Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Николай Левашов 1 страница



Мы живем в мире всевозможных «-измов» и «-ств». Например, когда-то у нас был царизм, коммунизм, затем социализм, а теперь капитализм. Философы и ученые спорят друг с другом, прикрываясь щитами различных «-измов». Даже представители различных религиозных конфессий вместо проявления терпимости и понимания зачастую проклинают друг друга, утверждая, что наш «-изм» самый лучший, а все, кто верят в ваш «-изм», отправятся в ад. Сейчас существует множество различных философских школ, и довольно трудно разобраться в сущности и истинности их теорий. К счастью, Кришна дает нам для этого великолепную возможность, описывая в Бхагавад-гите три основных философских направления. Любые существующие учения о смысле жизни мы можем отнести к одному из них:

· карма, или деятельность, совершаемая ради получения материальных результатов;

· гьяна, или философский поиск Абсолютной Истины,

· бхакти, или бескорыстное служение Личности Бога.

Рассмотрим теперь, что они собой представляют и как проявляются в нашей жизни.

Карма

Санскритское слово карма обозначает деятельность, приводящую к определенным материальным последствиям. Эта деятельность может осуществляться на грубом, телесном плане или на уровне наших мыслей и чувств. Она может быть благочестивой, то есть соответствующей указаниям священных писаний, или греховной, то есть противоречащей указаниям писаний. Материальные последствия этой деятельности, соответственно, могут быть благоприятными или неблагоприятными. И наступать эти последствия могут немедленно, в будущем, в течение этой жизни, в последующих жизнях.

В следующей главе мы рассмотрим более подробно, к каким последствиям приводят различные виды кармической деятельности, а здесь остановимся более подробно на самой деятельности.

Греховная деятельность

Самой грубой формой кармы являются всевозможные виды атеизма и материализма, начиная с примитивных философий типа «ешь, пей, веселись и ни о чем не думай», «эх, живем только один раз…» На другом же конце ее стоят утонченные призывы интеллигенции к развитию ценностей гуманизма, науки, культуры и искусства. Хотя такие люди отвергают существование верховной власти Бога или просто не думают о Нем, им, в конце концов, приходится признать ее, когда Господь является в виде неумолимой смерти. И после смерти, как описывает Кришна в Бхагавад-гите, им предстоит влачить безрадостное существование в течение длительного срока – сначала на адских планетах, а затем в животных формах жизни.

Такие люди считают себя хозяевами материальной природы, но в действительности они являются рабами своих чувств. Иной раз эти люди считаются воспитанными, утонченными и образованными, но они не в силах отказаться от мясоедения, употребления одурманивающих средств, недозволенных половых отношений и азартных игр. Такие пристрастия ослепляют человека и способствуют совершению греховных поступков. Кришна объясняет этот процесс в Бхагавад-гите (2.62-63):

Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним; из привязанности рождается вожделение; из вожделения возникает гнев. Гнев порождает полное заблуждение; заблуждение затмевает память. Когда память в затмении, пропадает разум; а когда разум потерян, человек падает на дно материального мира.

Как бы мы ни старались удовлетворить наши чувства мы никогда не сможем почувствовать полного удовлетворения. Душа духовна по своей природе и не имеет ничего общего с материальными умом и чувствами – подобно тому, как какой бы красивой и удобной ни была бы одежда, она никогда не утолит голода или жажды.

«Я самая обаятельная и привлекательная…» – Майа.

Кришна объясняет нам, что, несмотря на всю иллюзию независимости, люди находятся под строгим контролем материальной энергии, майи, которая сначала соблазняет их привлекательными объектами этого мира, а затем ввергает в пучины страдания. Таким образом, она воспитывает их, отучая от зависти и эгоизма. В Шримад Бхагаватам приводятся несколько ярких иллюстраций того, как даже одно чувство, овладевая нашим сознанием, приводит к падению и гибели.

История про рыбу

Давным-давно, в большом зеленом пруду жила-была одна рыба. Это была вполне добропорядочная рыба. В школе она училась на отлично и после этого, между прочим, окончила Рыбный Институт. И теперь вот уже много лет, как она добросовестно работала инспектором в местном «Рыбнадзоре», обеспечивая полный достаток своей семье.

