Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прогресс и регресс. Проблема направленности мирового исторического процесса



Вопрос о направленности человеческой истории поднимался мыслителями всех времён и народов.

Греки повсюду видели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни отдельного человека. Это античное представление в лаконичной поэтической форме выразил Софокл:

Нынче горе, завтра счастье –

Как Медведицы небесной

Круговой извечный ход.

Круговое движение – это геометрический образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца.

Начиная с Нового времени, в качестве высшей ценности начинает всё чаще рассматривать общественный прогресс. Само слово «прогресс» в переводе с латинского означает движение вперёд, совершенствование. Соотносительным с прогрессом выступает понятие регресса. В переводе с латинского «регресс» означает возвращение.

Исторической предпосылкой формирования идеи общественного прогресса стали утверждавшиеся в борьбе с феодализмом капиталистические отношения. Видным представителем идеи прогресса был Ж.А. Кондорсе (1743-1794). Он провозглашает прогресс как «естественную тенденцию» общественного развития. Он верил, что настанет время свободных людей, которые не будут признавать никакого господства кроме собственного разума, а тираны и рабы будут существовать в истории и на театральных сценах.

Большую роль в развитии теории прогресса сыграли утопические социалисты. Они связывали прогресс с необходимостью перестройки общества, чтобы оно было справедливым и давало основание для гармоничного развития общества и личности.

Постепенно, по мере утраты буржуазией прогрессивных импульсов, усиливаются настроения пессимизма. Отрицание прогресса принимает различные формы.

(1) Одни философские школы вообще отрицают какой-либо прогресс в обществе. Они пропагандируют откровенно пессимистические концепции, рассматривают общественное развитие как регрессивный процесс. Этот пессимистический вывод подкрепляется наукообразными рассуждениями о неизбежной демографической или экологической катастрофе, биологическом вырождении человека в условиях НТР и т.п.

(2) Одной из форм отрицания прогресса являются различные модификации теории исторического круговорота (Шпенглер и др.).

(3) Наконец, значительная часть мыслителей признает прогресс в отдельных областях общественной жизни, но отрицает его в качестве общесоциальной закономерности. Так, французский социолог Р. Арон в своей книге «Разочарование в прогрессе» (Париж 1969) утверждает, что развитие человечества невозможно предсказать, развитие застыло на одной точке. Однако, Арон признает наличие прогресса в познании и технике. Тойнби утверждает, что «…не существует какого-либо соответствия между прогрессом в области техники и прогрессом в развитии цивилизации в целом».

Немецкий философ К.Ясперс пишет: «Само человеческое бытие, его этос, его доброта и мудрость не прогрессируют… поэтому прогресс есть только в знании, в технике, в предпосылках новых человеческих возможностей, но не в субстанции человеческого бытия».

Наиболее последовательно идея прогресса развивалась в марксизме. (Оптимизм.)Для Маркса главным критерием поступательного развития общества выступает уровень производительности общественного труда. Прогресс производительности труда и средств производства приводит к социальным революциям, смене одних общественно-экономических формаций другими. Он играет роль эталона, главного критерия всего человеческого бытия. П рогресс традиционно определяют как развитие общества от низшего к высшему, а регресса, напротив, как эволюцию от высшего к низше­му.

Для родового строя характерен крайне медленный темп прогресса. В классовом обществе он намного ускоряется. Рабство существовало 3--3,5 тыс. лет, феодализм - 1,5-2 тыс. лет, капитализм - несколько столетий, коммунизм (точнее социализм) начал свой отсчет с Октябрьской революции 1917 г.

Прогресс и регресс - типичные диалектические противоположности. Они взаимопроникают и постоянно сталкиваются друг с другом. Иными словами, прогресс и регресс не есть мертвые и застывшие сущнос­ти, они представляют собой конкретное единство прогрессивного и регрессивного при доминировании одной из сторон. Такое пре­обладание выступает основанием для оценки данного акта в качестве прогрессивного или, напротив, регрессивного.

Общественный прогресс сложен и противоречив.

Сложность прогресса в том, что он не является прямолинейным (т.е. не идет все время по восходящей линии). Периоды прогресса нередко сменяются периодами застоя и даже упадка. Противоречивость прогресса в классовом обществе связана с тем, что он осуществляется по преимуществу в интересах меньшинства.

В истории общества, в истории племен, народностей, наций мы видим периоды подъема и упадка, наблюдаем драматические картины гибели государств и разрушение культур, бурного продвижения вперед и тягостного застоя. Подобные факты говорят о сложности и трудности пути прогресса. История знает трагические катастрофы, приводящие к гибели целые цивилизации, как это произошло, например, с культурой майя. Войны, экономические и политические кризисы нередко приводят к уничтожению части материальных и духовных ценностей. Но через все трудности человечество поднималось со ступени на ступень к высшим формам своего существования.

