Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

13 страница. ны смотрители уездных училищ; последние руководили всеми приход- скими училищами



ны смотрители уездных училищ; последние руководили всеми приход- скими училищами.

Таким образом, руководитель школы более высокой ступени был ад- министратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело.

 
Университеты в начале XIX в.: Московский, (Вильнюс-

 
ский), Дерптский (Тартуский), в 1804 г. открыты Харьковский и Казан- ский, в г. — Главный педагогический институт в Петербурге (в

1819 г. преобразованный в Петербургский университет), в 1834 г. — Киевский университет. Все университеты в России возникли преимуще- ственно как светские учебные заведения. Православная церковь имела свои духовные академии: Московскую, Петербургскую, Киевскую и Ка- занскую.

Гимназия давала законченное среднее образование и готовила к по- ступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопе- дичностью: предполагалось изучение иностранных новых и латинского языков, математики, географии и истории всеобщей и российской, есте- ственной истории, философии, политической экономии, изящных ис- кусств, технологии и коммерции. Не было родного языка, отечественной литературы и Закона Божиего.

 
Учителям рекомендовалось устанавливать отношения с гимназистами, возбуждать у них интерес к наукам, поощрять их успехи. Давалось право выбора учебных книг.

Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов — от Закона Божиего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.).


 
 
292 Часть История воспитания, образования и мысли в России (до XX в.)

 
Большая загруженность учебного плана вела к большой нагрузке учи- телей и учащихся: по часов занятий в школе ежедневно. Все это было малореально.

Учителя обязаны были пользоваться только рекомендованными ми- нистерством учебниками.

Приходские училища могли открываться в губернских, уездных горо- дах и в селении при каждом церковном приходе. Они также имели две цели: готовить к обучению в уездном училище и давать детям общеобра- зовательные знания (могли учиться и мальчики, и девочки). Предметы обучения: Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.

 
 
Содержание приходских училищ было либо делом самих крестьян (казенные крестьяне), либопомещиков церкви. Государственная казна средств на не предусматривала.

 
 
Такими были проекты, которые предстояло еще воплотить жизнь. Вскоре после принятия Устава 1804 от него начались отступления, из- менения вносились как Министерством народного просвещения, так и самими учебными округами. Из учебных планов гимназий были исклю- чены философия, политическая экономия, коммерческие науки, сокраще- но естествознание. Усилено и расширено преподавание древних и новых языков, математики, введен Закон Божий, и эта тенденция сохранялась на протяжении всего времени существования гимназий.

Впервые Закон Божий был введен в гимназии в Казанском учебном округе в 1809 г. Затем было введено и изучение русского языка.

Возрождение сословности осуществлялось таким образом. В 1827 г. было определено назначение каждого учебного заведения: приходские училища — для детей крестьян, мещан и ремесленников; уездные — для детей купечества, промышленников и дворян, которые по бедности не могут воспитывать их в других заведениях; гимназии — для детей дворян и чиновников преимущественно, но не запрещалось учиться за плату и другим детям, кроме детей крепостных и казенных крестьян. Это деление основывалось на убеждении высших чинов, что каждое сословие есть звено в государственной цепи и разрывать ее опасно. Поэтому каждому сословию нужно такое образование, которого требует его положение и обязанности.

 
 
По Уставу 1828 сохранялись прежние типы школ, но отменялась преемственность между уездным училищем и гимназией. Вносились из- менения в учебные планы; как приходские, так и уездные училища стали школами законченного типа. Было предоставлено право создавать учили- ща государственных крестьян за счет сборов средств с них же.

Гимназии стали средними общеобразовательными заведениями со сроком обучения в семь лет. Главное внимание в них уделялось изучению


 
Раздел Развитие образования в XIX в. 293

 
иностранных языков, латинского и греческого, литературе и ис-

тории.

Университеты (Устав 1835 г.) были лишены всяких автономий, рек- тор теперь не избирался, а назначался сверху, университеты больше не имели отношения к школе.

Два последних типа учебных заведений были платными.

 
 
 
По Уставу 1828 г. в директорам гимназий назначались над- зиратели гимназий и комнатные (при пансионах, по одному на 45 воспи- танников) для надзора за учебными делами и нравственностью. Увеличена плата за обучение в гимназиях; в г. уже освобождать от

платы неимущих, но способных учеников (как это было предусмотрено ранее).