И вот однажды на дежурстве, проплывая между старой корягой и зарослями водорослей, она вдруг увидела ЕГО. Это был перламутровый, розовый, нежный червяк. Именно о таких она читала в энциклопедии и слышала в детстве от старенькой бабушки. Рыба зажмурила глаза – может быть это сон? Затем вновь приоткрыла их – вот ОН, червяк! Изящно шевелится, и влечет, и манит…. Слюна начинает выделяться под языком и заполняет рот. Плавники начинают двигаться сами собой, и незаметно он оказывается уже в двух сантиметрах. Оп! Червяк уже во рту. Старенькая бабушка была права. Какое чудо! Какой изысканный вкус! Вот оно, совершенство жизни!…А в это время наверху рыбак замечает, что поплавок начинает мелко подрагивать. Но он ждет. Ждет, пока рыба заглотит наживку поглубже. И вот, наконец, червяк продвигается по пищеводу в желудок. Так вкусно.… И вдруг! Что-то впивается изнутри, тащит вверх. Перед глазами кружатся водоросли, старая коряга, крона деревьев, чей-то восторженный крик.… А затем пелена….

История про пчелу

Пчела очень любит аромат цветов. Целый день она летает от одного цветка к другому, собирая капельки нектара. Вот тонкий запах жасмина, а вот изысканный аромат розы.… И, наконец, она наталкивается на цветок лотоса. Это венец всех мечтаний пчелы. Этот запах затмевает ее разум. Она забирается в соцветие лотоса и погружается в самадхи. … Но к вечеру, по законам природы, цветок лотоса безжалостно смыкает свои лепестки, и пчела задыхается, так и не придя в себя.

История про мотылька

Мотылек больше всего ценил красоту. И самым прекрасным, что он видел вокруг, было солнце. Такое ослепительное, сияющее и золотое. Он несколько раз пытался долететь до него, махая своими слабыми крылышками, но ничего не получалось – слишком далеко. И вот наступила ночь. Солнце спряталось за горизонт. Но неожиданно мотылек увидел пламя свечи, может быть не такое яркое, как солнце, но очень похожее на него. Такое же сияющее и золотое. И близко, вот оно – рядом! «Вот мой шанс!» – воскликнул мотылек и отчаянно замахал крылышками навстречу своей смерти…

История про слона

Слон – это очень большое и сильное животное, которое чрезвычайно трудно поймать. Но что делает коварный охотник? Он знает его слабость. А слабость слона – это большая, нежная, очаровательная слониха! С большими ушами и изящным хоботом. Может быть, Вас большие уши и изящный хобот не привлекают, но это только потому, что Вы ничего не смыслите в слонихах! Для слона она Венера Милосская, богиня! И смысл жизни в том, чтобы потереться своим боком о ее шероховатый бок! Хитрый охотник выводит специально обученную слониху и ставит ее на лесной тропинке, по которой должен пройти слон. Она видит перед собой кавалера и кокетливо шевелит ушами, словно приглашая: «Ну, давай, иди сюда! Давай потремся!». Слон вальяжно подходит к богине, предлагая ей хобот и сердце. Она снисходительно соглашается. И вот они стоят рядом и трутся о бок друг друга. Но коварная! Неожиданно она толкает его в бок, слышится хруст веток, и слон валится в вырытую рядом замаскированную яму. Слониха невинно заглядывает вниз, затем разворачивается, машет на прощание своему незадачливому кавалеру хвостом и идет к хозяину, чтобы получить честно заработанную связку бананов.…

История про оленя

Оленя также чрезвычайно тяжело поймать – уж слишком он чуток и слишком быстро бегает. Но хитрый охотник знает и его слабость. У оленя очень большие уши, и есть одна особая мелодия, которая пленяет его сердце. Это не Майкл Джексон, которым гремят эти ужасные создания, захламляющие джунгли пивными банками и обертками из-под «Сникерсов». И даже не Моцарт, который тихо доносится по вечерам из окон особняка на соседней вилле. Это особая мелодия…. Коварный охотник начинает наигрывать эту мелодию, и олень вначале застывает, насторожив уши. Откуда доносится звук? Затем, завороженный, он начинает идти на этот звук. Все ближе, ближе, ближе…. Внезапно раздается выстрел, и олень падает замертво.

