
4. Иностранные

5. Арифметика.

6. Рисование.

7. Танцеванйе.

8. Музыка вокальная и инструментальная.

9. Шитье и вязание всякого рода.

Возраст от 9 до 12 лет

Учение:

Продолжение всего прежнего.

1. География.

2. История.

3. Некоторая часть экономии, или домостроительства.

Возраст от 12 до 15 лет

Учение:

Продолжение всего прежнего. При этом:

 
1. Словесные науки, к коим принадлежит чтение исторических и нра- воучительных

2. Часть архитектуры и геральдики.

3. Зачинают действительно вступать в экономию по очереди.

 
Возраст от до 18 лет

Учение:

1. Закон Божий.

2. Все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхожде- ния и учтивости.

3. Повторение всего прежнего, в чем совершенного знания еще не имеют.

4. Во все части экономии действительно вступают по очереди.

 
Обучение воспитанниц грамоте возлагалось на монахинь. Устраивая в помещении, предназначавшемся для монастыря, учебно-воспитательное заведение, Екатерина II не желала нарушать волю Петровны.

Поэтому она решила сочетать два начала, учредив в Смольном общину монахинь во главе с игуменьей, но выбрав таких монахинь, которые были бы полезны в учебно-воспитательном процессе. Отбор монахинь из раз- личных российских монастырей шел по умениям в грамоте, письме, пении, шитье золотом, вязании и шитье. Помимо обучения грамоте на


 
 
268 Часть История образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

одних монахинь возлагались некоторые административные должности, на других — обязанность петь на клиросе, на третьих — ухаживать за боль- ными воспитанницами.

Всему педагогическому персоналу дополнительно изданной инструк- цией полагалось подходить с крайней осторожностью к воспитанницам, делать все, чтобы девочки ничего никогда не видели и не слышали такого, что могло бы произвести на них плохое впечатление, относиться к ним снисходительно, «возбуждать в них веселые мысли и разрешать разные непорочные забавы; избегать всякого принуждения и строгости; не раз- жигать дух соперничества».

Программа предполагала предоставить благородным девицам прилич- ное воспитание и способствовать разностороннему их развитию.

На первом плане стояло религиозное воспитание; далее шло нравст- венное, которое включало в себя усвоение «светских добродетелей»: кро- тости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия. Важной частью было физическое воспитание — соблюдение личной ги- гиены, прогулки на свежем воздухе, здоровая пища.

 
Экономии в курсе отводилось особое место. Даже обучение арифме- тике должно было производиться только для содержания в будущем в порядке домашней экономии. Воспитанницы в лет должны были сочинять счета дневным расходам, вязать, шить себе платье. В старшем возрасте — вести ежедневную запись всех расходов, договариваться с по- ставщиками о припасах, определять цену каждому товару и т.п.

Уставом предусматривалось развитие педагогических способностей девиц: старшие воспитанницы должны были заниматься по нескольку часов с младшими, чтобы могли впоследствии, став матерями, обучать своих детей.

В свободное от занятий время воспитанницам рекомендовалось чте- ние книг исторического характера и нравоучительных историй, главным образом на французском языке. В Воспитательном обществе особенно це- нились знания языков, музыка, игра на арфе, пение, лепные работы, ри- сование, вышивание, черчение географических карт.

 
Для проверки успехов и прилежания предписывалось устраивать эк- замены. Большое внимание уделялось экзаменам в старших классах. Они проводились в присутствии членов Совета, начальницы, надзирательниц и учительниц, а рисунки оценивались в присутствии профессоров Академии Отличившиеся хорошими знаниями ученицы третьего и чет-

вертого возрастов награждались.

Начальнице уставом рекомендовалось как можно чаще приглашать к себе лучших воспитанниц «для беседы и непосредственного руководства ими». В этом случае девицы приглашались к столу начальницы во время обеда, что считалось и мерой их поощрения, и ценным образовательным


 
Раздел Школа и педагогика в XVIII в.

и воспитательным средством. Кроме начальницы за столом ее обычно си-

 
дели две воспитательницы и учительницы. Девицы учились вести себя в обществе, светским манерам. Окружающее общество, со-

гласно Уставу, должно было быть избранным, прекрасно воспитанным и образованным. Разговор и переписка велись преимущественно на фран- цузском языке, господствовавшем при Дворе и в высшем обществе.

