Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

5 страница. «для вящего наказания» заковывали даже в «ножные железа»



 
«для вящего наказания» заковывали даже в «ножные железа». Беглые уче- ники рассматривались как беглые солдаты. Родители и посторонние люди, укрывавшие у себя, например, учеников гарнизонных школ старше семи- летнего возраста, подвергались тем же штрафам, какие определены были за укрывательство беглых солдат. Кто поймает таких беглых и приведет в город, тому давалось награждение по 10 руб. за человека. Только детей ниже 7 лет было постановлено «за беглых не почитать», а лица свыше

 
15-летнего возраста сами подвергались наказанию, как беглые солдаты. Неявка в учебные часы в школу считалась уклонением от службы и носила старинное название «нетов». Кара за «неты» (за прогульные дни) была такой: денежный штраф, а в случае неуплаты — правеж. «А для правежу тех штрафов взять людей их, а у кого людей нет — самих, и бить на пра- веже, покамест те штрафу не заплатят сполна». По инструкции Морской академии (1719), за нехождение в было назначено телесное и уго-

ловное наказание: «Бить батогами и вычитывать за каждый день втрое против получаемого жалованья». По той же инструкции бежавших уче- ников велено сыскивать и наказывать конфискациею всего движимого имущества, что не освобождало беглеца и от телесного наказания.

 
 
При поспешном учреждении школ с Петра I до Екатерины II орга- низация их была неудовлетворительна, почти хаотична. Прежде всего, это были школы не русские, а только полурусские, что русских учителей было мало и в учителя в большом количестве

иностранцы.

 
Кроме государственных, отмечает Каптерев, в XVIII в. были осно- ваны частные учебно-воспитательные заведения. Так, в 1784 г. в Петер- бурге было: иностранных частных пансионов 22, школ — 4 (они основы- вались немцами, французами), в Москве — 10 пансионов. Общее число


 
230 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

учащихся в них: в Санкт-Петербурге — до 500 человек (из них 100 дево- чек), в Москве — 370 человек (из них 65 девочек). Главными предметами в них были иностранные языки, Закон Божий, русский язык, арифметика. Учителя-иностранцы часто были невежественны.

Среди частных школ были и русские (в Санкт-Петербурге — 17 и

159 учащихся, в Москве — 1 школа с 20 учениками). Эти школы при осмотре их комиссией в 1785 г. были признаны совершенно бесполезны- ми (кроме московской) ввиду слабости преподавания и закрыты.

Только с 1786 г., после принятия «Устава народных училищ», для от- крытия частных школ стало необходимым для учителей иметь свидетель- ство о знании наук, которые они намерены преподавать, а для этого вво- дились специальные испытания для них. Стало необходимым для руководителя пансиона или школы иметь полный план обучения и вос- питания.

Глав а 6

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ИЗВЕСТНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

 
 
§ 1. И.Т. Посошков и «Завещание § 2. Педагогичес-

 
 
кие воззрения Татищева. § 3. Ломоносоввыдающийся

 
ученый и просветитель. § 4. ИМ. Бецкойтеоретик органи- затор учебно-воспитательных заведений

Некоторо е влияни е на организацию, постановку задач образования, а такж е его содержани е оказывали в XVIII в. педагогические теории, разви- ваемые либо в специальных педагогических произведениях, либо выска- зываемые попутно в других сочинениях, либо вытекавшие из практичес- кой деятельности отдельных выдающихся людей. Вот имен а некоторых таких теоретиков.

§ 1. И.Т. ПОСОШКОВ И ЕГО «ЗАВЕЩАНИЕ ОТЕЧЕСКОЕ»

Одни м из первых поддержал преобразования Петр а I Ива н Тихонович

 
 
Посошко в выходец из семьи зажиточного крестьянина-ре- месленника, ставший новгородским предпринимателем, а с г. — со- участником преобразовательской деятельности I [етра I.

 
И.Т. Посошков, как и многи е мыслители того времени, пытался соеди- нить традици ю старинного благочестия и воспитания с таки м новым для Руси явлением, ка к государственная школа. Это отчетливо видно в его произведении «Завещание отеческое к сыну Это педагогическое


 
Раздел Школа и педагогика в XVIII в.

