Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

8 страница. В высшем свете развилась мода на чтение



В высшем свете развилась мода на чтение. Читали без разбору все, что попадалось под руку. Но потом это чтение получило более определенное направление; призванное на помощь в борьбе с досугом, от которого не знали куда деваться, это чтение склонило вкусы образованного общества в сторону изящной словесности, чувствительной поэзии. То было время, когда стали появляться первые трагедии Сумарокова, между ними одна заимствованная из русской истории — «Хорев». Любознательное общест- во с жадностью накинулось на эти трагедии, заучивало диалоги и моноло- ги Сумарокова, несмотря на его тяжелый слог. За комедиями и трагедия- ми следовал целый ряд чувствительных русских романов, которых немало написал тот же Сумароков; эти романы также заучивались наизусть и не сходили с языка умных барынь и барышень.

 
Некоторые знатные представители элиты достигали в усвоении фран- цузской моды и нравов колоссальных успехов. «Один из образованных русских вельмож — Бутурлин, разговаривая с приезжим французом, па- рижанином, удивил его точностью, с какой он рассказывал о парижских улицах, гостиницах, театрах и памятниках. Удивление иностранца пре- вратилось в настоящее изумление, когда он что Бутурлин никогда

не бывал в Париже, а все это знал лишь из книг. Так, в Петербурге люди были знакомы с французской столицей лучше ее старожилов. Около того же времени французский литературный мир Парижа и Петербурга вос- хищался анонимной пьесой «Послание к Ниноне», которая написана была такими превосходными французскими стихами, что многие припи- сывали ее перу самого Вольтера. Оказалось, что автором этой пьесы был не кто иной, как действительный статский советник граф Андрей Петро- вич Шувалов...»1.

 
 
Ключевский соч. Т. V. С. 156—159.


252 История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

Но в целом в XVIII в. образованных людей среди дворян было немно- го, и большинство их было обязано своим культурным развитием самооб- разованию. Общечеловеческая культура, приносимая иноземным влияни- ем, воспринималась так, что не просветляла, а затемняла понимание родной действительности; непонимание ее сменялось равнодушием к ней, продолжалось пренебрежением и завершалось презрением.

Под внешней светской выправкой нередко скрывалась азиатская не- ряшливость. Обломки старого быта мирно уживались с обрывками за- падноевропейских новшеств.

 
добродетели. Дворянское воспитание заключалось не в использовании особой методики, его обеспечивал весь образ жизни, усваи- ваемый как сознательно, так и путем подражания и соблюдения тради- ций. Конечно, дворянское воспитание все же подвергалось различным влияниям: веяниям европейской моды, предписаниям высших инстан- ций, но в целом оно придерживалось устоявшихся принципов и целей.

Дворянское воспитание было направлено на то, чтобы отшлифо- вать личность соответственно определенному образцу, который включал в себя набор различных добродетелей и этикетных норм.

Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в государстве сословия в целом: оно на протяжении нескольких веков являлось сословием привилегированным и служивым одновремен- но. Сызмальства дворянским детям внушалось, что необходимо осозна- вать свой гражданский долг и служить обществу и государю верно на любом поприще — военном или гражданском. Быть храбрым, честным, образованным дворянину следовало не для славы, богатства, высокого чина, а согласно своему положению.

В числе дворянских добродетелей на первом месте находилась честь,

которая во многом определяла поведение дворянина.

Отправляли Петра Гринева на службу так: «Родители мои благослови- ли меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому при- сягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу:

платье с нову, а честь с молоду» (А.С. Пушкин «Капитанская

 
Старик Болконский, провожая сына на войну, напутствует его такими словами: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику боль- но будет... •— он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом про- должал: — а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болкон- ского, мне стыдно» (Л.Н. Толстой «Война и мир»),

 
Эта установка — думать об этическом значении поступка, а не о его практических последствиях — как заметил В. Набоков, для

дворянского кодекса чести. Воспитание, построенное на таких принци- пах, не только не вооружает человека качествами, необходимыми для пре-


 
Раздел Школа и педагогика в XVIII в. 253

 
успевания, но объявляет эти качества постыдными. Однако многое зави- сит от того, как понимать жизненный успех. Если в это понятие входит не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека — чистая совесть, высокая самооценка и прочее, то дворянское

предстает не таким уж непрактичным.