Наверняка эти истории Вам что-то напомнили. Будьте внимательны! И всякий раз, когда мы видим перед собой какую-то привлекательную цель, когда кто-то нашептывает нам: «Это как раз то последнее, чего тебе не достает. Эта машина, эта квартира, эта женщина, этот мужчина, эта должность, это признание.… Еще немного, и ты будешь счастлив!», – мы должны быть уверены, что внутри этого «червяка» есть крючок. И майа обязательно потянет удочку! Вот только даст нам заглотнуть наживку поглубже….

Благочестивая религиозная деятельность

К сожалению, греховная деятельность – это судьба большинства представителей современной цивилизации. Более благочестивой форме кармы следуют так называемые религиозные люди. Они не просто говорят, что верят в Бога, но и следуют каким-то религиозным принципам, преследуя при этом материальные цели. Кто-то ставит свечку в церкви за здравие близкого человека. Кто-то приглашает священника освятить офис. Кто-то идет в храм, чтобы получить благословения Господа на создание счастливой семьи. Кто-то молится Ему, чтобы избавиться от страданий. Более набожные совершают религиозные обряды, стараясь обеспечить себе комфорт в следующей жизни, чтобы после смерти воссоединиться со своими близкими или наслаждаться в райских кущах с гуриями.

Во всех священных писаниях – будь то Библия, Коран или Веды – Вы найдете множество наставлений, предписывающих подобное религиозное благочестие. На санскрите подобный раздел Вед называется карма-канда. Результаты таких ритуалов временны и преходящи, а далее нас опять ждет неминуемое разочарование. Даже с райских планет нам когда-нибудь придется спуститься на землю, подобно тому как, израсходовав топливо, самолет вынужден идти на посадку.

Карма-канда – это своего рода сделка с Господом: «О Кришна, я сделаю для Тебя это, а Ты дай мне взамен то». Зачастую такие люди предпочитают обращаться не к самому Богу, а кому-нибудь поближе – к полубогам, святым угодникам и т.д. И отношение подобных «религиозных материалистов» очень хорошо иллюстрируется историей, которую часто рассказывал Шрила Прабхупада.

История о «преданном» богини Дурги

В одной индийской деревне жил да был человек, который регулярно приходил в ближайший храм богини Дурги и возносил ей свои молитвы, совершал положенные ритуалы. И вот однажды его застала нужда, он пришел к Дурге и попросил ее: «О Мать, исполни это мое желание, и я принесу тебе в жертву козу!». Дурга-деви честно исполнила его желание. Прошла неделя, но с козой этот человек не торопился. И, наконец, Дурга-деви спросила у него:

– Послушай, ты обещал мне козу. Прошла уже неделя. Где же коза?

Человек замялся:

– Ты знаешь, сейчас инфляция, и козы подорожали.

– Ну, хорошо, тогда поднеси мне хотя бы курицу.

– А, курицу! Ну, это проще! Это я, конечно, сделаю!

Прошла еще неделя, но курица так и не появлялась. Раздосадованная Дурга спросила:

– Послушай, где же твоя курица?! Ты помнишь, ты обещал мне курицу!

– Ой, ты знаешь, куры тоже подорожали.

– Ну, поднеси мне хотя бы что-то! Хотя бы муху!

– Почему бы тебе тогда самой не поймать парочку? Гляди, сколько их здесь вокруг летает!

Сложность процесса карма-канды

Конечно, не все последователи карма-канды столь грубо эгоистичны и неблагодарны. Некоторые из них искренне стараются строго следовать всем ритуалам и уважительно относятся к объекту своего поклонения, чтобы добиться материального счастья и процветания. Но нужно отдавать себе отчет, что этот путь очень сложен и ненадежен. Если мы даже случайно нарушим незначительное правило совершения таких благочестивых обрядов, результат может оказаться совершенно противоположным. Например, если мы подадим милостыню незнакомому человеку, который затем на эти деньги напьется и совершит преступление, то нас будут ожидать греховные последствия, а отнюдь не благочестивые, как мы могли бы ожидать. Именно к такой кармической деятельности относится хорошо известная поговорка: «Благими намерениями дорога в ад выстлана». В Шримад Бхагаватам в этой связи описывается следующая история.

