Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Николай Левашов 10 страница



Взаимоотношения трех энергий

Внешняя энергия является тенью или искаженным отражением внутренней энергии Кришны. В материальном мире также имеется бытие, знание и блаженство – но в чрезвычайно недолговечном, ограниченном и сером варианте. Разнообразные объекты, которые мы видим в материальном мире, существуют здесь лишь потому, что в духовном мире имеются их духовные прототипы. Но в духовном мире все эти объекты служат Кришне, в то время как в материальном – существуют как бы отдельно от Него. Несмотря на то, что материальная энергия существует отдельно от духовной, по воле Кришны в некоторых местах духовная энергия «вторгается» в нее. Результатом этого являются такие феномены как земные Вриндаван, Навадвипа, а также многочисленные храмы Господа, в которых параллельно существуют и материальная, и духовная реальность.

По отношению к живому существу внешняя энергия, или майа, имеет две функции: пракшепатмика-шакти и аваранатмика-шакти. При помощи первой она привлекает к себе невезучее обусловленное живое существо, а за тем при помощи второй – сбрасывает его в еще более глубокие пучины иллюзии.

Между вечными спутниками Господа, которые принадлежат к Его внутренней энергии и живыми существами, принадлежащими к Его пограничной энергии, существует вечная разница. Вечные спутники Кришны, по определению, никогда не могут упасть в материальный мир, в то время как мы, по крайней мере, теоретически, всегда склонны к падению. Взаимоотношения между вечными спутниками Кришны и обусловленными дживами проявляются довольно интересно. Сами по себе обусловленные живые существа даже не подозревают о существовании духовной реальности. Но по воле Кришны Его вечные спутники время от времени приходят в материальный мир, дают им свое общение и, таким образом, освобождают их из оков материального рабства. Достигая же духовного мира и переходя в разряд освобожденных джив, мы занимаем свое изначальное положение слуг слуг слуг... вечных спутников Кришны. Это и означает «находится под влиянием внутренней энергии».

Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва

Вышеперечисленное деление энергий на внутреннюю, внешнюю и пограничную имеет место лишь с нашей точки зрения, учитывая нашу ограниченность. Для Кришны же все Его энергии равны. Это означает, что по Его воле внешняя энергия может начать действовать как внутренняя, внутренняя – как внешняя или пограничная и т.д. В действительности с энергиями ничего не происходит – на абсолютном плане их неизменное положение неизменно и духовно. Подобные изменения происходят лишь с нашей ограниченной же точки зрения (заметьте, что даже освобожденное живое существо продолжает оставаться ограниченным).

Пример. Когда преданный достигает чистой любви к Кришне, его внешнее тело перестает быть материальным. Оно становится духовным – чин-мойа деха. Может казаться, что оно остается подверженным законам материального мира. Но это не так. Тело чистого преданного полностью занято в любовном трансцендентном служении Господу и, поэтому, проявляет все признаки духовной энергии, включая вечность, знание и блаженство. То же самое происходит, когда преданные занимают внешние объекты: машины, компьютеры, продукты питания и т.д. – в служении Кришне. Может произойти и обратное. Например, когда святое имя Кришны, трансцендентное по своей природе, произносят имперсоналисты, то Кришна уходит из него, и такие люди произносят просто пустой материальный звук.

Подобные свойства энергий Кришны описываются как ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, или «непостижимое одновременное единство и различие Кришны и Его энергий». Кришна является источником всех энергий. Источник энергии не имеет смысла без существования энергий, и энергии не могут существовать без источника энергии – это составляет их абхеду, единство. Вместе с тем, мы можем рассматривать как Кришну, так и Его энергии отдельно, сами по себе.

Например, частички солнечного света не могут существовать отдельно от солнца. Точно также солнце не может существовать без своих лучей. В этом их единство. Вместе с тем и солнце, и частички солнечного света обладают уникальными свойствами. Солнечные лучики подобны маленьким солнышкам и проявляют некоторые из качеств солнца в ограниченной степени – такие как свет (определенной длины волны) и тепло. Эти частички обладают индивидуальным бытием, и вместе с тем они являются неотъемлемой частью солнца. Солнце вмещает в себя свойства всех своих лучей, причем в несоизмеримо больших количествах. И помимо этого оно обладает дополнительными характеристиками, будучи огромной огненной планетой, поддерживающей жизнь во вселенной.

