Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнегреческая философия



ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Уже в АНТИЧНОЙ древнегреческой философии была сделана попытка ответить на важнейшие вопросы. Античная философия – это философия рабовладельческого общества. Именно здесь обозначились основные направления и школы философии. Античная философия – это грандиозная попытка построить теоретическую картину мира. Античная философия существовала более тысячелетия – с 6 в. до н.э. до 529 г. н.э.

Первой философской школой Европы была Милетская школа. Ее основатель – Фалес (ок. 624-547). Древние мыслители-натуралисты искали первоначало, из которого произошло все. Это первоначало получило название субстанции, или первосубстанции. У Фалеса – это вода, у Анаксимена (ок. 588-525) – воздух. Назывались и другие стихии (огонь, земля). Таким образом, античный натурализм тяготеет к стихийному и наивному материализму.

Наряду с материалистической в античности шло формирование противоположной – идеалистической традиции. Согласно Пифагору (ок. 570 – ок. 500) и его ученикам, вещи происходят из числа и их элементов, «самое мудрое – число», и оно владеет всеми вещами, в том числе нравственными и духовными качествами. Пифагорейцы подметили количественную закономерность, действительно свойственную всем явлениям мира. Однако они преувеличили ее и противопоставили вещам как их причину. Пифагорейцы даже справедливость, любовь, дружбу, святость, удачу и т. д. сводили к каким-то свойствам числа. Таким образом, у пифагорейцев намечается зарождение идеализма.

В античной философии намечается также размежевание между диалектикой и метафизикой (как антидиалектикой). Диалектика отчетливо наметилась в учении Гераклита, а метафизика – в учении Парменида. Гераклит (ок. 544—ок.483) утверждал, что все находится в состоянии постоянного движения и изменения. Согласно Пармениду (2-я половина VI—начало V), ничто не находится в состоянии изменения. Бытие существует всегда, везде и неизменным образом. Эталоном бытия у Парменида является шар.

Смысл философствования не исчерпывается задачами познания мира. Не меньшее значение имеют социальные, или аксиологические, проблемы. Проблема человека и его ценностного мира вошла в античную философию вместе с софистами. Термин «софист» сам по себе позитивен и означает мудрый, искушенный, эксперт знания. Софисты сместили внимание с проблематики космоса на проблему человека. Софисты – зачинатели гуманистического периода в античной философии. Они выдвинули на первый план проблему воспитания. Софисты провозгласили, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании. Они безгранично верили в разум и поэтому именуются греческими «просветителями».

Наиболее известен среди софистов Протагор (ок. 490-420). Он выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей…». То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Таким образом, здесь мы имеем дело с одной из первых теоретических формулировок принципа оценки явлений.

Сначала последователем, а затем критиком софистов был Сократ (470/469-399). Сущность человека мыслитель усматривал в его душе. Поэтому в особой заботе нуждается не столько тело человека, сколько его душа.

В древнегреческой философии наиболее развернутые ответы на важнейшие вопросы философии дали Демокрит (460-370), Платон (428/427-348/347) и Аристотель (384-322 до н.э.). Учение Демокрита представляет собой высший этап в развитии античного материализма. Согласно Демокриту, существуют «неразрушимые мельчайшие тела», неделимые и непроницаемые. Бытие есть совокупность бесконечно большого числа этих мельчайших тел, или «атомов». Атомы разделены пустотой. Внутри атома не происходит никаких движений.

Человек, согласно Демокриту, - это «животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость». У Демокрита, как и других атомистов, душа – совокупность материальных атомов. Душа, как и тело, смертно. Замечательна мысль Демокрита о самостоятельном историческом прогрессе людей от звероподобного состояния к цивилизованному. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека.

Мыслитель высоко ценил дружбу и мудрость, образованность и счастье, которое предполагает состояние «хорошего духа». Это «такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно…». Соответственно, контрценности – это страх и отсутствие спокойствия.

Противоположная линия философствования характерна для Платона. Материю Платон мыслит как нечто изменчивое, текучее, непостоянное. Материя лишена определенности и потому непознаваема. Платон уподобляет ее субстрату (материалу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний, подобно тому как самые разные формы могут быть отлиты из золота. Материя способна принять любую форму в силу того, что сама она совершенно бесформенна, есть как бы возможность, а не действительность. Платон учил, что не идеи суть отражение материи, а, напротив, материя есть отражение идей, она ими порождается и приводится в движение. Философия Платона – это объективный идеализм.

Как и все сущее, Платон делит человека на две неравноценные сферы: бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа едина и неделима, тело делимо и состоит из частей. Душа – самодвижущееся и бессмертное начало, которое приводит в движение смертное тело. Тело корень всех зол. Со смертью тела душа освобождается из неволи. Смерть – эпизод в жизни души. После смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем вновь вселиться в другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души совсем оставляют земной, несовершенный мир и попадают в царство идей.

Стремление к созданию всеобъемлющей и единой картины мира отличает творчество Аристотеля. Он проводит различие между материей, как субстратом, и формой. Суть бытия заключается в форме, а не материи. Материя вторична, поскольку есть лишь «возможность», форма первична, ибо есть «действительность». Следовательно, основополагающий вопрос Аристотель решает в духе объективного идеализма.

Аристотель дает следующее определение движению: «всякое движение есть некоторое изменение». Осуществляет движение некий перводвигатель, находящийся за пределами материи.

Какие же ценности Аристотель считает высшими? Как и Платон, Аристотель усматривает высшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных ценностях, а в духовном удовлетворении. Оно возникает из чувства исполненного долга. Аристотель и Платон сходятся, далее, в том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании собственной личности как духовного существа. Наивысшей формой жизнедеятельности является познание, философствование, словом, созерцательная жизнь.

Навсегда вошло в историю философской мысли аристотелевское определение человека как общественного политического животного, наделенного разумом. Демокрит, Платон и Аристотель – защитники системы рабовладения. Рабы у Аристотеля не являются гражданами государства. Люди от природы неравны. У раба не может быть счастья.

Какова основная проблема у философов Милетской школы?

Проблема первоначала.

Почему представителей Милетской школы относят к натуралистам?

В качестве первоначал они выдвигали некоторые вполне реальные стихии.

Чем пифагорейское начало отличается от начала Фалеса или Анаксимена?

Оно нематериально (представляет собой число).

У каких мыслителей наметились диалектические и метафизические (антидиалектические) тенденции?

Диалектические тенденции наметились в учении Гераклита, метафизические – в учении Парменида.

С каким направлением связывают переориентацию античной философии на проблему человека и его ценностного мира?

С учением софистов.

Каковые основные идеи Демокрита, Платона и Аристотеля?

Учение об атомах (Демокрит), о дуализме души и тела (Платон), о материи и форме (Аритотель).

Какое определение дал человеку Аристотель?

Человек – это политическое (или общественное) животное.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 774 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...