Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философский иррационализм



Наряду с рационалистической, постоянно эволюционировала также философия иррационалистического типа. Мыслители данного направления резко и порой вполне обоснованно критиковали классический рационализм за такие “фикции”, как “божественный разум”, “абсолютный дух” и другие теолого-идеалистические абсолюты. Однако на место разума, в свою очередь, они водрузили иные, уже нерациональные абсолюты.

В Новое время ярким представителем иррационализма является учение А. Шопенгауэра (1788-1860), который на первое место выдвинул волю. Немецкий мыслитель написал книгу “Мир как воля и представление”. Он представил волю как независимую от контроля со стороны разума и родственной “неисповедимым силам” Вселенной. В результате воля была превращена в первоначало и абсолют. Эта мировая воля иррациональна, ибо непознаваема человеческим разумом.

ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ

Ф. НИЦШЕ (1844-1900)

Вслед за Шопенгауэром и под его сильным влиянием сформировался другой немецкий мыслитель Ф. Ницше. Он выступил с требованием “переоценки ценностей”. Главное в этой переоценке – отрицание морали и религии. (“Бог умер”. Религия есть “воля к гибели”.)

Философия Ницше не является монолитной или системной. У мыслителя немало колебаний, сомнений, противоречий. Главная интенция ницшеанской философии – аксиологическая. Мыслитель писал: “Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы сохранить себя, - он создал сперва смысл вещам, человеческий смысл! Поэтому он называет себя “ человеком”, т.е. оценивающим. Оценивать – значит созидать: слушайте, вы, созидающие! Оценивать – это драгоценность и жемчужина всех оцененных вещей. Через оценку впервые является ценность; и без оценки был бы пуст орех бытия”.

На место религиозной и нравственной веры должна быть поставлена воля к власти. Свои лучшие произведения Ницше излагает в образной художественно-метафорической форме. Поэтому его нередко называют философом-поэтом, лириком познания и т. п.

Если для предшественников Ницше высшей ценностью был Бог или человек вообще, то для Ницше – высшая ценность “сверхчеловек”. Именно Ницше создал новый миф о сверхчеловеке, подхваченный затем его последователями.

В чем наибольшие отличия рационализма и иррационализма Нового времени?

Мыслители иррационалистического типа на место разума водрузили иные, уже нерациональные абсолюты.

Какой абсолют выдвинул А.Шопенгауэр и чем он отличается от абсолютов его предшественников?

Шопенгауэр на первое место выдвинул волю. Она была превращена в первоначало и абсолют и объявлена иррациональной (непознаваемой).

Какое содержание вкладывал в «переоценку ценностей» Ницше?

Отрицание морали и религии.

Какова высшая ценность у Ницше?

Сверхчеловек.

ПСИХОАНАЛИЗ

Весьма влиятельным среди множества различных школ 20 столетия был психоанализ. Его основы как философской концепции были сформулированы З. Фрейдом (1856-1939). Для учения австрийского ученого и его последователей характерно сведение социальных явлений к их биологическому началу. Так, Фрейд особое значение придает сексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуальной энергии («либидо») на жизнь и поведение людей. Сексуальная энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

Со временем Фрейд расширил область инстинктов, детерминирующих поведение людей. Он отнес к ним, с одной стороны, инстинкты к жизни и самосохранению, а с другой – инстинкты разрушения, агрессии и смерти. В конечном счете борьба инстинктов жизни и смерти, Эроса и Танатоса, определяет, по Фрейду, ход развития человека, общества и его культуры. Причем функцию культуры он определял как репрессивную. Она заключается в том, социальные нормы подавляют естественные инстинкты и влечения людей, лишают их свободы и счастья. В целом философия Фрейда носит пессимистический характер.

Расширение рамок психоаналитической теории происходит у К. Юнга (1875-1961). Он ввел для изучения проблему “коллективного бессознательного”, назвав ключевые образы архетипами. В целом, для фрейдизма характерно биологизаторство и недооценка социальной обусловленности человеческого поведения.

Противоречие фрейдистской картины мира реальностям XX столетия и в то же время стремление сохранить некоторые принципиальные ее положения вызвало к жизни неофрейдизм. В неофрейдизме сделан серьезный шаг вперед по включению в философию значительной части общественной проблематики – в первую очередь культурно-психологической (К. Хорни).

Какая черта в наибольшей степени отличает психоанализ Фрейда и Юнга?

Биологизаторство, недооценка социальной обусловленности человеческого поведения.

В чем заключается наибольшее отличие неофрейдизма от предшествующих психоаналитичепских теорий?

В неофрейдизме сделан серьезный шаг вперед по включению в философию значительной части общественной проблематики – в первую очередь культурно-психологической.

