Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
тания Бецкой видел в том, чтобы внушить человеку уважение к себе: «Че- ловек, почитая себя человеком... не должен допускать поступать с собою, как с животными». Он оптимистически относится к просвещенному аб- солютизму, верит в силу разумного законодательства — все это было при- суще большинству деятелей века Просвещения. И несмотря на то что его благородное стремление — путем воспитания преобразовать весь народ, изменить жизнь — потерпело неудачу, труд его имел большое значение, так как он показал обществу великую силу воспитания; после него оста- лись в России не только идеи, но и реальное их воплощение.
По разработанным Бецким докладам и уставам были открыты:
3. Такое же училище при Академии наук
4. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монас- тыре (Смольный институт благородных девиц)
Мещанское отделение при нем (1765).
5. Преобразован Сухопутный шляхетский корпус (1766).
6. Коммерческое училище
Сам Бецкой был главным директором Сухопутного корпуса, дирек- торствовал в Воспитательном доме и Смольном институте.
Обучение имеет в виду развитие умственных сил; оно необходимо по- тому, что дает средства для добывания куска хлеба. Успешным обучение будет, если в начале оно будет носить характер игры; если будет идти на родном языке. Закон Божий, чтение и рисование — вот предметы началь- ного обучения. Большую роль Бецкой придавал наглядности обучения.
Осуществление идей Бецкого на практике происходило в различных, основанных по его проекту и при его участии учебно-воспитательных за- ведениях.
На примере одного из учреждений можно увидеть конкретные на- правления воспитания детей.
Воспитательные дома. Одним из начинаний Бецкого было создание им Воспитательного дома в Москве, затем в Петербурге и других городах для сирот и подкидышей.
Сообразно с природными дарованиями воспитанников предлагалось разделить на три группы: первая — лица, способные к наукам и искусст- вам; вторая — способные лишь к ремеслам и рукоделию (наибольшее число лиц), третья — способные лишь к самой простой работе.
ет удовольствий. Бецкой настаивает на том, чтобы детям отводилось до- статочное время для игр, при этом чтобы воспитатели не вмешивались, так как по приказанию веселиться невозможно; взрослым нужно лишь наблюдать, чтобы в играх не было никакой «неблагоприятности».
Что касается отвлеченных наставлений в нравственности, то, по мне- нию Бецкого, небесполезно было бы над всеми дверьми Воспитательного дома написать:
1. Не делай другим того, чего себе не желаешь. 2. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. 3. Не делай зла и не досаждай никому. 4. Не вреди никакому животному и не озлобляй его. 5. Не лги.
6. Никогда не будь празден.
Наказания представляются излишними при хорошем воспитании. Под влиянием наказаний дети становятся мстительными, притворными, угрю- мыми и нечувствительными, сердца их ожесточаются. Но в случае необхо- димости взысканиями могут служить: стояние на одном месте час или два; запрещение прогулки с другими детьми; выговор наедине; публичный вы- говор; хлеб и вода на 12 или 24 часа и т.п. Никогда и ни за что не бить детей. Прежде чем применить наказания, нужно обстоятельно разъяснить прови- нившимся, в чем заключается их проступок. При этом следует помнить, что нет врожденных пороков, но дурные примеры их внушают.
Теория воспитания Бецкого гуманна, от нее веет бодростью, доверием к людям, радостным настроением. Она призывает к уважению человечес- кой личности, признает необходимость удовлетворения всем ее требова- ниям. Свет, жизнь, теплота, сердечное чувство исходят от Бецкого. Не надо забывать, что он имел в виду прежде всего воспитание подкидышей, брошенных своими родителями, хотя те же начала считал необходимым применять и в воспитании других детей.
Блестящие педагогические идеи Бецкого, однако, слабо реализовыва- лись в практике воспитательных домов. Недостаток средств, отсутствие хороших воспитателей существенно отразились как на положении детей, так и на их воспитании. Скученность, плохое питание и уход, отсутствие медицинской помощи имели печальные последствия. Была высокой забо- леваемость и смертность детей, особенно в грудном возрасте.
не проявил надежного умения; ни один не постигает настоящей цели уч- реждения; ни один не понимает его духа; они только заботятся о личных выгодах... ссорятся между собой Но замену им он наме-
ревался искать опять-таки среди иностранцев.
Мастера, которые обучали детей рукоделиям, педагогических навыков вовсе не имели, плохо обращались с детьми. На фабриках, куда отдавали воспитанников для обучения, их били, унижали.
В 1779 г. Бецкой, потрясенный неудачей своих замыслов в отношении воспитательных домов, признался: «Я никогда и подумать не мог, что до такой позорной крайности сие главнейшее дело... приставниками было пренебрежено». В первых воспитанниках он не нашел «ни малейшего по- слушания, никакой склонности к упражнениям и трудолюбию; ничего, кроме невежества, неповиновения и упрямства».
Судьба питомцев московского Воспитательного дома была такова. От- дельные из них, наиболее способные, обучались латинскому языку, гото- вясь к изучению аптекарского дела. Некоторые воспитанники учились ри- совать и потом отправлялись в специальное училище для мальчиков разных сословий, открытое по плану Бецкого при Академии художеств. Наиболее одаренные мальчики учили иностранные языки и некоторые науки и потом единицы учились в Московском университете, а девочки — на мещанском отделении Смольного института. Большинство питомцев дома становились ремесленниками, земледельцами, шли в прислуги в бо- гатые дома, а девочки — няньками, кормилицами.
