Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Николай Левашов 2 страница



Подобным образом карми используют творение Господа, а то и Самого Бога, для своих чувственных наслаждений. Гьяни отвергают любое многообразие, считая его иллюзией. Но преданные используют все, что дал им Господь – тело, ум, чувства, слова, собственность, семью, положение – в служении Кришне. Поскольку они не питают материальных желаний, они полностью умиротворены. Напротив, карми, желающие материального счастья, и гьяни, желающие освобождения, никогда не смогут до конца обрести покой и счастье.

Плоды кармы и гьяны преходящи, и на пути достижения их лежит множество препятствий. Но никто и никогда не может отнять у живого существа его возможности служить Кришне. Это его естественное и вечное положение. Даже когда оно это не осознает.

Еще одна особенность пути бхакти состоит в том, что, однажды встав на него, нам не придется больше оставить его. Начать заниматься преданным служением может кто угодно, даже самый последний из грешников. В дальнейшем мы рассмотрим это более подробно. Начиная служить Кришне под руководством других преданных, человек постепенно очищается и достигает совершенства: чистой любви к Богу. Таким образом, на начальной стадии бхакти выступает как метод, а на конечной – как результат.

Совершенно иначе дело обстоит в случае кармы и гьяны.

Во-первых, кандидат должен обладать определенными качествами. Для пути кармы человек должен быть очень благочестивым, причем благочестивым не по нынешним стандартам, когда считается, что «ничего, что он пьет, курит – главное человек хороший!». Для пути гьяны кандидат должен быть действительно отрешенным от этого мира – не только в словах и поступках, но даже и в мыслях.

Во-вторых, достигнув своей цели, чувственных наслаждений, человек на пути кармы прекращает работать, чтобы после долгих трудов, наконец, насладиться плодами. А на пути гьяны результатом всех философских поисков является слияние с безличным Абсолютом, когда уже нет разницы между знанием, познающим и объектом познания. Таким образом, эти пути действуют лишь как метод и прекращаются на стадии результата, и, стало быть, невечны. И даже если благочестивому карми или отрешенному гьяни повезет, и они встретятся с преданным Господа, который привлечет их на путь бхакти, временная природа этих путей остается в силе.

Карма-йога

До сих пор мы рассматривали чистые карму, гьяну и бхакти. В реальной жизни, когда мы приходим на путь преданного служения, наряду с желанием служить Господу, мы замечаем в себе и другие желания. Это называется смешанной бхакти. Внешне наша деятельность может выглядеть так же, но мы знаем, что нами движут другие мотивы.

Если к преданному служению примешана привязанность к его плодам, то это называется карма-йогой. Например, вкушая прасад, чистый преданный будет делать это для удовлетворения Кришны, восхищаясь милостью Господа. Начинающий же преданный будет вкушать прасад просто потому, что он вкусный. Или, например, в практическом служении, чистый преданный будет проповедовать просто потому, что этого хочет Гуру Махарадж – искренне прилагая усилия, не взирая на успех или поражение. Начинающий же преданный будет переживать или даже выходить из себя по поводу каждой неудачи и гордиться, если проповедь приносит плоды.

В процессе преданного служения Кришна будет посылать нам самые разнообразные вещи, чтобы мы использовали их для Него: деньги, машины, компьютеры, славу, положение. Для того чтобы не привязаться к ним, можно каждый день перед сном мысленно оглядываться на прожитый день и предлагать все плоды своего служения Кришне. В противном случае мы проглотим этого «червя» и майя потянет за удочку. Один из духовных учителей замечательно сказал: «Каждый день мы должны забывать две вещи. Мы должны забывать все хорошее, что мы сделали вчера, и все плохое, что для нас сделали вчера другие. И две вещи мы должны помнить каждый день. Мы должны помнить Кришну, и мы должны помнить, что смерть может прийти в любой момент».

Другим аспектом карма-йоги является привязанность к самой деятельности. На этом уровне мы можем быть уже не привязаны к результатам, а совершать служение из чувства долга и привязаться к самому долгу. Но Кришна живой, сейчас Он может пожелать от нас одного, а завтра другого. Эти желания Он проявляет через духовного учителя, священные писания и уполномоченных старших преданных, и по мере совершенствования нашей духовной практики, Он дает нам необходимый разум, чтобы различать их. В этой связи в Махабхарате есть одна поучительная история о Царе Юдхиштхире.