Храбрость и выносливость, которые требовались от дворянина, были невозможны без соответствующей физической силы и ловкости, поэтому эти качества высоко ценились и развивались с детства.

 
Усиленная физическая закалка детей отчасти диктовалась условиями жизни: многих мальчиков в будущем ожидала военная служба, любой мужчина рисковал быть вызванным на Требовали физической под- готовки и такие общепринятые развлечения, как охота и верховая езда. Вместе с тем в демонстрации физической выносливости был и особый

Готовясь к жизни в свете, дворянский ребенок должен был приучаться выражать свои чувства в сдержанной и корректной форме. Сергей Льво- вич Толстой вспоминал, что самыми серьезными проступками детей в глазах отца были «ложь и грубость» независимо от того, по отношению к кому они допускались — к матери, воспитателям или прислуге. Столь же недопустимой считалась и грубая фамильярность в отношениях между друзьями.

Чувство собственного достоинства, осознание родовой чести и доблес- ти, превосходство над представителями других сословий, в том числе и педагогами и домашними воспитателями, которые причислялись к при- слуге, — также характерные черты многих представителей дворянского

Семейное воспитание

В богатых русских семьях попечение о детях было организовано ши- роко и внимательно. Ребенок оберегался целой толпой кормилиц, мамок, нянек и прочих членов женской прислуги, неусыпно заботившихся, чтобы барское дитя росло в нежности, сытно ело и сладко пило, ни в чем не знало бы отказа и всегда развлекалось всякого рода забавами и утехами.

 
Начиная с петровских реформ родители считали, что воспитание ре- бенка следовало поручать наемным воспитателям и учителям, которые были обязаны обучить его разным наукам и языкам, а также элегантным манерам, умению держаться в обществе и казаться приятным. Что из этого получалось, ярко описал Пушкин в своей повести «Капитанская

 
 
 
См.: Муравьева Как воспитывали русского дворянина. 1995. С. 73.


 
254 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
«Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семе- новский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близко- го нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти

сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до оконча- ния наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилет- него возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенад- цатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня фран- цуза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым за- пасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Са- вельичу. «Слава Богу, — ворчал он про себя, — кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нани- мать мусье, как будто и своих людей не стало!»

 
Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии сол- датом, потом приехал в Россию pour etre outchitel1, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главной его слабостью была страсть к прекрасному полу; не- редко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки,

т.е. (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был меня учить по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-рус- ски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас раз- лучила и вот по какому случаю:

 
Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акуль- ка согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность. Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюш- ке. У него расправа была коротка. Он тотчас потребовал каналью фран- цуза. Доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы

 
 
Чтобы стать — Прим.


 
Раздел Школа и педагогика в XVIII в. 255

географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла мен я ширино ю и добротою бумаги. Я решился сде- лать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнени я в географии, батюшка дернул мен я за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Те м и кончилось мо е воспитание.

Я жи л недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми маль- чишками. Между те м минуло мн е шестнадцать

Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворян- скими детьми в семейном кругу, а дворянская семья объединяла широ- кий круг близких и дальних

Число детей не принято было ограничивать, чаще всего в семье их

бывало много и самого разного возраста. Соответственно было много дядей и тетей, и бесконечное количество двоюродных и троюродных братьев и сестер. Но эти и сами по себе огромные семьи не ограничи- вались отношениям и лишь с близкими родственниками. Большинство дворянских семей находилось в близком или дальнем родстве даж е между собой и было так или иначе причастно к воспитанию детей из разных семей.

§ 2. РОЛЬ НАЕМНЫХ ДОМАШНИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ,

 
Б России существовало несколько типов домашних воспитателей для детей дворянского сословия: кормилицы, няни, бонны, гувернеры, гувер- нантки, учителя, домашние наставники, дядьки. Сложилась определенная лиц, отвечающих за воспитание и обучение детей.

