Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Научные, философские и религиозные картины мира



Картина мира есть совокупность представлений об окружающей человека реальности.

Научная картина мира.

Поистине огромные достижения науки последнего столетия сделали ее глубоко престижной и уважаемой областью знания. Рисуемая наукой картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, вселенной. Сама наука претендует на роль бесстрастного и точного зеркала, отражающего мир в строгих понятиях и стройных математических вычислениях. При этом нередко забывают, что наука постоянно развивается. Сегодняшняя картина мира не равна вчерашней. Между тем мы живем научной картиной прошлых лет и веков, а сама наука уже ушла далеко вперед.

Общенаучную КМ разделяют на естественнонаучную, социально-гуманитарную и техническую.

Исторически первой естественнонаучной КМ была механистическая картина Нового времени. Она напоминала часы. В ней нет места случайности. Гигантские космические просторы, в которых движутся по четким траекториям массы материи – не несет в себе никакой необходимости появления человека и сознания. Человек здесь – ошибка, курьезный случай. Он побочный продукт (эпифеномен) звездной эволюции. Представление о Вселенной как о гигантской заводной игрушке преобладало в XVII-XVIII веках.

Но XIX век пришел к парадоксальному выводу: «Если бы мир был гигантской машиной, - провозгласила термодинамика, - то такая машина неизбежно должна была бы остановиться, так как запас полезной энергии рано или поздно был исчерпан».

В XX веке произошла коренная смена естественнонаучной картины мира. Вплоть до начала XX века господствовала система мышления, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта.

Механистическая система Ньютона состоит из атомов – маленьких неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой и связанных таинственным законом тяготения. Она организована в трехмерное пространство эвклидовой геометрии. Это пространство абсолютно, постоянно и всегда находится в покое. Время также абсолютно, автономно и независимо от материального мира. Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого через настоящее в будущее.

В начале XX века был сделан целый ряд открытий, они в корне изменили картину мира. Согласно Теории Относительности пространство и время не являются отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно переплетены и образуют единый континуум. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Свойства пространства и времени зависят от особенностей движущейся материи. Пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство искривляется, а время замедляется. Другие современные теории установили факт необратимости времени.

Эта картина мира существенно отличается от предшествующей (механистической). Так, в системе Ньютона пространство и время обладают абсолютными и неизменными свойствами и полностью отделены от материи.

Религиозная картина мира

Все религии считают, что наша эмпирическая действительность носит производный, вторичный характер. Она – результат другой, настоящей, истинной реальности – Бога. Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы. Эти силы могучи, таинственны, чудодейственны. Их власть над земным бытием огромна.

Современные религии не отрицают достижений науки. Но они всегда подчеркивали: дело науки – изучать только физический посюсторонний мир. Дальше простирается область религии. Над людьми существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и суд.

Религиозное сознание невозможно без культа: обрядов, ритуалов, богослужений, молитв и необходимых для этого храмов, утвари и т.д. Культ призван соединить верующего со сверхъестественным высшим миром, позволяет ему быть услышанным всемогущими божественными силами.

В центре любой религиозной картины мира – образ Бога или Богов. В развитых монотеистических религиях (т.е. религиях, признающих одного верховного всемогущего Бога) существует два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Катафатическое богословие позволяет говорить о Боге в превосходных степенях: Бог вездесущ, всемогущ, всеблаг и т.д. Апофатическое богословие считает, что Бога можно познать только сердцем, только в откровении, и человеческий язык не в силах выразить божественные качества. Поэтому Бог может быть определен только отрицательно: он не то, не то и не то… Повседневное сознание, в отличие от богословского, всегда конкретизирует образ Бога и придает ему, как правило, человеческую внешность: облик возвышенный и грозный.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. В политеистических представлениях главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе, так же как и люди. Ему отмерен свой век, свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевс не создает земного мира и Космоса, не создает их и Будда в буддизме. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме – огромное множество. В отличие от Зевса, подчиненного слепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственному усмотрению.