сочинение даже названо в духе древнерусской традиции, идущей от

димира Мономаха. Однако содержание его вполне отвечало духу эпохи Просвещения. Главной задачей он считал «книжное научение», а основ- ными языками обучения называл латинский и польский. В то же время Посошков требовал от учащихся критического отношения к латинским учебным книгам. Достижения светской западноевропейской науки он со- ветовал рассматривать с позиций православной традиции, а многое он просто не принимал, например считая, что Коперник «Богу суперник».

Он предлагает учить славянскому чтению, письму, грамматике, «вы- кладке цифирной» до деления, латинской грамоте и языку, или греческо- му, или польскому, отдавая предпочтение последнему; а потом нужно учить «художеству, к какому кто способен». Особенно же полезно учить рисовать...

«Завещание отеческое» — это наставления, касающиеся нравственно- христианской жизни, выполнения обязанностей семейных, церковных и разных должностей, которые могут быть поручены человеку или добро- вольно взяты им на себя. Посошков является человеком с оригинальным мировоззрением и интересным в историческом плане педагогом. Он че- ловек двух миров, в нем очень много старого, ветхозаветного, но из ста- рого пробиваются новые ростки, обещающие новую, более правильную жизнь.

 
«По значительной части своего мировоззрения, содержащегося в «За- вещании», Посошков... суровый до жестокости, строгий приверженец об- ряда и Он советует своему сыну: «От всякого зла удаляйся. Так

 
жить навыкай, никого ничем не оскорбить, ни старого, ни малого,

ни богатого, ни бедного. Особенно не нужно лгать, потому что отец лжи — диавол. Когда едешь на коне, позаботься никого не теснить и с дороги не стиснуть в грязь, ни богатого, ни убогого, даже позаботься и о том, чтобы не забрызгивать никого грязью. «И не токма человека люби, но и скоты милуй». Если на дороге наедешь на курицу, роющуюся в песке, не тесни ее, а объезжай; если наедешь на спящую собаку или просто ва- ляющуюся на солнышке, то также объезжай ее, «дабы и псу досаждения какова не учинити». Деревьев без толку ломать ни больших, ни малых не нужно, засеянную пашню топтать не следует. Дом свой не расширяй чрез- мерно, чтобы не уменьшить света у соседа и не утеснить его. На поклоны непременно всем отвечай, даже детям, да непременно сняв шапку: «не буди шапка твоя пригвождена ко главе твоей»; за подарки отдаривай вдвое. Словом, всякому человеку нужно делать добро, знакомому и незна- комому, другу и недругу, миловать животных, не истреблять без толку

Указ. Соч. С. 194.


 
232 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

растений. «Богу бо ничто тако не любезно, яко милосердие». «Буди ко всем людям нисходителен».

 
 
Делая наставления о том, как вести себя в различных жизненных по- ложениях и должностях, Посошков особенно настаивает на мости честного труда, неустанной, правильной, не

за страх, а за совесть. Будет ли то труд простой, физический, или духов- ный, административный, всюду и всегда трудись вовсю, честно, «всею христианскою правдою работай»...

 
Так же здраво смотрел и на физическое воспитание — оно

 
должно быть поставлено совершенно просто: ни богатых, ни мягких одежд не нужно, «пищами сладостными детей своих не весьма питай, но обучай их к ядению суровых ядей, понеже суровые яди приносят человеку долголетие». От вина нужно особенно остерегать детей...

 
Но как только Посошков начинает говорить собственно о воспитании, появляются поучения совершенно в духе старого «Домостроя» XVI в. и Ветхого Завета. Самое главное в воспитании по Посошкову — «учить детей неоплошно и держать их в великой грозе, первое, чтобы пред Богом трепетали, а второе, чтобы и родителей боялись, одного их

 
А затем автор нанизывает длинный ряд текстов из Ветхого Завета о со- ребер детям. Древние святые повелевали детей своих бить не-

щадно; поэтому учи их добродетели и строго наказывай. Не только сам не играй с детьми, но и не пускай их на улицу играть с товарищами. Больше всего Посошков боится детской воли, детской свободы и самостоятель- ности, которые представляются ему своеволием. А потому крепко держи детей, чтобы они без родительского позволения ничего не делали, жили бы не по своей воле, а по воле родительской.