Еще в начале XIX в. было открыто несколько лицеев для дворянских детей: Царскосельский, Ришельевский в Одессе, Демидовский в Ярослав- ле, Нежинская гимназия (потом лицей); в середине века они расширяют- ся и укрепляются.

В 30-х гг. XIX в. возникает новый тип сословной средней школы —

дворянский институт.

 
 
Это закрытые учебно-воспитательные заведения, платные, причем плата была достаточно высокой. Открылись в Москве, Пензе, Новгороде и других городах. Курс обучения лет, принимали с лет умею-

щих читать, писать и знающих арифметику. Институты готовили для про- должения образования в университетах.

При гимназиях открываются пансионы; их воспитанники сверх гим- назического курса изучают французский язык, танцы, музыку, фехтование, верховую езду. К 1850 г. в России было 47 таких пансионов.

 
Гимназии разделялись на классические, которые готовили к поступле- нию в университеты и в другие учебные заведения, основное время отво- дилось изучению древних языков, русской словесности, новых иностран- ных языков истории; реальные — в них готовили для службы военной

и гражданской, вместо древних языков было усилено преподавание прак- тической математики, введено законоведение.

 
Расширяется сеть частных учебных заведений, но правительство стре- мится сдержать их рост. В г. запрещается открывать их в Москве и Петербурге, хотя позже они были разрешены вновь. Частные школы также находятся под строгим правительственным контролем.

Этот период так охарактеризован известным деятелем просвещения Д.И. Тихомировым: «Об истинном, гуманно воспитывающем просвеще- нии не только народа, но и привилегированных классов в дореформенное, крепостное для всех время не только не заботились, но боялись и думать. Воспитание и учение носили формально-дисциплинарный характер в семье и казарменно-полицейский — в школе, как подготовка к жизни


 
294 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

подневольной. Для народа и вовсе почти не было даж е и тако й школы. Дьячок и отставной солдат розгой учили грамоте по книге церковной. И Евангелие тогда, ка к запретна я весть о царстве любви, равенства и сво- боды, заботливо хранилось за царским и дверям и на престоле» (из выступ- лени я на торжественно м Акте по поводу сорокалети я педагогических курсов Московског о обществ а воспитательни ц и учительниц 4 март а

191 2 г.).

§ 2. РАЗБИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Начало второй половины XIX в. в России характеризовалось велики м об- новительным движением, всколыхнувшим общество. Вслед за реформо й

186 1 г. об освобождении крестьян от крепостно й зависимости намети - лись и другие реформы: судебная, земская, просветительная. К этому вре- мен и вопросы воспитания и образования стали пониматьс я ка к «вопросы

 
 
 
и последующие годы — ярка я страниц а в истории педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теори и и деятельности обращаетс я мног о выдающихся людей: Н.И. Пирого в (герой Крымско й войны, знамениты й хирург, общественны й деятель, педагог), Ушинский, Толстой и др. Для них это врем я наиболее интенсив-

но й новаторско й работы; мног о интересны х деятелей приобщилос ь к проблема м педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России.

Официальная педагогика с ее традиционно й доктрино й подготовки

людей для службы была заметно потеснена в это время. С легкой рук и Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы вос- питани я человека и других педагогических вопросов: како й должн а быть школа? Какова должн а быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя? — и многих других.

Главное внимани е общества в это время было привлечено к народной школе, которой в империи, можн о сказать, и не было. Приходские учи- лищ а обязаны были содержать сами крестьяне и помещики, поэтому они развивались очень слабо. Деревенских жителе й по-прежнем у учили гра- мот е дьячки, богомолки и подобные люди.

Народны е училища подчинялись разны м ведомства (к 60-м

— Министерству государственных имуществ;

— Министерству двора;

— Министерству внутренних дел;

— Св. Синоду (больше половины всех училищ);

 
Министерству народного просвещени я (на него приходилось около

20 % училищ).


 
Раздел Развитие образования в XIX в. 295

Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала оче- видной несправедливость сословной политики в области образования, огра- ничений в области женского образования. Выявилась недостаточность сред- него образования, основанного на классицизме.