«Ашватхама убит»

Царь Юдхиштхира был олицетворением принципов религии: чистоты, аскетизма, милосердия и правдивости. За всю его жизнь он ни разу не сказал лжи. Он был столь чист, что во время битвы на Курукшетре его колесница летала по воздуху – она не касалась колесами земли. И вот в один из дней битвы Пандавы отступали под натиском армии Кауравов, которую тогда возглавлял Дроначарья. Дроначарья был брахманом и учителем воинского искусства, и поскольку армия осталась без военоначальника, его попросили возглавить ее. Когда сражаются кшатрии, их гнев всегда сочетается с великодушием. Но когда выходят из себя брахманы, их гнев зачастую превосходит все оправданные пределы. Поэтому для брахманов регулирующим принципом является ненасилие, даже если они владеют искусством сражаться. Дроначарья не должен был сражаться, но Кауравы посчитали ситуацию исключительной и каким-то образом уговорили его взять в руки оружие.

В результате этого с неба посыпались ливни стрел и других видов оружия, и ряды Пандавов косило как косой. Даже сами Кауравы в ужасе взирали на происходящее. Казалось нет силы, способной противостоять могуществу Дроначарьи. И тогда Кришна сказал Юдхиштхире: «Единственное, к чему привязан Дрона – это его сын Ашваттхама. Поэтому Я вижу единственный путь, как можно сдержать натиск Дроны. Ты должен громко закричать: «Ашваттхама убит!». Поскольку все знают, что ты никогда не лжешь, он поверит тебе, его сердце дрогнет, и тогда у нас появятся шансы одолеть его». Юдхиштхира ответил: «О Кришна. Я не могу этого сделать. За всю свою жизнь я не разу не солгал. Ложь – это начало конца всех религиозных принципов». Кришна улыбнулся. «Ну, хорошо», – сказал Он, – «У нас есть слон, которого также зовут Ашваттхама. Мы убьем этого слона, и ты сможешь произнести эти слова, не нарушив правды». Юдхиштхира ответил: «Тогда я смогу согласиться прокричать лишь: «Слон Ашваттхама убит!"«Кришна согласился.

На следующий день битва продолжилась, и Дроначарья продолжил свой стремительный натиск. Тогда Кришна подал знак Юдхиштхире, и тот закричал: «Дрона! Слон Ашваттхама убит!» Но когда Царь произносил слово «слон», Кришна затрубил в свою раковину Панчаджанья, заглушив его. Как и предсказал Кришна, великий Дроначарья дрогнул, скошенный привязанностью к своему сыну, и в тот же день Пандавы смогли победить его. И Царь Юдхиштхира остался верен своему долгу – правдивости. Но только один Царь заметил, что когда он произнес слово «слон», его колесница впервые коснулась колесами земли….

Таким образом, карма-йога означает, что мы совершаем преданное служение Кришне, но при этом еще сохраняем привязанности к плодам служения, либо к конкретному виду служения. «Ох», – подумаете Вы, – «Но тогда все мое служение это в лучшем случае карма-йога, а то и карма-канда, потому что я иногда и плоды своего труда предлагать забываю…» Мы уверены, что у Вас все в порядке. Продолжайте с энтузиазмом повторять мантру, вкушать прасад, заниматься служением, которое Вам по душе, и стараться делать как можно больше для Кришны. Пройдет время и благодаря этой практике, Вы начнете улавливать вкус чистого преданного служения личности духовного учителя, Кришне и вайшнавам. Это естественно отвлечет Вас от низшего вкуса материальных привязанностей. И мы посоветуем Вам еще одну вещь, которая сильно поможет Вам в этом – каждый день внимательно изучайте книги Шрилы Прабхупады.

Гьяна-йога

Если преданное служение смешано с желанием познать истину, то оно называется гьяна-йогой. Важно понять, что такой философский поиск отличается от рассуждений гьяни. Преданный не стремиться раствориться в безличном Абсолюте. Знание, к которому стремится он – это Трансцендентное знание. Это познание истинной природы материального мира, как энергии Господа, познание истинной природы души, как вечного слуги Кришны, и познание истинной природы Верховной Личности Бога и Его изначальной обители. Это аналитическое знание по-другому называют философией Санкхья (не путать с атеистической философией Санкхья).