 
В таком же ветхозаветном духе должно пройти и первоначальное вос- питание. Имя для родившегося следует избирать того святого, в какой день родится. Посошков советует избирать малоупотребительное имя, чтобы святые за неудобство имени не были в пренебрежении, каковы Созонт, Доримедонт, Акила, Урван, Фалалей, и др. Оставлять мла-

 
денца долгое время без крещения не следует, чтобы не На третий

или восьмой день нужно крестить его и причастить... «Как и куда молодое дерево наклонишь, так согнутым оно и останется навсегда, не исправишь его и после; так и дитя, если научится рано злу, то, и сделавшись старым человеком, не будет добрым».

 
 
С самого начала словами должны быть не тятя, не

мама, но «Бог на небе». Взяв руку дитяти, указуй ею на небо и говори:

«Бога бойся, ни с кем не бранися, не дерися; Бог с неба смотрит и, что ты ни сделаеши, видит; и языка своего не выставляй: Бог за то тебя убьет»...

Посошков есть воплощенное педагогическое противоречие. Он -

 
проповедник защитник широкой гуманности, мягкого, сердечного, ми-


 
 
Школа и педагогика к XVIII Б, 233

 
лосердного отношения ко всему особенно к животным,

или, как он сам выражается, «добродетели скотинной», и суров в отно- шении к детям. Собаку, греющуюся на солнце, не тронь; курицу, рою- щуюся в песке, не потревожь; а сына, дочь бей нещадно, сокрушай им ребра. Дерева не ломай, а детскую волю сломи, отними у детей волю, пусть они живут не по своей воле, а по воле родителей, живут и трепещут.

 
 
Посошков, предписывающий даже «добродетель скотин- ную», требует, родители постоянно держали своих детей в со- стоянии безволия, страха и страдания. Как понять такое противоре- чие?

В том-то и дело, что для Посошкова здесь не было противоречия, в нем, в его сознании любовь евангельская не устраняла сокрушения ребер у детей. Ветхозаветные педагогические идеалы так впитались в его созна- ние, так укоренились в его разуме, что, признавая хорошим и желатель- ным милостивое отношение ко всему, любовное отношение к детям он видел в побоях, в детском страхе, в подавлении воли. Без суровости и стра- ха в воспитании дети не могут сделаться счастливыми и хорошими — так учил Ветхий Завет, так учил и Посошков. Жесточайшие ветхозаветные взгляды и рядом гуманнейшие христианские чувства, одно бок о бок с другим. Это любопытное сочетание двух разнороднейших, даже противо- речивых идеалов и мировоззрения: в одной руке педагогика насилия и палки, в другой — любви и свободы...

Посошков был цельный, а не противоречивый человек, это человек своего времени. Он был защитником патриархальной твердой и широкой власти, патриархальной семьи... Какого-либо противоречия между Ветхим и Новым Заветом для него не существовало...

§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В.Н. ТАТИЩЕВА

 
Василий Никитич Татищев — создатель многотомной «Ис-

тории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря

«Лексикон Российский», был автором и ряда интереснейших педагогичес- ких сочинений — «Записка об учащихся и расходах на просвещение Рос- сии», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «О порядке преподавания в школах при уральских казен- ных заводах» и др.

В 1721 г. по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым метал- лургического завода, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ. Можно даже утверждать, что уральские


 
234 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
профессиональные школы, видоизменяясь, но сохраняя первоначальное назначение, существовали до конца столетия.

 
 
был представителем светского направления в русской

педагогике XVIII в, В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» он одним из первых поставил перед образованием сугубо свет- ские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.

 
В.Н. Татищев считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения — соб- ственно профессионального. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» составленной Татище-

вым на основе изучения им школьного дела в Швеции и собственного педагогического опыта, содержались методические рекомендации учи- телям. Татищев высказывает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя, что достигается только с помощью науки. Познание себя и внешнее, телесное, и внутреннее, духовное, необходимо для будущего и настоящего благополучия, а сле- довательно, наука практически полезна всем. А так как в то время науку уважали очень мало, то Татищев считает нужным доказать пользу науки для государства вообще и для отдельных сословий в частности, опроверг- нуть мнение, что науки могут быть вредны в религиозном отношении и порождать ереси. Пользу наук Татищев доказывает такими соображе- ниями.

