Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Николай Левашов 3 страница



Задание 2.3.4. Опишите, в какой ситуации зародилась и как развивалась ваша вера в процесс преданного служения. Покажите на примерах, какие факторы способствовали развитию вашей веры, а какие – ее уменьшению.

Задание 2.3.5. Бхакти, или любовь к Богу, которую мы описывали в предыдущей главе можно по-другому определить как веру или доверие к деятельности, приносящей удовлетворение Кришне. Тогда завистью к Богу можно назвать отвращение к деятельности, приносящей удовлетворение Кришне, что является полной противоположностью бхакти. Дайте определение беспримесной зависти к Кришне (рассмотрите все 7 аспектов, аналогичных 7 аспектам беспримесной бхакти – из предыдущей главы). Приведите пример личности, обладающей чистой завистью к Богу.


Глава 2.4. Наука любви к Богу. Чистое преданное служение.

адау шраддха татах садху-
санго 'тха бхаджана-крийа
тато 'нартха-нивриттих сйат
тато ништха ручис татах

атхасактис тато бхавас
татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах
прадурбхаве бхавет крамах

адау – в начале; шраддха – твердая вера или безразличие к материальным делам и интерес к духовному прогрессу; татах – затем; садху-санга – общение с чистыми преданными; атха – затем; бхаджана-крийа – совершение преданного служения Кришне (мы принимаем прибежище у духовного учителя и, вдохновляемые общением с преданными, принимаем у него посвящение); татах – затем; анартха-нивратти – уменьшение всех нежелательных привычек; сйат – должно быть; татах – затем; ништха – твердая вера; ручих – вкус; татах – затем; атха – тогда; асактих – привязанность; татах – затем; бхава – эмоции; татах – затем; према – любовь к Богу; абхйуданчати – возникает; садхаканам – преданных, практикующих сознание Кришны; айам – это; премнах – любви к Богу; прадурбхаве – в появлении; бхавет – есть; крамах – хронологический порядок.

В начале должна быть вера. Затем у человека появляется интерес к общению с чистыми преданными. Затем он получает посвящение от духовного учителя и начинает совершать преданное служение под его руководством. Так он освобождается от нежелательных привычек и крепко утверждается в преданном служении. Затем он достигает вкуса и привязанности. Таков путь садхана-бхакти, совершения преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Постепенно усиливаются духовные эмоции, и, наконец, пробуждается любовь. Так постепенно развивается любовь к Богу у преданного, проявляющего интерес к сознанию Кришны. (Бхакти-расамрита-синдху 1.4.15-16)

Этот стих из «Нектара Преданности» Шрилы Рупы Госвами описывает девять стадий развития преданного служения. Знание их поможет понять, на какой ступени лестницы бхакти вы находитесь и в каком направлении прилагать усилия. Вы естественно будете продвигаться от одной ступени к другой, по мере того, как в процессе практике преданного служения будет расти ваша вера. Эти девять ступеней – и есть стадии развития веры: от первоначального доверия, шраддхи, позволяющего нам встать на этот путь. Через садху-санга – общение с преданными, бхаджана-крийа – практику преданного служения, анартха-нивритти – очищение от нежелательных привычек, ништху – твердую веру, ручи – вкус к преданному служению, асакти – привязанность. Вплоть до бхавы – экстатической любви к Богу и премы, чистой любви к Кришне.

Кроме веры, другим «термометром», с помощью которого можно измерять преданность является свобода от анартх, то есть тех неблагоприятных материальных наклонностей, которые с незапамятных времен накопились в нашем сердце. Часто преданные спрашивают, как понять, на каком духовном уровне я нахожусь. Ответ такой: нужно посмотреть, насколько вы привязаны к Кришне, и насколько вы безразличны (именно, безразличны, нейтральны) к проявлениям материальной иллюзии, майи. Обратившись за помощью к старшим преданным или духовному учителю, которые обладают развитым духовным видением, а также руководствуясь разумом, который дает нам Кришна, мы сможем получить ответ на этот важный вопрос, и таким образом сориентироваться в каком направлении и как двигаться дальше.