 
В это время стала остро осознаваться необходимость развития отече- ственной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ — все это были насущные проблемы середины XIX в.

 
«Положение о начальных народных училищах» — 1864 г. Народные училища могли различными правительствен-

ными ведомствами, обществами, частными лицами, которые сами и ре- шали вопрос о платности или бесплатности их. Цель народных училищ —

«утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распро- странять первоначальные полезные знания».

Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение.

Народные училища были в ведении (т.е. под контролем) уездных и губернских училищных советов.

 
«Устав гимназий и прогимназий» — г.

Учреждались два типа гимназий: классические и реальные.

Цель классических — дать общее образование, необходимое для по- ступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения.

Реальные гимназии не давали права поступления в университеты.

Прогимназии — начальная ступень гимназии.

Педагогические советы получили большие права: могли утверждать программы преподавания, выбирать учебники.

Гимназии и прогимназии были объявлены всесословными, платными, но при этом между начальной и средней школой не существовало ника- кой преемственности. Какая же тогда общедоступность?

«Положение о женских училищах ведомства Министерства народно- го просвещения» •— 1860 г.

Устанавливалось два типа бессословных женских училищ: I разряда — 6 лет обучения;

II разряда — 3 года обучения.

 
Их цель — «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умст- образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства».

Открывать их могли частные лица и общества.

В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон

Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятия


296 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

об измерениях, география всеобщая и русская, история, начала естество- знания и физики, чистописание и рукоделие.

 
«Университетский устав» — г.

Предоставлялась некоторая автономия университетам: выборность ректора университетским Советом; этот же Совет руководил всей учеб- ной работой. Жесткие ограничения в деятельности университетов, уста- новленные при Николае I, были частично сняты; но оставалось подчине- ние университета попечителю учебного округа и Министерству народного просвещения. Женщины университет не допускались.

В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физи- ко-математический (с естественным отделением), юридический и меди- цинский. Открылось много новых кафедр.

 
созданные в 60-х гг., получили право открытия учебных за-

ведений; они должны были заниматься их материальным обеспечением. Земства разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники, создавали учительские семинарии (перед 1917 г. около 1/3 на- чальных сельских школ были земскими).

 
Характер просветительной политики в гг. XIX

Новые школьные уставы: 1871 г. — гимназий и прогимназий;

 
1872 г. — реальных училищ; 1874 г. — новое положение о начальных на- родных училищах; г. — университетский устав, правила о церковно- приходских школах.

Преобразования производились министрами народного просвещения

 
ДА. Толстым и Деляновым.

Главное содержание преобразований было направлено на укрепление классического образования в средней и высшей школе.

 
так обучают в западных школах. Классическое образование способствует формальному развитию способностей — развитию памяти, логического мышления и т.п. Оно не может быть привязано к конкрет- ному материалу, так как помнить его невозможно, а развитие сохраняет- ся на всю жизнь. Преобладание классического содержания обеспечивает концентрацию ученика на материале, чего нельзя достичь при многопред- метности. Родному языку детям учиться нечего: они всосали его с молоком матери, а грамматику освоили еще до школы; нужно совсем немного вре-

 
Земства — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог. Контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право от- менять земские решения.


Развитие образования в XIX в. 297

мени уделить в школах для практических занятий и чтения образцовых писателей на родном языке.

Возражения, выдвигаемые против этого направления, были следую- щими:

— так как все ценное из античной литературы к этому времени уже переведено на новые языки, нет необходимости изучать древние языки;

— идеи древних мыслителей во многом расходятся с современными представлениями. Так, рассуждения Аристотеля в «Политике» о человеке, о женщине, других народах совершенно устарели.

Изучение классических языков и писателей развивает ум, но это же может дать и толковое изучение других предметов. Древний человек видел мир без посредников, своими глазами, что приводило к гармонии формы и содержания классических произведений. Если же греков застав- ляли бы, например, прежде всего изучать персидскую или египетскую культуру, то этой гармонии не было бы.

Формально развитые способности — это хорошо отточенный нож, ко- торым можно и хлеб резать, и человека убить. Неформального развития

 
«вообще» не существует, оно привязано к предмету: математике, филосо- фии и

В основу гуманного образования нужно положить не классические языки, а родной язык. Он имеет воспитательную силу (К.Д. Ушинский).