«Позвольте», – спросите вы, – «А чего же здесь предосудительного, если я хочу познать Кришну? Ведь такое знание поможет мне отказаться от привязанностей к материальному, о котором Вы только что писали! Разве Сам Кришна не убеждает нас в этом на страницах Бхагавад-гиты? И к чему тогда изучать книги Шрилы Прабхупады?». Вы правы, мы должны всеми силами культивировать это Трансцендентное знание. Именно благодаря этому знанию мы сможем избавиться от остатков привязанностей и понять Кришну. Но, поняв все это, нам останется сделать последний шаг: просто начать служить Кришне, оставив даже желание познать Его. Просто так.… Например, гопи знали, что Кришна – Верховная Личность Бога, но они никогда не думали об этом. Они просто любили Его. Поэтому Сам Кришна говорит Уддхаве (ШБ 11.12.24):

С помощью твердого разума ты должен развить беспримесное примесное преданное служение, верно служа духовному учителю. И острым топором трансцендентного знания ты должен обрубить тонкие материальные оболочки, покрывающие душу. И затем, осознав Верховную Личность Бога, ты должен оставить и этот топор аналитического знания.

На уровне гьяна-йоги, который, несомненно, очень возвышен, еще остаются малейшие примеси гордости своим знанием и отречением. И хотя гьяна и вайрагья (знание и отречение) – это хорошая помощь на пути самоосознания, тем не менее, они могут ожесточать наше сердце, которое, наоборот, должно растаять от смирения. Чистый преданный будет читать о Кришне, чтобы доставить удовольствие Ему. И будучи совершенно отрешенным от объектов этого материального мира, он будет использовать то, что Он пожелает, для Его наслаждения. И в свой черед вы обязательно достигнете этого уровня. Мы завершим наше описание гьяна-йоги историей из 12-й Песни Шримад Бхагаватам о великом мудреце и преданном Маркандейи Риши, у которого еще оставались последние следы желания понять, как действует непостижимая иллюзорная энергия Господа…

Маркандейа Риши видит иллюзорную энергию Господа

Мудрец Маркандейа Риши был великим преданным Кришны. В течение многих миллионов лет он медитировал и совершал аскезы для Его удовлетворения. Сила его бхакти была столь велика, что даже когда Купидон в сопровождении своих слуг Жадности, Зависти и других – лично пришли, чтобы совратить его, у них ничего не вышло.

Очень довольный своим дорогим слугой, Сам Господь Хари лично явился перед ним и предложил попросить о любых благословениях. Маркандейа был совершенно удовлетворен просто самой возможностью лично увидеть Лотосоокого Господа. И, удивляясь непостижимому могуществу Господа, он попросил показать, как действует Его иллюзорная энергия. Ему было интересно это не просто так, а потому что эта энергия – энергия Кришны.

Господь улыбнулся, и произнес: «Да будет так», – после чего отправился в Свою обитель. Мудрец Маркандейа вернулся к себе в хижину, где продолжил свое преданное служение. Сила его бхакти была столь велика, что временами его охватывал экстаз, и он терял внешнее сознание.

Однажды вечером неожиданно пошел дождь. Налетел ураган, свинцовые тучи затянули небосвод, заполыхали молнии, загремел гром. Реки вышли из берегов, и Маркандейа оказался в бушующем потоке воды. Так происходит всякий раз в конце дня Брахмы во время частичного уничтожения этой вселенной, когда она практически полностью заливается водами вселенского потопа. Несмотря на совершенное владение мистическими силами, Маркандейа был в полном замешательстве. Его засасывало в гигантские водовороты и затем вздымало на гребни исполинских волн. Акулы, киты и ужасные морские чудовища набрасывались на него, и лишь в последний момент он чудом оставался в живых.

Так прошли миллионы лет. Маркандейа был единственным живым существом, уцелевшем в этом хаосе, и он уже не мог понять, где вода, а где воздух, и вообще жив он или мертв. Этим страданиями не было конца. Неожиданно среди этого хаоса потопа он увидел свет. Изо всех оставшихся сил он стал грести к этому свету. Подплыв поближе, он увидел, что это крошечный островок, на котором раскинулось огромное баньяновое дерево. Собрав остаток сил, он выбрался на берег этого острова.

