Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Западная философия Нового времени



17 в. открывает период, который принято именовать философией Нового времени. Процесс распада феодального общества, начавшийся еще в Эпоху Возрождения, набирает силу в 17 в. В 16–18 веках происходят буржуазные революции в Нидерландах, Англии, Франции и других странах. Развитие нового - буржуазного – общества порождает изменения не только в экономике, политике или социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим инструментом такого изменения общественного сознания оказывается наука. Поэтому на первый план выходят проблемы теории познания.

Родоначальником философии Нового времени является Ф. Бэкон (1561-1626). В отличие от тех, кто видел в науке самоцель, английский мыслитель подчеркивает, что наука служит жизни и практике. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “Знание - сила”, в котором отразилась практическая направленность новой науки и философии.

Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью. Бэкон вошел в историю как родоначальник материалистического эмпиризма (в переводе с греческого – опыт). Мыслитель искал средства для преодоления разного рода предрассудков, или «идолов», которыми обременено сознание человека.

В своей утопии “Новая Атлантида” Бэкон выражает представление об идеальном устройстве общества. В нем существует деление на богатых и бедных, значительную роль играет христианская религия. Вместе с тем, исключительное положение занимает там сообщество ученых - “дом Соломона”, которое имеет решающее слово в делах руководства и организации населения. Критичность социальной утопии Бэкона не обращена против господствующих общественных отношений. Она направлена на их “оздоровление”, очистку от негативных явлений, которые сопровождали развитие капитализма.

Английский мыслитель Т. Гоббс (1588-1679) является классическим представителем номинализма. Согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Предметом философии мыслитель считает тело. Фактически Гоббс все существующее в мире, в том числе сознание, сводит к телесности. Таким образом, в учении Гоббса обнаруживается крен в сторону плоского (упрощенного) материализма.

Весьма серьезное значение имеют социально-политические взгляды Гоббса, полагавшего, что “естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество, была …война всех против всех”. В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей. Прекратить ее может лишь образование общества и государства. Общество может покоиться лишь на согласии интересов, соответствие которых достигается соглашением.

Первой философской величиной среди плеяды английских просветителей был Д. Локк (1632-1704), друг Ньютона. Локк разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма.

Человеческая мысль (душа), согласно Локку, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов. Он считает душу чистым листом бумаги. Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот лист заполняет письменами. Для Локка ощущение является основой всякого познания.

Материя, согласно Локку, “не обладает способностью произвести в себе движение”. Здесь Локк продолжает магистральную линию метафизики. Абсолютной активностью обладает лишь Бог, “чистый дух”, “материя только пассивна”.

В своих социально-философских взглядах Локк исходит из естественного состояния общества. Но это естественное состояние не является “войной всех против всех”, как у Гоббса. Наоборот, это “состояние равенства”. Локк обосновал требование об отделении церкви от государства, тезис о праве граждан на свободу совести. Частная собственность – вечный атрибут человеческого общежития. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной.

Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философии и общественно-политической мысли. Они оказали большое влияние на мыслителей Великобритании и Франции.

Наряду с эмпирическим направлением, развивался философский рационализм.

Французский мыслитель Р. Декарт (1596-1650) являет собой тип революционеров, усилиями которых была создана наука Нового времени. По его мнению, самое достоверное из всех суждений “ Мыслю, следовательно, существую”. Это как бы абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки. Центральным понятием рационалистической философии Декарта является понятие субстанции. Весь мир он разделил на субстанцию духовную и материальную. Духовная субстанция неделима, важнейший признак материальной – делимость до бесконечности. Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой, а в природе все подчиняется чисто механическим законам. Именно в XVII в. формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX в. и как раз Декарт создает представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным “толчком”. Бог вносит в природу движение. Таким образом, Декарт – дуалист, тяготеющий, однако, к идеализму и метафизике.

Сильное влияние Декарта испытал на себе Б. Спиноза (1632-1677). Однако нидерландский мыслитель не принял его дуализма и создал монистические и одновременно пантеистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом, или природой. Бог не стоит над природой, не является творцом вне природы. Спиноза определяет субстанцию как причину собой себя, то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Пантеизм Спинозы есть шаг на пути к материализму. Если исходный вопрос гносеологии Спиноза решает по преимуществу материалистически, то второй по значимости вопрос – крайне метафизически. Его субстанция лишена движения.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) противопоставил учению Спинозы о единой субстанции учение о множественности субстанций. Лейбниц полагал, что учение о единой субстанции исключает движение, активность. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад (в перев. с греч. - единое, единица). Неделимые монады составляют сущность всей природы. На вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду – Бога. Возрастание сознательности или разумности – вот критерий для определения степени развитости монады. Сущность каждой монады составляет деятельность.

Кто является родоначальником философии Нового времени?

Родоначальником философии Нового времени является Ф. Бэкон.

Какой знаменитый афоризм принадлежит Ф.Бэкону и в чем его сокровенный смысл?

Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “Знание - сила”, в котором отразилась практическая направленность новой науки и философии.

Каково основное содержание утопии Ф.Бэкона?

В “Новой Атлантиде” Бэкон выражает представление об идеальном устройстве общества. В нем существует деление на богатых и бедных, значительную роль играет христианская религия. Вместе с тем, исключительное положение занимает там сообщество ученых - “дом Соломона”.

В чем проявился номинализм и упрощенный материализм Т. Гоббса?

Гоббс является классическим представителем номинализма. Согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Предметом философии мыслитель считает тело. Фактически Гоббс все существующее в мире, в том числе сознание, сводит к телесности.

Каковы социально-политические взгляды Гоббса?

Гоббс полагал, что “естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество, была …война всех против всех”. В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей. Прекратить ее может лишь образование общества и государства.

Какова главная аксиома в учении Декарта?

Согласно Декарту, самое достоверное из всех суждений “ Мыслю, следовательно, существую”.

Какое понятие является центральным в философии Декарта?

Центральным понятием у Декарта является понятие субстанции. Весь мир он разделил на субстанцию духовную и материальную. Тем самым мыслитель создает классическое дуалистическое учение.

Какое решение дает Спиноза важнейшим вопросам философии?

Спиноза создал монистические и одновременно пантеистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом, или природой. Его субстанция лишена движения. Пантеизм Спинозы есть шаг на пути к материализму.

В чем наиболее существенные отличия учения Лейбница от учения Спинозы?

Лейбниц противопоставил учению Спинозы о единой субстанции учение о множественности субстанций.

Что такое монада?

Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад. Неделимые монады составляют сущность всей природы.

Почему учение Лейбница является идеалистическим и одновременно диалектическим?

На вершине лестницы монад Лейбниц помещает высшую монаду – Бога. Возрастание сознательности или разумности – вот критерий для определения степени развитости монады. Сущность каждой монады составляет деятельность.

Каково содержание эмпиризма Локка?

Согласно Локку, ч еловеческая мысль (душа), согласно Локку, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов. Он считает душу чистым листом бумаги. Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот лист заполняет письменами.

Ощущение является основой всякого познания.

Какое содержание вкладывает Локк в понятие «естественного состояния»? Каковы важнейшие социально-философские (аксиологические) взгляды Локка?

В своих социально-философских (аксиологических) взглядах Локк исходит из естественного состояния общества (“состояния равенства”). Локк обосновал требование об отделении церкви от государства, тезис о праве граждан на свободу совести. Частная собственность – вечный атрибут человеческого общежития.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2259 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...