Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немецкая классическая философия. Кант провел границу между миром явлений и непознаваемым миром “вещей в себе”



И.КАНТ (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии. Согласно Канту, предметом философии является не изучение вещей самих по себе, а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ (или априорной, т.е. вне или до-опытной). Таким образом, гносеология у Канта приобретает односторонний характер и сводится к теории познающего субъекта. Мы можем познать только то, что сами создали.

Кант провел границу между миром явлений и непознаваемым миром “вещей в себе”. В гносеологии Канта непоследовательный субъективный идеализм совмещается с диалектическими идеями.

В области аксиологии, социальной философии Кант наибольшее внимание уделяет проблемам морали. Высший нравственный закон, или категорический императив, согласно Канту, требует не превращать другое разумное существо в средство для реализации своих целей. Нужно с самого начала отказаться от иллюзии, что, следуя категорическому императиву, человек может быть счастлив. Добродетель и счастье – две вещи несовместимые. Суровая этика Канта наследует традициям протестантизма.

Что является предметом философии у Канта?

Исследование познавательной деятельности, законов человеческого разума и его границ.

Какое содержание вкладывает Кант в понятие трансцендентальной философии?

Содержание трансцендентальной философии носит априорный, т.е. вне или до-опытный характер.

Почему Кант не является последовательным субъективным идеалистом?

Кант допускал существование вещей в себе, т.е. делал уступки материализму.

Каким проблемам наибольшее внимание отводит Кант в области аксиологии, социальной философии?

Проблемам морали.

В чем смысл высшего нравственного закона (категорического императива)?

Кант требует не превращать другое разумное существо в средство для реализации своих целей.

Выдающимся представителем диалектики является Г. Гегель (1770-1831). Согласно Гегелю миром движет некая мистическая Абсолютная идея. Всякое развитие протекает по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Гегель рассматривал свою систему как завершающую собой развитие всего человечества, в ней достигнута абсолютная истина. Тем самым система Гегеля, претендуя на абсолютность, завершенность, окончание философской эволюции, вступает в противоречие с его революционным диалектическим методом, который требует бесконечного дальнейшего развития.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития – как природы, так и общества, и человеческого мышления – заключен в саморазвитии понятия (идеи), а значит, имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий определяет собой диалектику вещей – процессов в природе и обществе. Гегелевское учение – это развернутая система объективного идеализма. В ней признается важное значение материального мира, однако он вторичен по отношению к Абсолютной идее.

Кант и Гегель являются сторонниками идеалистической диалектики. Л. ФЕЙЕРБАХ (1804-1872) – представитель метафизического материализма. В центре внимания Фейербаха человек как единство души и тела. Причем тело в его целостности, как раз и составляет сущность человеческого “Я”; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело – две стороны организма. Фейербах назвал свое учение “ антропологическим ”. Суть антропологического подхода заключается в стремлении сделать человека “мерой всех вещей”, из него и через него объяснить окружающий мир. Сторонники антропологического подхода так или иначе биологизируют сущность человека. Социальное качество человека оказывается своеобразным привеском, который не способен оказать решающего влияния на неизменную биотическую природу человека. Фейербах являлся материалистом внизу, т. е. в истолковании природы и идеалистом вверху, т. е. в понимании общества.

Каково основное противоречие в учении Гегеля?

Между его системой и диалектическим методом.

Какое решение дает Гегель основополагающему гносеологическому вопросу?

Гегель на первое место ставит абсолютную идею, поэтому его учение является объективно-идеалистическим.

Как в учении Гегеля решается проблема взаимосвязи движения и покоя?

Этот вопрос Гегель решает диалектически, т. е. абсолютный приоритет отдается движению и развитию.

В чем смысл антропологического учения Фейербаха?

Человек – мера всех вещей. Человек есть единство души и тела. Сущность человека носит по преимуществу биологический характер





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 579 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...