Таким образом, нельзя упрощённо понимать прогресс как безостановочное движение вверх. В сегодняшнем мире прогресс по-прежнему остается привилегией меньшинства населения. Иначе говоря, линия прогресса, характерная для многих веков эволюции классовой ре­альности, все больше трансформируется в общественный регресс, который грозит превратиться в доминирующий фактор на всей планете.

Ключевой проблемой теории общественного прогресса является выделение его критерия, то есть общего мерила, единый эталона для объективной оценки направленности и уровня развития социальных систем, цивилизаций, отдельных государств и народов. В решении этой проблемы нет единства среди различных философских школ и направлений. Одни усматривают этот критерий в материальной основе общества (в производительности общественного труда), другие - в области культуры, морали, социальных отношений и т.п.

Что представляют собой общественный прогресс и регресс?

Прогресс – это развитие общества от низшего состояния к высшему, а регресс, напротив, - эволюция от высшего к низшему.

В чем проявляется сложный и противоречивый характер общественного прогресса?

Общественный прогресс не прямолинеен и осуществляется в классовом обществе в интересах меньшинства.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

В последние десятилетия общественное развитие приобрело сложный и противоречивый характер. С одной стороны, всё увереннее прокладывает себе дорогу общемировая интеграционная тенденция. Она выражается в усилении экономического, социально-культурного сотрудничества всех стран и народов. Этот процесс даёт основание говорить о становлении единой цивилизации на нашей планете. Так, новейшие средства массовой коммуникации и информации распространяют новости почти мгновенно для всех жителей Земли. С другой стороны, ряд стран и регионов мира охвачены процессом дезинтеграции (распад бывших СССР, Югославии и т.д.).

Если первая тенденция имеет во многом позитивную направленность, то вторая – большей частью, отрицательна. Причём обе тенденции нередко сталкиваются и переплетаются в однизх и тех тех же станах и регионах. Так, мощный интеграционный импульс даже в развитых странах мира полностью не исключает дезинтеграционные процессы (сепаратистские настроения постоянно дают о себе знать в Канаде, Испании и других государствах). В то же время, скажем, на постсоветском пространстве растут настроения в пользу образования нового союза. Высоко урбанизированные мегаполисы порой находятся сравнительно неподалёку от полуизолированных от внешнего мира родоплеменных общин (в бассейне Амазонки, в Тропической Африке или Новой Гвинее).

Глобальные проблемы современности во многом порождены всё усиливающейся неравномерностью развития мировой цивилизации. Технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло уровень социального прогресса, общественной организации. Политическое мышление явно отстало от политической действительности. А побудительные мотивы деятельности преобладающей массы и их нравственные ориентиры весьма далеки от социальных, экологических и демографических требований переломной эпохи на пороге 3 тысячелетия н. э. Отсюда неудивительно обострение ряда проблем, затронувших все без исключения регионы нашей планеты, и потому получивших название глобальных. Наиболее часто к ним относят проблемы мира и войны, угрозы обвальной экологической катастрофы, демографическую проблему и некоторые др.

В мире накоплены огромные запасы оружия массового уничтожения. Созданы и продолжают создаваться технические системы, способные при стечении неблагоприятных обстоятельств выйти из-под контроля общества (пример Чернобыля). Безопасность человечества всё более ставится в зависимость от надёжности технических систем. Между тем техника не может дать гарантию от сбоев, отказов, подачи ложных сигналов тревоги и т.п. Количество примеров такого опасного развития событий всё увеличивается.

После распада СССР возросли ожидания и надежды народов на упрочение мирного сосуществования и снижение опасности гибели цивилизации в огне 3-ей мировой войны. Однако эти надежды оправдались лишь отчасти. С одной стороны, действительно наблюдается рост политического, военного культурного сотрудничества между Западом и Востоком, различными регионами планеты. Но, с другой стороны, дальнейшего прогресса в разоружении нет. Вы этом плане ситуация мало чем отличается от ситуации времён типичной холодной войны. Ряд наиболее экономически развитых и сильных в военном плане государств стремится использовать сложившуюся ситуацию для значительного усиления экономических, политических и военных позиций. Об этом свидетельствуют прежде всего расширение военного блока НАТО и его продвижение к границам России. Всё большую тревогу вызывает, далее, стремление политической элиты США установить новый однополюсный порядок, опираясь на собственную экономическую и военную мощь. При этом американцы игнорируют не только интересы большинства народов мира, но всё чаще и своих союзников. Озабоченность мировой общественности вызывает стремление использовать для достижения собственных целей ООН и другие международные организации. Весьма наглядно эта политика обнаружилась в военных акциях США против Югославии и Ирака.