Садхана и садхйа

Следует понимать, что процесс духовного прогресса непрерывен, и поэтому между приведенными ниже стадиями не всегда существуют четкие границы. Ачарьи, предыдущие великие духовные учителя, часто приводят две более широкие категории уровней духовного прогресса: садхана и садхйа.

Садхана буквально означает «практика». Шрила Прабхупада сравнивает обусловленное состояние живого существа с болезнью амнезии или потери памяти. Иногда после катастрофы или тяжелого нервного потрясения человек может лишиться памяти прошлого. Он не будет помнить, как его зовут, откуда он родом, кто его родные и друзья. Для того чтобы помочь больному пробудить эту память, его помещают в привычную для него в прошлом обстановку: старая квартира, вещи, люди. Ему начинают рассказывать истории о его прошлой жизни, о его родных. Его побуждают заниматься той деятельностью, которая раньше для него была привычной. Постепенно, постепенно, память о прошлом приходит к нему, и человек возвращается к нормальной для него жизни.

Подобным образом, мы забыли свои вечные взаимоотношения с Господом. Мы не помним, кто мы такие в духовном мире, как нас зовут, какие преданные являются нашими вечными друзьями, как нам нравится служить Кришне. Но по мере того, как мы практикуем метод преданного служения: слушаем о Кришне, повторяем Его святые имена, читаем повествования о Нем, общаемся с Его преданными, поклоняемся Ему в образе Божеств, и окружаем себя предметами, напоминающими нам о Нем, мы постепенно пробуждаем в себе эту память. Состояние, когда мы полностью пробуждаем в себе дремлющее сознание Кришны, называют садхйей, результатом или совершенством садханы (практики).

Первые восемь ступеней – с шраддхи по асакти относятся к категории садханы или практики, а бхава, према, а также последующие, о которых мы упомянем лишь вкратце, – к категории садхйи, или совершенства. Четко выраженная граница существует между уровнями асакти и бхава, а также бхава и према, поэтому ачарьи, часто делят уровни преданного служения на три категории – садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти.

Понятие чистого преданного служения

Очень часто в среде преданных можно услышать выражение «чистый преданный», в которое вкладывается, казалось бы, самый разный смысл. Иногда говорят: «Ну, мы ведь все не чистые преданные». А с другой стороны есть одна история про Шрилу Прабхупаду, когда его спросили:
– Шрила Прабхупада, сколько в мире существует чистых преданных? – Он обратился к своему секретарю.
– Сколько сейчас преданных в Международном Обществе Сознания Кришны?»
– Пять тысяч, Шрила Прабхупада.
– Значит, в мире есть пять тысяч чистых преданных.

Как же правильно понимать это выражение? На какой ступени начинается чистое преданное служение? И что такое тогда «нечистое» преданное служение?

Ответ таков. Все девять ступеней описывают чистое преданное служение. Альтернативой чистому преданному служению является смешанное преданное служение. То есть, когда помимо мотива удовлетворить Кришну к нашей деятельности примешиваются корыстные желания. Но если материализм принять за черное, а чистое бхакти за белое, то смешанное преданное служение – это не что-то серое. Это скорее смесь черных и белых кусочков, когда временами мы действуем под влиянием чистых мотивов, а иногда – эгоистических.

Таким образом, даже находясь на самом первом уровне шраддхи, несмотря на все наше невежество, если мы искренне стараемся сделать что-то для Кришны или для преданных, и при этом не проявляем зависти, это будет чистым преданным служением. С другой стороны, если мы совершаем оскорбления в преданном служении или сохраняем какие-то нежелательные привычки, даже когда знаем о них, даже если мы находимся на уровне асакти, то такое преданное служение будет смешанным. В 11-й Песне Шримад Бхагаватам есть стих:

Устойчивость в своем положении – есть истинная добродетель, а отклонение от своего положения – есть истинный порок. Таким образом, однозначно определяются и одно, и другое.