Другим примером является золото, содержащееся в золотоносной жиле, и добытый из нее золотой самородок. Золотоносная жила является источником самородка, и в этом они едины, но при этом они обладают самостоятельным существованием.

Кришна, будучи источником всех своих энергий, обладает всеми их качествами в безграничной степени. И в то же время – Он вечно юный пастушок, чарующий всех звуками своей флейты и обладающий другими бесчисленными уникальными личностными качествами. Кришна наглядно показал это в истории, когда Брахма украл мальчиков и телят. Кришна мгновенно распространил себя в формы этих мальчиков и телят. Да так, что их родные матери ничего не заподозрили. Но все эти «мальчики» и «телята» обладали качествами Верховной Личности Бога.

То есть Кришна, будучи источником всех энергий, обладает качествами этих энергий. Он подобен драгоценному камню вайдурья, одна из граней которого синяя, другая зеленая, третья красная и т.д. Но Он распространяет Себя в формы своих разнообразных энергий, обладающих уникальным существованием, для того чтобы наслаждаться Своими взаимоотношениями с Ними. Например, каждая клеточка нашего тела пронизана сознанием души и находится под ее контролем. Вместе с тем эти клеточки также являются живыми существами и ведут самостоятельное существование, хотя и не являются полностью независимыми. Так и мы, живые существа, обладаем сознанием, свободой воли и другими личностными характеристиками, и одновременно являемся частичками Верховного существа – Кришны.

Таким образом, Кришна одновременно безграничен и ограничен. В Своем безграничном аспекте Он всеведущ и всемогущ. Однако в Своем ограниченном проявлении, таком как дживы, Он обладает способностью к вечному познанию новых аспектов Самого Себя. Именно это взаимодействие между безграничным и ограниченным проявлениями Абсолюта и порождает феномен удивительных вечно свежих и вечно расширяющихся игр Господа.

Философия Господа Чайтаньи называется ачинтйа, непостижимой, потому что ее невозможно понять на материальном уровне, она будет казаться хаотическим клубком противоречивых утверждений. Но мыслить в ее категориях – это совершенно естественно для того, кто обрел хотя бы небольшое понимание того, что Кришна – Верховная Личность Бога, причина всех причин. Эту философию поистине можно назвать кульминацией всей теистической философии, потому что, показывая Абсолютную Истину полной и законченной, она с легкостью объединяет и примиряет в себе все, казалось бы, самое непримиримое.

В этой главе мы рассмотрели три основные энергии Господа: внутреннюю, внешнюю и пограничную. Мы рассмотрели их индивидуальные характеристики, а также, как они взаимодействуют друг с другом. Будучи неотъемлимыми частями Кришны, эти энергии одновременно едины с Ним и отличны от Него. Таким образом Кришна и Его энергии представляют собой полное целое – Абсолютную Истину.

Задание 3.6.1. Как называются на санскрите три основных вида энергий Кришны и почему?

Задание 3.6.2. Каковы основные проявления внутренней, внешней и пограничной энергий Кришны?

Задание 3.6.3. Чем отличаются вечные спутники Господа от обыкновенных живых существ?

Задание 3.6.4. Объясните на личном примере, как действуют две основные функции майи.

Задание 3.6.5. Что практически означает фраза «находиться под влиянием внутренней энергии Господа»?

Задание 3.6.6. Каким образом внутренняя энергия «вторгается» в материальный мир и жизнь обусловленных живых существ?

Задание 3.6.7. Объясните утверждение, что материальный мир является тенью духовного.

Задание 3.6.8. Объясните философию ачинтйа-бхеда-абхеда-таттва на примере солнца и солнечного света.

Задание 3.6.9. Попытайтесь ответить на «каверзный» вопрос философов-атеистов: Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? Обычно они говорят, что если может создать, но не может поднять, то Он не всемогущий, а если не может создать, то Он тоже не всемогущий. Поэтому Бога нет.