Постоянно растут во всём мире военные конфликты локального масштаба. По всему миру разливаетсяволна терроризма. Геноцид в Руанде, братоубийственная война в бывшей Югославии, газовая атака и взрыв в токийском метро, 11 сентября в США. Число подобных примеров постоянно растёт. Последствия этих процессов могут оказаться вполне сопоставимы с войнами мирового масштаба.

Рост технической мощи человечества имеет обратную сторону. Скажем, небольшая группа ядерных террористов способна нарушить нормальный ход жизни всей человечества цивилизации. Объектами диверсий легко могут стать такие нервные центры современного общества, как атомные электростанции, нефтеперерабатывающие комплексы, банки данных и т. д.

Видные ученые и политические деятели указывают на прямую связь между сохранением мира на Земле и улучшением экономического положения бедной части планеты. Ибо мир и свобода в западном мире не могут в длительной перспективе сосуществовать с голодом и болезнями в Африке и других регионах.

Экологическая проблема

Её сущность заключается в глобальном уменьшении природной среды обитания человека, в быстром уменьшении её ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе. Всё это ставит под вопрос будущее человечества.

Современное производство обладает чрезвычайно низким суммарным коэффициентом полезного действия: от 2 до 10 процентов. Вся же теряемая масса (90-98 процентов) загрязняет окружающую среду и сохраняет опасность обвальной экологической катастрофы, с которой человечество не сможет справиться. Вероятно, в ближайшем будущем будут появляться всё более экологически опасные производства, и никакие меры безопасности не смогут уберечь мир от возможной тотальной катастрофы. В данной связи со временем, возможно, будет рассмотрен вопрос о выносе подобных производств за пределы планеты в околоземное пространство.

Действия человека по отношению к природе носят всё более некомпенсируемый характер. Так, естественный процесс образования угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Между тем огромная их масса извлечена из недр земли всего лишь за последние 150-200 лет. Ныне эти ресурсы на исходе, а их потребление многократно возрастает. Существует реальная опасность их полного исчерпания в ближайшие несколько десятков лет. Уже сейчас нефть перестаёт быть дешевым и избыточным ресурсом. Выходом из ситуации является обращение к альтернативным видам энергии: солнечной, геотермальной, энергии ветра и приливов. Однако пока массовая замена ископаемых видов энергоресурсов альтернативными представляется маловероятной. Наблюдается далее процесс ускоряющейся вырубки леса, в том смысле в России, Канаде. Бразилии и других странах. А ведь леса этих стран настоящие «лёгкие планеты», они в огромных количествах снабжают её кислородом. Деградация окружающей среды сопряжена далее с тенденцией деградации самого человека.

Нельзя сказать, что народы мира не понимают нависшей опасности. Важное значение в её осознании сыграли видные учёные, объединившиеся в рамках «Римского клуба». Тем не менее, эффективных мер по изменению ситуации не принимается. Природоохранные мероприятия требуют больших средств и усилий. Между тем, даже сравнительно небольшие экологические затраты встречают сопротивление в развитых странах мира. (Отказ США выполнять соглашения по снижению парникового эффекта.) Дело здесь заключается прежде всего в нежелании лишиться значительной доли получаемой прибыли, а также боязни потерпеть поражение на очередных президентских, парламентских и прочих выборах из-за снижения уровня жизни населения богатых государств.

Неадекватный характер политической стратегии стран мира особенно просматривается в гигантской диспропорции в расходах на оборону и охрану окружающей среды. (Эта разница в пользу обороны достигает пятидесятикратной и более величины.) Причём в страны третьего мира, с одной стороны, поставляется всё больше оружия, а с другой – устаревшее оборудование и неэкологичные технологии, усугубляющие и без того сложную экологическую ситуации. Неудивительно, что темпы загрязнения и деградации природы там значительно выше, чем в западных странах.

Демографическая проблема

За последнее тысячелетие население нашей планеты увеличилось в 15 раз. Причём первое удвоение произошло за 700 лет, второе – за 150, третье – за 100 и последнее – менее чем за 40 лет.

Демографическая проблема в 20 столетии постоянно обострялась в процессе происходившего в мире демографического взрыва. Так, в начале 20 века население Земли насчитывало 1 млрд. 608 млн. человек, в 1930 – 2 млрд., в 1976 – 4 млрд., в 1987 – 5 млрд., в 2000 – 6 млрд. человек. Результатом этого стало постоянно увеличение числа голодающих и бедных слоёв населения. Средний доход на душу населения на Юге составлял лишь 6 процентов от соответствующего показателя в странах Севера. Между тем более 9/10 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны.

По оценкам ряда специалистов, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить комфортную жизнь не более чем одному миллиарду человек (так называемому «золотому миллиарду»).