Мысль Бецкого, что семья неспособна воспитывать хороших людей и граждан, не только не была отвергнута в последующие годы, но была воз- ведена в степень педагогического догмата; открывались новые казенные воспитательные закрытые заведения — и мужские, и женские — для раз- ных
гатства он употребил на воспитательные учреждения и им посвятил свою жизнь. Сделал огромные пожертвования на упоминавшиеся уже вдовью и ссудную казны; за его счет в течение многих лет воспитывались ежегод- но по 5 девиц в Смольном монастыре и по 4 кадета в корпусе, а по ду- ховному завещанию он оставил: Воспитательному дому — 162 995 руб.; Обществу благородных девиц — 38 999 руб., Академии художеств —
33 951 руб. и т.п.
Заведуя канцелярией строений, Бецкой много сделал для украшения столицы. Исторические памятники, с сооружением которых связано имя Бецкого: Петру Великому на Сенатской площади, решетка Летнего сада, Дом Академии художеств в Санкт-Петербурге и др.
248 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)
ное учреждение о воспитании обоего пола юношества»; «Устав воспита- ния 200 благородных девиц»; «Устав Академии художеств»; «Физические примечания о воспитании детей от рождения до юношества» и др.
Несмотря на то что осуществить свою программу во всей полноте Бецкому не удалось, прежде всего из-за нехватки образованных педагогов, но и то, что он смог сделать, вызывает большое уважение.
С усилением дворянской реакции после восстания Пугачева идеи
Глав а 7
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДВОРЯНСКИХ СЕМЬЯХ
ковского государства, забыт был дремотный покой в опустевших бояр- ских теремах. Мужское население страны участвовало в сражениях Се- верной войны и строило новую столицу на реке Неве, а иные постигали за морем науки и ремесла, неведомые до тех пор на Руси. Зашатались устои старозаветного московского быта. Государевы указы заставляли жить по-новому не только знать, именитое купечество, но и простой народ.
Школа и педагогика в XVIII в. 249
§ 1. СОЧЕТАНИЕ СТАРОГО БЫТА С ЗАИМСТВОВАНИЯМИ ИЗ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПЕДАГОГИКИ
Но при том, что в дворянском быту старались освоить европейские нормы поведения, дворяне были близки к простому народу, они жили по нескольку месяцев в деревне, соблюдали общеправославные праздники, чтили обряды, традиции народа, брали няню из крестьян, поэтому патри- архальный быт семьи перекликался с крестьянским, особенно у провин- циальных дворян. Традиционная культура, ее ценности, этикет глубоко входили не только в дворянскую, но и в мещанскую, в купеческую среду, бытовали в ней, определяя национальную сущность характера.
страстия.
Неоднородным было дворянство и в имущественном положении: выс- ший, чрезвычайно тонкий слой — элита, имевший огромные привилегии и богатства; средний, обладавший дворянскими правами и некоторым до- статком; низший, жизнь которого в провинции мало отличалась от жизни простонародья. Но модный этикет, внешние формы поведения стреми- лись освоить в каждой семье и выглядели они часто курьезно. Это была дикая смесь застарелого невежества, грубой некультурности и распущен- ности с мишурой западного просвещения и внешних форм европейской жизни.
до щей с бараниной, и когда кушала их, то велела сечь перед собой варив- шую их кухарку не потому, что она дурно варила, а так, для возбуждения аппетита»1.
Образжизнипровинциальных
В провинции жили почти исключительно престарелые, несовершен- нолетние и женщины. Дома мелких помещиков очень напоминали собою крестьянские избы в северных губерниях: две комнаты и сени. Комнаты были малы, тесны, низки и мрачны, мебели и посуды немного. У более зажиточных помещиков дома отличались лишь большим количеством комнат и большей чистотой.
Свободное от еды, сна и несложных хозяйственных забот время по- мещики тратили на дворовые игры, качели, охоту, посещение соседей. Свадьбы, похороны представляли исключительный интерес; по вечерам слушали сказки, на святки рядились, гадали, смотрели на пляски и слуша- ли песни. Жизнь текла сонно и вяло. Верили приметам, снам, гаданиям.
Семейный быт отличался патриархальностью, но отсутствие образова- ния приводило к тому, что даже добрые, снисходительные люди в пылу раздражения проявляли себя настоящими дикарями.
Воспитание и обучение детей в провинциальных дворянских семьях не имело определенных теоретических и практических оснований. В одних семьях детям давали полнейшую свободу, даже за шалости ре- бенка наказывали не его самого, а приставленного к нему в товарищи крепостного мальчика или девочку; в других — детей держали в величай- шей строгости, страхе, прибегали к постоянным и жестким наказаниям.
было общество французского языка и легкого романа, состоявшее, говоря языком того времени, из «модных щеголей и светских вертопрашек».
Случилось так, что Франция стала образцом светскости и общежития для русского общества, писал В.О. Ключевский. Эти веяния шли от цар- ского двора. Вольтер был сделан почетным членом русской Академии наук и получил поручение написать историю Петра Великого; в этом Вольтеру
лов, влиятельный человек при дворе Елизаветы и куратор Московского университета».
Екатерина еще в молодости увлекалась французской литературой; вступив на престол, она спешила завести прямые отношения с вождями литературного движения, стремясь создать о себе лестное мнение в Евро- пе. Сотруднику Дидро по изданию Энциклопедии Даламберу Екатерина даже предложила взять на себя воспитание наследника русского престола великого князя Павла, она долго и сильно пеняла Даламберу за отказ от этого предложения. И сам Дидро не был обойден ее милостями. Узнав, что издатель Энциклопедии нуждается в деньгах, она купила у него ог- ромную библиотеку за 15 тыс. франков и оставила ее при Даламбере, назначив его библиотекарем с жалованьем по тысяче франков в год.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!