Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Учащиеся не овладевали всем содержанием книг, часто будущие свя- щенники едва могли прочесть Псалтирь, а о выразительном чтении и го- ворить было нечего.
В царском быту было введено обучение по картинкам (потешные книги). Так, отечественную историю дети узнавали из книг, которые были составлены из картинок с подписями (1639).
Потешные книги были двух родов. Одни — нечто вроде художествен- ной энциклопедии, где были изображены сельские работы: как сеют, пашут, убирают урожай, а также птицы, звери, города и др. Под картин-
ками — объяснения изображенных предметов. Другие потешные книги содержали повести, рассказы, сказки с картинками.
После завершения изучения с грехом пополам азбуки приступали к укреплению и усовершенствованию чтения по Псалтири и другим «боже- ственным книгам».
незнание грамматики стало считаться признаком невежества. В это время в школах стали давать фонетические объяснения славянской аз- буки, объяснения назначения букв (они уже разделялись на гласные, со- гласные и полугласные; ударные), указывались падежи и др. Вообще учебный курс становился шире, в него стали включаться математика, риторика, другие предметы западного средневекового образования. В Москве появляется все больше ученых, знакомых с древними языка- ми. В высших кругах общества начинают учиться «по латыням» (латин- скому и греческому языкам).
В XVII в. увеличилось число учащихся; вместо прежней дьяковской школы стали появляться более или менее благоустроенные училища. Встречаются даже указания на существование общежитий при школе. Но где были училища, чему в них учили, на какие средства содержались школы — сведения об этом очень скудны.
208 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)
Помимо школы, желающие получали сведения по различным отрас- лям знания благодаря самообразованию, путем
фическая литература. Апокрифы — сочинения, восполняющие свя- щенные книги (о детстве Иисуса, его родителях, о блаженном состоя- нии Адама и Евы в раю и т.п.). Обо всех этих подробностях, отсутствующих в Библии, сообщали апокрифы. Апокрифические книги рассказывали о людях, подходивших к концу земли и видевших, как хрустальный свод неба опускается к земле и соединяется с ней. Эта литература была чрезвычайно увлекательной, люди с детским доверием поглощали из нее сведения, книги способствовали развитию мировоз- зрения.
одна область знания не была в зависимости от религии — это мате- матика. Но распространение в школе она имела очень ограниченное: ма- тематике почти не учили. Однако вне школы она существовала, так как необходимость в ней вызывалась жизненными потребностями. Уже в XII в. монах Кирик упоминает о ней.
Общее образование было еще настолько скудно, что не давало какого- нибудь реального представления о мире и его явлениях. О природе, рас- тениях, животных, астрономических, физических явлениях древние учи- теля ничего не сообщали своим ученикам, так как сами о них мало что знали, но много твердили о Боге, ангелах, чудесах, злых духах, их действиях на человека. Обильными были сообщения о деяниях в мире божеской и демонической силы, о чудесном, таинственном, мистически страшном; вера в сверхъестественные силы, порча, колдовство — все это казалось обычным. Поэтому охрана детей от всякого влияния нечистой силы была важнейшей заботой родителей. Ведь даже дома всюду, в каждом углу было что-то таинственное, опасное — в писке мыши, куроклике, треске стен, ухозвоне видели что-то особенное, какие-то указания на что- то, а к этому присоединялись и дурной глаз, и клятое слово, и тому подоб- ные вещи. От всего нужно было беречься, а то как раз попадешь в лапы домовому, лешему, водяному.
Но, несмотря на все трудности самообразования, оно все-таки помог- ло ряду выдающихся лиц подняться на высокую ступень образованности. Преподобный Нестор, митрополит Илларион, Кирилл Туровский, Влади- мир Мономах и другие хотя и не прошли какой-либо хорошей и серьез- ной школы, но, похоже, общались с образованными людьми. Несомненно
Раздел Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве (до XVIII в.) 209
одно — они были начетчиками, самообразовавшимися личностями, много читавшими и думавшими1.
Владимир Мономах (XII в.) — великий князь киевский, был в близких отношениях со многими европейскими государями и с некоторыми из них породнился через женитьбы и замужества своих детей.
«Дети мои или кто иной, прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это — начало всякому добру.
ливайте слезу о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помило- вал Ты, Господи, так и нас грешных помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, поми- луй!» Эта молитва лучше всех.
Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Си- роту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду.
Ни правого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.
Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то
См.: соч. С. 119.
подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а покляв- шись, держитесь клятвы...
Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благосло- вение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.
Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны —• сегодня живы, а завтра — в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывай- те: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами... чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно по- гибнуть.
Когда проезжаете по чужим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.
Куда приедете, где остановитесь, напоите, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знат- ный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или злом.
Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никогда без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель.
Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на посте- ли. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утрен- нюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.
А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах (здесь Владимир подробно перечисляет свои походы). Всех моих походов 83 больших, а меньших и не вспомню. 19 раз заключал я мир с половцами при отце и после смерти его. Более ста вождей их выпустил из плена... А вот как тру- дился я на охотах и ловах: коней диких по 10, по 20 вязал я своими рука-
Раздел I. Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве (до XVIII в.)