Ныне 1/5 часть человечества располагает более чем 4/5 мирового дохода, в то время как остальные 4/5 населения – всего 1/5. А 1/20 человечества (США) использует 2/5 мировых потребительских ресурсов.

В развивающихся странах одновременно существует низкая смертность, которая характерна для развитых стран уже в начале 20 века, и высокая рождаемость, типичная для 18 века. По уровню же производительности труда и доходу на душу населения, по грамотности и общему культурному уровню подавляющее большинство народов этих странах живёт ещё где-то в 19 веке. Между тем, к 2000 году доля развивающихся стран в мировом населении достигла почти 80 процентов. В результате в мире ежегодно погибают от голода несколько десятком миллионов человек, причём больше детей, чем взрослых. Демографический взрыв в странах Азии, Африки и Латинской Америки, хотя и не является главной причиной их отсталости, всё же создаёт дополнительные трудности и ведёт к обострению социально-экономических проблем, придавая им более масштабный характер.

Совершенно иная ситуация складывается в развитых странах, где установилась низкая рождаемость. Она стала существенной причиной постарения населения (то есть увеличения доли лиц 60 лет и старше). Здесь, как правило, наблюдается снижение рождаемости, не обеспечивающее даже простое воспроизводство населения. Для населения этих стран характерно избыточное потребление продуктов питания, электроэнергии и многих других ресурсов. Сказанное особенно характерно для «золотого миллиарда».

Следует заметить, что в мире есть удачная практика по контролю рождаемости. Вот уже тысячу лет мировое первенство по населению удерживает Китай. Каждый пятый житель в Земли – китаец. В начале 60-х годов демографическая ситуация в стране примерно соответствовала нынешней индийской. Но сейчас уровень рождаемости в КНР вдвое ниже, чем в Индии. Между тем население Индии в 2025 году может достигнуть 1,4 миллиарда и лишь немногим будет уступать китайскому (1, 47 миллиарда).

Демографы считают, что сейчас демографический взрыв закончился. Однако, прежде чем рост населения остановится к середине 21 века. Численность населения возрастёт до 7 - 9 миллиардов человек за счет избыточно высокой рождаемости в исламском мире и некоторых других регионах. Экологически это слишком много для земной биосферы. Но обвальная депопуляция, убыль населения со скоростью его роста в 20 веке, нежелательны: нарушится связь поколений, и народы будут хронически запаздывать в адаптации к новому. В 20 веке не смертность, а низкая рождаемость является определяющим процессом депопуляции.

Россия ныне занимает шестое место по численности населения. На Россию приходится 2,5 процентов мирового населения.

С 1992 года в России началось абсолютное сокращение численности населения – ежегодно на 200 – 400 тысяч. Сокращение происходило за счет естественной убыли и было бы еще большим, если бы не миграция из бывших союзных республик, компенсирующая более половины естественной убыли. Надо, однако, иметь в виду, что массовая иммиграция, если она не связана с притоком молодых возрастов вряд ли будет способствовать омоложению населения.

Универсального (единого) рецепта решения проблемы народонаселения не существует. Любое государство, если оно исходит из интересов собственного народа, стимулирует процессы, направленные на достижение оптимальной для него численности и структуры народонаселения.

Глобальные проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Демографические процессы. В свою очередь, могут усугубить (в случае быстрого прироста населения) или, напротив, облегчить экологическую ситуацию (при оптимальной численности населения, проживающей на данной территории).

Решение глобальных проблем требует объединения и изменения приоритетных политических ориентиров абсолютного большинства государств. Затягивание их решения грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества. При этом все шире распространяется понимание того, что сам по себе рыночный механизм, господствующий в мировой экономике, не может справиться с глобальными проблемами, устойчивое общество никогда е возникает в рамках мировой экономики, которая опирается только на действие рыночных, далеко не всемогущих инструментов. Рыночный механизм крайне восприимчив к самым незначительным явлениям сегодняшнего дня, но вряд ли может быть надежным компасом при решении долгосрочных задач.

Надеждой против всего этого остается естественный прогресс в первую очередь социальный. Человечество, несмотря на распри и конфликты, все же движется вперед к все более масштабному сотрудничеству и уникальности. Свидетельство тому – растущие, развивающиеся и крепнущие связи между жителями нашей планеты. Расчеты ученых и специалистов свидетельствуют, что решение глобальных проблем человечеству вполне по плечу.

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М., 2001.

Введение в философию. М., 2002.

Философия. Уч. пособие для вузов. 2-е изд. Ростов-на-Дону, 2001.

Какие проблемы и в силу каких причин относят к числу глобальных проблем современности?

К глобальным проблемам современности относят, в первую очередь, проблемы мира и войны, экологическую и демографическую. В силу их значимости для всей планеты.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3693 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...