Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мировоззрение эпохи Возрождения



Начиная с 15 в. происходят существенные изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Они вошли в историю как Эпоха Возрождения. Суть этих изменений заключается в преодолении феодальной раздробленности и создании крупных монархий. Кроме того, происходит процесс секуляризации (освобождение от власти религии ). Эта новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры. Отсюда и само название «ренессанс», т.е. возрождение. В действительности же культура Возрождения существенно отлична от античной. Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры.

Важнейшая отличительная черта мировоззрения Эпохи Возрождения – ориентация на искусство. В центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – Бог, в Эпоху Возрождения – человек. Поэтому философское мышление этого периода носит также антропоцентрический и гуманистический характер. Огромное влияние на развитие идей гуманизма оказали замечательные итальянские живописцы, скульпторы, архитекторы и писатели (Л. да Винчи, Микеланджело, Боккачио и др).

В Эпоху Возрождения широко распространенной формой мышления стал пантеизм (в пер. с греч. – всебожие). Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а природа обожествляется. Пантеистическая натурфилософия прямо не отрицала существование Бога, однако отождествляла его с Природой. Характерным представителем пантеизма является Н. Кузанский (1401-1464). Мыслитель разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которых находится неподвижная Земля. Земля движется, как и вся Вселенная. Тем самым Кузанец подготавливает коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм. Подобно Аристотелю, наиболее совершенным типом движения Кузанец считал круговое.

Фундаментом человеческой жизни служит вера. Она «руководит разумом» и всеми нашими поступками. Там, «где нет крепкой веры, никакое настоящее понимание… невозможно». Далеко опережая свое время, Кузанский высказал мысль о необходимости верующим различных религий объединиться и прекратить войны.

Видный представитель эпохи – Д. Бруно (1548-1600), радикальный и наиболее последовательный пантеист. Своим пантеизмом он прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Мыслитель выступает против всех церковных догматов о сотворении мира и его конце, развивает гелиоцентрические идеи Н. Коперника, утверждает, что существует бесконечное количество миров Вселенной. Пантеистическая философия природы Бруно завершает развитие ренессансного мышления.

С конца XIII – начала XIV в. на смену христианскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцентризм. Так, основой философских воззрений Л. Валла (1407-1457) стала мысль о стремлении всего живого к самосохранению и избеганию страданий. Жизнь – высшая ценность, а поэтому следует стремиться к наслаждениям и благу, чувству радости: «Жить без наслаждения невозможно, а без добродетели можно». В другом месте Валла провозглашает: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!». И вообще, Валла буквально воспевает человеческие чувства, доставляющие наслаждения, выразив в одном из своих произведений сожаление, что у человека только пять, а не пятьдесят или даже не пятьсот чувств! Попытка вывести нравственность из природы человека была чрезвычайно важна для идеологии гуманизма.

Другой представитель Эпохи – Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) подчеркивал, что, человек, занимая центральное место в мироздании - сам творец собственного счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.

В центре философских взглядов Никколо Макиавелли (1469-1527) не столько отдельный человек, сколько общество и государство. Мыслитель явно не усматривал в личности высшую ценность. Человек, по мнению флорентийского философа, свободен в своих поступках. Если христианское понимание сущности человека утверждало, что человек во всем подчинен высшему божественному провидению, заранее определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует совершенно новое понимание человеческой судьбы. Он говорит о том, что судьба человека не «фатум», а «фортуна». Судьба-фортуна никогда не может полностью определить жизнь человека. Более того, в "Государе» Макиавелли пытается даже вычислить соотношение – насколько жизнь человека зависит от высших обстоятельств, а насколько от него самого. И приходит к выводу, что «Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около этого она предоставляет нам самим».

Все свое внимание, в отличие от святого Августина, помыслы которого обращались на Град Божий, Макиавелли обратил на град Человеческий. Один из первых провозвестников политической науки Нового времени, Макиавелли устремлял свой взор на взаимодействие естественных причин и следствий, а не на трансцендентные факторы. Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения в том, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. И в этом смысле Макиавелли - сторонник самого жесткого реализма, поскольку, с его точки зрения, благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни обычного человека.

Мишель Монтень (1533-1592) выступил с концепцией антропоцентризма, которая идет совершенно вразрез с учением Ф. Аквинского. Французский мыслитель предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости …». По сути дела, в своих «Опытах» Монтень как бы завершает философско-этические поиски Эпохи Возрождения. Гуманистический лозунг «Великое чудо – человек!» находит в рассуждениях Монтеня свое логическое заключение и практическое применение. Ибо вся мудрость веков состоит только в одном – признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться жизни. Руководит и управляет всеми человеческими способностями вера, в то время как н аука, будучи продуктом несовершенного разума, может лишь немного помочь человеку в освоении религиозной истины, но никогда не сможет заменить ее. Более того, наука без веры приводит к атеизму – «учению чудовищному и противоестественному», по определению Монтеня.

В чем смысл важнейших изменений, характерных для Эпохи Возрождения?

Освобождение из-под власти религии (процесс секуляризации).

В чем заключается антропоцентрический и гуманистический характер философии Эпохи Возрождения?

В центр философии поставлен человек и его земные нужды.

Каковы основные черты философского учения Н.Кузанского?

Пантеизм, элементы диалектики.

Что принципиально нового в учении Томаса Мора?

Христианский гуманизм сочетается у него с гуманизмом коммунистическим.

Что означает пантеизм Д.Бруно?

Путь к материализму.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1627 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...