Под огромным баньяновым деревом на большом листе он увидел очаровательного младенца, от которого исходило сияние, полностью рассеивающее окружающую мглу. Темно синий цвет тела младенца повергал в стыд самый безупречный из изумрудов. Его лицо источало ослепительную красоту, а шея напоминала раковину. У Него была широкая грудь, изящный носик, прекрасные брови и очаровательные ушки, подобные раковинам, украшенным цветами граната. Уголки Его глаз были красноватыми, словно соцветие лотоса, а сияние его коралловых губ придавало красноватый оттенок чарующей улыбки на его лице. Его блестящие волосики дрожали в такт дыханию, и глубокий пупок мерно двигался в окружение прекрасных складок на Его животике.

Возвышенный брахман с изумлением взирал на это чудо, и у него на глазах младенец своей маленькой ручкой схватился за большой палец ноги, засунул его Себе в рот и стал сосать. Совершенно очарованный, Маркандейа нагнулся поближе к младенцу, и в это время Он широко раскрыл рот и сладко зевнул. Словно ничтожного комара, Маркандейу подхватил вдох этого младенца, и он оказался у Него во рту. Маркандейа увидел перед собой все четырнадцать планетных систем, как они были до вселенского уничтожения. Он увидел Господа Брахму, Господа Шиву и всех полубогов. Он увидел двадцать четыре материальных элемента и живые существа, населяющие этот мир…

Но тут младенец выдохнул и, вылетев у Него изо рта, Маркандейя опять попал в воды вселенского опустошения. Перед собой он снова увидел остров, на котором на большом листе лежал этот удивительный младенец. Он улыбался, и уголки Его глаз источали нектар любви. Маркандейа подхватил Его своим взглядом и, поместив глубоко в сердце, бросился навстречу, чтобы обнять трансцендентную Личность Бога.

Но неожиданно Господь исчез. Исчезло баньяновое дерево, остров и сами воды вселенского опустошения. Маркандейа обнаружил, что он по-прежнему сидит у себя в хижине, погруженный в медитацию. Тогда, вспомнив улыбку Господа, когда Он давал свои благословения, Маркандейа Риши понял все и принял исключительное прибежище у Его лотосных стоп.

Задание 2.2.1. Объясните аналогию с потерянным кошельком.

Задание 2.2.2. Опишите преимущества пути бхакти по сравнению с путями кармы и гьяны.

Задание 2.2.3. Почему пути кармы и гьяны являются временными?

Задание 2.2.4. В чем заключается сходство и различие между кармой, карма-йогой и бхакти?

Задание 2.2.5. В чем заключается сходство и различие между гьяной, гьяна-йогой и бхакти?

Задание 2.2.6. Что Вам больше всего понравилось в истории о Маркандейе Риши? Какие выводы Вы для себя сделали?

Итак, мы вкратце описали Вам три основных пути, на которые, так или иначе, опираются все священные писания мира. Это карма, гьяна и бхакти. Одно и то же послание священных писаний дается Господом в соответствии с местом, временем, обстоятельствами и уровнем культуры людей. Повсюду можно найти людей, которые привлечены одним из этих путей или их сочетанием. Поэтому во всех истинных священных писаниях даются наставления, в большей или меньшей степени соответствующие всем трем из этих путей. Понимание этих трех категорий поможет Вам подняться над различиями в ритуалах и названиях и видеть суть вещей с абсолютной платформы – данной Самим Господом.

Вы также узнали о карма-йоге и гьяна-йоге. Вы узнали, какую роль они играют в жизни преданного, и каким образом, пройдя через эти стадии, мы сможем подняться до уровня чистого беспримесного бхакти. Успехов Вам на этом пути! Харе Кришна!

Задание 2.2.7. Разберите наиболее знакомую Вам традиционную религию и на ее примере объясните, какие аспекты религиозной деятельности относятся к карме, гьяне и бхакти.


Глава 2.3. Вера. Неприязнь.