В уставе Смольного общества было записано, что девицы вверены гос- поже начальнице «яко драгоценный для нее, для государства и отечества залог». Учителя и наставники обязаны помнить, что душа ребенка хрупка, ранима и потому требует величайшей осторожности. Если педагог вынуж- ден быть строгим, он должен действовать с величайшей осмотрительнос- тью, согласовывать свое поведние с возрастом и развитием ребенка... из всех нравственно-педагогических предпосылок вытекает категоричес- кое — не раз предписанное, повторенное — запрещение телесных нака- заний. Наказание должно строго соответствовать проступку и ни в коем случае не быть результатом раздражения, что встречается в практике дур- ных педагогов.

Повседневная жизнь воспитанниц

Она отличалась большой простотой и была сообразована с требова- ниями гигиены и педагогики. Очень тщательно заботились о чистоте в помещениях, их проветривании, умеренном отоплении. Постели были не слишком мягкие, чтобы не приучать девочек к излишней изнеженности («всякая излишняя нега из сего Общества вовсе изгнана быть долженст- вует»). Время сна было определено сообразно педагогическим и медицин- ским взглядам того времени: 9 часов для первого возраста, 8 часов — для второго, 7 — для третьего и 6 — для четвертою. Вставали воспитанницы рано. Надзирательницы тщательно следили за чистотой и аккуратностью учениц, и поэтому много времени уделялось умыванию.

В целях воспитания христианского чувства у воспитанниц было поло- жено устраивать «стол для нищих женского пола». Воспитанницы здесь, независимо от происхождения, должны были им прислуживать в знак че- ловеколюбия к ближнему и благодеяния к бедным. По окончании такого обеда девочки раздавали бедным мелкие серебряные монеты и по несколь- ку аршин холста. (Обеды устраивались 21 апреля — в день рождения им- ператрицы и 21 сентября — в день рождения наследника престола.)

 
Религиозному воспитанию уделялось огромное внимание. Ежедневно утром и вечером должны были совершаться молитвы. В воскресные и праздничные дни воспитанницы обязаны были посещать церковную службу. А надзирательницы в это время смотрели, чтобы девицы во время службы не разговаривали между собой и стояли «со и должным


 
 
270 Часть История воспитания, образования педагогической мысли в России (до XX в.)

благочинием».Замалейшуюпровинностьвовремямолитвы

лось строгое взыскание, чтобы «стыд служил воздержанию других от по- добных поступков».

 
После утренней молитвы воспитанницы принимались за занятия. Уроки обычно шли 11 ис 14 до 16 часов. Занятия науками чере- довались с физическими упражнениями и прогулками воспитанниц на свежем воздухе в саду, в котором были устроены фонтаны и пруды, один для купания летом, два других — для украшения сада.

Празднества и развлечения

Для смолянок предусматривались и развлечения. Это было катание в придворных экипажах по улицам Санкт-Петербурга, прогулки на шлюп- ках, в Смольном устраивали спектакли с участием французских и русских артистов. Раз в неделю, по воскресеньям, воспитанницы танцевали друг с другом в присутствии публики и родителей, от которых их отделяла двой- ная балюстрада. Смольный посещали как иноземные царственные гости, как и отечественные. Часто бывала здесь Екатерина II, а цесаревич Павел бывал с самого раннего детства в Воспитательном обществе.

Бецкой часто устраивал воспитанницам веселые праздники, прогулки в Летний сад, поездки в Царское Село. Особенно торжественно отмеча- лось окончание учебного года, совпадавшее с днем рождения императри- цы. На это празднество приглашался весь императорский двор, иностран- ные послы, знатные дворяне, высшие военные и гражданские чины.

 
В большом зале Общества воспитанницы показывали свое искусство в музыке, пении, танцах. После этого здесь же в присутствии приглашенных лиц начиналось торжественное заседание Совета. Избранные воспитанни- цы по очереди к столу членов Совета и произносили на русском, французском, немецком и итальянском языках речи, в которых от имени своих классов выражали благодарность за образование и воспитание, давае- мые им. В заключение объявлялись списки отличившихся воспитанниц в течение учебного года и происходила выдача им почетных наград.