Жил да был один царь по имени Нрига. Он был великодушным и благочестивым царем, совершал положенные жертвоприношения, заботился обо всех подданных как о своих детях и верно служил брахманам и святым личностям. Каждый день он дарил брахманам сотни коров с посеребренными рогами и копытами, украшенных золотыми попонами.

И вот однажды, когда он подарил очередную сотню коров одному из брахманов, случилась незадача. Одна из этих коров убежала и вернулась в стадо царя. И когда на следующий день царь жертвовал коров другому брахману, то совершенно случайно в этом стаде оказалась и та корова. В соответствии с Ведами забирать назад имущество, пожертвованное брахману – это великий грех. Первый брахман, обнаружив пропажу, пришел к царю и потребовал назад свою корову. Царь попытался обменять эту несчастную корову у второго брахмана, предложив ему взамен тысячу других коров. Но почему-то тот упрямо отказался. В результате оба брахмана поругались, и, несмотря на то, что несчастный царь лежал у них в ногах, прося о прощении, они прокляли его. И, несмотря на то, что он не совершил больше ни одного греховного поступка, в следующей жизни ему пришлось родиться в теле ящерицы.


Зачем Кришна дает карма-канду?

Это естественный вопрос, который возникает, когда мы понимаем сложность этого пути и бренность его плодов. Зачем Кришна потворствует чувственным наслаждениям? А ответ таков, что большинство людей живут ради материальных наслаждений. И они будут действовать в поиске наслаждений в любом случае. Поэтому Кришна предлагает всевозможные ритуалы, которые дают возможность наслаждаться и, вместе с тем, ограничивают чувственные наслаждения, постепенно очищая сознание верующего.

Когда преданные говорят о четырех регулирующих принципах, им часто возражают, что вот, дескать, в «наших» священных писаниях разрешается есть мясо или пить вино. Это действительно так, и в Ведах тоже есть подобные утверждения. Но следует понимать, что это лишь уступка для несчастных людей, являющихся рабами своих языков. Господь позволяет им в ограниченном количестве есть жертвенное мясо и пить жертвенное вино с тем, чтобы эти люди сначала урегулировали эту привычку и затем смогли отказаться от нее. И даже за подобное санкционированное убийство животных, им все-таки придется принять страдания в будущей жизни. Что уж говорить о тех, кто использует священные писания, чтобы оправдывать свои необузданные желания или вообще пренебрегают ими!

Путь карма-канды – это путь регламентированных чувственных наслаждений, санкционированных священными писаниями, предписанный для людей, чрезмерно привязанных к подобным наслаждениям. Пройдет много-много жизней, и благочестивые души, строго следующие этому пути, постепенно очистятся настолько, что будет способны воспринять высшее духовное знание и встать на путь гьяны, к рассмотрению которого мы как раз подошли.

Задание 2.1.1. Что такое карма? Каковы ее две основные разновидности? К каким последствиям они приводят? Приведите по 1-2 примера.

Задание 2.1.2. Какова подлинная цель карма-канды? Каковы сложности на этом пути?

Задание 2.1.3. Приведите пример деятельности, которую Вы совершали, уже присоединившись к ИСККОН, и которую Вы склонны отнести к типу карма-канда.

Гьяна

Путь гьяны – это путь философского поиска Абсолютной Истины. Однажды наступает момент, когда после многих жизней, проведенных в погоне за миражом чувственного удовлетворения, человек, в конце концов, окончательно разочаровывается, и у него развивается отвращение к удовлетворению чувств. И тогда Кришна приводит его на путь гьяны. Он пытается анализировать окружающий мир с помощью наблюдений, логики и священных писаний, пытаясь понять вечную природу вещей. Со временем он понимает, что все материальное разнообразие, окружающее его, временно, и потому иллюзорно. Он начинает осознавать, что отличен от грубого физического тела и от тонких – ума и разума.

В отличие от большинства современных философов-теоретиков, такой человек, гьяни, действительно старается удерживать чувства от контакта с их объектами. Такое отрешение называется вайрагья. Он практикует целибат, полностью исключая общение с представителями противоположного пола. Он сокращает свои потребности в еде и сне, удаляется в горы или другое уединенное место, занимается медитацией, стараясь воплотить в жизни свое понимание ахам брахмасми, то есть «я есть дух».