Совершенно естественно, что на более высоких ступенях развития бхакти мы все в меньшей степени подвержены влиянию материальных привычек. Поэтому на уровне ништхи мы уже почти свободны от их влияния, на уровне бхавы мы свободны от них полностью, а на уровне премы настолько поглощены любовным преданным служением Кришне, что просто не видим этой материальной энергии. Поэтому хотя первой стадией развития чистого преданного служения является шраддха, человек достаточно утверждается в нем лишь на уровне ништха. Таким образом, разрешается это кажущееся противоречие.

Задание 2.4.1. Объясните аналогию между методом излечения от потери памяти и духовной садханой.

Задание 2.4.2. Какие ступени преданного служения относятся к категории садханы, а какие к категории садхйи? Что такое садхйа?

Задание 2.4.3. Приведите по 1-2 примера из своей жизни, когда Ваше преданное служение можно было назвать чистым, и когда смешанным.

Характеристики чистого преданного служения

Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает шесть характеристик чистого преданного служения. Первые две описывают садхана-бхакти, вторые две добавляются на уровне бхава-бхакти, а третьи две – на уровне према-бхакти.

Клеша-гхни. Чистое преданное служение на уровне садхана-бхакти избавляет от страданий. Причиной страданий являются греховные поступки. В отличие от прочих методов искупления, таких как аскезы, соблюдение ритуальных обрядов и благотворительность, преданное служение избавляет не только от последствий грехов, но и от самой наклонности грешить. В обычной жизни, религиозный человек отправляется в церковь, храм или мечеть в воскресенье, чтобы искупить свои грехи. А в понедельник он начинает грешить снова. Преданное служение лечит не внешние симптомы болезни, а саму болезнь, потому что оно очищает нас от эгоизма и других глубинных пороков, лежащих в основе всех материальных желаний. Вот они:

Авидйа: невежество, которое проявляется в том, что мы ошибочно принимаем преходящее за вечное, страдания за блаженство, скверну за чистоту и то, что не является нашей истинной сущностью за таковую.

Асмита: ложное эго; мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции «я» и «мое». Восприятие реальности на уровне грубых чувств.

Рага: привязанность; стремление к материальному счастью и средствам его достижения.

Двеша: ненависть; неприятие страданий и всего, что служит их причиной.

Абхинивеша: подсознательная тяга к удовлетворению чувств; привычки или пристрастия, сохраняющиеся с прошлых жизней; глубокая привязанность к материальному телу и страх смерти.

Эти пять видов семян греховных желаний уходят из сердца под влиянием процесса преданного служения. Таким образом, чистый преданный не создает новых кармических реакций, и те страдания, которые все же приходится испытывать преданному, являются лишь остатками грехов, совершенных в его прошлых жизнях. Кришна милостиво уменьшает их до самого минимума и использует в «терапевтических целях», помогая искреннему преданному еще быстрее очиститься и достичь любви к Богу.

Шубха-да. Чистое преданное служение уже на уровне садхана-бхакти олицетворяет высшее благо. Во-первых, оно приносит полное удовлетворение самому преданному. Во-вторых, оно несет высшее благо всему миру, избавляя людей от страданий и неся в общество совершенны мир и гармонию. Кроме того, оно автоматически пробуждает в преданном все замечательные качества, такие как терпение, милосердие, аскетизм, смирение и т.д.

Мокша-лагхукрит. Преданное служение на уровне бхава-бхакти превосходит все виды освобождения. Более подробно виды освобождения будут рассматриваться в следующей главе


Судурлабха. Преданное служение на уровне бхава-бхакти очень редко достижимо.

Сандрананда - вишешатма. Преданное служение на уровне према-бхакти приносит не сравнимое ни с чем блаженство. Говорится, что счастье, приносимое чувственными наслаждениями подобно капле воды в знойной пустыне. А что касается счастья, приносимого безличным освобождением, то если его умножить в триллионы раз, то и тогда оно не сможет сравниться с блаженством чистой любви к Богу.