Глава 3.7. Творение и время во Вселенной.

До «начала» творения

Когда начинается материальное творение? Ответ на него однозначный – до начала материального творения. А еще точнее – в вечности. И начинается оно с того, что Кришна, изначальная личность, распространяет себя в свою первую экспансию – Господа Балараму. Господь Баларама почти неотличен от Кришны, разве что цветом Своего трансцендентного тела и необыкновенным «эксцентричным» настроением. Кроме того, Господь Баларама испытывает огромное блаженство, считая Себя слугой Кришны, таким образом, подтверждая утверждение: екала ишвара кришна – ара сарва бхритйа, Кришна – единственный господин, а все остальные – Его слуги. Господа Балараму называют Верховной Личностью Бога-слуги.

Затем Господь Баларама распространяет себя в первую экспансию чатур-вьюхи, которая проявляет Свои игры в Матхуре и Двараке. Это Васудева (Кришна как сын Васудевы), Санкаршана (Баларама), Прадьюмна и Анируддха. Господь Санкаршана является источником бесчисленных форм Нараяны на планетах Вайкунтхи. Господь Нараяна распространяет себя во вторую форму чатур-вьюхи – Васудевы, Санкаршаны, Прадйумны и Анируддхи. Санкаршана является источником всех джив, как обусловленных, так и находящихся на планетах Вайкунтхи, Прадьюмна – источником их разума, Анируддха – ума, а Васудева – их вечным объектом поклонения.

Сама по себе материальная энергия также существует вечно. В форме инертной прадханы, или Причинного Океана каранодака, она подобна небольшому облачку в бескрайнем духовном небе и содержит в себе в непроявленной форме все материальные элементы. Господь Санкаршана, принадлежащий ко второй чатур-вьюхе, распространяет Себя в первую экспансию пуруша-аватары – Маха-Вишну (пуруша-аватары – это аватары, в которых Господь осуществляет Свои игры материального творения). Господь Маха-Вишну ложится на воды Причинного Океана на ложе змея Ананта-шеши (который также является экспансией Господа Санкаршаны) и погружается в мистический сон йога-нидру. Мистический сон Господа – это проявление Его внутренней энергии йога-майи. Поскольку Господь постоянно поглощен Своими играми с вечными спутниками, добровольно отдавая себя под влияние йога-майи, Он, подобно спящему, лично никак не проявляет Себя в делах материального мира. Это делают за Него Его уполномоченные энергии. Поэтому влияние йога-майи также называют йога-нидрой, или трансцендентным сном. В подобном состоянии находятся освобожденные преданные Господа, тела которых полностью одухотворены, занятые в любовном трансцендентном служении Господу, и сознание которых постоянно сосредоточено на лилах Шри Шри Радха-Мадхавы.