ми; два тура (дикие быки) метали меня на рогах с конем вместе; олень
меня бодал; два лося — один ногами топтал, другой рогами бо вепрь оторвал у меня меч с боку; медведь у колена прокусил подседельный вой- лок; лютый зверь вскочил ко мне на колени и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым; с коня много раз я падал, голову разбивал два раза и руки, и ноги вредил себе в юности моей, жизни своей не жалея, головы своей не щадил. Что можно было делать отроку моему, то сам я делал — на войне и на ловах, ночью и днем, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагался ни на посадников, ни на бирчей — сам все делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме, охотничье дело сам правил, о конюшнях, о соколах и ястребах сам забо- тился. Простого человека, убогой вдовицы не давал в обиду сильным, за церковным порядком и службой сам присматривал.
себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил меня не- ленивым и способным на все человеческие дела.
дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божией, а если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой...»1.
Братские школы, академии. Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть на Руси. С этим вопросом первая встретилась юго-западная Русь, которая, войдя в состав Литовского госу- дарства, в 1386 г. соединившегося с Польшей, встала лицом к лицу с за- падной культурой и
Возникла острая и напряженная борьба между просвещенными, хо-
изданию 1910 г. СПб.)
против национального угнетения и насильственного окатоличивания православного населе- ния. Имели уставы, открывали школы, типографии. Имели монастыри, богадельни, больни- цы, странноприимные дома.
дружная деятельность на пользу православной веры. Средствами они вла- дели значительными. Самые старые братства — львовское,
Братства активно взялись за обновление школьного дела. Школы должны были служить интересам православной веры и церкви, поэтому в них основательно изучались церковный устав, церковное чтение, пение, Священное Писание, учение о добродетелях и о праздниках. Все обучение велось в строгом православном духе, а догматы веры служили основным предметом изучения, составляли основу всего учебного курса.
Но религиозный характер обучения составлял одну только сторону ор- ганизации братских школ, они имели довольно широкий курс образова- ния, включающий научные светские предметы. Это были языки: гречес- кий, славянский (старославянский), русский, латинский, польский; кроме них, преподавались грамматика, поэтика, риторика, философия, арифме- тика. Братские школы находились под значительным греческим влияни- ем, и первые учителя в них были греками. Поэтому и преобладающим языком был греческий; латинский знали слабее. Из методов обучения на- зовем такой (перешедший от иезуитов1), как разыгрывание диалогов, дра- матические представления на библейские темы.
В братские школы принимались дети всех сословий. Перед учителем все дети — богатые и бедные — были равны. Сидеть каждый ученик дол- жен был на определенном месте, назначенном ему по успехам. Кто боль- ше будет знать, будет выше и сидеть, хоть он и беден, а кто меньше знает — сидит на низшем месте.
Отдавая сына в школу, отец брал с собою несколько соседей и при них заключал договор о всем порядке учения. В обязанность же учителя вхо- дило посоветовать ученику в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими науками ему следует заниматься. Забрать ученика можно было в присутствии тех же свидетелей, при которых его отдавали в школу, — это нужно было для того, чтобы не нанести оскорбления ни ученику, ни учителю. Дети членов братств, сироты обучались бесплатно, за счет братств; вообще членам братств вменялось в обязанность проявлять заботу о тех детях, которые не имели средств, но желали учиться. Для беднейших учеников при братских монастырях устраивались специаль- ные помещения для жилья.
Распорядок школы. Приходили в школу и уходили из нее в опреде- ленное время, пропуски занятий воспрещались. Нельзя было во время
Раздел 1. Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве (до XVIII в.)
урока переходить с места на место, разговаривать, нужно было слушать
и замечать все, что читается и диктуется учителем. Для поддержания порядка в братских школах использовались сами учащиеся; для надзора на каждую неделю назначали несколько мальчиков-дежурных, в обязан- ности которых входило: прийти пораньше в школу, подмести пол, зато- пить печку, сидеть у дверей и замечать опаздывающих, а также уходя- щих рано с уроков, шалунов — в классе, в церкви и на улице. За непослушание учитель наказывал детей, но не тирански, а наставничес- ки, не сверх меры, а по силам. Если же сам учитель допускал проступки, то он не мог быть не только учителем, но и жить в братстве. Ученикам братских школ запрещалось посещать пирушки, знаться с безнравствен- ными людьми, предписывалось оказывать почтение достойным, прилич- но вести себя в церкви, монастыре, на кладбище. Дети делились на три группы:
1) на обучающихся распознавать буквы и складывать;
2) на читающих и выучивающих наизусть разные уроки;
3) на умеющих объяснить прочитанное, рассуждать и понимать. Утром, сразу после молитвы, каждый учащийся пересказывал учителю
свой вчерашний урок, показывая написанное дома; потом начиналось изу- чение Псалтири или обучение грамматике с разборами, другим наукам по усмотрению учителя. После обеда каждый ученик списывал на таблицу свои уроки, заданные на дом (для малолетних •— сам учитель). Выученные трудные слова ученики должны были проверять друг у друга, идя из школы или в нее. Дома, выучив урок, должны были прочитать его своим родителям или хозяину квартиры; по субботам повторяли то, что учили в течение недели.
Так как школы содержались на средства братств (т.е. были общест- венными), братства и были в них хозяевами. Школа находилась под над- зором двух избранных братством депутатов, которые должны были устра- нять всякие беспорядки. Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.
евской школы в коллегию по иезуитскому образцу. Обучение стало вес- тись на латинском языке; классов стало восемь: в низшем учили читать и писать, а дальше шли грамматика, синтаксис, поэзия, богословие и др. Все
способы преподавания, а также западная схоластика были перенесены в
Академию; большое значение придавалось диспутам.
мой петровской ученой дружины — интеллектуального объединения де- ятелей русского Просвещения эпохи Петра I.
Потребность в хорошо организованной школе была осознана и в
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!