Определение веры

Шрила Прабхупада определяет веру как «доверие к чему-то возвышенному». Вера лежит в области эмоций, ее нельзя объяснить рационально. Ее вообще нельзя объяснить, так как эмоции относятся к функции ума, а объяснения – к функции разума. Эмоции, вера, доверие, любовь, предпочтения, привязанности, ценности – все это вещи одного порядка. Вера означает, что мне что-то нравится, а что-то не нравится. Почему? А не почему! Просто.… И поскольку мы все индивидуальности, то и вера наша будет индивидуально окрашена.

Возникновение веры

Каким образом появляется вера? Вспомним, что вера – это положительные эмоции к какому-либо объекту. Что нас будет привлекать, зависит от состояния нашего сознания. Кого-то привлекает бутылка водки, кого-то деньги, кого-то классическая музыка, а кого-то повторение Харе Кришна мантры. Кришна объясняет в Бхагавад-гите, что вера может быть четырех видов – в добродетели, страсти, невежестве и трансцендентная. Состояние нашего сознания находится под влиянием нашего окружения, тех живых существ и предметов, которые находятся рядом с нами. Сознание всегда активно, постоянно работая в цикле восприятие – переживание – волеизъявление – действие.

В Хари Бхакти Судходайе есть знаменитый стих, который гласит: «Человек подобен кристаллу хрусталя, который отражает свойства объектов, находящихся рядом с ним. Поэтому следует общаться со святыми личностями, которые более продвинуты, чем вы, любят вас и имеют сходный образ мыслей». Шрила Прабхупада объяснял, что, общаясь с пьяницами, вы станете алкоголиком; будете общаться с бизнесменами и у вас появится страсть к деньгам; а общаясь со святыми личностями, вы получите тягу к духовной практике.

Однако мы видим, что в жизни это не всегда так. На практике этот принцип не всегда работает по двум причинам. Во-первых, мы можем находиться под влиянием столь глубоких привязанностей, что для того, чтобы они изменились под влиянием окружения, потребуется очень длительное время, быть может, не одна жизнь. Во-вторых, у живого существа всегда остается свобода выбора, и оно может отвергнуть влияние, которое оказывает на него окружение.

Поэтому даже в самом развращенном обществе всегда находятся люди, сохраняющие благородство и религиозные принципы. И, напротив, у благочестивых родителей, не смотря на всю их заботу, могут вырасти дети – отпетые негодяи. Но, в общем, правило остается и в соответствии с нашим окружением у нас развивается вера, то есть положительные эмоции к определенным объектам – находящимся под влиянием разных гун или трансцендентным: санга санджайате камах, или «с кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому священные писания столь строго предупреждают нас, чтобы мы тщательно выбирали свое общение. Поучительна в этой связи одна история о Ходже Насреддине, легендарном герое среднеазиатского эпоса.

История о Ходже Насреддине

Однажды Ходжа Насреддин, который был большим остряком, решил подшутить над своими соседями. Он выбежал на улицу и закричал: «Эй, люди! Сегодня счастливый день! У нашего эмира родился сын, и в честь этого на главной площади всем раздают рис! Хватайте же мешки и бегите на главную площадь!» Проводив взглядом своего простодушного соседа, принявшего его слова за чистую монету, он рассказал обо всем жене. Они от души посмеялись, и Ходжа прилег на топчан отдохнуть.

Через какое-то время его разбудила суета, происходящая на улице. Выглянув за калитку, он увидел бегущих куда-то людей с мешками. «Что случилось, почтенные?» – спросил Ходжа Насреддин. «Как!» – ответил кто-то ему, – «Разве ты не знаешь?! На главной площади эмир рис раздает!» «Ну и глупцы!» – едва сдерживая смех, подумал Ходжа, – «Надо же, как я их обманул!»

Прошло еще некоторое время, и поток людей, бегущих по направлению к центральной площади увеличился. «Эй, Ходжа!» – кричали они ему, – «Ты что спишь! Беги быстрее! На главной площади эмир рис раздает! Гляди, тебе не достанется!» В уме Ходжи Насреддина появились сомнения. Он заерзал, встал с топчана и начал ходить взад-вперед по двору. Затем он подошел к жене и сказал: «Послушай, жена, дай мне пустой мешок. Столько людей говорят, что эмир рис раздает. Может и в самом деле раздает? Побегу-ка я на центральную площадь, пока не поздно. А то вдруг не достанется!», – и в мгновение ока присоединился к бегущим по дороге людям.

