Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Марксистская философия XIX-XXI столетий



Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке. В наше время наемные работники составляют большинства человечества. Следовательно, социальная база марксизма возросла. Высшая цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм развивался весьма противоречиво и, в определенной мере, отстал от масштаба задач мировой истории. Это отставание стало одной из серьезных причин возврата ряда социалистических стран в орбиту капитализма, усиления настроений скептического к нему отношения среди недавних сторонников и последователей.

Возникновение марксизма – закономерный результат всей предшествующей истории. Оно стало возможным и необходимым при определенных исторических условиях, которые сложились в Европе к середине 19 в.

Социально-политические причины возникновения марксизма заключаются в нарастании антагонистических противоречий капитализма. На одном полюсе общества, в руках буржуазии, концентрировалось богатство, на другом, в среде пролетариев, царила нищета. В результате обостряются противоречия между пролетариатом и буржуазией. Участившиеся выступления рабочего класса свидетельствовали о превращении его в самостоятельную политическую силу. Эта новая политическая сила нуждалась и в новой политической идеологии, в новой форме философского мировоззрения. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего повсюду рабства и нищеты. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Марксистская философия возникает, следовательно, из революционной борьбы пролетариата и становится его идейным оружием.

Марксизм имеет также и свои теоретические источники (это классическая немецкая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм) и общенаучные предпосылки. Возникновению философии марксизма непосредственно способствовал ряд великих научных открытий середины 19 в. Они подрывали идеалистическое и недиалектическое истолкование природы (открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живого, эволюционная теория Дарвина).

Возникновение философии марксизма – это революция в философии, впервые в истории была создана философия для масс. Материализм до Маркса по был метафизическим, т. е. недиалектическим, а диалектика была идеалистической. “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”, - так сформулировал Маркс важнейшее отличие марксистской философии от других философских систем. Неразрывная связь марксистской философии с революционной практикой придает ей действенный, целеустремленный характер. Она не только позволяет понять, научно объяснить мир, постигнуть смысл всего происходящего в нем. Важнейшую свою задачу она видит в том, чтобы найти пути преобразования действительности, практического переустройства общественных отношений.

К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создали третью и высшую форму материализма и диалектики, прекратили их раздельное существование. Воссоединение материализма и диалектики стало возможным после коренной переработки метафизического материализма и идеалистической диалектики. При этом материализм стал диалектическим, а диалектика – материалистической.

Главный труд Маркса – «Капитал». В нем доказывается неизбежность гибели капитализма и перехода человечества к коммунизму.

В ряде своих произведений Маркс показал, что между капитализмом и коммунизмом лежит переходный период – период социализма.

Важнейшие произведения Энгельса – «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».

Маркс и Энгельс создают грандиозную, системную мировоззренческую картину реальности. Маркс и Энгельс последовательно противопоставляют диалектику метафизике. Диалектика рассматривает мир в состоянии движения, взаимодействия, развития, берет явления в их всеобщей и притом динамической связи. Напротив, метафизика абсолютизирует покой, устойчивость, конечность, неизменность. Классическая метафизика – это общее мировоззрение, «центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы. Согласно этому взгляду, природа, каким бы путем она сама ни возникла, раз она уже имеется налицо, оставалась всегда неизменной…» [Энгельс]. Движение и покой (равновесие) находятся в постоянном единстве, но при этом движение абсолютно, а покой относителен.

Аксиологическая (социально-философская) теория марксизма свое выражение находит в развитии идеи Коммунизма. Впервые эта идея ставится на фундаментальную научную и мировоззренческую основу. Коммунизм рассматривается в качестве высшей общественно-экономической эпохи. Это новое бесклассовое общество – общество гуманизма. Оно способно осуществить вековые чаяния людей. Оно основано на господстве общественной собственности на основные средства производства и отсутствии эксплуатации человека человеком, равенстве и братстве всех людей; мирном сосуществование народов планеты, без войн и кровавых конфликтов.

В то же время Маркс указывал на опасность развития по пути «казарменного коммунизма».

Еще при жизни Марксу и Энгельсу пришлось столкнуться с вульгаризацией и упрощением их теории. Главное искажение состояло в преувеличении значения экономической основы. Как показал Энгельс, материалистическое понимание истории никоим образом не сводится к «экономическому детерминизму». Все области деятельности людей тесно связаны между собой и воздействуют друг на друга. Марксистская теория отнюдь не отрицает влияния государства, права, идеологии на исторический процесс.