Кормилица — первый воспитатель, к которому попадает ребенок. Нанимались для детей до 1 года. Влияние на ребенка со стороны кор- милицы было огромно, поэтому и требования к ней были высоки: от- менное здоровье, соблюдение правил гигиены, психическая уравнове- шенность, внимательное и чуткое отношение к детям. Как правило, кормилицами становились женщин ы из низших слоев общества — не- грамотные, полные суеверий и предрассудков крестьянки, которые ради получения дополнительного заработка вынуждены были оставлять своих родных детей.

Пушкин А. Избр. произв. М, 1949. С. 793—794.


256 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

Няня часто являлась духовной кормилицей ребенка. В России в няни шли женщины самого различного возраста и положения, от девочек

 
16 лет до пожилых кормилиц, которые сумели приноровиться к требова- ниям хозяйки и оставались с ребенком до его поступления в какое-

либо учебное заведение или до прихода частных учителей.

Среди нянь чаще всего встречались молодые необразованные женщи- ны. В их обязанности входило мытье, одевание, кормление ребенка. Во многих семьях няня была гораздо ближе, ласковей и нежней для малыша, чем мать, многие матери — светские богатые женщины слишком много времени отдавали развлечениям и пренебрегали воспитанием своих детей, если и заглядывали к ним в «детскую», то только потому, что боль- ше нечего было делать. Няня же все свое время проводила с ребенком, привязывалась к нему, во многих семьях являлась единственным другом и утешителем своего питомца.

Сердечные отношения с няней, ее нежность и теплота согревали дет- ство многих людей из дворянской среды и оставляли свой отпечаток на их характере и воззрениях. Кроме того, няня приобщала ребенка к на- родным обычаям и традициям, к крестьянской культуре.

Бонна — нечто среднее между няней и гувернанткой, присматривала за детьми более старшего возраста. Обычно боннами были иностранки (немки или француженки), в естественной обстановке обучающие детей своему родному языку.

Гувернер (фр.) — это наемный домашний наставник, призванный образовывать детей. В основные его функции входило обучение детей иностранным языкам, музыке, пению, танцам, нормам этикета.

У гувернеров была очень неблагодарная роль: постоянно, ежечасно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал правила поведения в обществе, избавляя от этой утомительной обязанности родителей, которые могли себе позволить не досаждать детям замечаниями и наставлениями.

 
Начальным обучением в провинции обычно заведовал дядька из кре- постных; потом нанимали давать уроки священника или брали особого учителя, Большинство приезжающих в Россию

«гофмейстеров» и «мадам'ов», как их тогда называли, были людьми со- вершенно неподходящими для педагогической деятельности. Их прини- мали по внешнему виду, не разбираясь в том, кем они были на роди- не — лакеями, мастеровыми или беглыми офицерами. Так, одни простодушные родители наняли сыну гувернером чухонца в полной уве- ренности, что это француз, и тот обучил их сына вместо французского языка финскому.

Основополагающим в воспитании детей «патриархального иерархи- ческого общества» являлось привитие им гувернерами привычки беспре- кословного послушания родителям и почитания старших. Под руководст-


 
 
 
Школа и педагогика в XVIII в. 257

 
наставника и родителей, на основе их авторитета формировался круг

интересов детей в музыке, литературе, искусстве.

Учителями для мальчиков и девочек, кроме гувернеров и гувернан- ток, нередко нанимали и преподавателей-предметников. В большинстве своем уже в XIX в. это были учителя гимназии, которые должны были проходить с детьми гимназический курс наук. Усваивался он по-разно- му, в зависимости от знаний и умений учителя, а также прилежания учеников. В отдельных случаях пробелы домашнего воспитания компен- сировались наличием богатых библиотек, которыми открыто и тайно пользовались дети.

Учить детей частным образом разрешалось (с конца XVIII в.) лицам, получившим высшее образование, отставным военным и гражданским чиновникам, вышедшим в отставку учителям.

Домашние учителя раз в год представляли директору училищ отчеты о своей работе вместе с отзывами от нанимателей и предводителя уезд- ного дворянства. Педагог, который подготовил троих учеников, поступив- ших в университет, получал звание заслуженного и имел право на госу- дарственную пенсию.

