Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В социальной философии ныне сложились два относительно самостоятельных методологического подхода к анализу общественных явлений: формационный и цивилизационный. Теория общественно-экономических формаций с самого начала складывается как универсальная философия истории. Напротив, теория цивилизаций длительное время расчленяла историю на несвязанные или мало связанные между собой периоды и эпохи.
Общественно-экономическая формация – это исторически определенный тип общества, в основе которого лежит соответствующий способ производства материальных благ.
Согласно Марксу, существуют три основные формационные эпохи: 1. первобытнообщинная, 2. классово-антагонистическая и 3. коммунистическая. В основе развития формаций лежит соответствующий способ производства материальных благ. Его смена влечет за собой коренные преобразования формационной реальности. Существует два типа способов производства и, соответственно, два типа формаций: неантагонистический и антагонистический. Первый связан с преобладанием общественной собственности на средства производства (это родовое и коммунистическое общество); второй (классовый) предполагает, что основные средства производства принадлежат не всему, а части общества (его меньшинству).
Каждая новая формация превосходит предыдущие по производительности труда, социальной и политической организации общества и духовной культуре, по тем условиям, которые предоставляет данное общество для развития человека.
Что означает понятие общественно-экономическая формации (формационной реальности)?
Формационная реальность – это универсальное бытие общественной формы движущейся материи.
Каковы основные формационные эпохи?
Выделяют три формационные эпохи: первобытнообщинную, классовую и коммунистическую.
Как связаны между собой способ производства материальных благ и общественно-экономическая формация?
В основе общественно-экономических формаций лежит соответствующий способ производства материальных благ. Существуют два типа способа производства и, соответственно, типа формаций: неантагонистический и антагонистический.
В чем отличие неантагонистического и антагонистического типов формаций?
В неантагонистических формациях превалирует общественная собственность на средства производства. В классово-антагонистических формациях основные средства производства принадлежат не всему, а части общества.
Каким путем осуществляется переход от одной формации к другой?
Переход от одной формации к другой осуществляется путем социальной революции.
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Сам термин «цивилизация» означает гражданский, государственный. В философской и иной литературе понятие цивилизации употребляется весьма нестрого и в самых разных, нередко взаимоисключающих друг друга смыслах. В 19-20 вв. доминирующими явились трактовки цивилизаций как замкнутых общественных организмов. К их индивидуальной судьбе сводилась всемирная история. Характерны в данной связи концепции исторического круговорота (Данилевский, Шпенглер). Одним из первых мыслителей, разработавших концепцию всемирной истории, был Н.Я.Данилевский (1822-1885). Многие идеи Данилевского в начале XX в. воспринял немецкий мыслитель О.Шпенглер (1880-1936) – автор работы «Закат Европы» (в буквальном переводе «Закат стран Запада»). Шпенглер выдвинул собственную версию теории исторического круговорота. Он полагал, что общество не в состоянии выбраться из заколдованного круга, в котором неизменно повторяются одни и те же ступени – зарождение, расцвет, упадок. 8 выделенных Шпенглером «локальных культур» подчинены жесткому биологическому ритму (рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат).
Теория Шпенглера неоднозначно воспринимается представителями интеллигенции. Многие серьезные мыслители (в их числе Н.А.Бердяев, Ф.А.Степун, С.П.Франк и др.) указывали на принципиальную антинаучность его философского мышления, на то, что его книга дышит полным презрением ко всем вопросам современной научной философии, к вопросам методологии и теории знания». Они подчеркивали, что Шпенглер на место науки ставит «дух гадания и пророчества», указывали на бесплодность его теории (См.: Бердяев Н.а., Букшпан Я.М., Франк С.Л. Освальд Шпенглер и закат Европы. М., 1922. с. 5-6, 33, 34). Его концепция носит фаталистический и пессимистический характер. Культуры герметически изолированы друг от друга. Каждой культуре отведен определенный лимит времени от зарождения до упадка – примерно тысяча лет.