 
Говорят, что науки удаляют от Бога, порождают ереси, что Бог скрыл таинство веры от премудрых и разумных, а открывает ее т.е.

 
неученым. Татищев разъясняет необходимость науки для правильного по- нимания веры, так как не знающие наук искажают веру... Истинная фи- лософия нужна для познания Бога и служит на пользу человеку... Татищев объясняет пользу наук для разумного управления государством, для пра- вящего класса, а также для простого люда, для правильного ведения им своих дел и для укрепления в нем добрых нравов. Незнание же или глу- пость вредит успеху и личности, и общества. Народная глупость и в делах веры, и в делах правления приносит зло; вследствие «неучения» народ не знает ни естественного, ни божеского закона, а потому нередко и бунтует; народною глупостью он объясняет бедствия времен междуцарствия, когда

 
«семь плутов» обманывали народ, выдавая себя за разных царевичей; тою же причиной он объясняет и другие народные беды. Сущность науки за- ключается в ее практической полезности. Поэтому и науки Татищев раз- деляет на нужные, полезные, щегольские или любопытные

 
или тщетные вредные. Нужные науки — это домоводство, Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие; полезные: письмо, грамматика, красноречие или витийство, изучение иностранных


Школа и педагогика в XVIII в. 235

 
языков, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия; щегольские: стихотворство (поэзия), музыка, танцы, живопись; лю- бопытные: астрология, хиромантия, алхимия; вредные: га-

 
дания и волшебства разного рода, некромантия (через мертвых провеща- ние) и др.

 
 
Классификация наук

Нужные Полезные Щегольские   увеселяющие Любопытные Вредные
Те, которые «яко душевно, так и телесно весьма нужны, ибо от неискус- ства или незна- ния, в них за- пользы и вреда благополучны быть» Те, которые «до пособности к общей и соб- ственной пользе принадлежат и суть многочис- ленны» Те, которые слу- жат не общест- венной пользе, а развлечению, «веселию серд- ца» «Сии науки суть такие, кото- рые ни настоя- щей, ни буду- щей в себе не имеют, но большею час- тию и в истине оскудевают...» «Сии глупее преждереченных (любопытных), иже зовутся волхвование, ворожбы, колдунство»
1. Телесные — воспитание телесной», воз- держания», спо- собности доволь- ствоваться ма- лым. 2. Душевные — воспитание души»: душевно- го 1. Грамматика 2. Риторика 3. Иностр. языки 4. Арифметика 5. География 6. История 7. Ботаника 8. Химия 1. Стихотвор- ство (поэзия) 2. Музыка, ско- морошество 3. Танцы 4. Вольтижи- ровка («или на лошадь са- диться») 5. 1. Астрология 2. «или лицезна- ние» 3. Хиромантия 4. Алхимия 1. Некроман- тия — «чрез мертвых про- вещание» 2. Аэромантия 3. Пиромантия 4. Гидромантия 5. Геомантия

Педагогика Татищева была не только утилитарна, но и сословна. Ко-

нечно, главные его заботы были об образовании дворянства и педагогика его была дворянская, аристократическая, тогда как педагогика Посошко- ва, при всей ее церковности, была демократической.

При составлении образовательного курса Татищев проявляет двойст- венность: с одной стороны, он допетровский педагог, по обилию указыва- емых им занятий религиозно-церковного характера, а с другой — он но- ватор: вводит в курс неслыханные до Петра I предметы. Рассмотрим обе стороны педагогики Татищева.

В «Духовной моему сыну» Татищев заявляет, что главнейшее в жизни есть вера, что в Законе Божием от юности до старости нужно поучаться


 
 
Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

 
и день и ночь, и ревностно познавать волю Творца. Для этого нужно чи- тать Библию и Катехизис, книги учителей церковных, всего Иоан-

на Златоуста, потом Василия Великого и др.

Самое главное в светском или научном образовании — умение пра- вильно и складно писать; затем должны следовать арифметика, немецкий язык, русская история и география, законы гражданские и воинские свое- го отечества и многое другое. Этот курс довольно широк и отличается не только математическо-реальным, но и профессиональным характером, имеются в нем такие учебные предметы, как артиллерия, фортификация,





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 259 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...