Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Большинство философских учений в качестве исходного понятия используют понятия бытия, реальности или существования. Достаточно традиционным является построение картины мира, исходящей из единой реальности. Человек издавна пришел к выводу: предметы природы, а также мысли, идеи "есть”, наличествуют, имеются в рамках единого мира, единой реальности. Иными словами, существование всего, что есть, было и будет – предпосылка единства мира. Таким образом, реальность (бытие) следует определить как все существующее вокруг нас, как неделимую целостность, лежащую в основе всей вселенной, материи и сознания.
Концепции реальности бывают монистическими, дуалистическими и плюралистическими. Монизм признает в качестве абсолютной лишь одну субстанцию [от лат. – сущность, то, что лежит в основе] – материальную или духовную. Монистическими концепциями выступают последовательный материализм и идеализм. Дуалистические концепции исходят из двух равноценных начал. Плюралистические концепции признают множество более или менее равноценных основ бытия.
2. Проблема субстанциальности бытия
В современных материалистических учениях (неомарксизм) первосубстанцией признается движущаяся материя. Иными словами, материя и движение абсолютны, т. е. несотворимы и неуничтожимы. Тогда как психика и сознание вторичны и относительны; они не могут существовать самостоятельно, вне и помимо своей материальной основы. При этом реальны как материя, так и сознание.
В идеалистических учениях первосубстанцией выступает некоторое духовное начало, а все материальное вторично и несамостоятельно. Такова Абсолютная идея Гегеля в системе объективного идеализма, таково сознание субъекта (в субъективном идеализме).
В основе материалистического монизма лежит категория материи. В основе идеалистического монизма лежит категория сознания (духовного).
Итак, в основе материалистических и идеалистических учений лежат категории материи и сознания. Что же такое материя и сознание?
Развитие науки позволило понимать материю как то, что обладает инерцией, непроницаемостью и неделимостью (механистическая концепция материи). Открытия в физике на рубеже XIX-XX вв. показали ограниченность такого понимания. В связи с этим было дано философское определение материи как объективной реальности, данной нам в ощущении. В дальнейшем был сделан вывод о том, что материя существует не только в виде вещества, но также и в виде поля.
В связи с этим философское определение материи было усовершенствовано. Её стали понимать как объективную реальность, данную нам в ощущении. Понятие реальности шире категории материи. Материя – это не вся реальность в целом, а ее объективная сторона. Термин «объективная» означает существование вне и независимо от сознания субъекта, т.е. человека и человечества. К объективной реальности относятся все окружающие нас материальные объекты: галактики и их скопления, звезды и планетные системы, молекулы и атомы, и т. д. Помимо объективной реальности, или материи, существует также реальность субъективная, т.е. психическая (духовная). Это чувства человека и животного, их ощущения, восприятия, представления и т.д.
Атрибутами, или основными свойствами, способами существования материи выступают пространство и время. Общий признак, который объединяет материю с пространством и временем – признак объективности. Иными словами, пространство и время существуют вне и независимо от сознания субъекта. Однако не все философские направления с этим согласны. Так, представители субъективного идеализма (Беркли, Кант, Авенариус, Мах и др.) усматривали в пространстве и времени формы организации человеческих восприятий и представлений, т.е. считали пространство и время субъективными.
Пространство и время, будучи двумя разными атрибутами материи, обладают специфическими чертами. Пространство выражает протяженность, время – длительность материальных объектов. Что означают эти черты? Протяженность пространства связана с сосуществованием материальных объектов, их расположением относительно друг друга (слева-справа, ниже-выше и т.д.). Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Длительность времени означает порядок следования материальных событий друг за другом, их цикличность и определенную ритмику изменения. Время имеет одно измерение (настоящее) и течет от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему (стрела времени).
Субстанциальный подход к пониманию пространства и времени в рамках классической механики связан с представлениями о пространстве как «пустом вместилище для тел» и о времени как «чистой длительности». Согласно этим представлениям, свойства пространства и времени не зависят от свойств движущейся материи.
Реляционный подход. В начале XX века сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира. Каким же мир предстает глазами современного ученого? Согласно Теории Относительности пространство и время не являются отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно переплетаются. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Свойства пространства и времени зависят от особенностей движущейся материи. Пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство искривляется, а время замедляется. Другие современные теории установили факт необратимости времени.
Эта картина мира существенно отличается от предшествующей (механистической). Согласно теории относительности, свойства пространства и времени (прямизна и кривизна пространства, ход времени) зависят от свойств материальной системы (от ее скорости и движения, величины силы тяготения). Такой подход к пониманию пространства и времени носит реляционный (относительный) характер.
Преемственность ТО с механистической картиной мира заключается в признании объективного характера материи, пространства и времени.
ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ДИАЛЕКТИКА.
Бытие представляет собой неразрывное единство материи и движения, или движущуюся материю. Следовательно, материя неразрывно связана с движением. Движение есть процесс универсального изменения, саморазвития объективного материального мира. В движении всегда существуют элементы покоя, т.е. устойчивости, равновесия. При этом движение материальной первосубстанции абсолютно, а её покой относителен.