Содержание обучения. Дети младшего возраста получали первоначаль- ные знания грамоты, заучивали наизусть стихи, а также изучали иностран- ные языки. Изучение языков происходило на основе приобщения воспи- танника к грамматике как средству овладения логическим мышлением, при этом особое место отводилось чтению и переводам текстов. Пробле- мы обучения устной речи практически не существовало.

Детей старшего возраста учили математическим и естественным дисциплинам. Преподавание гуманитарных дисциплин заключалось в прочтении учениками интересных текстов, в беседах и рассказах педа- гогов.

Несмотря на то что дети учились дома, их день был расписан:

— подъем в 7 утра. Такой ранний подъем был обусловлен необходи- мостью совершать раннюю молитву, приветствовать родителей, повто- рить уроки, заниматься гимнастикой;

 
 
— уроки и разнообразные занятия — 12и с до 18 часов;

— воскресные дни проводились в совместных играх детей.


 
258 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

Глав а 8

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ЗАВЕДЕНИЯ

 
§ 1. Сухопутный шляхетский корпус и другие военно-

 
заведения. § 2. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном

§ 1. СУХОПУТНЫЙ ШЛЯХЕТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС И ДРУГИЕ ЮЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

 
 
До в. в России для дворянства, которо е было нести для го-

 
сударства военную службу и получать образование, почти не было шко л ни для специального военного, ни для общего образования. Мысль об уч- реждени и такого учебного заведения, которое могло бы подготовить бу- дущи х офицеро в для армии, впервые была высказан а сподвижнико м Петр а Великого — графом Ягужински м и был подготовлен доклад об уч- реждени и в Петербурге Корпуса кадетов. Открыти е же Корпуса состоя- лось позже, в г.

 
Сухопутный корпус (1-й кадетский корпус) учреждался

для 20 0 детей дворянского происхождения. Организован был корпус по военному образцу и име л 2 роты. Корпусу был отведен дом, ране е при - надлежавши й княз ю Меншиков у — фавориту Петр а I.

 
Систем а обучения кадетов была несовершенной, а организаци я ра- боты связана с В учении господствовала зубрежка; одно-

 
образи е и скука на занятия х были типичны м явлением, все это являлось следствием обще й неразработанности педагогики. Нужн о было за врем я обучения в корпусе пройт и четыре класса, на кажды й из которых отво- дилось лет. Характерной была многопредметность, та к ка к корпус долже н был готовить не только офицеров, но и гражданских чинов- ников.

Время дня распределялось так:

 
вставали в 4.45 утра; в 5.30 молились и завтракали, в 6 уходили в клас- сы; от 10 до занимались строем; в 12 обедали; от 2 до 4 — опять классы;

от 5 до 6 — строй; в 7.30 вечера ужинали, а в 9 вечера ложились спать.

В перио д царствования императриц ы Елизаветы Петровны среди ка- детов пробудился живо й интере с к литературе, и у них возникло Обще- ство любителей русской словесности. Члены этого общества собирались вместе, читали друг другу свои сочинения и переводы. Пр и корпусе была учреждена типография для печатания учебных книг.

В 176 5 г. управлени е кадетски м корпусо м было возложен о на

И.И. Бецкого, он составил новый штат и «Устав Императорског о Шляхет-


 
II. Школа и педагогика в XVIII в. 259

 
ного Сухопутного кадетского корпуса, учрежденного в Санкт-Петербурге для воспитания и обучения благородного юношества». Им

 
же были написаны «Рассуждения, служащие руководством к новому ус- тановлению Сухопутного кадетского корпуса...»

 
Согласно уставу, Совету — органу управления корпусом — предписы- валось принимать 100 отроков российских и 20 — из завоеванных Лиф- ляндской, Финляндской и Эстляндской провинций в возрасте не старше шести лет. Прием должен был проходить после осмотра докторов и при- нимать в корпус можно было только здоровых детей. Нельзя было при- нимать мальчиков без достаточного доказательства о дворянстве и без свидетельства о крещении. В число воспитанников было прини-

мать и детей тех, кто служил в штаб-офицерских чинах в действующей армии, а также «помогать тем, чьи родители убиты или ранены на службе ради Отечества и коих судьба не одарила достатком». Все принятые маль- чики распределялись по 5 возрастам:





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 635 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...