Кришна уполномочивает йога-майу осуществлять «расстановку декораций» для Своих игр в духовном мире – настолько, что Она вводит в заблуждение даже Самого Кришну. Под ее влиянием Кришна всерьез испытывает страх, когда Мама Яшода гонится за ним с хворостиной. Точно также под ее влиянием пастушок Шридама с вызовом обращается к Кришне: «Кем Ты вообще Себя возомнил? Ты думаешь, что Ты убил Путану? Но ведь все знают, что она встретила свой конец благодаря силе ведических мантр, которые читали брахманы. Или Ты думаешь, что это Ты расправился с Агхасурой? Но вспомни – кроме Тебя в его пасти были тысячи других пастушков. Поэтому еще неизвестно кто из них заставил его оставить тело. Или Ты хвастаешь, что поднял холм Говардхану? Но на самом деле, холм Говардхана был так доволен поклонением, которое совершили ему обитатели Вриндавана, что просто сам взлетел в воздух и парил там в экстазе. И вообще, не бахвалься, потому что, наверное, уже все знают, что совсем недавно тебя с легкостью смогла победить в состязании даже моя старшая сестра (Шримати Радхарани)». Кришну называют Мадана-моханом, то есть Тем, кто очаровывает самого Купидона. Но Шримати Радхарани называют Мадана-мохана-мохини – очаровывающая Мадана-мохана. Лакшмиджи, супруга Господа Маха-Вишну является экспансией Шримати Радхарани. Шримати Радхарани, или Лакшмиджи, является олицетворенной «сутью» всей духовной энергии Господа, или йога-майи. Й ога-майа вводит в трансцендентную иллюзию обитателей духовного мира, также и ее тень, внешняя энергия маха-майа, или просто майа, вводит в иллюзию обусловленные живые существа и обеспечивает призрачное разнообразие материального мира. Говорится, что когда Господь изъявляет желание проявить Свое материальное творение (заметим, это опять существует в вечности), Он бросает взгляд на материальную природу, приводя таким образом ее в движение. Но Господь никогда не общается с майей непосредственно – Он общается лишь со Своей внутренней энергией, которая является Его возлюбленной вечной супругой. Лишь Она одна является объектом трансцендентного взгляда Господа. По одному взгляду Она понимает желание Своего божественного супруга сотворить этот материальный мир, дав таким образом невезучим живым существам попытаться удовлетворить свои материальные желания, разочароваться и, в конце концов, вернуться назад домой к Богу. И ее стремление удовлетворить это желание отражается в том, что материальная энергия, ее тень, приходит в возбуждение. Это было вступление к драме материального творения, которое имеет место в вечности. Итак...

Сарга – первый этап творения

Время – это вечная форма проявления желания Господа наслаждаться Своими бесконечными играми. Удовлетворяя это желание, йога-майа развертывает удивительные аштакалийа-лилы Кришны (игры, проходящие в течение восьми различных отрезков дня) на Голоке-Вриндавана. И точно также, удовлетворяя желание Господа, материальная энергия проявляет многочисленные циклы творения, поддержания и уничтожения материального многообразия.

Таким образом, взгляд Господа Маха-Вишну на материальную энергию проявляется здесь в форме времени. Под влиянием вечного времени инертная прадхана приходит в возбуждение, и в ней проявляются начала пуруши, или желания живых существ наслаждаться независимо от Кришны, и пракрити, материальной энергии, как объекта их наслаждения. Эти изначальные мужское и женское материальные начала проявляются как Шамбху (Шива) и Майа (Шакти) соответственно, и являются тусклыми тенями Кришны, как изначального наслаждающегося, и Его внутренней энергии – изначального объекта наслаждения. Любая творческая деятельность в этом мире является результатом взаимодействия мужского и женского начал. Это взаимодействие является семенем извращенного сознания обусловленных живых существ, называемым махат-таттвой. Результат этого взаимодействия проявляется во множестве материальных форм, «материал» для которых «поставляет» прадхана.

В действительности, Шамбху, олицетворяющий все мужские формы в этом мире, не является независимым пурушей, наслаждающимся. Настоящим пурушей является Господь, который косвенно наслаждается майей, пракрити через Шамбху, уполномочивая его энергией Своего взгляда. Поэтому Маха-Вишну и Его последующие экспансии называют пуруша-аватарами.

Махат-таттва, или совокупное сознание живых существ, вначале пребывает в чистой благости, где еще сохраняется осознание живыми существам своего изначального положения как слуг Кришны, понимания своего положения как вторичного пуруши. Но постепенно под влиянием майи это сознание начинает трансформироваться в ложное эго, или аханкару, ложное чувство независимого существования и отождествления себя с материей. Это ложное эго проявляется в виде трех стихий – добродетели, страсти и невежества. Ложное эго в стихии добродетели проявляется в виде материального ума и полубогов (пока на уровне принципов, без конкретных живых существ, исполняющих функции этих полубогов). Ложное эго в стихии страсти проявляется в виде материальных разума и чувств. В стихии невежества ложное эго проявляется в виде грубых материальных элементов и объектов чувств. Более подробно все эти проявления мы рассмотрим в отдельном параграфе.