 
С 1773 г. начали устраивать прогулки воспитанниц по городу в присут- ствии И.И. Бецкого, начальницы и надзирательниц и катание на нарядных шлюпках по Неве до Зимнего дворца. Там они выходили и шли в Эрмитаж, по помещениям и картинной галерее, а потом шли в Летний сад. Воспитанницы, гуляя по саду, осматривали его достопримечательности, за- ходили в грот, обсуждали мраморные скульптуры. Затем все шли во дворец и, осмотрев покои Ее Императорского Величества, возвращались к приста- ни, садились в шлюпки и плыли уже в Смольный.

Воспитанницы бывали также на спектаклях в Эрмитажном театре, иногда сами принимали в них участие; присутствовали на придворных


 
Раздел Школа и педагогика в XVIII в. 271

маскарадах, обедали за Высочайшим столом, в присутствии императрицы посещали Царское Село, Петергоф, осматривали их достопримечатель- ности. Воспитанницы бывали иногда на вечерах у Бецкого и других высо- копоставленных лиц, куда в числе гостей приглашались и кадеты. После танцев устраивался ужин, во время которого воспитанницы старшего воз- раста выступали в роли хозяек и заботились о гостях. В свою очередь и кадеты устраивали для девиц балы и другие празднества. Кроме того, в программе учебного заведения была постановка театральных пьес, пре- имущественно французских, для чего имелась особая круглая комната, изящно расписанная. Парадные спектакли устраивались в большом зале Общества, на специальной сцене. Вскоре в Смольном был построен по- стоянный театр с двойным освещением, партером, амфитеатром, ложами. Иногда же представления устраивались в саду. Для спектаклей заказывали специальные театральные костюмы из придворного театра. Императрица любила эти театральные вечера, поэтому спектакли давались довольно часто.

Выпуск воспитанниц из Воспитательного общества

По окончании 12-летнего пребывания девушки «могли быть выпус- каемы в замужество за достойных по их состоянию женихов». При при- еме каждой девущки вносилось по 50 рублей в банк, а при выпуске вся эта сумма с наросшими за 12 лет процентами делилась поровну между выпускницами и отдавалась им в приданое. Кроме того, все сделанные девушкой за время пребывания в институте вещи продавались, а деньги вносились на ее счет. Те девицы, которые хотели остаться, могли служить в институте. Ну а те, у которых не было женихов и которые не хотели служить, могли оставаться в Смольном еще 3 года, получая только «покой, дрова и свечи» и довольствуясь платой от продажи собственных трудов.

В 1776 г. состоялся первый выпуск. Из благородных воспитанниц пя- терых Екатерина II взяла ко двору фрейлинами. Большинство выпускниц были взяты родителями или родственниками. Тех, кого родители не могли взять по бедности, и сирот оставили в Смольном.

Из мещанок четыре были взяты ко двору в качестве камер-юнкерш, остальных или отправили родным, или оставили жить на средства от по- жертвования при Смольном монастыре.

Реформы Воспитательного общества благородных девиц

В 1783 г. была создана специальная комиссия, которая провела про- верку и выявила много недостатков в деятельности Общества благород- ных девиц. Было, например, установлено плохое знание воспитанницами


 
272 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

русского языка. Результатом проверки стала разработка реформы инсти- тута. Предполагалось усилить внимание к русскому языку; тщательно по- добрать педагогический персонал; подготовить специальные учебные книги, а также руководства и пособия по преподаванию отдельных пред- метов; улучшить обучение домоводству и т.п.

Но намеченные планы осуществлены не были. Главной причиной не- достатков являлась изоляция школы от окружающей среды. Несмотря на устраиваемые «выходы в свет», Смольный институт был заведением ти- пично закрытого типа. Выйдя из него, девицы были совершенно незнако- мы с жизнью, что породило немало анекдотов о них.

Несмотря на все это, воспитание в нем было намного лучше того, ко- торое получали девицы в частных домах и пансионах. Оно было ориенти- ровано на развитие девушек, на воспитание нравственности. Общие оцен- ки личных качеств выпускниц Воспитательного общества этого периода были положительны: они умели читать и переводить книги, учить своих детей, старались помогать крестьянам, лечили их, обучали их детей. На- конец, это было первое женское учебное заведение в России, и опыт его пригодился следующим поколениям педагогов.

Его выпускницы во многом способствовали просвещению русского об- щества, именно они, создавая семьи и воспитывая своих детей или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, сумели привить им любовь к культуре, книге, уважение к истории своей страны, жажду знаний. Воспитательное общество благородных девиц стало тем зерном, из которого выросли впоследствии не только женские институты и гим- назии Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женские заведе- ния других ведомств России.