В разработке отдельных положений философии марксизма, а главным образом в его пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии многое сделали ученики и последователи Маркса и Энгельса. Так, Г.В. Плеханов (1856-1918) поддерживает понимание сущности человека как общественной, которая, вместе с тем, не может быть сведена к некоторым, пусть и самым важным своим составным и, прежде всего, к экономической детерминанте.

В чем заключаются социально-политические причины возникновения марксизма?

Социально-политические причины возникновения заключаются в нарастании антагонистических противоречий капитализма?

Каковы теоретические предпосылки возникновения марксизма?

Теоретическими источниками марксизма выступают классическая немецкая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм.

В чем заключаются общенаучные предпосылки возникновения философии марксизма?

Возникновению философии марксизма непосредственно способствовал ряд великих научных открытий середины 19 в.: открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живого, эволюционная теория Дарвина.

Марксистская философия XX-XXI столетий

Новый этап в развитии философии марксизма столетия связан прежде всего с именем В. И. Ленина (1870-1924). Философия марксизма возникла в период, когда общественное развитие протекало относительно спокойно. В конце 19 – начале 20 в. обстановка коренным образом изменилась; капитализм домонополистический вступил в стадию империализма. Этот этап связан с пролетарскими революциями и началом перехода ряда стран от капитализма к социализму. Экономические и социально-политические противоречия достигают небывалой остроты.

Все это требовало от марксистов анализа новых явлений. Иначе философия марксизма могла бы из живого учения превратиться в мертвую догму, в схему, лишенную действенной, преобразующей силы.

В новый исторический период вопросы мировоззрения стали в центре внимания также в связи с бурным развитием науки. В это время в развитии естествознания, особенно физики, происходила подлинная революция. Она выразилась в ломке старых “классических” основ. Революция в физике наглядно показала, что механистический и метафизический материализм уже не способен более служить удовлетворительной философской основой развивающегося естествознания. Противоречие между диалектическим содержанием новой физики и метафизическим мировоззрением ученых вызвало в физике начала 20 в. идейный кризис.

Идеалисты стали делать из новых открытий идеалистические выводы. Будто бы новейшие открытия естествознания “сокрушают” материализм. Необходимо было защитить материализм и обобщить достижения естествознания. Эту задачу выполнил Ленин, который не только обобщил новейшие открытия в естествознании, сделанные за период после смерти Энгельса, но и развил философию марксизма в целом. Развитый Лениным в новую историческую эпоху марксизм получил название марксизма-ленинизма.

Наиболее крупные философские работы Ленина: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради». Проблему взаимоотношения материи и сознания Ленин называет основным вопросом гносеологии и впервые в истории философии дает классическое определение материи как объективной реальности, обосновывает положение о неисчерпаемости ее вглубь. Эта дефиниция (точнее учение о движущейся материи) на протяжении всего XX столетия служила образцом диалектико-материалистического анализа философских категорий.

В области социальной философии (аксиологии) Ленин высказал быстро оправдавшийся прогноз о возможности победы социалистической революции в нескольких или даже в одной отдельно взятой стране.

История Новейшего времени чрезвычайно быстро подтвердила правильность ленинского прогностического мышления. В результате всех этих теоретических, а главное практических результатов Ленин и ленинизм превратились в безусловных авторитетов и лидеров среди все умножавшихся марксистских течений первой трети XX в.

Вместе с тем работы Ленина, написанные перед Октябрем и сразу после него – непосредственное свидетельство явно недостаточной готовности марксистской теории к грядущим революционным преобразованиям. В них мы находим лишь несколько важных теоретических инноваций, по сравнению с Марксом-Энгельсом: 1) вывод о возможности победы пролетарской революции в нескольких и даже одной отдельно взятой стране; 2) положение о возможном периоде сосуществования двух противоположных систем, который, тем не менее, быстро закончится победой пролетариата в результате мировой социалистической революции и углубляющегося общего кризиса империализма; 3) тезис о необходимости сохранения государства после ликвидации эксплуататорских классов, «вплоть до перерастания победившего социализма в полный коммунизм». Причем новое пролетарское, советское государство отнюдь не является «царством свободы», ибо «пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства». Социалистическое государство – переходная, противоречивая форма от государства буржуазного к коммунистической безгосударственности. Развитие социалистического общества со временем приведет к отмиранию государства и, следовательно, к отмене необходимости принуждения, ограничения свободы человека.

Однако у представителей марксизма, едва ли не до конца XX столетия, невозможно обнаружить обоснованные теоретические выкладки, касающиеся особенностей переходного периода, стратегии управления смешанной экономикой, описания разумной меры экономической и политической централизации и децентрализации, авторитарности и демократизма, принципов национально-территориального устройства нового общества и его взаимоотношений с капиталистическим окружением. Не рассматривалась проблема существования различных моделей (вариантов) социализма. Все эти вопросы пришлось решать практически после победы Октябрьской революции, испытывая острейший дефицит времени и давление негативных обстоятельств.