Висарга – второй этап творения

На следующем этапе Господь творит материальные вселенные. Во время выдоха Маха-Вишну из пор на Его теле исходит бесчисленное множество вселенных, которые во время вдоха опять входят в Его трансцендентное тело, переходя в непроявленное состояние. Проявляя вселенные, Господь Маха-Вишну входит в каждую из них в форме второй пуруша-аватары – Гарбходакашайи-Вишну. Каждая из вселенных имеет форму яйца, окруженного семью оболочками – земли, воды, огня, воздуха, эфира, ложного эго и махат-таттвы. Войдя во вселенную Гарбходакашайа-Вишну наполняет половину ее Своим потом и ложится на воды этого своеобразного океана, океана Гарбходака. Вселенная становится своего рода телом Господа – Его Вселенской формой, или вират-пурушей, а Господь Гарбходакашайа-Вишну – душой в этом «теле». Вселенская форма включает в себя в потенциальном состоянии все материальные объекты и понятия, которые будут когда-либо созданы в этой вселенной. Все они являются частями тела вират-пуруши, который имеет мириады голов, рук, ног, глаз и т.д. – включая наши с вами. Говорится, что горные хребты – это Его позвоночник, леса – волосы, реки – вены. Низшие планетные системы – Его стопы, средние – грудь, а высшие – голова. Б рахманы являются Его головой, кшатрии – руками, вайшьи – желудком, а шудры – ногами.

Из пупка Гарбходакашайи-Вишну вырастает лотос, из которого рождается Господь Брахма – первое сотворенное существо и вторичный творец во вселенной. В стебле этого лотоса содержатся в своей потенциальной форме все четырнадцать планетных систем. После длительных аскез и медитации Господа Брахмы, Господь Вишну, довольный им, являет ему свой трансцендентный облик и дает ему все духовное знание в виде гаятри-мантры, которая неотлична от игр Шри Шри Радхи-Говинды на Голоке-Вриндаване, а также материальное знание, открыв ему Свою Вселенскую форму. Обретя знание, Господь Брахма начинает творить, или точнее проявлять уже содержащиеся во Вселенском теле Господа конкретные формы людей, животных, полубогов, других подвижных и неподвижных существ. Какие-то формы он творит сам, какие-то – через своих помощников праджапати, или прародителей.

Господь Гарбходакашайи-Вишну затем распространяет себя в третью экспансию пуруша-аватары Кширодакашайи-Вишну, или Сверхдушу, в которой Он находится в каждом атоме и сердце каждого живого существа. В форме Сверхдуши Господь поддерживает все в этом творении. Кроме того, Он является свидетелем всех наших желаний и поступков, незримо санкционируя наши наслаждения и страдания. Помимо этого в форме Сверхдуши Господь помогает нам на пути самоосознания, проявляясь как совесть, дающая интуитивное понимание того, что следует делать и чего не следует. Однако тому, кто хочет забыть Его, Он предоставляет и эту возможность. Таким образом, Кришна в форме Свердухши является источником нашего знания, памяти и забвения. Йоги, достигшие совершенства в своей медитации имеют возможность лицезреть трансцендентный четырехрукий облик Сверхдуши в своем сердце, имеющей «размер» приблизительно с большой палец.

Все лила-аватары Господа, такие как Курма, Матсья, Вамана и другие (кроме Кришны, который является изначальным источником всех воплощений) – являются экспансиями Кширодакашайи-Вишну. Важно понимать, что Сверхдуша – одна. Господь Кширодакашайи-Вишну пребывает на своей особой духовной планете Шветадвипа, расположенной в этой материальной вселенной, и Он лишь проявляет Себя в сердцах бесчисленного множества форм живых существ. Таким образом, выражения типа «твоя Сверхдуша» и «моя Сверхдуша» некорректны.

Кала – вечное время

Как уже говорилось, время – это изначальный импульс, приводящий в движение всю машину материального мира. Время – это безличное проявление воли Господа в этом мире. Оно повелевает здесь всем. Все материальные проявления создаются, поддерживаются и уничтожаются в соответствии с планом времени. Однако это не относится к преданному служению, которое находится под управлением внутренней энергии Кришны.