ЗАПАДНЫЕ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ШКОЛЫ XX-XXI СТОЛЕТИЙ

Помимо школ с односторонней философской ориентацией, в мировой духовной культуре всегда существовало мощное стремление к интеграции знаний и ценностей, различных философских картин мира. Для этих школ характерно стремление как можно теснее связать философию с наукой, искусством, всей духовной и материальной жизнью людей.

К интеграционным следует отнести ряд течений западной религиозно-философской мысли, сделавших попытку увязать принципы религии с современной философией и наукой. Типичное направление такого рода – НЕОСХОЛАСТИКА. Приоритет в рамках любых ее школ принадлежит вере. Неосхоластическое движение открыли две папские энциклики (1879 и 1907). В 1950 г. папа указал, что не следует принимать схоластическую философию как археологический памятник. Важно видеть в ней неумирающее живое наследие христианской эпохи. На Втором Ватиканском соборе (1962-1965) было заявлено: “Верующие не могут не быть в тесном союзе с временем и современниками, их образ мысли и чувствования пронизан временем, слепок которого – культура. Христиане должны уметь гармонизировать данные новых наук, теорий и открытий с христианской моралью и мыслью”.

Одной из наиболее мощных ветвей неосхоластики является НЕОТОМИЗМ. Традиция, на которую опирается неотомизм, насчитывает семь столетий и восходит к учению средневекового схоласта Фомы Аквинского (1225-74). В 1879 г. духовное наследие Ф. Аквинского было объявлено официальной философской доктриной католической церк­ви. При этом учение средневекового схоласта под натиском новых социально-куль­турных реалий подвергается существенной модернизации.

Неосхоластика и неотомизм не замы­каются в узком кругу профессиональных фило­софов, а имеют широкое распространение. В мире сейчас насчитывается около 1 миллиарда католиков. Наиболее колоритными фигурами среди неотомистов являются Ж.Маритен (1882-1973) и Э.Жильсон (1884-1978). Неотомисты пытаются преодолеть «крайности» материалистического и идеалистического миропонимания. Свою философию они называют «реализмом». На деле неотомизм – это разновидность объективного идеализма, поскольку в качестве первоосновы сущего им принимается духовная субстанция, именуемая Богом.

Стержневым принципом неотомистской философии считается положение о гармонии веры и разума. Источником веры признает­ся сам Бог. Истины, которые он открывает, безусловны. Источником ра­ционального познания является человек. Ему многое доступно. Он способен постигать свойства природных явле­ний и проникать в содержание относительных истин. Но добытые рациональ­ным путем знания требуют постоянного контроля со стороны веры, истины которой получены сверхъестественным образом. И вера, и разум направлены в конечном счете на познание безусловного духовного Абсолюта, т.е. Бога.

Характерной чертой сотворенного мира неотомизм признает его иерархи­ческую упорядоченность. При этом мироздание описывается в ценностных категориях. Разные слои бытия — первоматерия, неорганическая природа, растительный, животный и человеческий миры, наконец, царство чистых духов — ангелов — обладают своей собственной ценностью, которая изначально предопределена божьим промыслом. Начиная с первоматерии, ценность каждого последующего слоя бытия нарастает. Пре­дельной ценностью наделяется сверхприродная субстанция — Бог как подлинное воплощение абсолютного блага. Бог – единственный субъект ценностей мироздания. Главный смысл существования личности неотомисты видят в стремлении к высшему благу.

Существенной модернизации подверглась религиозная западная философия XX-XXI вв. в целом. Особенно важно их повышенное внимание к динамичной, активной стороне человеческого личностного бытия, что отнюдь не характерно для предшествующих этапов развития религиозно-философской мысли. Фактически неотомизм пытается достичь нового синтеза рационализма с иррационализмом, отвечающего современному состоянию духовной культуры общества. Во многих работах современных классиков религиозной философии привычные сюжеты (Бог, его бытие и т.д.) отодвинуты на второй план. Традиционная ориентация полагает наиважнейшим делом человека богопослушание, в то время как современные религиозные авторы на первый план выдвигают поиски человеком своего “Я”, своей неповторимой духовности. Религиозные мыслители не утешают человека, не гарантируют ему ничего, кроме постоянного поиска пути к духовному совершенству.

Что такое неосхоластика и неотомизм?

Неосхоластика и неотомизм представляют собой обновленную в духе современности религиозную философию.

Как именуют свою философию неотомисты?

Неотомисты именуют свою философию «реализмом». На деле – это философия объективного идеализма.

Каков стержневой принцип неосхоластической и неотомистской философии?

Стержневой принцип неосхоластической и неотомистской философии заключается в положении о гармонии веры и разума.

Учение о бытии





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 965 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...