Опыт социализма в СССР и других странах в XX столетии с очевидностью показал ПЕРЕХОДНЫЙ характер социализма. Иными словами, социализм есть время перехода от классового общества к бесклассовому (постклассовому); и на всем его протяжении возможен откат назад.

Еще при жизни Ленина обнаружили себя две противоположно направленные тенденции становления социалистического государства: бюрократическая и анархическая. Ленин усматривал опасность для нового общества в обеих тенденциях, но большую опасность представлял собой в то время анархизм. Стремясь к всемерному укреплению пролетарского государства, Ленин, вместе с тем, искал противоядие против чрезмерной централизации и концентрации власти в руках относительно небольшой группы людей, однако ни теоретически, ни практически эффективные средства он найти не успел. И развитие советского общества пошло в русле все большего усиления тоталитаризма самого жесткого и антигуманного толка. Иными словами, в послеленинский период все более стала нарастать опасность бюрократизма, которая, в конечном счете, и стала одной из причин крушения мировой социалистической системы тоталитарного типа.

Правда, Ленину удалось на практике осуществить НЭП, представлявший собой фактически соединение социализма и рынка. Продолжение этой политики в стратегическом плане, возможно, позволило бы реализовать более оптимальную модель социализма, однако этого не произошло. Здесь много разных причин, и не последней из них явились теоретические колебания самого Ленина относительно будущего нэпа. Кроме того, достаточно противоречивым и порой негативным было отношение мыслителя к традициям демократии и свободы. Ленин, в частности, утверждал, что марксизм и большевизм никоим образом не могут стоять «за диктатуру демократии», «власть демократии». Это-де столь нелепо, столь абсурдно и бессмысленно, что является сплошным набором слов. Это все равно, что сказать – железный снег, или что-либо вроде этого». И в результате делал вывод о том, что «демократия противоречит диктатуре пролетариата».

В переломный период Новейшей истории серьезное влияние на формирование философии оказали Н.И.Бухарин, И.В.Сталин, Л.Д.Троцкий и др.

После смерти Ленина его идеи унаследовал марксизм-ленинизм – сложное учение, где вполне прогрессивные и революционные идеи уживались с идеями отнюдь непрогрессивными. Претендуя на идейную основу единства международного коммунистического и рабочего движения, его революционной стратегии и тактики, он привел к его расколу. Нельзя, однако, забывать о том, что под знаменем марксизма-ленинизма произошли преобразования, в корне изменившие облик современного мира; с ним связаны такие события, как Великая Октябрьская социалистическая революция, построение социализма в СССР, образование и развитие мирового социалистического содружества и многие др.

Преемником Ленина и ленинизма стал Сталин (1879-1953) и сталинизм. Сталинизм - это фактически идеология и практика социалистического тоталитаризма, общества со значительными элементами рабства. Марксистская аксиология, социальная философия была превращена в окостеневшую схоластическую доктрину, малопригодную для того, чтобы служить реальной основой современной социально-философской картины бытия, методом революционного преобразования мира. Беспомощность целой армии «профессионалов» пресловутого «научного коммунизма» с приходом М.С. Горбачева и др. стала совершенно очевидной.

Сегодня в марксизме насчитывается более 50 течений. При этом ни один из вариантов марксизма в XX столетии не сложился в непротиворечивую систему, адекватную научной картине мира и общественной практике. Это относится и “марксизму-ленинизму”. Он оказался внутренне противоречив, эклектичен, и в ряде случаев попросту несостоятелен. С одной стороны, марксизм-ленинизм – типичный представитель тоталитарного сознания. Характерен в этом плане “Краткий курс ВКП (б)” и его последующие модернизации, существовавшие в канве различных учебных курсов философии, политэкономии, научного коммунизма, отечественной истории вплоть до конца 80-х гг. С другой стороны, это ранние работы Маркса, впервые изданные в 50-х годах, творчество таких видных советских мыслителей, как В.Ф. Асмус, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин и многие др. В их работах прослеживаются традиции гуманистического философского мышления.

Каковы важнейшие идеи философии Ленина?

Ленин обобщил новейшие открытия в естествознании, сделанные после смерти Энгельса и развил философию марксизма в целом.

Ленин обосновал положение о возможности победы социалистической революции в нескольких или даже в одной отдельно взятой стране.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1844 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...