Шри кришна-каршини. Према-бхакти столь чудесна, что привлекает даже самого Кришну.

О вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти

Все стадии садхана-бхакти: начиная со шраддхи и кончая асакти, – могут совершаться в двух руслах. Подавляющее большинство преданных совершают преданное служение, строго следуя правилам и указаниям священных писаний. Постепенно у них развивается твердая вера, вкус, привязанность к такой деятельности. Они осознают свои вечные духовные отношения с Кришной и затем достигают любви к Богу. Такая практика преданного служения называется вайдхи-бхакти.

Шрила Прабхупада объяснял процесс вайдхи-бхакти на примеретого, как складываются брачные отношения в Индии. В Индии свадьбы устраивают в очень юном возрасте – в семь, десять лет. Естественно, что поначалу мальчик и девочка живут дома у родителей, и между ними не существует никакой любви, привязанности или каких-то отношений. Они просто слишком маленькие. Но родители приходят вместе с ними в гости друг к другу и говорят: «Это твоя жена, а это твой муж. Угости его прасадом», – и, таким образом, они начинают служить друг другу, заботиться друг о друге. Никакой привязанности – все организуют старшие. Постепенно, благодаря такому обмену взаимоотношениями и служением, развивается привязанность. Когда они вырастают и готовы начать самостоятельную жизнь, между ними появляется настолько крепкая привязанность, что впоследствии никогда не возникает даже и вопроса о разводе. Подобным образом, по мере того как мы практикует преданное служение в соответствии с правилами и предписаниями, развивается и наша любовь к Кришне.

Некоторые же уникальные души проявляют спонтанную привязанность к повторению имен Кришны, слушанию и описаниям его качеств и игр. Такие преданные буквально с жадным желанием встают рано утром, чтобы увидеть Божества в храме, повторяют Харе Кришна мантру, слушают лекции по Шримад-бхагаватам и посвящают все свое время распространению славы Господа. Они делают это не потому, что так указывают писания, они делают это спонтанно. В процессе этой практики они постоянно поглощены мыслями о том, как совершают служение Кришне в духовном мире Его вечные спутники – мальчики-пастушки и гопи Вриндавана, и стремятся следовать по их стопам. Это называется рагануга-бхакти.

Такая спонтанная привязанность к преданному служению является результатом сверх особой милости преданного Кришны, полученной в прошлой жизни или этой. Реальность жизни показывает, что практически всем нам еще предстоит получить эту сверх особую милость. (Если у вас есть какие-то сомнения, то лучше всего спросить об этом у своего духовного наставника или духовного учителя.) Таким образом, искренне практикуя процесс вайдхи-бхакти под руководством духовного учителя, распространяя сознание Кришны, служа вайшнавам, мы сможем обрести это жадное желание и постоянно в мыслях следовать по стопам вечных спутников Кришны. Именно такое жадноежелание, или лаулйам, отличает те исключительно редкие души, которые могут спонтанно служить Кришне. Необходимо придерживаться верного пути вайдхи­-бхакти, и в своей черед по милости преданных такое желание проявится и у нас.

Мы не будем здесь подробно рассматривать природу и характеристики рагануга-бхакти. Заметим лишь, что, как описывают ачарьи, обычно этот уровень приходит естественно, по мере того как преданный приближается к стадии асакти.

Задание 2.4.4. Каковы преимущества чистого преданного служения перед другими средствами искупления грехов?

Задание 2.4.5. Каковы пять причин совершения греховных поступков? На примере личного опыта покажите, как эти причины действительно приводят к совершению грехов.

Задание 2.4.6. Рассмотрите каждое из пяти побуждений к греховной деятельности, и объясните, каким образом преданное служение позволяет избавиться от них.

Задание 2.4.7. Каковы три аспекта блага, которое несет преданное служение. Приведите примеры из своей жизни или жизни других преданных.