Неприязнь

Обратной стороной веры является неприязнь, когда человек испытывает к чему-либо тоже эмоции, но отрицательные. Таким образом, все, что здесь говорилось о появлении и развитии веры также относиться к появлению и развитию неприязни.

До тех пор, пока мы находимся под влиянием трех стихий материальной природы, наша вера обязательно будет сопряжена с неприязнью – в разных пропорциях. Под влиянием стихии невежества мы практически не испытываем никаких положительных эмоций. Мы раздражены, испытываем страдания и замешательство. Под влиянием стихии страсти мы будем испытывать доверие ко всему, что удовлетворяет наши чувства, и нас будет отталкивать все, что препятствует чувственному удовлетворению. Под влиянием стихии добродетели мы умиротворены и практически не испытываем отрицательных эмоций. Практически – потому что лишь на трансцендентном уровне мы будем лишены всех примесей страсти и невежества. На трансцендентном уровне материальной неприязни нет совсем, потому что преданный полностью погружен в преданное служения Верховной Личности Бога и, видя все, как Его разнообразные энергии, испытывает по отношении ко всему лишь положительные эмоции. Хотя… он все же испытывает духовные отрицательные эмоции – по отношению к тому, что «не нравится» Кришне, но это совсем другая история…

Как развивается вера

Иногда говорят, что человек – существо рациональное. Это так, человек, в отличие от животного, обладает гораздо более развитым интеллектом. Но если вы пристально присмотритесь к себе, то признаете, что все-таки вами сначала движут эмоции. Например, почему вы покупаете именно этот костюм, именно эти благовония? А просто потому, что он вызывает у вас положительные эмоции. Или может быть не он, может быть продавец или сама обстановка в магазине. Одним словом, что-то вам нравится, и вы решаете купить этот товар. Затем уже может включиться разум, и вы приведете себе достаточно доводов, объясняя свое желание. Что товар дешевый, но добротный, что на него есть гарантия, или что он вам идет.

Таким образом, в корне любых поступков лежит первоначальная вера. Шрила Прабхупада приводил пример с цирюльником. В Индии в деревнях до сих пор есть цирюльники, которые предоставят вам услуги «брижки и стритья». Они довольно побреют вас, орудуя острейшим лезвием опасной бритвы. Вы садитесь, и он подносит к вашему горлу острие. Для того чтобы решиться на это, вы сначала должны иметь какую-то веру: «Он хороший человек. Он меня не прирежет».

Таким образом, вера, доверие всегда идет перед знанием, перед разумом. Если вы мне не доверяете, то не важно, что бы я вам не говорил, вы просто не будете меня слушать. Аргументы типа: «А вы сначала докажите!…» как правило, имеют ту же силу, как и высказывание: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Дело в том, что вы и так уже однозначно решили все для себя, и ваша вера защищает вас от каких либо еще вариантов.

Интересно, как Шрила Прабхупада в своем введении к «Бхагавад-гите» описывает условие, необходимое для того, чтобы понять «Гиту». Он говорит, что для этого необходимо хотя бы теоретически принять, что Кришна – Верховная Личность Бога. Если вы теоретически принимаете: «Ну, почему бы и нет? Почему бы ни почитать эту книгу? Почему бы ни попробовать этот путь?» – то тогда вам удастся, по крайней мере, проверить, правда ли там написана. Но если у вас не будет этого первоначального доверия, то тогда вообще никаких шансов на то, что вы что-либо правильно поймете.

Таким образом, вначале идет доверие. И затем уже мы сможем объективно применить свой разум и проверить на практике, верно ли то, что нам говорят или нет. Сомнение – это, несомненно, признак разума. Но сомневаться лишь в том, что лежит за рамками нашего привычного опыта – это еще не самый великий разум. Шрила Прабхупада приводил в пример сову. Сова – это ночная птица. Днем ее глаза закрыты. Если вы подойдете днем к сове, и скажете ей:
– Эй, посмотри! Солнце на небе!

Она ответит:
– Какое солнце? Нет никакого солнца! Это все мифы и сказки!
– Да нет же, открой глаза, посмотри – вот оно!
– Нет, вы сперва докажите мне, что оно есть, тогда я открою глаза….