Поскольку желания обусловленных живых существ расходятся с желаниями Господа, которых, к тому же, они и не знают, время воспринимается ими как нечто угрожающее их желанию наслаждаться. Таким образом, в их сознании время воспринимается в трех фазах: прошлое, настоящее и будущее. Более того, поскольку материя никогда не может удовлетворить духовные живые существа, они практически не живут в настоящем – они или строят планы на будущее, или сожалеют о прошлом. В отличие от них желания чистого преданного состоят в том, чтобы действовать в соответствии с желаниями Господа. Он всегда удовлетворен и живет в вечном настоящем.

Течение время воспринимается всеми индивидуально. Когда мы удовлетворены, то есть наши планы совпадают с планами вечного времени, оно пролетает очень быстро. Когда же мы страдаем, то есть наши планы отличаются от реальности, то оно мучительно долго тянется. Поэтому, например, продолжительность жизни на райских планетах очень велика по нашим земным масштабам, хотя там это не ощущается. А те мгновения, которые по земным масштабам греховное живое существо проводит в аду, воспринимаются им как тысячелетия.

В современной материалистической цивилизации время воспринимается как синоним прогресса и поступательного развития. Это означает, что в прошлом все было менее совершенным, но со временем, благодаря усилиям человека, все развивается и совершенствуется. В основе этой концепции прогресса лежит все то же ложное эго – отождествления себя с телом и сильно преувеличенное, даже абсолютизированное, ощущение собственной значимости и независимости. В действительности же этот «прогресс» является лишь небольшой фазой в типичном временном цикле развития: рождение – рост – поддержание – созидание новых «продуктов» с их циклами развития – истощение – уничтожение. Современная цивилизация, находящаяся под влиянием стихии страсти, подобна охваченному азартом игроку, который сохраняет уверенность в том, что ему обязательно повезет, даже если уже проиграл все до последней копейки и залез в долги. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Я время – разрушитель всего».

И действительно цикличность – это естественный способ существования этого материального мира. Дни сменяют ночи. Времена года сменяют одни другими. Империи возникают, существуют в течение какого-то времени и затем распадаются. Да и сами вселенные возникают в какой-то момент времени, существуют и, в конце концов, вновь переходят в не проявленное состояние. Если мы примем простой факт, что человек не управляет природой, а является ее частью и полностью находится под ее контролем, то нам будет легко понять концепцию цикличности времени и в историческом плане.

Временные периоды

Любой объект этого мира, сознательный или бессознательный, имеет свое характерное время, или период жизни. Эти характерные периоды подробно объясняются в Ведической литературе и охватывают спектр от микросекундных колебаний атомов до миллиардов лет существования вселенной. Познакомимся с некоторыми из них, начиная с периодов исторического масштаба.

Как описывает великий мудрец Парашара Муни, отец Шрилы Вьясадевы и непревзойденный авторитет в астрологии, продолжетельность человеческой жизни (в Кали-югу) – 120 лет и 5 дней. Этот период называется чакра и равен времени между двумя совпадениями положений Юпитера и Сатурна, по мере того как они движутся через знаки зодиака. Часто эту цифру для удобства огрубляют до 100 лет. Циклы чакр сменяют друг друга следующим образом: крита-чакра длиной в 4 чакры, или 480 лет; затем трета-чакра длиной в 360 лет; двапара-чакра длиной в 240 лет и кали-чакра длиной в 120 лет. По мере смены чакр от крита-чакры до кали-чакры добродетель на земле убывает, что находит свое отражение в их названиях. «Крита» на санскрите означает «совершенный», а «кали» – раздоры. Циклы из четырех чакр длиной в 1200 лет называются маха-чакрами, которые также сменяют друг друга в последовательности крита – трета – двапара – кали, образуя, таким образом, маха-маха-чакры длиной в 12,000 лет, которые в свою очередь группируются в маха-маха-маха-чакры длиной в 120,000 лет. Очередная махачакра началась с крита-чакры в мае 2000 года.