Он начинает понимать, что Абсолютная Истина лежит за пределами творения, вне материальных форм, и что он принадлежит этой Абсолютной Истине. В своем отречении он черпает вдохновение из тех разделов священных писаний, в которых описывается бренность этого мира и прославляется непреходящая природа Абсолюта. И после многих жизней практики отречения редкие души, действительно сбросившие с себя покровы иллюзии, достигают, наконец, освобождения, сливаясь с вечным, непостижимым, недвойственным Абсолютом, или безличным Брахманом.

Сложности на пути гьяна-канды

Сам Кришна объясняет Арджуне в Бхагавад-гите, что путь гьяны еще сложнее, чем путь кармы. Небольшое послабление в контроле ума и чувств приводит к немедленному падению. А удержать чувства очень сложно, поскольку по своей природе они деятельны. Более того, сама душа по природе деятельна, поэтому чрезвычайно сложно удержаться в таком состоянии инертности. Так великий йог и аскет Вишвамитра-муни упал, заслышав лишь звон ножных колокольчиков Менаки, куртизанки с небесных планет, и ему пришлось начинать свои аскезы заново.

Более того, даже достигнув долгих трудов слияния с Абсолютом, будучи деятельным по своей природе, живое существо и там не находит удовлетворения и возвращается в этот материальный мир. Однажды Шрилу Прабхупаду спросили, почему гьяни -имперсоналисты падают. Шрила Прабхупада задумался и ответил: «Им там скучно».

Это подтверждает Господь Брахма в десятой песне Бхагаватам (10.2.32):

О лотосоокий Господь, хотя непреданные, проходящие через суровые аскезы и покаяния, чтобы достичь совершенства, могут считать себя освобожденными, их разум нечист. Они падают со своего положения вымышленного совершенства, поскольку не имеют почтения к Твоим лотосным стопам.

Почему же в этом стихе говорится, что их разум нечист? Потому что у них остается последний след материального эгоизма. Я постигну Абсолютную Истину, Я достигну освобождения. Все есть Брахман, Я есть Брахман, Я и есть этот Брахман. Такое сознание не соответствует вечной природе живого существа, черпающего подлинное удовлетворение лишь в бескорыстном преданном служении Личности Бога, поэтому они возвращаются к материальной деятельности. На практике такие гьяни обычно открывают благотворительные миссии или школы йоги. Для обыкновенного человека, карми, это было бы очень похвально, но, в соответствии со священными писаниями, для гьяни это является недостойным падением.

Окончательная цель гьяна-канды

У Вас может возникнуть вопрос: «А зачем Кришна тогда дал этот путь гьяны?» Вы правы. Кришна предоставляет освобожденному гьяни возможность общения со Своими чистыми преданными. И если он воспользуется этой возможностью, то ему очень легко будет встать на путь чистого преданного служения, подняться выше уровня безличного освобождения и вернуться домой назад к Богу.

Таким образом, путь гьяны – это путь философского постижения Абсолютной Истины и отречения от материальной деятельности. Но даже достигнув совершенства на этом сложном пути – безличного освобождения – гьяни не испытывает полного удовлетворения и, как правило, возвращается к благочестивой материальной деятельности.

Задание 2.1.4. Что такое путь гьяны и какова его цель?

Задание 2.1.5. Представьте, что Вы избрали для себя путь гьяны. Опишите, какой бы образ жизни Вам пришлось бы тогда принять. Насколько это было бы для Вас реально и почему?

Задание 2.1.6. В чем заключается сложность пути гьяны?

Задание 2.1.7. Объясните, почему священные писания утверждают, что разум гьяни недостаточно чист?

Задание 2.1.8. Приведите пример деятельности, которую Вы совершали, уже присоединившись к ИСККОН, и которую Вы склонны отнести к категории гьяны.


Бхакти

Слово бхакти переводится на русский язык как «стремление к возвышенному», «любовь», «преданность», или «преданное служение Господу». Шрила Рупа Госвами в своем «Нектаре Преданности» дает следующее определение бхакти:

аньябхилашита-шуньям
гьяна-кармадьянавритам
анукульена кришнану-
шиланам бхактир уттама

Уттама означает «самое возвышенное», «самое чистое». Что же такое уттама бхакти?