В 1871 г. классицизм победил. Попечитель одного из учебных округов барон А.П. Николаи объяснял эту победу так. Усиление изучения древних языков должно способствовать «отрезвлению юношества от свободомыс- лия, как религиозного, так и политического... Затруднить доступ к универ- ситетскому образованию... лицам из низших классов юношества». Класси- цизм был просто политическим орудием для искоренения свободомыслия (П.Ф. Каптерев).

Это положение прямо и откровенно формулировал и сам Д.А. Тол- стой. Изучение древних языков важно потому, что оно является важней- шим средством против так сильно охватившего наше учащееся юношест- во чувства материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения. Вопрос обучения языкам античности является основой всего дальнейшего научного образования. Это не только вопрос о серьезном и поверхност- ном, но о нравственном и материалистическом обучении и воспитании, утверждал Д.А. Толстой.

Ту же функцию выполняли и другие дисциплины, например, логика, математика, грамматика, наполненные схоластикой и словесными схема- ми. Такой подход был удобен и тем, что при изучении древних языков все знания учащихся могли быть непрерывно проверяемы, что препятствова- ло «развитию в учениках нигилизма и самомнения». А то, что преподается по другим наукам, особенно по естествознанию, почти уходит из-под кон-


 
298 Часть История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

троля. Поэтому здесь возможно развитие крайнего вольнодумства и самых превратных воззрений.

В середине 80-х гг. снова возник вопрос о социальном составе учени- ков средних учебных заведений. (В гимназиях могли за плату обучаться все, без различия сословий и вероисповеданий, но, несмотря на то, что плата за обучение все время повышалась, гимназии не были полностью освобождены от детей малоимущих.)

В 1887 г. появился печально знаменитый тайный циркуляр минис- терства о кухаркиных детях. Необходимо освободить гимназии от детей кучеров, лакеев, мелких лавочников, которых не следует выводить из своей среды. В этом же году — распоряжение об ограничении при- ема евреев в гимназии и прогимназии такими пропорциями: в местнос- тях, входящих в черту постоянной оседлости, евреев можно было при- нимать 10%, вне черты — 5%, в Петербурге и Москве — 3% (от общего числа гимназистов).

Были закрыты приготовительные классы при гимназиях, а в них

1/3 учащихся были детьми из низших слоев общества. Поступление в гимназию проводилось на основании испытаний, а подготовиться к ним могли только дети из богатых семей, занимаясь с домашними учите- лями.

Но Министерство народного просвещения балансирует и, стремясь не допустить коренных преобразований, разрешает различные нововведе- ния, с одной стороны, и усиливает устаревшие принципы школьной по- литики — с другой. Обстановка в просвещении зыбкая и характеризуется официальным курсом на сохранение многих архаичных черт школы. Пра- вительство не без основания усматривает в просвещении опасность рас- пространения крамольных идей.

В развитии народной начальной школы, как уже отмечалось, было за- интересовано все общество, что выразилось в большом общественном движении. За открытие народных школ принялись с энтузиазмом земст- ва, общественные организации, частные лица.

 
Министерство народного просвещения выбирает в этих условиях свою линию поведениявсемерной церковной школы. Это

была прежде всего материальная поддержка.

 
Так, с 1896 г. по решению Государственного Совета предписывалось выделять из средств государственного казначейства на поддержание, от- крытие новых начальных церковных школ, на содержание учительских курсов для школы ежегодно по 3 млн 279 тыс.

рублей; в следующем году эта сумма была увеличена на 1,5 млн, в дальнейшем государственные ассигнования на церковную школу про- должали расти. Таким образом, церковная школа становится государст- венной.


Раздел III. Развитие образования в XIX в. 299

 
В то же время земская школа не только не ощущала такой заботы о себе правительства, но всячески притеснялась им. Так, с г. земствам

не разрешалось расширять свои расходы на образование более чем на 3%

 
в

Правительством был поставлен также вопрос о передаче всех началь- ных школ в ведение Министерства просвещения и Святейшего Синода и отстранения земств от влияния на школьную работу, но осуществить это не удалось.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...