Задание 2.4.8. Каковы остальные четыре характиристики чистого преданного служения, и на каких стадиях они проявляются?

Задание 2.4.9. Чем отличается вайдхи-садхана-бхакти от рагануга-садхана-бхакти? Какой из этих двух видов практики преданного служения лучше пригоден для вас? Обоснуйте свой ответ.


Глава 2.5. Девять ступеней преданного служения

Рассмотрим теперь эти ступени развития бхакти более подробно.

1. Шраддха – вера

Адау шраддха. «В начале должна быть вера в процесс преданного служения». Откуда она берется (это вопрос на повторение пройденного материала)? Правильно! В результате общения с преданными. Сначала обусловленное живое существо совершает это служение неосознанно. Когда-то много-много жизней назад мы вели образ жизни обычных материалистов. И как обычные люди мы совершали какие-то поступки: хорошие и плохие. Может быть, мы были религиозными карми, философски настроенными гьяни, а может быть даже и атеистами, но в любом случае, тогда мы и понятия не имели ни о преданных, ни о процессе преданного служения. А если даже и слышали об этом, то просто не обращали внимания. Но преданные Господа подобны двигающимся деревьям желания. Движимые состраданием, которое является естественным проявлением бхакти в их сердцах, они общаются с материалистами и используют любые возможности, чтобы занять их служением Кришне.

И вот когда-то, возможно, мы подсказали незнакомцу, как пройти на базар. Или, следуя ведической традиции, перед тем как сесть обедать, пригласили какого-то путника поесть, и в ответ приняли от него кусочек какого-то засохшего листика, который он почему-то странно назвал «прасадом» и предложил съесть. Или услышали, как среди бела дня непонятные люди: бритые, в рыжих простынях, с бубном и колокольчиками идут, пританцовывая, по улице и поют странные слова: «Харе Кришна!». Мы приостановились на минуту, улыбнулись и подумали про себя: «Странные ребята. Но вид у них действительно какой-то сияющий и дружелюбный», – и через мгновение опять слились с потоком городской суеты. Все это примеры так называемого агьята-сукрити, или неосознанного преданного служения.

Проходили жизни, и Кришна, наш терпеливый друг, продолжал устраивать для нас ситуации, где мы совершали это неосознанное преданное служение, получали это общение с преданными, прасадом, Святым Именем и т.д. Оно продолжало накапливаться, и одновременно в глубине сердца росло наше доверие к преданному служению. И к какому-то моменту его накопилось столько, что, когда на улице к нам подошел незнакомый парень и предложил книгу с непонятным названием «Бхагавад-гита», мы почему-то поверили его спокойной и доброй улыбке, отсчитали нужную сумму и пошли дальше, уже с книгой в сумке. Это называется шраддха, или трансцендентная вера – семя преданного служения.

Мы этого не видели, но когда в нашем сердце появилось это семя веры, шраддха, то все спутники Господа Чайтаньи в Его Вечной Обители Навадвипа-дхаме забили в мриданги, зазвенели в караталы, и стали громко декламировать первый стих шикшаштаки Шри Чайтаньи Махапрабху:

чето-дарпана-марджанам
бхава-маха-давагни нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам
видйа вадху дживанам

анандамбудхи-вардханам
прати-падам-пурнамрита-сваданам
сарватма-снапанам
парам виджайате шри-кришна-санкиртанам

Слава Шри Кришна-санкиртане (совместному прославлению святого имени Господа), которая очищает сердце от всей грязи, копившейся годами, и гасит пожар обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей! Это движение распространения славы Святого Имени подобно лучам благословенной луны, под сиянием которых распускается белый лотос доброй удачи для всего человечества. Оно дает жизнь трансцендентному знанию. Оно увеличивает океан трансцендентного блаженства и позволяет полностью вкусить нектар, которого мы все так жаждем!