Глав а 9

ПРОСТОНАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАРОДНАЯ ШКОЛА

 
§ 1. детей в крестьянской семье. § 2. Крестьянство

и школа. § 3. Организация народного образования во второй поло- вине

§ 1. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬЕ

Оно на протяжении веков менялось незначительно, сохраняя присущие ему особенности и в XVIII, и в XIX, и в начале XX в. Поэтому к той харак- теристике, которая была дана ему ранее, остается добавить некоторые детали. В воспитании детей многое осуществлялось непреднамеренно, в силу жизненных обстоятельств, традиций, примет.


Школа и педагогика в XVIII в. 273

Так, в старину считали, что судьба ребенка зависела от того, какие предметы находились в комнате в момент его появления на свет: если, например, рабочие инструменты, то это означало, что новорожденный будет хорошим мастером; имело значение и то, тихо или шумно было в то время, когда рождался ребенок: если кругом тишина, то ребенок будет кротким и послушным. Чтобы ребенок вышел хорошим человеком, ста- рались устроить благоприятную обстановку в момент его рождения; под подушку новорожденного клали хлеб и соль, считалось, что впоследствии они привлекут к нему богатства.

 
Новорожденному ребенку мать отдавала всю свою любовь, делала для своего дитяти все, что подсказывали ее любовь и знания. Но многочислен- ные обязанности отвлекали ее от младенца, особенно в пору.

 
Летом только больные женщины освобождались от работы, матери же грудных детей трудились наравне со всеми другими членами семьи. Они забирали обычно своих детей с собой на поле и на время работы уклады- вали их в люльки, которые подвешивали к козлам и прикрывали пологом. Если были в семье большие дети 8—10 лет, то надзор за люлькой возла- гался на них. Начинали нянчить и раньше — в лет. Няньки должны

были сообщать матери, когда ребенок проснется и станет плакать. Но малютка-няня, сама слабенькая, рано встав вместе с другими, часто не выдерживала и крепко засыпала на своем посту, утомленная летним зноем. Как бы ни было много работы, как бы ни палило солнце, мать забывала усталость, когда замечала, что ее долго не зовут к дорогой ей колыбельке, и шла к ребенку без зова.

Первые годы жизни крестьянский ребенок мало бывал на свежем воз-

духе; его больше держали в избе, особенно зимой, из-за недостатка теплой одежды. Так как крестьянские избы были тесны, в них была одна комната, то врывавшийся через открытую дверь холодный воздух зимой быстро доходил до всех ее углов. Поэтому дети обычно ютились на печи. Там они играли, и там они спали...

 
На печи детям приходилось сидеть в полумраке, ведь крестьянская изба с небольшими окошками освещалась слабо, а место на печи было наиболее темным. Ребятишкам доставляло большое удовольствие поси- деть у окна — не только, вероятно, из-за интереса к тому, что делается на улице, но и просто из-за глаза к световым ощущениям. Од-

нако и это удовольствие многие дети могли получить только украдкой:

родители не позволяли им этого, опасаясь простуды.

 
Одежды и обуви крестьянским детям на зимнее время совсем не за- готовлялось; в глубокую осень и даже зимой они нередко бегали на дворе и на улице босыми. Вследствие плохого питания, сырости,

свежего воздуха в избах дети часто болели. Болезнь обычно объяснялась


 
274 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в,)

«дурным глазом». Забота о больном ребенке целиком ложилась на мать, которая чаще всего обращалась к знахаркам.

 
Чтобы ускорить физическое развитие детей, матери часто прибегали к преждевременным мерам. Так, лишь только мать замечала, что ребенок может самостоятельно переворачиваться с одного бока на другой, она на- чинала приучать его к сидению; когда ребенок начинал ползать, его застав- ляли стоять и ходить. Последствия такого ускорения естественного разви- тия нередко оставались у человека на всю жизнь: он делался кривоногим или сутуловатым. Немало и других увечий бывало у детей в этом возрасте. Старшие дети всегда нянчили младших. Нередко няни лет роняли ребенка, что вело к печальным последствиям.

Мать, всегда занятая по хозяйству, не могла уделять много времени уходу за ребенком и часто предоставляла его самому себе. Как только ребенок начинал сидеть, мать сажала его на пол и он развлекался, как хотел, или выпускала его на улицу бегать с другими ребятишками, когда ребенок уже мог ходить.