Английский историк А.Дж.Тойнби (1889-1975) вначале придерживался представлений, сходных с концепцией Шпенглера. Он подчеркивал разрозненность цивилизаций, их независимость друг от друга, отрицал общественный прогресс как поступательное развитие человечества. Однако позднее всемирная история стала приобретать у Тойнби общечеловеческий характер: циклы развития цивилизаций предстали в виде вращающихся колес, продвигающих человечество ко все более глубокому религиозному постижению своего призвания. В современную эпоху назрела необходимость экуменического религиозного единства человечества (включая коммунизм, рассматривавшийся Тойнби также как одна из мировых религий). Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство.
КОНЦЕПЦИЯ ДВУХ ПУТЕЙ ЕДИНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В последнее время появился еще один достаточно перспективный вариант цивилизационного подхода. Его можно условно назвать теорией «расходящихся» путей – западного и восточного – единой цивилизации. Истоки «Запада» видят в античности и в выходе на мировую арену Рима, многие черты римского менталитета были усвоены Западом. Для Запада характерны раннее формирование предрыночных отношений, рационализм, христианская традиция (в основном протестантизм и католицизм), просветительство, представительная демократия, приоритет индивидуалистического начала перед коллективистским, развитая научно-техническая составляющая. Для Востока же характерны мистерия, интуитивизм, буддийская, исламская (и др.) религиозные традиции, традиционализм, приоритет коллективного перед индивидуалистическим, общинность, особый тип государственности (отсутствие равенства в свободе по всеобщему закону).
Эти определения Запада и Востока не следует понимать сугубо географически и привязывать жестко к конкретным странам. Конкретная страна может в ходе своего развития приобретать характерные черты как Запада, так и Востока. Например, Японию XVIII в. относят к Востоку. Япония же конца XX в. завоевала себе достойное место и в рамках Запада.
Ныне лишь один из шести миллиардов жителей Земли, проживающий в наиболее развитых странах и регионах мира (так называемый «золотой миллиард») пользуется всеми достижениями современной цивилизации. Именно здесь осуществляется уже не необходимое, а избыточное потребление продуктов питания, аналогично обстоит дело с расходованием электроэнергии и многих других ресурсов. На противоположном полюсе миллиард людей, у которых отсутствуют минимально приемлемые условия существования, ежедневно страдающих и умирающих от голода, нищеты и болезней, лишенных самого необходимого. Еще 4 миллиарда находятся посередине между двумя крайними полюсами богатства и нищеты, которые отнюдь не сближаются, а все более удаляются друг от друга.
Почему ситуация сложилась именно таким образом?
Прогресс общества от родоплеменного строя к классовому пошел в двух направлениях. Страны Западной Европы, а позднее Австралия, Канада, США поэтапно создают благоприятную атмосферу для формирования классической рыночной экономики. Политическая деятельность, государство и прочее были поставлены на службу рынку. Так, рыночные отношения внутри полисов, демократия, гражданское право, понятие свободы дает нам еще античное общество. Подобная экономическая и политическая структура общества сделала невыгодной убийство врага (ему здесь давали работу и жизнь) и привела к ограниченному использованию труда рабов. Рыночная ориентация развивалась настолько успешно, что ученые нередко характеризуют ее как «античный капитализм».
В процессе формирования феодальных отношений в Европе господствующей формой экономической организации стали раздаточные хозяйства феодалов, церкви и государства. Тем не менее это общество не было однородным, поскольку феодализм как историческая реальность представляет собой симбиоз двух существенно различных общественных структур. Как бы чужеродным элементом этого общества были средневековые города, или особые экономики. Они оставались рыночными островками в огромном море внерыночных, раздаточных отношений. Капитализм в Европе стал распространяться тогда, когда города - эти резервуары рыночных отношений - стали наполняться, расширяться и выходить из своих пределов, заполняя раздаточное окружающее пространство. (Роль колоний.)
Второй путь характерен для тех стран и регионов, в которых экономика оказалась в гораздо большей степени ограниченной наличием мощных государственно-политических структур, а собственно рыночные механизмы играли вспомогательную роль. Типичен в этом плане азиатский способ производства, который охватил собой более половины населения мира. Первоначально он возник в древнейших цивилизациях - Шумере, Египте, Китае. Данная модель развития тесно связана с автаркией и тоталитаризмом, в определенной мере затруднявших функционирование экономики и порой создававших ей дополнительные препятствия для нормального развития. Впрочем, и эта модель общественной жизни нередко демонстрировала свою достаточную экономическую и социальную эффективность.