Они уже видят этот сладкий плод на дереве бхакти, которому суждено вырасти из этого семени! Нас отделяет от него всего лишь время.

2. Садху-санга – общение с преданными

Наша первоначальная вера, шраддха, приводит нас затем в общество преданных. Мы знакомимся с ними, начинаем задавать им вопросы и получать ответы. Мы начинаем читать книги, вкушать прасад, повторять Харе Кришна мантру и следовать регулирующим принципам. Мы начинаем использовать свои навыки, деньги или жизненный опыт, чтобы помогать преданным. Иногда мы приходим на лекции духовных учителей. Так наша вера растет, и к какому-то моменту наша вера развивается настолько, что мы решаемся попросить одну из этих возвышенных личностей стать нашим духовным учителем и полностью вверить себя его наставлениям на пути домой назад к Богу. Мы получаем посвящение от своего Гуру Махараджа, и затем начинается следующая ступень.

3. Бхаджана-крийа – практика преданного служения

Под руководством духовного учителя мы все серьезнее и серьезнее практикуем метод регламентированного преданного служения вайдхи-бхакти. Вначале наше преданное служение неустойчиво. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей «Мадхурья-кадамбини» описывает некоторые возможные проявления этой неустойчивости, над которыми нам необходимо работать:

Утсаха-майя, ложная самоуверенность. Подобно маленькому ребенку, который, едва научившись читать, начинает считать себя великим ученым, достойным всеобщего восхищения, только вступив на путь преданного служения, мы можем возомнить, что уже достигли совершенства. Такую ребяческую самоуверенность начинающего преданного и называют утсаха-майей, или энтузиазмом дилетанта.

Гхана-тарала, резкие взлеты и падения. Тот же самый ребенок иногда проявляет неподдельный интерес к учебе, а иногда становится к ней совершенно безразличным из-за неспособности понять предмет или недостатка вкуса. Точно также, иногда мы с энтузиазмом выполняем преданное служение, а иногда проявляем к нему полное безразличие. Такое чередование прилежности и безразличия называется гхана-тарала (взлеты и падения).

Вйудха-викалпа, подверженность сомнениям и непостоянство на уровне ума. «Что мне лучше делать: порвать все прежние связи и знакомства или культивировать их, чтобы привести на путь сознания Кришны? Жить за счет распространения книг и прасада или работать? Что лучше: повторять, слушать или делать что-то практически? А не заняться ли мне выполнением всех видов преданного служения, как Амбариша Махарадж?» Когда наш ум постоянно занят принятием всевозможных решений, это называется вйудха-викалпа, или метаниями ума.

Вишайа-сагара, объявление войны чувствам. Понимая, что жажда материальных наслаждений насильно увлекает наш ум и ослабляет его решимость постоянно служить Кришне, мы решаем раз и навсегда покончить со своими материальными привычками (например, больше никогда не есть сладкого…) и принять прибежище в Святом Имени. Но зачастую наши попытки отречься кончаются тем, что мы еще больше привязывается к тому, от чего хотели бы отказаться. О таком человеке в Шримад Бхагаватам (ШБ 11.20.27-28) говорится:

Мой преданный, в котором пробудилась вера в рассказы обо Мне, испытывает отвращение ко всем видам материальной деятельности, понимая, что удовлетворение чувств ведет к страданию. Но, несмотря на все его усилия, иногда он все же оказывается не способен совладать с вожделением и делает то, что в конечном итоге приносит ему страдания. Такой преданный должен покаяться в совершенной ошибке и продолжать поклоняться Мне с любовью и верой.

Эта упорная борьба со своей глубоко укоренившейся склонностью к чувственным наслаждениям, в которой мы иногда побеждаем, а иногда терпим поражение, называется вишайа-сагара, или объявление войны чувствам.