Христианский Бог, напротив, обладает абсолютным всесилием и бессмертием. Но это очень сложная фигура для понимания. С одной стороны, это – безличное творящее начало, или Бог–Отец. С другой стороны – это личность, Иисус Христос, Бог-Сын. Есть у Бога и третье проявление – Дух Святой. Все три лица неразделимы.

Христианский Бог творит мир из ничего и самовластно управляет им: без воли Божьей ни один волос не упадет с человеческой головы. В то же время Бог наделил людей свободой выбора, и они сами вольны выбирать между добром и злом. Это одно из противоречий христианской религии: человек свободен и предопределен. Богу противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом. Он воспользовался данной ему свободой и создал сферу зла. Сам Дьявол может лишь переманивать на свою сторону заблудшие души. Таким образом, в христианской картине мира отношение добра и зла несимметрично: Бог всегда сильнее, он – заведомый победитель.

Каково место человека в религиозных картинах мира? Буддизм определяет человеку весьма печальную судьбу. Человек принадлежит к низшим ступеням мира, он подчинен закону кармы – причин и следствий. Тело умирает, но причины, созданные поведением человека при жизни, определяют, где и кем ему снова родиться. Душа возвращается в мир и пожинает плоды своего прошлого поведения. Земная жизнь – это сплошное страдание: болезни, утраты, разочарования, смерть. Поэтому, высшая цель для человека – прекратить цепь перерождений, которая тянется в дурную бесконечность. Мудрец желает стать Буддой, т.е. просветленным, отказаться от желаний, и перейти в состояние нирваны – вечного блаженного покоя. Потеря личности, индивидуальности – важнейшая цель человека. От индивидуальности – все зло.

Христианство, как никакая другая религия, рассматривает бытие человека в качестве трагического и разорванного. Человек создан по образу и подобию божьему, но грех Адама и Евы выбросил человечество из райских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенства и смерти. Человек грешен, даже новорожденный младенец. Всех людей ждет впереди Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Воскрешенные Господом в теле (а душа и тело для христианства едины), одни обретут вечное блаженство, другие – вечные муки. Тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен следовать всем нравственным поучениям христианской церкви, твердо верить в основные положения христианства, молиться Христу, не поддаваться искушениям плоти и гордыни.

На Западе Бог выбирает людей, давая им Откровение через пророков и святых. В восточных цивилизациях люди сами выбирают богов или Бога и действуют не по откровению, а на основе собственной интуиции, стремясь к самосовершенствоанию. Отсюда вытекает разное отношение к системе религиозных ценностей у людей разных культур. В одних религиях (иудаизм, христианство, ислам) выбор делается человеком раз и, как правило, на всю жизнь. Вероотступничество рассматривается как предательство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Человек должен более или менее жестко (особенно в исламе) следовать традиционным нормам и публично демонстрировать свою принадлежность к данной конфессии. Пренебрежение этим влечет за собой соответствующие санкции. Рели­гии Востока (буддизм, синтоизм и др.) более «мягкие», они не запрещают человеку поклонение другим богам, если это не противоречит его личным убеж­дениям

Философская картина мира

Даже современная научная картина мира не является вполне единой и единственной. Тем более не было и нет единой философской картины мира. В целом, сложились и существуют несколько разновидностей философской картины мира: материалистическая и идеалистическая, диалектическая и недиалектическая, рационалистическая и иррационалистическая. Классический рационализм подчеркивал такие черты реальности, как ее системность, упорядоченность, симметричность. Напротив, классический иррационализм акцентирует внимание на хаотичности, асимметричности бытия. Сегодня эти картины мира сближаются

В области социальной философии продолжается дискуссия между представителями формационной и цивилизационной методологий.

В конце XX столетия значительно вырос интерес к нетрадиционным мировоззренческим учениям. Они пытаются соединить в одно целое философское мировоззрение с религиозным, знание и веру, рационализм и иррационализм. Пример тому – теософия, эзотерические учения.

Какие картины мира чаще всего принято выделять?

Базовыми КМ выступают научная, религиозная, философская.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 972 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...