Таким образом, исторически сложились две основные цивилизационные модели, которые в течение тысячелетий доказали свою необходимость и продуктивность. Но все же они не были полностью симметричны в плане их позитивного воздействия на развитие человека. Асимметрия заключалась в более благоприятном экономическом и социальном воздействии рыночно-демократического типа по сравнению с внерыночно-автаркическим. Будучи первоначально сравнительно бедными по сравнению с азиатскими деспотиями, страны Западной Европы первыми перешли к капитализму, превратив остальной мир в свои колониальные вотчины. Это в огромной степени способствовало росту экономической мощи западноевропейского капитализма и улучшению качества жизни его граждан. Весь же остальной мир оказался во многом обречен на застой, отсталость и нищету. Развитие западного мира всегда сопровождалось огромными человеческими жертвоприношениями: речь идет не только об истреблении коренных народов в ходе колониальных завоеваний, но и его (западного мира) внутренних войнах. В XX столетии именно западноевропейский капитализм развязал две самые кровавые войны в истории человечества.
В современном мире наблюдается, как никогда раньше, мощная волна сближения и взаимопереплетения двух ранее относительно обособленных моделей общественного развития. Это, вообще говоря, неудивительно, ибо они никогда не были абсолютно противоположными и несовместимыми друг с другом. Ведь рыночная экономика не существует без опоры на рычаги государства, роль последнего обычно возрастает в период ее сбоя или спада. В то же время значение рыночных механизмов непременно усиливалось в рамках азиатского способа производства в период нарастания в нем дезинтеграционных процессов.
Во второй половине XX в. страны мира становятся на дорогу экономической и социально-политической интеграции, которая предполагает усиление государственного вмешательства в механизм рынка, экономического программирования и планирования (пример ЕС). Во всех странах Запада ныне существует планирование народного хозяйства, опорой чего является государственный сектор. Попытка интеграции была предпринята и бывшими странами социалистического лагеря. Однако антирыночный и замкнутый характер предопределили ее неэффективность. В целом, неспособность этих стран войти в растущий мировой интеграционно-пространственный континуум стала одной из главных объективных причин распада социалистического лагеря и СССР. Дело в том, что Советский Союз к концу 80-х годов превратился в наиболее серьезное препятствие на пути усиливающегося воздействия глобальной интегративной закономерности и был ею попросту сметен. В результате создались условия для реального осуществления конвергенции Запада и Востока.
Таким образом, историческое развитие цивилизации происходило двумя основными путями: на рыночно-демократической (западная модель) и внерыночно-тоталитарной основе (азиатская линия эволюции). Дальнейшее успешное развитие социума немыслимо без серьезных корректировок политического курса со стороны ведущих держав мира. Ориентация стран рыночной экономики на получение все большей прибыли, не учитывающая исчерпание многих энергетических и других ресурсов и приводящая к обнищанию большинства населения мира, грозит всеобщей катастрофой. В то же время история XX в. доказала невозможность успешного развития общества без опоры на механизм рынка. Поэтому перед мировым сообществом стоит нелегкая, но, думается, все же разрешимая задача глобального соединения принципов рыночной экономики с эффективным государственным регулированием и требованиями социальной справедливости.
В чем заключается основной смысл цивилизационного подхода Шпенглера?
Для Шпенглера характерно рассмотрение цивилизаций как замкнутых общественных организмов. Эта и аналогичные ей концепции получили общее название теорий исторического круговорота.
Что представляет собой концепция «расходящихся» цивилизаций?
Речь идет о двух разных путях развития мирового сообщества, которые условно можно назвать «западноевропейским» и «азиатским». Первый связан с формированием рыночных отношений и системы политической демократии. Второй формировался на внерыночной и тоталитарной основе.
Что представляет собой процесс мировой интеграции на пороге XXI столетия?
В основе современного интеграционного процесса лежит превращение мирового хозяйства в структурно родственный экономический комплекс.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1992 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!