 
В деревнях часто можно было встретить на улице едва ступающего босыми ножками ребенка в одной коротенькой рубашонке. С корочкой хлеба в руке расхаживал он под окном избы, около которого сидела с работой мать, изредка на него поглядывая. Ребенок был спокойно занят своей игрой, иногда он силился отворять ворота, забавляясь их скрипом, не пугался, встретив корову, а, подняв какую-нибудь тоненькую хворос- тинку, даже старался прогнать ее. Крестьянский ребенок, предоставлен- ный самому себе, рано развивался физически. Ему не мешали лазить сна- чала по бревнам, а потом по деревьям; он отправлялся к реке, если она была от избы, и спокойно входил в воду. Такая свобода, правда,

подчас кончалась плохо: ребята не только расшибали себе лбы или ломали ноги, Но часто тонули.

 
Но если мать была внимательна, если были в семье старшие ребятиш- ки, поспеть в минуту опасности к маленькому, то ребенку удавалось благополучно вырасти, и он становился здоровым, румяным и широкопле- чим. Девяти-десяти лет его можно было встретить одного в лесу, в поле, он ходил в соседнее село и возвращался иногда поздно ночью без всякого страха. Мать могла радоваться, глядя на такого сына.

 
Посмотрим, как шло духовное воспитание детей в крестьянской

 
Родители знакомили ребенка с окружающими его предметами, объ- ясняли ему название вещей и их назначение, но активность при этом почти шла он спрашивал, а родители отвечали.

В семьях, где были дедушка или бабушка, обычно духовное развитие детей шло быстрее. Между ними и детьми устанавливались с;тые близ- кие и крепкие отношения, основанные на любви. Старики передавали юным все лучшее, что сами приобрели за свой долгий век. Они охотно


Школа и педагогика в XVIII в. 275

 
говорили с детьми о том, что их интересует, отвечали на их расспросы, учили молитвам, давали наставления о поведении, рассказывали сказки и жития святых — чаще всего Георгия Победоносца и Алексея Божьего че- ловека, воплотивших в себе идеальные черты святости по народному со- знанию; героизм, смирение и Все природные явления объяснялись детям в связи с религиозными понятиями: Солнце — око Божье, дождь — слезы Бога, звезды — ангелы и души умерших людей. На вопрос ребенка, отчего огонь вверху сверкает (гром и молния), старики отвечали: «То Бог и Его ангел гоняются за сатаною и стреляют в него».

Религиозное чувство у ребенка пробуждали очень рано. Еще когда он не умел говорить и разбираться в своих впечатлениях, мать, играя с ним, показывала на икону и говорила: «Боженька». Но к Боженьке у ребенка прежде всего развивалось чувство страха. Когда ребенок шалил, мать гро- зила: «Боженька накажет». Ребенок пугливо смотрел на икону и смирялся.

Молиться ребенка приучали рано. Подражая матери или бабушке, он становился рядом с ней на колени, клал руку на лоб, нагибался, целовал пол. Если ребенок не хотел становиться на молитву, его принуждали к этому или заманивали к молитве разными мерами. Например, когда ре- бенок делал последний поклон, ему сзади бросали какой-нибудь гостинец и говорили, что это ему послал за его труды Бог.

После утренней молитвы дети должны были пожелать родителям, ба- бушке и дедушке доброго утра и поцеловать у них руку. То же и после вечерних молитв.

 
Когда ребенку исполнялось лет, его начинали водить в церковь. Храм своей позолотой, свечами и простором производил на детей глубо- кое впечатление, так что, один раз побывав в церкви, они потом уже сами просили, чтобы их сводили туда. Передача детям религиозных знаний чаще всего велась матерями без системы, и ребенок больше учился на примере старших, чем получал разъяснения от них.

Как только ребенок вставал на ноги, ему предоставлялась большая сво- бода и надзора за ним почти не существовало: крестьянские дети в боль- шинстве своем росли на воле и под едва заметным руководством. На деревенской улице проводили они свое время с 2- до 9-летнего возраста без всякого присмотра взрослых. Они бессознательно воспринимали все, что происходило вокруг, и старались всему виденному подражать. Для всего детского российского крестьянского населения деревенская улица была в смысле развития и воспитания и семьей, и начальной школой нравственности.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...