Это пример сомнений, доведенных до абсурда, и они лишь закроют нам путь к достижению и постижению нового. Если мы хотим сомневаться, то почему бы нам ни начать сомневаться в себе: «А что, если я не прав!? Все же, мои чувства не совершенны, я могу невольно обманывать себя и других, и вообще человеку свойственно ошибаться». Такие сомнения в себе являются оборотной стороной доверия к другим.

Слепая вера (или положительные эмоции в отношении кого-либо или чего-либо) вряд ли долго сохранится, потому что мы по своей природе деятельны. И переживание эмоций – это лишь один из аспектов нашей сознательной деятельности. За эмоциями всегда следует опыт, за которым опять следуют эмоции и так до бесконечности. Для того чтобы вера сохранилась и развивалась, она должна подтверждаться на практике, а также объясняться разумом. Предположим, Петя говорит мне, что Вася хороший человек. Я доверяю Пете, его положительные эмоции в отношении Васи передаются ко мне, и я начинаю испытывать доверие к нему. Но вот Вася меня обманывает (и я испытываю отрицательные эмоции). Ну, первый раз, я еще смог как-то объяснить себе это. Во второй раз, еще тоже можно понять. Но в третий, в четвертый!… Так я теряю доверие не только к Васе, но и Пете.

Таким образом, слепая вера всегда временна. И это хорошо, потому что тогда мы можем быть уверены, что не совершим роковой ошибки, которая приведет к необратимым последствиям. Поэтому можно спокойно принять что-то просто на веру на какое-то время и поэкспериментировать. Если объект этой веры истинен, то вера автоматически будет подтверждаться практикой и разумом и будет нарастать. Если же объект веры иллюзорен, то рано или поздно мы убедимся в этом на практике или поймем это с помощью разума.

И конечно, помимо практики и разума, наша вера будет укрепляться, если мы будем находиться в окружении, благоприятствующему ее развитию. И, наоборот, наша вера будет разрушаться или изменяться, если мы позволим себе поддаваться влиянию людей, разделяющих иную систему ценностей, или неблагоприятному окружению.

Например, если вы хотите утвердиться в философии «ешь, пей, веселись и ни о чем не думай», то мы можем порекомендовать вам следующее:

Не ешьте все подряд. Старайтесь есть больше мяса. Можно сырого с кровью – приправьте только луком и чесноком. Супы и бульоны лучше готовить на неделю вперед. Каждый вечер обязательно выпивайте рюмку коньяка. Чаще ходите в бары и рестораны, играйте в казино. Смотрите телевизор, особенно вечерние и ночные передачи – новости и фильмы ужасов. Мойтесь как можно реже – раз в месяц, не чаще. Старайетсь больше общаться с людьми, живущими такоей же жизнью. И последнее:

Никогда не думайте о тех страданиях, которые испытывают животные, когда им перерезают глотки на бойнях, когда они едут на конвейере, подвешенные за задние ноги, кровь фонтаном бьет у них из горла и все тело изгибается в агонии. Не думайте о своих преклонных днях, когда ваше дряблое тело, больное и немощное, уже не сможет наслаждаться, и все отвернутся от вас с отвращением. И наконец, не думайте о мучительной смерти, которая отнимет у вас все, чего вы достигли в этой жизни, и откроет перед вами дорогу в самые мрачные районы этого материального мира, путешествие по которому будет длиться почти вечность….

Итак, вера – это доверие или положительные эмоции, которые мы испытываем к кому-либо или чему-либо. В противоположность этому неприязнь – это, когда мы испытываем отрицательные эмоции к чему-либо. Вера будет определяться индивидуальным состоянием нашего сознания, которое в свою очередь формируется под влиянием нашего окружения. Вначале мы принимаем что-то на веру, а затем в процессе практического опыта и с помощью разума наша вера будет расти или, наоборот, уменьшаться. Другим фактором, влияющим на развитие веры, является наше окружение – благоприятное окружение будет способствовать развитию веры, а неблагоприятное – ее разрушению.

Задание 2.3.1. Что такое вера? Чем вера отличается от неприязни?

Задание 2.3.2. Как у человека появляется вера? Почему в сходных ситуациях у одного человека появляется вера, а у другого нет?

Задание 2.3.3. Какая обстановка, деятельность и общение будут благоприятны для развития любви к Богу?





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 301 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...