Здесь чакры измеряются в земных годах и влияют на ход локальных исторических событий на земле. Во вселенском масштабе время измеряется по летоисчислению полубогов. Один день по исчислению полубогов равен одному земному году, или 360 дней. Таким образом, характерным временем для исторических событий вселенского масштаба является юга, отрезок времени в 120 лет по исчислению полубогов, или 432,000 земных лет. Юги точно также сменяют одна другую – крита-юга (сатья-юга), длиной в 1,728,000 лет – трета-юга, длиной в 1,296,000 лет – двапара-юга, длиной в 864,000 лет – кали-юга, длиной в 432,000 лет. Мы живем в кали-югу, которая началась февраля 3102 года до нашей эры.

В сатья-югу на земле торжествуют принципы религии. Все люди являются возвышенными преданными Господа, которые живут в течение 100,000 лет и поклоняются Ему, практикуя медитацию. В трета-югу религиозные принципы сокращаются на четверть. В эту эпоху возникает деление на четыре варны, продолжительность жизни сокращается до 10,000 лет, и люди поклоняются Господу, проводя сложные жертвоприношения. В двапара-югу религиозные принципы убывают еще на четверть, продолжительность жизни сокращается до 1,000 лет (одна маха-чакра), и предписанным методом поклонения Господу является храмовое служение. Признаки кали-юги мы описывали в главе, где рассказывали про явление Калки-аватары Господа.

Четыре юги образуют одну маха-югу длиной в 1,200 небесных или 4,320,000 земных лет. 1000 маха-юг составляют одну к алпу, или день Брахмы. После завершения дня Брахмы, он погружается в сон, и вся вселенная за исключением планетных систем Сатья-локи и Таполоки переходит в не проявленное состояние (частичное уничтожение). Ночь Брахмы длится столько же, сколько его день. Господь Брахма живет 100 своих лет, что по земному исчислению составляет 4,320,000 * 1,000 * 2 * 360 * 100 = 311,040,000,000,000 (триста одиннадцать триллионов) лет. И это лишь один выдох Господа Маха-Вишну. Наш Брахма прожил уже больше половины отпущенного ему срока...

Один день Брахмы разделяется еще на 14 периодов – манвантар, связанных с «административной структурой» вселенной. Функция Ману – поддерживать религиозные принципы во вселенной. Таким образом, продолжительность одной манвантары приблизительно равна 71 маха-югам. Между манвантарами также происходит частичное уничтожение вселенной – так называемый «вселенский потоп». В настоящее время мы живем в двадцать восьмую маха-югу седьмого Ману, которого зовут Вайвасвата-ману.

Итак, Кришна поддерживает духовный и материальный миры, распространяя Себя во многочисленные экспансии – Чатур-вьюхи, Нараяны, Пуруша-аватар и т.д. Будучи трансцендентным, Он принимает лишь косвенное участие в процессе материального творения, бросая Свой взгляд на материальную энергию. Этот взгляд или вечное время является безличным представителем Господа в этом материальном мире, подчиняя все окружающее циклам творения, поддержания и уничтожения. Материальный мир реален, но временен. Кришна же, Его преданные и само преданное служение всегда находятся за пределами влияния майи, в царстве внутренней энергии, даже если и кажется, что они делают что-то в материальном мире.

Задание 3.7.1. Изобразите схематически диаграмму экспансий Господа – от Кришны до Кширодакашайи-Вишну.

Задание 3.7.2. Почему Господь погружен в мистический сон йога-нидру и что это такое?

Задание 3.7.3. Почему Господа называют пурушей?

Задание 3.7.4. Опишите основные характеристики пуруша-аватар.

Задание 3.7.5. Чем отличается йога-майа от маха-майи?

Задание 3.7.6. Как начинается творение?

Задание 3.7.7. Что происходит на первом и втором этапах творения?

Задание 3.7.8. Что такое время?

Задание 3.7.9. Приведите 4 примера того, как вместо так называемого прогресса цивилизации в действительности происходит деградация.

Задание 3.7.10. Приведите 4 примера циклических процессов во вселенной.

Задание 3.7.11. От чего зависит скорость течения времени?

Задание 3.7.12. Какова продолжительность и характеристики четырех юг?





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 272 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...