Нийама-акшама, неспособность следовать принятым обетам. Иногда мы принимает решение: «С сегодняшнего дня я буду повторять такое-то количество кругов, и предлагать в день столько-то поклонов. Я буду постоянно служить преданным, прекращу поддерживать разговоры, не относящиеся к Господу, и буду всячески избегать общества людей, занятых разговорами на мирские темы». Но если несмотря на ежедневное принятие таких обетов, мы не находим в себе сил следовать им, это называется нийама-акшарой, или неспособностью осуществить принятое решение. В отличие от вашайа-сагары, неспособности отказаться от материальных привязанностей, нийама-акшара проявляется в неспособности улучшить свое преданное служение.

Таранга-рангини, наслаждение материальными результатами преданного служения. Хорошо известно, что сама природа бхакти исполнена притягательности, и потому преданный, являющийся обителью бхакти, становится привлекательным для всех людей. И как говорят в народе: «Обретая признание других, человек становится богатым». Бхакти предоставляет человеку все возможности обрести материальную славу, почет и поклонение, которые являются сорняками, окружающими растение бхакти. Стремление к наслаждению (ранга) этими тремя формами материального успеха, которые являются всего-навсего небольшими волнами (таранга) на поверхности океана бхакти, называется таранга-рангини, или наслаждение материальными результатами преданного служения.

Но, несмотря на эти колебания, мы строго соблюдаем обеты, данные духовному учителю при посвящении. Мы следуем четырем регулирующим принципам, повторяем минимум шестнадцать кругов Харе Кришна маха-мантры на четках, стараемся избегать оскорблений. Встаем рано утром, проводим мангала-арати. Служим вайшнавам и стараемся распространять послание сознания Кришны невинным людям. Следуем правилам чистоты и правилам вайшнавского этикета. И тогда под воздействием такого «душа» мы начинаем очищаться, и этот процесс называется:

4. Анартха-нивритти – очищение от нежелательных привычек

Это стадия, которая может пройти очень быстро, а может занять и десятки лет (а может, и не одну жизнь) – здесь все зависит от того, насколько искренне мы стараемся удовлетворить духовного учителя и вайшнавов, а также стараемся избегать оскорблений и отказываться от нежелательных привычек, или анартх. Слово артха означает «богатство», «достояние», а, соответственно, анартха означает нечто нежелательное.

С наступлением этой стадии преданный неожиданно начинает замечать в себе массу ужасных качеств: вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзия, гордость. «Откуда это все взялось!», – в ужасе думает он, – «Ведь раньше всего этого не было». На самом деле все это было в нашем сердце. Только тогда пелена иллюзии была настолько густой, что мы не замечали это. Теперь, когда благодаря повторению Святого Имени и служению вайшнавам наше сердце немного очистилось, все это стало выходить наружу. Это подобно тому, как во время уборки пыль поднимается в воздух.

Шрила Бхактивинода Тхакур в своей «Бхаджана-рахасйе» описал различные категории анартх, чтобы мы знали своих врагов и могли сражаться с ними. Ниже они кратко перечислены.


1. Таттва-вибхрама, или иллюзии в отношении духовной истины

Иллюзии относительно своей собственной сущности.

Иллюзии относительно положения Верховной Личности Бога.

Иллюзии относительно метода садхана-бхакти, а также ее результата – према-бхакти.

Иллюзии относительно препятствий на пути преданного служения.

2. Асат-тришна, или материальные желания:

Желания материальных объектов.

Желания достичь райских планет.

Желания обрести мистические совершенства.

Желания освобождения.

3. Апарадха, или оскорбления:

Оскорбления имени Господа.

Оскорбления формы Господа (при поклонении Божествам).

Оскорбления преданных.

Оскорбления обыкновенных живых существ.

4. Хридайа-даурбалйа, или слабости в сердце:

Привязанность к объектам, не связанным с Кришной.

Обман или склонность придираться к другим.

Завистливость.

Желание славы.

Мы должны различать в себе все эти анартхи, стараться избавиться от них и искренне молиться о милости Святому Имени, следуя примеру, который подает нам в своем втором стихе Шикшаштаки Господь Чайтанья:





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...