1. Начнем с того, что это – деятельность, кришна-ану-шиланам. То есть любовь – это не просто эмоциональное состояние, когда я просто сижу и люблю или сплю и люблю. Это не безличное растворение в небытии Абсолюта. Это активная деятельность, совершаемая во имя объекта любви, Кришны.

Каким образом совершать эту деятельность? Сейчас, в обусловленном состоянии, у нас есть тело, речь и ум. Поэтому преданное служение означает полностью занять свои чувства деятельностью для удовольствия Кришны, слова – прославлению Кришны, а ум – мыслями о Кришне. И когда благодаря этому процессу мы вернемся в духовный мир, то там мы продолжим свое служение уже в своем вечном духовном теле.

2. Приставка ану­- в анушиланам имеет два значения. Во-первых, она указывает на деятельность, совершаемую непрерывно, вновь и вновь. Преданное служение подобно волнам реки, текущей в океан. Они никогда не останавливают свой бег. И даже достигнув океана, они продолжают вздыматься и бороздить его просторы, вечно обновляющиеся и неутомимые.

3. Другое значение приставки ану- указывает на то, что чистое преданное служение означает быть слугой слуги слуги…. То есть мы предлагаем Кришне свое служение через духовного учителя или Шрилу Прабхупаду и делаем это, следуя наставлениям и примеру великих преданных – близких спутников Кришны из духовного мира.

Кришна Сам подтверждает это в Ади Пуране, говоря Арджуне:

О сын Притхи, тот, кто утверждает, что является Моим слугой, тот в действительности не Мой слуга. Но тот, кто считает себя слугой Моего слуги, тот в действительности является Моим слугой.

То есть, служа духовному учителю и преданным, мы сможем лучше всего удовлетворить Кришну. Потому что, в конце концов, кто мы такие по сравнению с ними! Они очень дороги Кришне и действительно могут служить ему. Поэтому самая великая удача – это получить возможность помогать им в их возвышенном служении.

4. Следующее слово из этого стиха – анукульена – также имеет два значения. Во-первых, оно указывает на то, что мы должны стремиться удовлетворить своей деятельностью именно Кришну, а не самих себя. То есть, я не могу делать то, что мне вздумается и утверждать, что делаю это для Кришны, например, пить вино «для Кришны» или причинять другим беспокойства «для Кришны». Пока мы не достигли такого уровня совершенства, чтобы воспринимать желания Кришны непосредственно (а до этого большинству из нас предстоит еще долгий путь), мы узнаем Его желания из священных писаний, из уст духовного учителя и святых чистых преданных.

5. Другое значение слова анукульена означает – «видя, что Кришна доволен нашим служением, мы в свой черед испытываем счастье».

6. И как следствие анукульены, аньябхилашита-шуньям означает, что чистый преданный полностью свободен от любых желаний кроме желания доставить удовольствие Кришне. Он не имеет и не ищет иных источников счастья. В этом принципиальное отличие духовного сознания от материального – оно полностью лишено даже тени эгоизма.

7. Более конкретно: гьяна-кармадьянавритам, чистое преданное служение не должно иметь ни малейших примесей желания слиться с безличным Абсолютом; достигнуть материального благополучия, славы, престижа; искусственного отречения; механической практики йоги; постижению разницы между материей и духом и так далее. Единственным мотивом должно быть желание доставить удовольствие Кришне.

Подобие бхакти в этом мире

Есть один давнишний мультфильм, который отчасти передает идею бхакти. Он называется «Просто так». Быть может, Вы когда-то смотрели его. Он начинается с того, что по лесной поляне бежит сияющий от счастья, поющий «Хари Бол!» и размахивающий ушами очаровательный щенок. В руках он держит огромную охапку предложенных полевых цветов. И вот на его пути попадается ослик. Самый хмурый, унылый и несчастный ослик во всех трех мирах, который бредет, грустно повесив уши. Заметив ослика, щенок подходит к нему, улыбается и, протягивая охапку цветов, говорит: «Это тебе!». Ослик непонимающе смотрит на цветы, затем на щенка, и одно его ухо слегка приподнимается: «Это мне!? А за что?». «Просто так!» – говорит щенок. «Просто так??» – и второе ухо ослика приподнимается в изумлении. «Да, просто так!» – повторяет сияющий щенок. «Просто так…», – повторяет завороженный ослик, – «Просто так!!!».