Движение предполагает развитие. Критерием развития служит усложнение уровня организации движущихся материальных систем. Это выражается в появлении более организованных форм материального движения. Противоположностью движения выступают деструктивные изменения. Это второй вид движения, который сопровождается понижением уровня организации материи, ее упрощением. Возможен также третий вид движения – круговорот.
Философской теорией движения и развития служит диалектика. В истории философии принято выделять следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная, наивная диалектика античности (яркий представитель – Гераклит).
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX века (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
3. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс, Ленин и др.).
Классификацию основных форм движущейся материи дал Энгельс. Он выделил пять основных форм движения. Им отвечают основные разделы всего естествознания.
1. Наиболее простой из основных форм движения материи является механическое движение. Его часто называют пространственным перемещением макро- и микрообъектов. Это движение проявляется как равномерное, ускоренное, прямолинейное, вращательное, колебательное, оно может совершаться по определенным траекториям и без траекторий. Механическое движение в XIX в. понималось, главным образом, как перемещение макроскопических тел в пространстве. Ныне же установлено, что пространственные перемещения свойственны всем материальным образованиям - от простейших частиц до живого организма.
2. Физическая форма движения материи включает: движение элементарных частиц, внутриядерную, внутриатомную, электромагнитную, гравитационную формы.
3. Химическая форма движения становится одной из ведущих на «атомном» уровне материи, но не распространяется на весь атомный уровень, не проникает внутрь атома, ее «сфера действия» находится лишь в верхних пределах данного уровня и переходит в следующий. Физические процессы продолжают существовать здесь в роли «подчиненных», «неглавных».
4. Б иологическая форма движения материи.
5. На «вершине» форм движения материи располагаются общественные процессы. Носителем общественной формы движения материи является человеческая (или другая пока неизвестная нам) общность.
Все формы и уровни движущейся материи взаимосвязаны и неразрывны. Основой их единства и взаимной связи является материальное единство мира. Одна форма движения материи при соответствующих условиях способна превращаться в другую. Все формы движения включают в себя многие низшие формы, на базе которых они возникли. Например, человеческий организм функционирует на основе взаимодействия физико-химических и биологических форм движения. Одновременно человек выступает субъектом, или носителем, общественной формы движения материи.
Итак, между всеми формами движения существует тесная взаимосвязь. Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде предшествующие им низшие формы.
Как бы ни был многообразен окружающий нас мир, он един. Единство мира проявляется в общности законов движения, сходстве материальных систем, однородности физико-химического состава тел. Философское понятие материи охватывает собой все объективно существующие предметы и явления, в том числе те, которые еще неизвестны человеку, но могут быть открыты в ходе познания мира. Его не способны поколебать никакие дальнейшие открытия в естествознании. В любом случае остается незыблемым положение о материи как объективной реальности (первосубстанции). Таким образом, необходимо отличать философскую и естественнонаучную картины мира. Естественнонаучная КМ в большей степени связана с уровнем, достигнутым наукой и практикой в данный момент. Философское учение о материи нельзя сводить к сумме знаний о ее многочисленных свойствах, нельзя смешивать с учением о физическом или химическом строении материи.
Синергетика показала, что существуют одни и те же принципы самоорганизации различных по своей природе систем, от электронов до людей.
В неравновесных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и хаоса, а к "самопроизвольному" возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. Синергетика изучает когерентное, согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Они подвержены лишь малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям, находятся в состоянии нестабильности, т.е. - в неравновесном состоянии.
Синергетика устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен.
Однако применение синергетики в исследовании социальных процессов ограничено.
Как определяют понятие бытия (реальности)?
Бытие или реальность – это все существующее вокруг нас.
Как типологизируют концепции бытия (реальности)?
Различают монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия (реальности).
В чем разница между монизмом материалистическим и идеалистическим?
В материалистических концепциях пкервосубстанцией признается движущаяся материя. В идеализме в качестве первосубстанции выступает какое-либо духовное начало: Абсолютная идея (объективный идеализм), сознание человека (субъективный идеализм).
Как в материализме определяется категория материи?
Материя – объективная реальность.
Что означает термин «объективная»?
Термин «объективная» означает существование вне и независимо от сознания человека. Субъективные (психические) процессы не могут существовать абсолютно независимо от их материальной основы.
Что принято относить к атрибутам, или основным способам существования, материи?
К атрибутам, или основным способам существования, материи принято относить пространство и время.
Что представляют собой пространство и время, и сколько измерений они имеют?
Пространство выражает протяженность, а время длительность материальных объектов. Пространство трехмерно, время имеет одно измерение и течет от прошлого к будущему (стрела времени).
В чем выражается единство мира?
Единство мира выражается в общности законов движения, сходстве и функциях материальных систем, однородности физико-химического состава тел.
Что представляют и как взаимосвязаны между собой движение и покой?
Движение – это процесс всеобщего универсального изменения. Покой – это элементы устойчивости, равновесия, существующие в общем потоке движения. Движение абсолютно, покой относителен.
Каковы основные формы движения?
В группу основных форм движения принято включать пять форм: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!