И вот, сцена вторая. По лесной поляне бежит сияющий от счастья, поющий «Хари Бол!» и размахивающий ушами, очаровательный ослик. В руках он держит огромную охапку предложенных полевых цветов….

Хороший мультик! Наверное, каждый человек скажет: «Да, это как раз то, чего я ищу, чего мне недостает». Люди ищут такой бескорыстной любви во взаимоотношениях с близкими, друзьями, родственниками и даже животными. Но на этом пути они сталкиваются с тремя препятствиями.

Первое состоит в том, что обусловленные живые существа в этом мире не свободны от эгоизма. Жизненный опыт каждого из нас подтверждает, что, как правило, изначально чистые и бескорыстные взаимоотношения с течением времени обращаются в своего рода сделку. В английском языке есть хорошая поговорка, иллюстрирующая это: «I scratch your back, you scratch my back», – что в переводе означает: «Давай, я почешу спину тебе, а ты мне». Но, как мы много раз уже убеждались, чувства не возможно удовлетворить. Поэтому даже самые близкие друзья могут превратиться в заклятых врагов.

Шрила Прабхупада говорил, что наиболее близким подобием бхакти в этом мире является любовь, которую питает мать к своему маленькому ребенку. Хотя и такая любовь не лишена доли эгоизма – мать может думать, что ребенок вырастет, будет помогать, защищать в старости и т.д.

Другое препятствие заключается в том, что нам не только трудно действительно бескорыстно служить другим, но мы также не в состоянии должным образом ответить на любовь других. Дочка приносит маме букет васильков, а занятая делами мама по рассеянности выбрасывает его в корзину для мусора. Наши дети вырастают, заводят свои семьи и говорят нам: «До свидания». Поэтому мы заводим кошек и собак, чтобы любить и заботиться о них, в надежде, что они не скажут: «До свидания».

Но как бы идеально все не было, когда-то нам придется со всеми и всем расстаться, потому что, в конце концов, смерть отнимает все. Это третье непреодолимое препятствие.

Живые существа по своей природе ограничены. И в особенности, когда они связаны оковами невежества. Единственным идеальным объектом нашей любви, служение которому принесет нам полное удовлетворение, может быть только Кришна – всепривлекающая Верховная Личность Бога. Он никогда не начнет нами пользоваться, не станет пренебрегать нами и никогда не покинет нас. И поскольку Он есть полное целое, Он может совершенным образом отвечать на чувства бесчисленных живых существ одновременно. Такова Его природа – принимать нашу любовь, и такова наша природа – служить Ему.

Когда мы достигаем преданного служения высшего уровня, мы должны быть свободны ото всех материальных желаний, стремления познать безличный Абсолют и деятельности, совершаемой ради материальных результатов. Мы должны постоянно и с желанием служить Кришне так, как Он того желает, оставаясь слугой слуги слуги….

Задание 2.1.9. Приведите конкретный пример своей деятельности, которую можно отнести к категории бхакти.

Задание 2.1.10. Покажите, как в этой деятельности присутствуют все семь компонентов из определения преданного служения.

Задание 2.1.11. Объясните, каковы три основных препятствия, не позволяющих существовать чистой любви в материальном мире. Приведите примеры каждого из них.


Глава 2.2. Сравнительный анализ кармы, гьяны и бхакти

Уделим теперь несколько строк сравнительному анализу кармы, гьяны и бхакти. Шрила Прабхупада рассказывал историю, замечательно иллюстрирующую различия между ними.

Представьте себе, что на дороге лежит кошелек. Гладкий, черный, блестящий кошелек, набитый звонкими монетами. Мимо ходят люди. И люди бывают разные. Кто-то остановится, словно невзначай. Наступит на него, невинно посмотрит по сторонам. Затем нагнется, делая вид, что поправляет развязавшийся шнурок…. И вот он уже идет дальше с кошельком в кармане. Другой человек заметит кошелек и подумает: «Кто-то кошелек потерял. Пусть лежит, деньги-то не мои», – и пройдет мимо, погруженный в свои мысли. Третий же человек увидит кошелек, поднимет его вверх и начнет спрашивать у окружающих, не потеряли ли они деньги. И даже не найдя владельца, отнесет его в ближайший стол находок.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...